Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов
Изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи
Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом разрабатывать способы их коррекции
Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
3. 1. 6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
Трудовые действия
Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности
Ознакомление педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)
Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей
Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций
3. 1. 7. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
Трудовые действия
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в ДОО, начало обучения, переход в новую образовательную организацию)
Разработка рекомендаций для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)