сочетание гласных с шипящими
Загадки. Цель. Отгадывание загадок; закрепление правописания слов с мягким знаком. Целый день купается, Все не разувается. День и ночь на ножках Красные сапожки. (Гусь. ) Ходит к речке смело Весь в наряде белом. У него на ножках Красные сапожки. (Гусь. ) Ежедневно В семь утра Он трещит: — Вставать порррррра! (Будильник. ) Он всюду—в поле и в саду, Но в дом не попадет. И никуда я не пойду, Покуда он идет. (Дождь. ) С неба падает слезами, По земле бежит ручьями. (Дождь. ) Одной ручкой всех встречает, Другой ручкой — провожает. (Дверь. ) Каждый год я к вам лечу — Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь. ) Эта книга не простая, По ней я буквы изучаю. (Букварь. ) Это кто такой садовник? Полил вишни и крыжовник, Полил сливы и цветы, Вымыл травы и листы. (Дождь. ) Ей бродить ничуть не лень Рядом с вами целый день. Стоит солнышку зайти, Как ее вам не найти. (Тень. ) Что за дерево-девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель. ) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось. ) Забралась на карниз, Нос повесила вниз. На ночь слезы прячет, А на солнце плачет. (Сосулька. ) СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ С ШИПЯЩИМИ Отрицай. Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниямича — ща. Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе. Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащ — нет плаща.
Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок. Примерный материал. Слова: плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач. Один — много. Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями жи — ши . Оборудование. Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп. Ход игры. Класс делится на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т. е. записывают его во множественном числе. Например: еж — ежи . Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитывается быстрота и правильность выполнения задания, а также качество работы над ошибками, обнаруженными другой командой. Примерный материал. Слова: еж, уж, ухо, ерш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж, карандаш, пляж. Он —я. Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чу — щу. Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучит—я стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок. Примерный материал. Слова: стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет, скачет, тратит, выручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.
Шипящие. Цель. Активизация слов с изучаемыми орфограммами и закрепление их правописания(ча — ща, жи — ши, чу — щу). Оборудование. 1. У каждого играющего семь слогов жи и набор других слогов, которые в сочетании с этим слогом образуют слова: но, лы, у, чи, лу, ли, раф. 2. У каждого играющего восемь слогов ши и набор следующих слогов: гру, ер, кры, мы, пы, на, у, пит. 3. У каждого играющего шесть слогов ча и слогида, ку, ту, сы, ща, шка. 4. У каждого играющего четыре слога ща и набор слогов ро, пи, ча, вель. 5. У каждого играющего семь слогов чу и четыре слогащу, а также слогидак, жой, гун, лок, лан, ка, кри, пла, та, чи, про. Ход игры. Слоги с изучаемой орфограммой (один из вариантов) раскладываются столбиком. Затем к ним приставляются слева или справа другие слоги, так, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто первый сложит в слова все имеющиеся слоги. Пруд. Цель. Закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными; умение объяснять орфограммы. Оборудование. Фигурки рыбок, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих. Ход игры. Рыбки прикрепляются к магнитной доске или к фланелеграфу. Учащиеся выступают в роли рыбаков. Рыбка считается пойманной и остается у ученика, если он, взяв рыбку, вставил в слово нужную гласную и объяснил ее правописание. Если одно из условий не выполнено, рыбка возвращается в «пруд». Выигрывает ряд, у которого больше «пойманных» рыбок. Комментарий для учителя. При закреплении нескольких орфографических правил на обороте рыбки может быть написано несколько слов, каждое с пропущенной буквой в соответствии с требуемой орфограммой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|