№
| Показатели
| Название методики
| Автор
| Цель
| объект
| применение
|
Диагностика готовности к школе
|
1.
| Готовность к обучению в школе
| Методика определения готовности к школе
| Л. А. Ясюкова
| Изучение готовности к обучению в школе детей седьмого года жизни
| 6-7 лет
| основной
|
2.
| Готовность к школьному обучению
| Методика определения готовности к школе
| Д. М. Полев,
Н. Н. Мельни-кова,
О. Б. Елагина
| Изучение готовности к обучению в школе детей седьмого года жизни
| 6-7 лет
| дополнительный
|
Адаптация к условиям ДОУ
|
1.
| Уровень адаптации
| Психодиагностика дезадаптации младших дошкольников к детскому саду
| Л. В. Макшан-цева
| Выявление тревогоформирую-щих факторов, оказывающих отрицательное влияние на детей в период привыкания их к новым условиям
| 2-3 года
| основной
|
2.
| Уровень адаптации
| Индивидуальный лист адаптации
| К. Л. Печора
| Выявление степени адаптации ребенка на основе определения динамики адаптационных показателей и длительности их стабилизации
| 2-3 года
| основной
|
3.
| Сформирован-
ность умений и навыков, способствую-щих благоприятной адаптации
| Анкета - прогноз «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение»
| К. Л. Печора
| Определение особенностей ребенка, установленного режима, укладывания на сон, индивидуальных привычек
| 2-3 года
| основной
|
4.
| Эмоционально-поведенческие реакции детей в адаптационный период
| «Шкала оценки эмоционального профиля детей раннего возраста»
| М. Я. Студеникин Ю. А. Макаренко, А. И. Баркан
| Исследование особенностей адаптации ребенка к ДОУ
| 2-3 года
| дополнительный
|
Изучение социально-психологического климата в детском коллективе
|
1.
| Психологичес-кий климат в группе детей
| Методика
«Секрет»
| Т. А. Репина
| Определение ценностных ориентаций группы, статуса каждого ребенка, взаимоотношений детей внутри группы
| 4-7 лет
| дополнительный
|
2.
| Психологичес-кий климат в группе детей
| Методика
«Два дома»
| И. Вандвик,
П. Экблад
| Определение статуса ребенка в группе, характера отношений со сверстниками (симпатии и антипатии)
| 4-7 лет
| дополнительный
|
3.
| Переменные, характеризую-щие конкретно-личностные отношения ребенка к его окружению и самому себе
| Межличностные отношения ребенка
| Р. Жиль
| Определение отношения к семейному окружению, друзьям, к авторитетному взрослому и пр.
| 6-7 лет
| дополнительный
|
Изучение одаренности
|
1.
| Творческое мышление
| Незаконченные фигуры
| П. Торренс
(модификация
В. Г. Грязевой)
| Изучение творческого мышления
| 5-7 лет
| основной
|
2.
| Одаренность детей дошкольного возраста
| Педагогическая диагностика одаренности ребенка
«Способности вашего ребенка»
| Источник: «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками» под редакцией Ю. А. Афонькиной, О. В. Филатовой
| Проявления одаренности в разных видах детской деятельности
| Анкеты для родителей и педагогов
| основной
|
Дифференциальная диагностика
|
1.
| Познавательное развитие
| Диагностическая программа изучения уровня психического развития детей раннего возраста
| Е. А. Стребелева
| Определение уровня психического
развития
| 2-3 года
| основной
|
2.
| Познавательное развитие
| Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка
| Н. Я. Семаго,
М. М. Семаго
| Определение уровня психического
развития
| 3-7 лет
| дополнительный
|
3.
| Познавательное развитие
| Диагностика умственного развития детей 6-го года жизни
| Р. И. Бардина,
А. И. Булычева,
О. М. Дьяченко,
Т. В. Лаврентьева В. В. Холмовская
| Определение уровня умственного развития, предпосылок произвольности
| 5-6 лет
| дополнительный
|
4.
| Познавательное развитие
| Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей
| С. Д. Забрамная
О. В. Боровик
| Определение уровня умственного развития
| 3-7 лет
| дополнительный
|
5.
