Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

,  овой, за ить,  вы  ить,  ик




                   ,             овой,                 за          ить,             вы       ить,            ик

 

 

Родственники осины.

Цель. Развитие умения отличать родственные слова от сходных с ними по буквенному составу.

Оборудование. Карточка со словом осина, прикрепленная к доске.

Ход игры. Из тех слов, которые будут названы учителем, ученики должны отобрать родственные слову осина. Школьникам предлагается, как только они услышат такое слово, поднять руку.

Примерный материал. Слова: осинка, оса, осел, оси­новый (лес), ослиный, осинник, подосиновик.

Как зовут их детенышей?

Цель. Уточнение грамматического понятия родственности слов.

Оборудование. Картинки с изображением утки, грача, галки, совы, курицы, лисы, волка, коровы, свиньи, собаки, скворца, лошади, лягушки, козы.

Ход игры. Ученики называют животных, изображенных на картинках, и их детенышей и объясняют, являются ли слова, обо­значающие названия взрослого животного и его детеныша, род­ственными или нет.

Ученик, правильно назвавший детеныша и доказавший наличие или отсутствие родственности слов каждой пары, получает одну или две фишки.

Полминутки для шутки.

Цель. Развитие умения выделять на слух родственные слова.

Оборудование. По нескольку фишек укаждого ученика.

Ход игры. Учитель выразительно читает стихотворение. Затем читает его снова, уже медленно, а учащиеся откладывают фишку каждый раз, как услышат родственное слово, стараясь запомнить его. (Чтобы уточнить правильность выполнения задания, стихотворение может быть прочитано еще раз. ) Далее подсчи­тывается количество фишек у каждого игрока и объявляется пред­положительное число родственных слов в стихотворении. Слова называются и записываются на доске или в тетрадях. Текст читается вновь, выявляется истинное количество слов, дописываются про­пущенные. Выигрывает тот, у кого число отложенных фишек оказывается ближе всего к действительному количеству родственных слов в стихотворении и кто лучше всех их запомнил. Примерный материал.

СНЕЖНАЯ СКАЗКА.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.           (С. Погореловский. )

КАК РАСТУТ СЛОВА.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном. (Е. Измайлов. )

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушки —

Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат:

— Мы хотим добавку —

Муху и козявку!      (Е. Тараховская. )

 

                               СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

Подбери карточку.

Цель. Закрепление навыка правописания слов.

Оборудование. У каждого ученика по четыре карточки с гласными а, о, е, и. На доске слова с пропущенной непроверяемой безударной гласной, записанные в столбики по количеству рядов (в каждом столбике столько слов, сколько учеников в данном ряду).

Ход игры. К доске одновременно выходят несколько учеников (по одному от ряда). Каждый, имея с собой нужную карточку, прикрепляет ее на место пропущенной гласной в первом слове. Когда один ученик выполнил задание и сел на место, к доске выходит следующий представитель этого ряда. В конце игры, поме­нявшись столбиками, дети проверяют качество выполнения задания друг другом. Выигрывает тот ряд, который более пра­вильно и быстрее других выполнил работу и лучше произвел проверку.

Чего не хватает на картинке?

Цель. Закрепление навыка правописания слов; развитие мыс­лительных операций.

Оборудование. Ситуационные картинки, где отсутствует предмет, в названии которого есть безударный гласный, не про­веряемый ударением. (Мальчик рубит дрова, а топора нет. Вспа­ханное поле, на поле борона, а трактора нет. Мальчик рисует в альбоме, а карандаша нет. Ученица пишет ручкой, а тетради нет. Плотник забивает гвоздь в доску, а молотка нет. Мальчик вскапывает грядку, а лопаты нет. Мальчик держит барабанные палочки, а барабана нет. Охотник шагает по болоту, а сапог на нем нет. Машина едет по дороге, а шофера в ней нет. Девочка мчится по льду, а коньков нет. (См. Приложение. )

Ход игры. Учитель предлагает детям внимательно рассмот­реть картинки, подумать, чего не хватает на каждой из них, и записать названия этих предметов в тетрадях. Проверку выпол­нения задания можно производить по-разному: обменяться тет­радями; записывать по одному слову на доске, выходя по очереди;

по порядку читать каждое слово, проговаривая его орфографи­чески. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова; кроме того, можно добавлять очки за составление предложений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...