Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между столбцами таблицы 4 4 глава




левого партнера.

13.2.2. Ролевое поведение

Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную струк-

туру. Его анализ дал известный американский социальный пси-

Глава XIII. Личность в общении

холог Г. Оллпорт. Он предлагает следующую схему, выделяя че-

тыре компонента ролевого поведения.

Ролевое

поведение

Предписание

в социальной системе

Личность

Понима-

ние роли —*

Принятие или

отклонение роли

способности, темперамент, характер,

потребности,

мотивы, установки,

стиль поведения и др.

Выполнение

роли

Поведение

в социальной системе

1. Ролевое ожидание связано с предписаниями в социальной

системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного

индивида и выступают как внешние, более или менее обязатель-

ные требования. Они исходят от общества или конкретной со-

циальной группы и означают, какое поведение ожидается от че-

ловека, как должна быть выполнена роль, а также насколько

поведение данного лица соответствует этим ожиданиям и слу-

жит критерием оценки исполнения данной роли (хороший —

плохой педагог, врач, студент, отец, мать и т. д.).

2. Понимание своей роли человеком включает осознание им

своих функций, прав, обязанностей, связанных с данной ролью.

Это показывает, насколько полно усвоил индивид предписания,

сложившиеся в общественной структуре.

3. Принятие или непринятие роли. Принятие означает готов-

ность индивида выполнять все предписания в соответствии с ожи-

даниями общества. Степень принятия может быть различной: от

полного слияния с ролью, идентификацией с нею (женщина вся

поглощена своим материнством) до отклонения, игнорирования

обязанностей, функций, присущих данной роли, отчуждения от

нее (студент игнорирует требования преподавателей, не считает

нужным посещать занятия и т. д.).

4. Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные дей-

ствия, поступки, предписанные ею. Ролевое поведение отличает-

ся от других форм деятельности тем, что оно предполагает нали-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

чие ролевого партнера и определенный навык социального взаи-

модействия с ним.

Выполняемые человеком роли, каждая в отдельности и все

в совокупности, имеют большое значение в формировании и раз-

витии личности. Но наличие той или иной роли само по себе еще

не определяет поведения человека. Для этого она должна быть

усвоена, интернализована, принята. Интернализованная роль —

это внутреннее определение, осознание индивидом своего со-

циального положения и его отношение к нему и вытекающим из

него обязанностям. Как будет выполнена роль, зависит от отно-

шения к ней, от индивидуально-психологических особенностей

(установок и ориентации, склонностей, характера, способностей

и т. д.), его жизненного опыта.

13.2.3. Ролевые конфликты

Характеризуя личность, стремясь понять ее, прежде всего не-

обходимо указать ее роли (возрастные, чендерные, профессио-

нальные, семейные, внутригрупповые, межличностные и т. д.).

Вместе с тем человек одновременно обладает множеством ролей

(И. И. — мужчина средних лет, женат, имеет двух детей, прия-

тель, классный руководитель, член художественной самодеятель-

ности), и это эмансипирует его от каждой конкретной роли, соз-

дает известную автономию, независимость личности. При этом

множественность ролей нередко вызывает противоречие между

требованиями, которые каждая из выполняемых ролей предъяв-

ляет к личности, оставляя за ней выбор между ними. Такая си-

туация может порождать ролевой конфликт.

Под ролевым конфликтом понимается ситуация, в которой

лицо, исполняющее роль или несколько ролей, сталкивается с не-

совместимыми или трудно совместимыми ожиданиями и тре-

бованиями. Известны три типа ролевых конфликтов,

1. Межролевой — конфликт между ролями, предъявляющи-

ми к индивиду трудносовместимые ожидания (например, тре-

бования между профессиональной ролью — студентка — и се-

мейной — молодая мать).

Глава XIII. Личность в общении

2. Внутриролевой — это несовместимость ожиданий по от-

ношению к одной роли со стороны разных ролевых партнеров

(например, предъявление разных требований к ребенку со сто-

роны родителей и учителей). Это конфликт между ролевым ожи-

данием и исполнением.

