Методические рекомендации по организации деятельности
Методические рекомендации по организации деятельности
педагога-психолога ДОУ
В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. В сборник вошел комплект (пакет) рабочей документации педагога-психолога: специальная документация и организационно-методическая документация.
Сборник предназначен для педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.
Рецензент:
Потапова Алёна Александровна – методист МБОУ ДПО ЦРО, кандидат психологических наук.
Авторы составители:
Мелехина Ольга Александровна – руководитель ГПС педагогов-психологов ДОУ, руководитель РМО Центрального района, педагог-психолог МАДОУ «ДС № 23 г. Челябинска»;
Асташкина Ольга Леонидовна – педагог-психолог высшей категории;
Армянинова Юлия Сергеевна – руководитель РМО Металлургического района, педагог-психолог МАДОУ «ДС № 449 г. Челябинска»;
Афанасьева Наталья Михайловна – руководитель РМО Курчатовского района, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 394 г. Челябинска»;
Ботева Марина Борисовна - руководитель РМО Тракторозаводского района, педагог-психолог МАУ «ЦППМСП г. Челябинска»;
Егорова Ирина Николаевна - руководитель РМО Калининского района, педагог-психолог МАДОУ «ДС № 462 г. Челябинска»;
Иванова Наталья Сергеевна - руководитель РМО Калининского района, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 395 г. Челябинска»;
Князева Елена Михайловна – руководитель РМО Ленинского района, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 2 г. Челябинска»;
Криволапова Наталья Михайловна - руководитель РМО Ленинского района, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 315 г. Челябинска»;
Петухова Наталья Геннадьевна - руководитель РМО Курчатовского района, педагог-психолог МАДОУ «ДС № 77 г. Челябинска»;
Поздеева Елена Николаевна – руководитель РМО Тракторозаводского района, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 251 г. Челябинска»;
Путилова Марина Борисовна – руководитель РМО Советского района, педагог-психолог МАДОУ «ДС № 422 г. Челябинска»;
Рязанова Вера Николаевна – руководитель РМО Центрального района, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 181 г. Челябинска».
СОДЕРЖАНИЕ
1.
| АВТОРЫ составители
|
|
2.
| НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ обеспечение
|
|
3.
| ПРОФСТАНДАРТ педагога-психолога ДОУ
|
|
4.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Структура
|
|
5.
| ГРАФИК РАБОТЫ педагога-психолога
|
|
6.
| ЦИКЛОГРАММА
|
|
7.
| ГОДОВОЙ ПЛАН работы
|
|
8.
| ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ инструментарий
|
|
9.
| КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
|
|
10.
| ФОРМЫ УЧЕТНОЙ деятельности
|
|
11.
| МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 1 часть. ЯСЮКОВА Л. А.
|
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТВЦИЯ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
- Конвенция о правах ребенка - Принята резолюцией44/25 Генеральной Ассамблеи от20 ноября 1989;
- Конвенция о правах инвалидов - Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования - Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Oбъединенных Наций по вопросам образования, науки культуры от 14 ноября 1960 года;
- Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда - Принята на 87-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1 июня 1999 года;
- Декларация прав ребенка - Принята резолюцией 1386 (ХIV)Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года;
- Декларация о правах умственно отсталых лиц - Принята резолюцией 2856 (XXVI)Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей - Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года;
- Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей - Принята 5-9 марта 1990 года Всемирной конференцией по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд;
- Всеобщая декларация прав человека - Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
Законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
§ Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации - принята народом России 12 декабря 1993 года;
- Семейный кодекс Российской Федерации" от 29. 12. 1995 N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30. 05. 2014г., от 01. 05. 2017);
- Федеральный закон " Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30. 12. 2001 N 197-ФЗ (ред. от 01. 07. 2017);
- Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02 июля 1992г. № 3185-1 (с изменениями от 21 июля 1998г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 29 июня, 22 августа 2004г. );
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ;
- Этический кодекс психолога принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества;
- Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24. 11. 1995г. № 181-ФЗ (с изменениями от 04. 01. 1999г., 17. 07. 1999г., 27. 05. 2000г., 09. 06. 2001г., 08. 08. 2001г., 29. 12. 2001г., 30. 12. 2001г., 29. 05. 2002г. );
- Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02 июля 1992г. № 3185-1 (с изменениями от 21 июля 1998г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 29 июня, 22 августа 2004г. );
- Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - от 21. 05. 1999г. №120 - ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» - от 26. 08. 2010г. №761-ФЗ;
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» -постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288;
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ - приказ Министерства образования РФ от 22 декабря 1999г. № 636;
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - постановление Правительства РФ от 31 июля 1998г. №867;
- Типовое положение об образовательном учреждении - постановление Правительства РФ от 19 марта 2001г. № 196, с изменениями от 23 декабря 2002г., 1 февраля 2005г.;
- Постановление СанПин 2. 41. 3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций » (с изменениями от 04. 04. 2014г. );
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации - постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996г. №1;
- Концепция реформирования системы специального образования - решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1999г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования - дошкольное и начальное звенья, утверждена Федеральным координационном советом по общему образованию Министерства образования РФ 17 июня 2003г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 г., с изменениями и дополнениями от 30. 05. 2014г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 29. 09. 2013 № 1082;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 07 апреля 2014г. № 276;
- Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002г. « 29/2065-п.;
- Приказ Минобразования и науки РФ " Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" от 30. 08. 2013 N 1014;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» от 11 мая 2016 № 536;
- Письмо Министерства образования РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» от 25 марта 1994г. « 35-М.;
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04 сентября 1997г. №48;
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Об учителях-логопедах и педагогов-психологов» от 22 января 1998г. №20-58-07ин/20-4;
- Письмо Минобразования РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 7 апреля 1999г. №70/23-16;
- Письмо Министерства Образования РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 29 июня 1999г. №129/23-16;
- Письмо Министерства Образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27 марта 2000г. № 27/901-6;
- Письмо Министерства образования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 28 июня 2000г. №27/1012-6;
- Письмо Министерства образования РФ «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии» от 03 августа 2000г. №22-06-862;
- Письмо Министерства образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16 января 2002г. №03-51ин/23-03;
- Методическое письмо Министерства образования РФ «Рекомендации по организации приема в первый класс» от 21 марта 2003г. №03-51-57ин/13-03;
- Методическое письмо Министерства образования РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03 апреля 2003г. №27/2722-6;
- Письмо Министерства образования РФ «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» от 30 мая 2003г. №27/2881-6;
- Письмо министерства образования РФ «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» от 27 июня 2003г. №28-51-513/16;
- Письмо Министерства образования РФ «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ» от 18 апреля 2008г. № АФ-150/06;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «О психологической службе образования в Российской Федерации» от 2 марта 2016 г. № 07-871;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» от 24 декабря 2001г. № 29/1886-6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: