Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  сочетание гласных с шипящими




Загадки.

Цель. Отгадывание загадок; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Целый день купается,

Все не разувается.

День и ночь на ножках

Красные сапожки.        (Гусь. )

Ходит к речке смело

Весь в наряде белом.

У него на ножках

Красные сапожки.     (Гусь. )

Ежедневно

В семь утра Он трещит:

— Вставать порррррра!     (Будильник. )

Он всюду—в поле и в       саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.          (Дождь. )

С неба падает слезами,

По земле бежит ручьями.         (Дождь. )

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой — провожает. (Дверь. )

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.    (Снегирь. )

Эта книга не простая,

По ней я буквы изучаю.    (Букварь. )

Это кто такой садовник?

Полил вишни и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы.     (Дождь. )

Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами целый день.

Стоит солнышку зайти,

Как ее вам не найти.     (Тень. )

Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.     (Ель. )

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.       (Лось. )

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слезы прячет,

А на солнце плачет.      (Сосулька. )


                        СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ С ШИПЯЩИМИ

Отрицай.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниямича — ща.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.

Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащ — нет плаща.

Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач.

Один — много.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями жи — ши .

Оборудование. Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп.

Ход игры. Класс делится на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т. е. записывают его во множественном числе. Например: еж — ежи . Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитывается быстрота и правильность выполнения задания, а также качество работы над ошиб­ками, обнаруженными другой командой.

Примерный материал. Слова: еж, уж, ухо, ерш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж, карандаш, пляж.

Он —я.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чу — щу.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучит—я стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет, скачет, тратит, вы­ручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.

Шипящие.

Цель. Активизация слов с изучаемыми орфограммами и закреп­ление их правописания(ча — ща, жи — ши, чу — щу).

Оборудование. 1. У каждого играющего семь слогов жи и набор других слогов, которые в сочетании с этим слогом образуют слова: но, лы, у, чи, лу, ли, раф.

2. У каждого играющего восемь слогов ши и набор следующих слогов: гру, ер, кры, мы, пы, на, у, пит.

3. У каждого играющего шесть слогов ча и слогида, ку, ту, сы, ща, шка.

4. У каждого играющего четыре слога ща и набор слогов ро, пи, ча, вель.

5. У каждого играющего семь слогов чу и четыре слогащу, а также слогидак, жой, гун, лок, лан, ка, кри, пла, та, чи, про.

Ход игры. Слоги с изучаемой орфограммой (один из вариан­тов) раскладываются столбиком. Затем к ним приставляются слева или справа другие слоги, так, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто первый сложит в слова все имеющиеся слоги.

Пруд.

Цель. Закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными; умение объяснять орфограммы.

Оборудование. Фигурки рыбок, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих.

Ход игры. Рыбки прикрепляются к магнитной доске или к фланелеграфу. Учащиеся выступают в роли рыбаков. Рыбка считает­ся пойманной и остается у ученика, если он, взяв рыбку, вставил в слово нужную гласную и объяснил ее правописание. Если одно из условий не выполнено, рыбка возвращается в «пруд». Выигрывает ряд, у которого больше «пойманных» рыбок. Комментарий для учителя. При закреплении несколь­ких орфографических правил на обороте рыбки может быть написано несколько слов, каждое с пропущенной буквой в соответствии с требуемой орфограммой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...