Заключение
Представленный в книге критический анализ послевоенной буржуазной философии в Японии, ее ведущих идеалистических направлений позволяет сделать вывод, что современная буржуазная философская мысль в этой стране находится в состоянии глубокого, необратимого кризиса. Основная черта этого кризиса состоит в том, что выдвигаемые буржуазными философами концепции, теоретические построения не могут дать ответа на решение важнейших актуальных проблем сегодняшней японской действительности. В условиях кризиса буржуазной философской мысли в Японии, с одной стороны, все более явно обозначаются разрыв философских доктрин, взглядов, идей с научным знанием, усиление внутренней противоречивости, непоследовательности идеалистических построений. В японском экзистенциализме и близких к нему течениях эта тенденция выражается в возрастании влияния иррационализма, волюнтаризма и религиозных мотивов, в привлечении мистики буддизма. В неопозитивистских течениях она проявляется в первую очередь в усилении субъективизма, формализма, во все более сказывающемся перевесе «критицизма» над «конструктивностью», в фактическом превращении позитивизма в подлинный негативизм. С другой стороны, для послевоенного развития буржуазной философии в Японии характерно то обстоятельство, что ее представители, вынужденные считаться с социальными преобразованиями, с прогрессом научной мысли, все более облекают свои антинаучные по содержанию концепции в наукообразную форму. Японские буржуазные философы, претендующие на строго научное, теоретическое обоснование своих взглядов, прибегают к использованию утонченных средств и приемов аргументации и в то же время всячески спекулируют на новых, не решенных еще проблемах развивающегося научного знания. Характерной чертой послевоенной эволюции ведущих направлений буржуазной философии в Японии является также продолжающийся отход этих направлений от своих исходных принципов и установок, размывание, коррозия их «классических» постулатов, конструкций, моделей. Этой тенденции вполне соответствует обнаруживающаяся все более очевидно линия на взаимослияние различных идеалистических течений, на заимствование одними течениями идейного арсенала других течений. Все это ведет к дальнейшему возрастанию эклектизма буржуазной философской мысли.
Углубление кризиса послевоенной буржуазной философии Японии проявляется также в том, что ее представители все более отворачиваются от собственно «философских», органически присущих философии мировоззренческих и социальных проблем, в том, что они так или иначе отказываются от рассмотрения этих проблем, уступают место в их осмыслении нефилософскому, религиозному сознанию. В японском экзистенциализме это проявляется в асоциальности его проблематики, в сужении до предела его онтологического видения; в японском позитивизме—в уходе от разработки подлинной гносеологии, от исследования методологии и логики познания к изучению их языкового выражения, в продолжающейся критике «мировоззренческой метафизики» ц подмене ее идеалистически истолковываемой конкретикой, подлежащей рассмотрению частных специальных наук. Кризисное состояние современной буржуазной философии в Японии не означает, однако, что эта философия уже утрачивает свое влияние на общественное сознание, на общественную мысль. В современном японском обществе все еще «мысли господствующего класса—господствующие мысли», и воспроизводство там буржуазной материальной действительности с необходимостью вызывает постоянное воспроизводство буржуазного сознания, буржуазной философии. На смену одним дискредитированным жизнью взглядам, концепциям, идеям появляются другие, им подобные; старые, не отвечающие запросам сегодняшнего дня доктрины и теории уступают свое место новым, также претендующим на достоверность.
Однако в условиях интенсивного развития производительных сил, научно-технического прогресса, обострения классовой борьбы, усиления политической активности масс, их растущего стремления к уяснению смысла происходящих социальных процессов буржуазная философская мысль Японии оказывается все более уязвимой, бессильной перед лицом подлинно научного осмысления действительности. Критика буржуазной идеологии, буржуазной философии нарастает по мере того, как марксизм, марксистское мировоззрение все глубже проникает в сознание трудящихся Японии, по мере того, как оно все основательнее духовно вооружает массы для подготовки неизбежного преобразования отживающих буржуазных общественных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|