Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствует. Ознакомление с природой в детском саду. Учебно-методический комплект к программе «ОТ рождения до школы». Соломенникова О. А.





Ш ДО ШКОЛЫ


СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС


0. А. Соломенникова

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Средняя группа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2015


ББК 74. 100. 5 УДК 373. 2

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Соломенникова Ольга Анатольевна кандидат педагогических наук, до­цент, заведующая кафедрой дошкольного образования, Почетный работ­ник высшего и профессионального образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Соломенникова О. А.

Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -96 с.

В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 4—5 лет с природой, а также содержание наблюдений на прогулке. Предложенная система работы включает экскурсии на при­роду, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и мно­гое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.


ISBN 978-5-4315-0491-4


© Соломенникова О. А., 2014 © «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014


Предисловие

Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работаю­щим по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольно­го возраста. В пособии представлены краткие методические рекомен­дации, планирование и содержание работы по ознакомлению с при­родой, а также содержание наблюдений на прогулке. Предложенная система работы включает экскурсии на природу, наблюдения за жи­выми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.

Методика работы с детьми должна соответствовать задачам прог­раммы. При этом воспитатель может дополнять и изменять предло­женное в пособии содержание занятий в зависимости от погоды, реги­ональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы.

Работа по ознакомлению с природой в средней группе построена с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.

Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. В связи с этим некоторые формы работы рекомендуется проводить на улице (экс­курсии на природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты и многое другое). Это дает детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно.

Знания, полученные детьми в процессе организованной образова­тельной деятельности, необходимо закреплять в повседневной жизни. Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться в повседнев­ной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходи­мо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности.

 


Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, пе­дагогу следует помнить об этом. Необходимо учитывать и то, что каж­дый день в природе неповторим. В процессе ознакомления с природой следует формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру; учить видеть изменения в природе, делать элементарные умозак­лючения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впе­чатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике.

В средней группе детей продолжают учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть де­ревья, кустарники и травянистые растения. Уточняются и обогащаются представления детей о многообразии растительного и животного мира.

Следует закреплять знания детей о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят челове­ку. Формировать желание ухаживать за животными, заботиться о них.

Ежедневные наблюдения на прогулке расширяют представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях), обога­щают эстетические представления. Наблюдение — один из основных компонентов прогулки. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений*.

• Цели и задачи наблюдений должны быть поставлены четко
и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер,
заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставлен­
ный вопрос.

• Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать не­
большой круг знаний. Представления об объектах природы формиру­
ются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними.
Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно рас­
ширяя и углубляя первоначальные представления ребят.

• В организации наблюдений следует предусматривать систем­
ность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформирует­
ся полное, глубокое представление об окружающей природе.

• Наблюдение должно способствовать развитию умственной и
речевой активности детей. Активизация умственной деятельности
достигается разнообразными приемами: постановка конкретной
и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских
действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта,

* Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцева М. М. Методика озна­комления с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». —М.: Просвещение, 1991.

 


проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности, про­буждающих мышление ребенка.

• Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, жела­
ние как можно больше узнать о ней.

• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны
закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с по­
мощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение
книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, бе­
седы об увиденном).

• В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформи­
ровано представление или элементарное понятие о том или ином
объекте природы.

Предлагаемые в данном пособии конспекты были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Особую благодарность выражаем сотрудникам ГОУ детский сад № 1796 Юго-Западного административного округа г. Москвы (за­ведующей Николаевой И. Б., старшему воспитателю Гусевой О. А., пе­дагогу-экологу Копоровой Е. В. ); сотрудникам МДОУ № 37 г. Балаши­хи Московской области (заведующей Стрельцовой О. Б., старшему воспитателю Ивановой Н. Н., педагогу-экологу Бобышевой Е. О. ) и сотрудникам МДОУ № 3 «Рябинка» г. Балашихи Московской области (заведующей Пискуновой И. В. ) за активное участие в этой работе.

Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


Примерное тематическое планирование работы с детьми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...