Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  слова, обозначающие признаки предметов




                           СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

Что подарил ребятам Чебурашка?

Цель. Развитие умения узнавать предмет по его признакам.

Оборудование. Чебурашка (игрушка или его изображе­ние), корзинка или коробка с игрушками (фруктами, учебными вещами).

Ход игры. Учитель рассказывает: «Чебурашка пришел к нам в гости и принес подарки. Он просит вас угадать, что это за подарки». Далее учитель, не вынимая игрушки из коробки, опи­сывает их, называя признаки каждого предмета в отдельности («Кра­сивая, голубоглазая, маленькая»). Отгадавший получает право поиг­рать с этой игрушкой на перемене.

Назови такой же.

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак.

Ход игры. Учитель называет предмет и один из его приз­наков. Ученики перечисляют другие предметы, имеющие такой же признак. Например: «Цыпленок пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка тоже пушистая, снег тоже пушистый, белка пушистая» и т. д. За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ученик получает фишку.

Лото «Найди меня! ».

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак, ставить вопрос к словам, обозначающим признаки предметов.

Оборудование. У каждого ученика карточка лото с тремя картинками (стол, мяч, флаг, снег, лиса, книга, дерево, ежик, стакан, арбуз, девочка, гвоздь, река, ландыш, варежки, лес, дом, огурец) и три фишки; у ведущего маленькие карточки со словами: деревянный, резиновый, шелковый, пушистый, хитрая, интересная, высокое, колючий, стеклянный, спелый, аккуратная, железный, глубокая, душистый, теплые, дремучий, кирпичный, соленый.

Ход игры. Ведущий читает по карточке слово. Ученики находят у себя на картинках предметы, которым соответствует данный признак, и поднимают руку. Отвечающий называет предмет, ставит вопрос «какой? », «какая? », «какое? » или «какие? » и называет признак. Например: «Варежки (какие? ) теплые». Ученику, не сумевшему дать правильный ответ, помогает один из одно­классников.

После этого все имеющие данную картинку, кроме допустив­шего ошибку, закрывают ее фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл карточку.

Молчанка.

Цель. Развитие умения соотнести название признака и вопрос к слову, его обозначающему.

Оборудование. У учителя карточки со словами, обозначаю­щими признаки предметов и употребленными в разных формах; карточки с вопросами «какой? », «какая? », «какое? », «какие? » — у каждого ученика один набор.

Ход игры. Учитель показывает карточку со словом-приз­наком, ученики поднимают карточку с соответствующим вопросом. Например: «Глубокая—какая? », «Трудолюбивые—какие? », «Прох­ладный — какой? », «Мокрое — какое? ». Кто показал несоот­ветствующую карточку, получает штрафное очко (черный кружок). Нужно постараться как можно меньше получить штрафных очков.

Что из чего сделано?

Цель. Активизация слов, обозначающих признаки предмета по материалу; умение ставить к ним вопросы.

Оборудование. Набор картинок с изображением стола, платья, стакана, коробки, тетради, гвоздя, сумки, шубы.

Ход игры. Учитель показывает картинку и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет? » Один из учеников отвечает, например: «Стол сделан из дерева. Он (какой? ) деревянный». Правильно ответивший получает фишку.

Дальше учитель спрашивает, какие еще вещи (предметы) с таким признаком знают школьники. Ученик, назвавший такой предмет, также получает фишку.

Подбери картинку.

Цель. Развитие умения ставить вопрос, изменяя форму слова.

Оборудование. У каждого ученика на парте по 6 картинок: морковь, шар, апельсин, девочка, щенок, забор.

Ход игры. Учитель называет слово, обозначающее признак одного из данных предметов. Ученики должны показать соответ­ствующую картинку или две картинки, если признак присущ нес­кольким предметам. Например, признак «веселый» можно отнести и к щенку, и к девочке и составить словосочетания, изменяя окончания прилагательного: веселый щенок, веселая девочка.

По вызову учителя тот или иной ученик должен назвать предмет, поставить вопрос и указать признак, например: «Морковь (какая? ) сочная», «Апельсин (какой? ) сочный». Ответы оцениваются баллами или фишками.

Примерный материал. Слова: сочный, веселый, круг­лый, деревянный, удобный, яркий, вкусный, старый.

Подбери пару.

Цель. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, ставить вопрос к прилагательным.

Оборудование. Предметные картинки с изображением раз­личной одежды, каждый вид которой представлен в двух вариантах: платье синее и голубое, брюки черные и серые, косынка красная и розовая, кофта фиолетовая и лиловая, юбка желтая и оранжевая, фартук зеленый и салатовый, пальто коричневое и бежевое.

Ход игры. Каждый ученик получает по одной картинке. Разыгрывается, кому начинать игру. Первый играющий выходит к доске, показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке платье. Платье (какое? ) синее. У кого такой же предмет? » Выхо­дит ученик, также имеющий изображение этого предмета, и раз­бирает свою картинку: «У меня на картинке тоже платье, но оно (какое? ) голубое». Правильный разбор позволяет отложить обе картинки и вызвать другого товарища к доске. Выигравшими считаются все, кто с первого раза нашел пару.

Комментарий для учителя. Подобного рода игру можно проводить на любом другом материале, противопоставляя предметы друг другу. Например: лента длинная, короткая; ремень широкий, узкий; мяч большой, маленький; куст высокий, низкий; кружка стеклянная, деревянная; сапоги кожаные, резиновые; веревка тонкая, толстая и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...