| Развитие интеллектуаль-ной сферы
| Шкала интеллекта Векслера для детей
| Д. Векслер
| Исследование уровня развития вербального и невербального интеллекта
| 5-7 лет
| дополнительный
|
Исследование эмоционально-личностных особенностей дошкольников
|
1.
| Внутрисемей-ные отношения
| Рисунок семьи
| Диагностичес-кий комплекс
Л. А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»
| Выявление особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье
| 5-7 лет
| основной
|
2.
| Эмоциональ-ные установки ребенка
| Цветовой тест
М. Люшера
| Диагностичес-кий комплекс
Л. А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»
| Определение эмоциональных установок ребенка по отношению к дому, детскому саду, школе.
| 5-7 лет
| основной
|
3.
| Эмоциональ-ная сфера
| Тест тревожности
| В. Амен, М. Дорки,
Р. Тэммл
| Изучение уровня тревожности детей дошкольного возраста
| 4-7 лет
| основной
|
4.
| Эмоциональ-ная сфера
| Тест «Рука»
| Э. Вагнер
| Выявление агрессивных тенденций, наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения
| 4, 5-7 лет
| дополнительный
|
5.
| Личностная сфера
| Несуществующее животное
| Источник: adalin. mospsy. ru
(В. Н. Костяева)
| Выявление особенностей развития личности ребенка, взаимоотношений с окружением.
| 5-7 лет
| дополнительный
|
6.
| Страхи
| Методика
«Страхи в домиках»
| А. И. Захаров
М. Панфилова
| Выявление количества страхов у детей дошкольного возраста
| 3-7 лет
| дополнительный
|
7.
| Самооценка
| Методика
«Лесенка»
| Т. Д. Марцинковская
| Определение уровня развития самооценки ребенка
| 3-7 лет
| дополнительный
|
Исследование детско-родительских отношений
|
1.
| Родительско-детские отношения
| Взаимодействие взрослого и ребенка (ВРР)
| И. М. Марков-ская
| Изучение реального взаимодействия в семье
| Родители детей дошкольного возраста
| основной
|
2.
| Родительско-детские отношения
| Анализ взаимодействия в семье
| Э. Эйдемиллер
| Изучение типа нарушенного воспитания в семье
| Родители детей дошкольного возраста
| дополнительный
|
3.
| Переменные, характеризую-щие конкретно-личностные отношения ребенка к его окружению и самому себе
| Межличностные отношения ребенка
| Р. Жиль
| Определение отношения к семейному окружению, друзьям, к авторитетному взрослому и пр.
| 6-7 лет
| дополнительный
|
Исследование педагогического коллектива
|
1.
| Эмоциональ-ная сфера
| Методика исследования эмоционального выгорания
| В. В. Бойко
| Определение уровня эмоционального выгорания
| Педагоги ДОУ
| основной
|
2.
| Эмоциональ-ная сфера
| Опросник на определение уровня психического выгорания (МВI)
| К. Маслач С. Джексон
(адаптирован
Н. Е. Водопьяновой)
| Определение уровня эмоционального выгорания
| Педагоги ДОУ
| дополнительный
|
3.
| Эмоционально-личностная сфера
| Определение психического выгорания
| А. А. Рукавишникова
| Интегральная диагностика психического «выгорания», включающая различные подструктуры личности
| Педагоги ДОУ
| дополнительный
|
4.
| Эмоционально-личностная сфера
| Метод определения уровня стресса
| Л. Ридер
| Выявление состояния стресса
| Педагоги ДОУ
| дополнительный
|
5.
| Эмоционально-личностная сфера
| Многофакторный личностный опросник FPI
| И. Фаренберг
Х. Зарг
Р. Гампел
| Определение уровня личностного напряжения
| Педагоги ДОУ
| дополнительный
|
6.
| Поведение в ситуации предъявления профессиональ-ных требований
| Опросник поведения и переживаний, связанных с работой (AVEM)
| У. Шааршмидт
А. Фишер
(адаптирован
Т. Ронгинской)
| Определение уровня профессиональной активности, психической устойчивости и стратегии преодоления проблемных ситуаций и эмоционального отношения к работе
| Педагоги ДОУ
| дополнительный
|