Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2.5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несове




3. 2. 5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Трудовые действия

  • Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
  • Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося
  • Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов
  • Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям
  • Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи
  • Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе
  • Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с педагогами, сверстниками, родителями (законными представителями)
  • Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО у лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Система психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации организуется с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка и включенности педагога-психолога в образовательный процесс.

В настоящее время принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.

Деятельность по психологическому обеспечению образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи: Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами в сфере образования.

Рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога-психолога, характеризующей систему комплексного психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей, родителей и педагогов в условиях образовательного процесса.  

       Рабочая программа педагога-психолога разрабатывается на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОУ), с учетом специфики детского контигента и реализуемой основной программы, в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) по обучению, развитию и воспитанию детей раннего и дошкольного возраста от полутора до восьми лет.

Рабочая программа составляется с учетом:

  • нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога;
  • основных принципов ФГОС ДО;
  • возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников;
  • отражает сущность психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений различных категорий детей, (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, одаренных (перспективных) детей, родителей, педагогов.

Рабочая программа определяет деятельность педагога-психолога в соответствие с предъявляемыми требованиями профессионального стандарта к деятельности педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях.

Профстандартом определены основные трудовые функции педагога-психолога ДОО, которые включают трудовые действия, необходимые умения и знания.

Обобщенные трудовые функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях общего и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ:

  • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
  • психологическая диагностика детей и обучающихся;
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
  • психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).
  • психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

       Обобщенные трудовые функции в оказании психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся:

  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В условиях реализации ФГОС ДО система психолого-педагогического сопровождения воспитанников направлена на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, социальной адаптации.

Особая роль в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников дошкольной организации принадлежит педагогу-психологу в основе, которой лежит совместная деятельность со специалистами, с педагогами групп и родителями.

Рабочая программа педагога-психолога раскрывает направления, формы и методы работы, специфику деятельности с различными категориями детей, взаимодействие с педагогами и родителями.  

При написании рабочей программы педагог-психолог может опираться на алгоритм, разработанный сотрудниками факультета Челябинского педагогического университета по психолого-педагогическому сопровождению ООП ДОО.  

Структура и примерное содержание рабочей программы педагога-психолога ДОО. Рабочая программа включает в себя введение, три раздела: целевой, содержательный, организационный, список литературы, приложения к программе.

I – Целевой раздел включает:

1. 1. Пояснительную записку (принципы, цели и задачи деятельности педагога-психолога). 1. 2. Возрастные особенности развития дошкольников. Описание категории участников образовательной организации.

1. 3. Целевые ориентиры дошкольного образования и характеристики возрастных возможностей освоения ООП ДО.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...