Лекция 15 Телефонное консультирование
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 План 1. Понятие и отличительные особенности телефонного консультирования 2. Преимущества и недостатки телефонного консультирования 3. Этапы телефонного консультирования 4. Психологический анализ деятельности консультанта телефона доверия 5. Личностные особенности психолога-консультанта 6. Проблема эффективности телефонного консультирования 1. Под телефонным консультированием понимается разновидность психологического консультирования, ориентированного на оказание психопрофалактической и социально-терапевтической помощи посредством использования телефона людям, находящимся в состоянии психологического кризиса. Телефонное консультирование — одна из нетрадиционных областей психологической помощи. Наиболее часто используемой формой телефонного психологического консультирования является телефон доверия. Выделяются следующие отличительные особенности телефонного консультирования: ü наличие жестких временных ограничений беседы; ü возможность резкого прерывания контакта, когда абонент может в одностороннем порядке прерывать беседу и у консультанта не будет возможности ее продолжить; ü постоянная направленность в беседе на одну проблему; ü активная позиция консультанта; ü обращение за помощью происходит непосредственно в кризисном состоянии; ü может пониматься как неотложная, психопрофилактическая помощь в экстренных случаях, не терпящих отлагательства; ü особая специфичность проблематики, с которой обращается абонент, где наиболее часто встречающаяся проблема — суицидальные намерения абонента.
ü быстрая досягаемость в любое время суток, особенно в ночные часы, несмотря на географические положение абонента и консультанта; ü максимальная анонимность и конфиденциальность клиента; ü отсутствие явных признаков терапевтического воздействия, что имеет дополнительный эффект самораскрытия клиента; ü возможность для клиента прервать контакт в любой момент; ü усиление вербализации переживаемых проблем и кризисов, так как взаимодействие между клиентом и консультантом происходит только через аудиальный канал восприятия; ü вербализация своих проблем (ослабляет уровень тревоги, способствует аффективному отреагированию); ü эффект доверительности, формирование большего доверия со стороны клиента из-за звучащих в непосредственной близости Выделяются следующие недостатки и ограничения телефонного психологического консультирования: ü помехи и шум, возникающие в результате плохого качества связи и мешающие про дуктивной терапевтической беседе, отвлекающие от разговора; ü невозможность консультанта использовать невербальные каналы общения для восприятия и передачи информации, для создания раппорта; ü возможность прерывания абонентом разговора в любую минуту для консультанта является ограничением в работе; ü невозможность использования консультантом техники молчания, так как это может повысить у клиента уровень тревожности; ü молчание со стороны клиента также рассматривается как отрицательное явление, так как в этот момент консультант нахо дится в неведении относительно состояния клиента из-за отсутствия невербального канала передачи информации. ü начальный этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, предоставление возможности выговориться и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией;
ü второй этап, предполагающий: ü третий этап, предполагающий совместное с клиентом планирование действий, необходимых для преодоления возникшей критической ситуации; ü четвертый этап, ориентированный на активную психологическую поддержку клиента и формирование у него уверенности в себе и в выполнении намеченных действий. ü сенсорная деятельность консультанта телефона доверия состоит в том, что ведущим является слуховой анализатор, через который консультант может: • улавливать фон, на котором звучит голос абонента: шум улицы, голоса других людей, бытовые звуки, эфирные помехи и пр.); ü мышление телефонного консультанта имеет следующие профессиональные особенности:
ü моторная деятельность имеет следующие профессиональные особенности: ü Внимание имеет следующие отличительные черты: ü память, для которой характерны: ü эмоциояально-волевая сфера имеет следующие профессиональные особенности: • умение обеспечивать свое эмоциональное присутствие в ситуации консультирования без эмоциональной вовлеченности в ситуацию и эмоциональная устойчивость;
ü познавательная сфера должна включать в себя следующие способности и качества мышления. восприятия, внимания. речи: ü психофизиологические качества личности должны быть хорошо развиты, и важнейшими из них являются: • эмоциональная устойчивость, то есть минимальное эмоциональное реагирование на различные стимулы; ü социальные личностные качества консультанта включают в себя: ü консультант должен испытывать внутреннюю заинтересованность, теплоту и принятие абонента;
ü консультант должен сделать так, чтобы абонент почувствовал его заинтересованное и принимающее отношение, вследствие чего он сам начинает принимать себя, переживает чувство собственной ценности; ü консультант должен иметь высокий уровень профессионализма телефонного консультанта, предполагающий наличие у него требуемых для данного вида консультирования знаний, способностей и качеств личности; ü олжны быть обеспечены приемлемые внешние условия консультирования, предполагающие: ü невозможность проведения полной диагностики; ü трудности в отслеживании изменений состояния клиента на протяжении достаточно длительного времени от его исходного уровня, то есть эмоционального состояния клиента в начале консультации до конечного уровня, когда консультация уже завершена, включающего в себя: • возможность планирования и оценки действий, способных потенциально привести к выходу из создавшейся ситуации, проблемы, личностного кризиса; ü через использование объективных средств контроля, включающих: ü супервизию, цель которой — улучшение личных качеств консультанта, а также качества работы службы, для того чтобы абонент смог получить лучшую помощь. Супервизия может осуществляться следующими способами:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|