3. Внутренний конфликт типа «роль — личность». Он возни-

кает в ситуациях, когда:

а) человек понимает и исполняет свою роль иначе, чем ожи-

дают его партнеры;

б) противоречие между пониманием роли и ее исполнени-

ем (например, индивид предъявляет к себе завышенные

требования и не может удовлетворить их);

в) человек не принимает роль, но вынужден исполнять ее (та-

лантливый музыкант, закончив консерваторию, вынужден

преподавать в школе).

13.2.4. Роль и личность

Очень важным и пока малоизученным является вопрос о со-

отношении роли и личности.

С одной стороны, социальные роли выступают как важнейший

фактор развития и становления всех личностных структур. Чело-

век осознает себя, свое «Я» через свою принадлежность к прису-

щим ему социальным ролям. Отвечая на вопрос «Кто я?», индивид

прежде всего обращается к своим ролевым позициям: мужчина —

женщина (чендерные роли); юноша—девушка (возрастные роли);

студент, рабочий, врач, юрист (профессиональные), сын, дочь, брат,

сестра, отец, мать (семейные роли), лидер (внутригрупповая роль),

друг, приятель (межличностная роль) и т. д. Наличие социальных

ролей, их «набор» способствуют личностному самоопределению,

формированию самосознания, самооценки.

Как показывают жизненные наблюдения и специальные ис-

следования, выполнение той или иной роли длительное время

(особенно если она глубоко принимается) оказывает существен-

ное влияние на характер человека, его я-концепцию. Особенно

ярко это проявляется в профессиональных ролях: под их влияни-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ем формируются определенные привычки, склад мышления, вос-

приятие окружающих людей, стиль общения и др. Порой высо-

кая степень интернализации профессиональной роли и ее про-

должительное выполнение могут приводить к так называемой

«профессиональной деформации» личности. Это явление состо-

ит в том, что профессиональные стереотипы действий, отноше-

ний становятся настолько характерными для человека, что он не

может выйти за их рамки в других ролях и условиях.

Так, например, И. С. Кон отмечает, что выработанная в школе

дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко про-

является и в сфере личных отношений. Привычка упрощать слож-

ные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обуче-

ния детей, может порождать прямолинейность, негибкость

мышления, а необходимость поддерживать дисциплину на уроках

формирует в их характере излишнюю властность, авторитарность

в общении вне школы. У следователей, которым часто приходится

сталкиваться с обманом, коварством, жестокостью правонаруши-

телей, развивается недоверие к людям, подозрительность, повышен-

ная критичность. В любом упущении, нарушении правил, норм они

видят злой умысел, а в каждом подозреваемом — потенциального

преступника. Это может приводить к тенденциозности, которая

мешает в работе.

Интересным является вопрос: могут ли роли вызывать какие-

то новые качества, не свойственные человеку ранее. Очень инте-

ресные данные получили американские ученые — Ф. Зимбардо

в его «тюремном эксперименте» со студентами Стенфордовско-

го университета, когда была промоделирована ситуация измене-

ния личности под влиянием роли, и С. Милгрем в своих опытах

с электрошоком в «обучающем эксперименте». Эти исследова-

ния показали, что под влиянием психологического давления (влас-

ти, авторитета, социальной роли) люди проявляют черты, не свойст-

венные им ранее и противоречащие их «Я» [3, 5].

С другой стороны, социальные роли могут казаться чем-то

«внешним» по отношению к конкретной личности. Ведь человек

не перестает быть самим собой, если он утратит какую-то роль

Глава XIII. Личность в общении

(например, роль студента, офицера, спортсмена и т. д.) или изме-

нит свой «набор ролей». К тому же множественность ролей, при-

сущих каждому, делала людей более или менее свободными, ав-

тономными от конкретной роли в отдельности. Кроме того,

существуют индивидуальные особенности людей, их разное от-

ношение придает ему своеобразную окраску: одну и ту же роль

разные люди «играют» по-своему — ведь существуют разные типы

руководителей (демократический, авторитарный, либеральный),

преподавателей, студентов, отцов (властно-авторитарных и дру-

жески-доброжелательных).

Необходимо отметить, что индивидуальные качества челове-

ка влияют не только на исполнение им своих ролей, но и на вы-

бор ими той или иной социальной роли.

