Угадай. Примерный материал. Сравни предметы. Звонкий, быстрый, веселый — ручей. Грамматическая эстафета. Узнал свое слово.
Угадай. Цель. Развитие умения точно характеризовать предмет с помощью нескольких признаков и определять его по этим признакам. Ход игры. Класс делится на две группы — мальчиков и девочек. Представитель одной группы говорит: «Я задумал предмет. Он такой-то (называет признаки задуманного предмета). Какой предмет я задумал? » Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно характеризовала предмет. Примерный материал. Звонкий, быстрый, веселый — ручей. Вкусный, алый, сочный — арбуз. Желтые, красные, осенние — листья. Холодный, белый, пушистый — снег. Бурый, косолапый, неуклюжий — медведь. Старательный, послушный, вежливый — ученик. Серый, зубастый, голодный — волк. Зеленый, продолговатый, сочный — огурец. Маленькая, серенькая, пугливая — мышка. Ветвистая, зеленая, колючая — ель. Новая, интересная, библиотечная — книга. Старый, кирпичный, четырехэтажный — дом. Комментарий для учителя. Если водящий затрудняется подобрать предмет, учитель подсказывает ему так, чтобы не слышал класс. Сравни предметы. Цель. Упражнения в подборе признаков и согласовании их с названиями предметов. Оборудование. Игральные фишки или мяч. Ход игры. Учитель начинает предложение, учащиеся по очереди его заканчивают, называя признак предмета, противопоставляемый признаку другого предмета. За каждый правильный выбор слова дается фишка. Выигрывает тот, у кого таких фишек окажется больше. Эту же игру можно проводить, бросая мяч тому, кто должен ответить. Примерный материал.
Грач черный, а ворона... . У грача клюв длинный, а у воробья... . Грач — крупная птица, а воробей... . Грач — перелетная птица, а ворона... . Комментарий для учителя. Речевой материал подбирают из любой темы по развитию устной речи, противопоставляя один предмет другому. Можно также поупражняться в подборе названий признаков с оценочными суффиксами, согласуя их с названиями предметов. Например: «Заяц белый, а зайчик... . (беленький)», «Платок синий, а платочек... », «Лента узкая, а шнурочек... ». Грамматическая эстафета. Цель. Закрепление знаний о названиях предметов, действии, признаков. Оборудование. Два текста, записанные на доске или на листах бумаги. Ход игры. Класс делится на две команды, представители которых по порядку подходят к своему тексту и подчеркивают в предложениях слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков соответственно одной чертой, двумя чертами и волнистой линией. Каждый ученик работает с одним предложением. Команда, которая выполнила правильно задание и первой отдала мел или карандаш учителю, считается победителем. Узнал свое слово. Цель. Закрепление знаний о названиях предметов, действий, признаков. Ход игры. Класс делится на три команды: первая получает задание записывать только слова, обозначающие предметы, вторая — действия, третья — признаки. К доске выходят сразу три ученика (по одному от каждой команды). Учитель произносит в произвольном порядке три слова, обозначающие предмет, действие и признак. Ребята записывают выбранное слово в свою колонку. Их сменяют у доски следующие три ученика. Только в конце игры производится проверка слов постановкой вопроса и подсчитываются очки. За каждое правильно выбранное и записанное слово — два очка, за правильно выбранное, но записанное с ошибкой слово — одно очко. Комментарий для учителя. Учитывая различный уровень овладения материалом, можно подбирать для каждого ученика слова, отличающиеся по степени трудности (слова, написание которых не расходится с произношением, слова из словарика, слова с изученными орфограммами).
Загадки. Цель. Отгадывание загадок; развитие умения узнавать предмет по его признакам. Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. (Мяч. ) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка. ) Быстрый, резвый зверек По деревьям скок-поскок. (Белка. ) Колкую, зеленую Срубили топором. Колкая, зеленая К нам приходит в дом. (Елка. ) Он пушистый, Серебристый, Белый-белый, Чистый-чистый, Ватой наземь лег. (Снег. ) Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мыши. ) Я длинный и зеленый, Вкусный и соленый, Вкусный и сырой. Кто же я такой? (Огурец. ) Белые горошки На зеленой ножке. (Ландыши. ) Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока. ) Быстрый прыжок, Теплый пушок, Красный глазок. (Заяц. ) Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд. ) Ножка деревянная, Рубашка шоколадная. На солнышке я таю, Во рту я исчезаю. (Эскимо. ) ПРЕДЛОГ Соревнование. Цель. Развитие умения выделять предлоги в тексте. Оборудование. На доске записаны два-три стихотворения по числу рядов или команд. Ход игры. Ученики каждого ряда по порядку читают свое стихотворение по одной строчке. Кто нашел знакомый предлог, выходит к доске и подчеркивает его. Если представитель одного из рядов выполнил задание быстрее соперников, его товарищ по команде получает возможность раньше прочитать следующую строчку. Неверно выполненную работу исправляет ученик этого же ряда, но с потерей хода. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок закончит работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|