Кто точнее?. Заполни таблицу. Предмет Кто? Что?. Какой? Какая? Какое? Какие?. Мне нужен цвет. Времена года. Магазин «Овощи — фрукты».
Кто точнее? Цель. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, ставить вопрос к прилагательным. Оборудование. На доске крупным шрифтом записано слово хороший; под ним в один-два столбика слова: арбуз, пирог, цветок, костюм, рассказ, рисунок, котенок, ребенок, пес, пряник, кинофильм, класс, товарищ, лес, гриб, день, обед, солдат и т. д. Ход игры. Ученики по порядку читают с доски очередное слово, ставят вопрос и подбирают наиболее точный, конкретный признак. Например: «Рассказ (какой? ) интересный», «Солдат (какой? ) смелый», «Обед (какой? ) вкусный» и т. д. Комментарий для учителя. Такую же работу можно проводить со словами плохой, большой, маленький. Слов, обозначающих предметы, должно быть столько, сколько учеников в классе. Заполни таблицу. Цель. Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам, выбирать правильно вопрос и согласовывать с названием предмета название признака. Оборудование. Таблица, нарисованная на доске; предметные картинки в первой графе таблицы.
Ход игры. Играющие по порядку из каждого ряда характеризуют предмет по одному заданному признаку (цвету, форме, вкусу). Например, ученик первого ряда говорит: «Вишня (какая? ) красная»; ученик второго ряда: «Вишня (какая? ) круглая» и т. д. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами. Комментарий для учителя. Слов, обозначающих название предмета, должно быть в таблице столько, сколько учеников в классе; для таблицы можно выбрать любые другие параметры: величину, материал и т. д. Соответственно этому учитель подбирает предметы, которые должны характеризоваться по всем данным в таблице параметрам.
Мне нужен цвет. Цель. Различение признаков по их значению. Упражнения в согласовании названий предметов и признаков. Оборудование. Мяч. Ход игры. Учитель предупреждает, что все должны называть цвет предметов. Он бросает мяч ученику и называет предмет. Поймавший мяч посылает его вновь учителю, составив словосочетание: лист зеленый. Услышав несколько слов, обозначающих цвет, учитель может объявить, что теперь нужно называть слова, обозначающие форму предмета, и снова бросает мяч. Таким образом отрабатываются названия величины предмета, материала, из которого он сделан, характерных свойств и т. д. Если дети затрудняются в подборе разнообразных признаков и называют одни и те же слова, можно написать названия признаков на доске. Например: огромный, толстый, узкий, громадный, шершавый и т. д. Названия признаков прочитываются, а затем начинается игра. Времена года. Цель. Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам, выбирать правильно вопрос и согласовывать название признака с названием предмета. Оборудование. На доске записана таблица.
Ход игры. Ученики вспоминают признаки зимы, весны, лета, осени и записывают их в таблицу. Выигрывает та группа, которая записала больше признаков одного из времен года. Магазин «Овощи — фрукты». Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам. Оборудование. На доске картонное изображение двух корзинок; на желобке доски (на магнитной доске, фланелеграфе, наборном полотне) картинки овощей и фруктов.
Ход игры. Учитель-«покупатель» начинает игру. Он говорит, что ему нужен, например, овощ горький, круглый, желтый. Один из учеников-«продавцов», догадавшись, вставляет в корзинку для овощей картинку с изображением лука, после чего сам становится «покупателем». Если его описание оказывается неудачным, товарищи-продавцы» помогают ему. Тот, кто оказал наибольшую помощь, становится «покупателем». Опиши предмет. Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам. Оборудование. Натуральные предметы: шар, яблоко, кленовый лист, портфель. Ход игры. Каждому ряду учитель по порядку называет и показывает один из предметов. Ученики должны ответить на вопрос, какой он. Выигрывает тот ряд, в котором играющие назвали больше признаков. При этом учитывается полнота и правильность ответа. У кого какая игрушка. Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам. Оборудование. Предметные картинки, изображающие игрушки. Ход игры. Картинки раздаются учащимся. Начинает игру любой из них по вызову учителя. Он говорит: «У меня машина. Она зеленая, грузовая. А у тебя какая игрушка? » (Называет любого одноклассника. ) Вызванный отвечает: «У меня мишка. Он коричневый, плюшевый». Ряд-победитель определяется по количеству игровых фишек, получаемых за каждое верно подобранное слово. Найди пару. Цель. Развитие умения подбирать слова, близкие по значению. Оборудование. Карточки со словами-синонимами; три палочки разной длины. Ход игры. Все ученики получают карточки со словами-синонимами. Начинает игру ряд, который вытянет самую короткую палочку. Ученик этого ряда читает слово на своей карточке. Ему отвечает тот его товарищ по ряду, у кого на картоне есть синоним этому слову. Затем зачитывает слово ученик второго ряда и т. д. Выигрывает тот ряд, который быстрее подберет себе пары. Примерный материал. Большой — огромный, быстрый — скорый, горячий — жаркий, знаменитый — известный, прекрасный — красивый, честный — правдивый, прочный — крепкий, радостный — веселый, сильный — могучий, смелый — храбрый, тайный — секретный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|