И. С. Кон в своей книге «Социология личности» приводит ис-

следование американского социолога М. Розенберга, в котором

обнаруживается связь между представлениями студентов об

идеальной работе и выбором ими профессии с типологическими

особенностями их личности, т. е. человек активен и самостояте-

лен в выборе своих профессиональных, семейных и других видов

социальных ролей (1).

Таким образом, рассматривая взаимоотношения роли и лич-

ности, следует отметить, что личность формируется, включаясь

в систему социальных ролей, но формируясь в этой системе, она

не является пассивным продуктом исполняемых ею ролей, а об-

ладает правом (обязанностью) ее самостоятельного выбора. Лич-

ность самоопределяется по отношению каждой роли, упорядо-

чивает их по степени их субъективной значимости, как ведущих

и второстепенных.

Социальное положение человека, его классовая, сословная, на-

циональная принадлежность не зависят от его воли, не являются

продуктами свободного выбора, но его конкретная роль во мно-

гом зависит от того, как сам человек воспринимает и оценивает

свое положение и какие выводы отсюда делает. Чтобы понять по-

ведение индивида, недостаточно знать лишь внешнюю, объектив-

ную систему его ролей. Необходимо также понимать их внут-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

реннюю структуру, их смысл и удельный вес в его собственных

глазах.

Своеобразие биологических особенностей, специфических

черт индивидуальной биографии, множественность и противо-

речивость ролевой структуры делают каждого человека неповто-

римой индивидуальностью.

Литература

1. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 12—41.

2. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. С. 136-140; 258-322.

3. Кириллов Л. А. Основы психологии. Саратов, 1995. С. А—21.

4. Кузьмин £. С. Основы социальной психологии. ЛГУ, 1967.

С. 120-123.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 256—262;

278-285.

6. Психология: учебник /под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект,

1998. С. 301-312.

7. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс. 1969,

С. 535.

ГЛАВА XIV

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ

И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Ключевые слова

Мотивация. Потребность. Мотив.

Направленность. Принцип реальности.

Механизм сдвига мотива на цель

Близится к завершению рассказ о строении и функциях пси-

хики взрослого нормального человека. Ведь направленность лич-

ности — это 26-й уровень-компонент психики из 27-ми воз-

можных.

Конец, как известно, делу венец. Венец психики не простой,

а составной. Собственно, и вся психика — явление не простое,

а составное. Неудивительно, что таков же ее венец.

Аело в том, что психические процессы, как мы уже знаем, на-

правляются волей — центрально-регуляторным процессом, рас-

положившимся на 8-м, предпоследнем уровне столбца процес-

сов. А в целом, напомним, три высших уровня (7-й, 8-й и 9-й) не

только регуляторные, но и ценностно-ориентационные. Вне и без

социальной, нравственной оценки не может быть полноценной

регуляции психических процессов и функций.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Эти три уровня вместе и составляют завершающие структу-

ры психики. Это 7—9-й уровни процессов, 16—18-й уровни со-

стояний и 25—27-й уровни интегральных образований (свойств

личности).

Каждое дело, которое мы делаем, каждое слово, которое мы

произносим, имеет определенный социальный смысл — прием-

лемый или неприемлемый. Воля может быть злой, хотя некото-

рые психологи это и отрицают. Почему они так считают? Пото-

му, что они не мыслят 26-й уровень в отрыве от 27-го, от

нравственных критериев. При таком подходе действительно нет

места злой воле. Она может быть только, как принято говорить,

морально воспитанной, т. е. доброй.

Мы, однако, в целях научного анализа разведем свойства лич-

ности 25-го, 26-го и 27-го уровней. В результате получится более

точная и конкретная картина.

Итак, предпоследний уровень изучаемой нами большой сис-

темы — человеческой психики — это направленность лично-

сти, содержанием которой является структура мотивов.

В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко-

торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше-

ния к различным сторонам действительности. В связи с этим в клас-

сическом отечественном учебнике С. Л. Рубинштейн написал:

«Проблема направленности — это прежде всего вопрос о дина-

мических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют

деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и за-

дачами».

Отечественные психологи исходят из того, что любая форма

нашей активности, сознательной или неосознаваемой, актуали-

зируется благодаря потребностям и мотивам. Как они пришли

к этому выводу?

Мотивация — один из самых многозначных терминов, ис-

пользуемых в науке и прикладных областях, характеризующих

человеческие деятельность и поведение.

На практике термином «мотивированный» обозначается слу-

чай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то по-

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

ложения. В таком контексте отсутствует личностный характер

мотивации. Имеется в виду четкое логическое обоснование вы-

двинутых положений.

В медицине, юриспруденции, педагогике при оценке поступ-

ков личности часто используются понятия мотивированных и не-

мотивированных действий. При этом в последнем случае отме-

чается их импульсивный характер, малая осознанность личностью,

дается социальная оценка как противоречащих системе общест-

венных ценностей.

Понятие мотивации в психологии чаще всего используется

в контексте деятельности достижения: «его мотивирует успех»,

«его мотивирует стремление избежать неудачи». В этом случае

мотивация рассматривается как внутренняя причина действия,

причем выделяется его направленность (успех, неудача).

Нередко человек добросовестно заблуждается относительно

своих истинных побуждений. Рассмотрим, вслед за А. Н. Леонтье-

вым (1903—1979), многолетним лидером московских психоло-

гов, следующий пример.

Ученый в течение многих лет отдает все силы поиску истины,

но когда ее первым обнаруживает другой, выясняется, что в ос-

нове страсти лежало не научное познание, а мотив достижения.

Быть первым или никаким — вот что объединяет нашего ученого

со спортсменом.

Дадим следующее рабочее определение.

Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы-

зывающие активность организма и определяющие ее направ-

ленность.

В данном определении четко зафиксирована мысль о том, что

понятие мотивации в психологии тесно связано с понятиями «дея-

тельность» и «поведение», что не существует другой мотивации,

кроме мотивации деятельности и поведения.

Термин «мотивация» в широком смысле слова используется

во всех областях психологии, исследующих причины и механиз-

мы целенаправленного поведения человека и животных. При

желании данное нами определение несложно подвергнуть кри-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тике и противопоставить ему другие, впрочем, столь же ей до-

ступные. Увы, внутри современной психологии существует мно-

жество концепций мотивации, отличающихся и даже противо-

речащих друг другу. Познакомимся с некоторыми из них.

Начнем с философских (умозрительных) подходов. Представ-

ления о мотивации в до дарвиновский период были основаны на

противопоставлении человека с его разумом, сознанием и волей

животным с их машинообразным, инстинктивным поведением

и представлены двумя известными принципами: гедонизма (Пла-

тон) и максимизации пользы, (теория утилитаризма Бентама).

Г. Спенсеру и Ч. Дарвину принадлежит гомеостатическая мо-

дель мотивации, основанная на принципе уравновешивания орга-

низма со средой и понятии потребности, о чем мы упоминали

выше. Суть модели проста: наличие потребности говорит о нуж-

де, нехватке чего-то для организма. Возникновение потребности

выводит организм из состояния равновесия, порождает движе-

ние по направлению к объекту потребности, к тому, что способ-

но вернуть организм в первоначальное состояние.

Дадим формальное определение. Под потребностью в пси-

хологии понимается состояние объективной нужды организма

(личности) в чем-то, что лежит вне него и составляет необходи-

мое условие его нормального функционирования.

Таким образом, во-первых, стремление организма к равнове-

сию вызывает мотивацию, направленную на удовлетворение по-

требности, на снятие источника, вызывающего нарушение рав-

новесия. Однако далеко не все психологи связывают мотивацию

с восстановлением нарушенного равновесия. Об этом пойдет речь

ниже.

Далее из нашего определения следует первая и простейшая

классификация потребностей на телесные и духовные.

Более важную для практики, в частности, для маркетинга и пси-

хологии потребителя, классификацию предложил американец Аб-

рахам Маслоу (1908-1970):

— физиологические потребности (потребности в еде, питье,

дыхании, сне и сексе);

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

— потребность в безопасности (чувства стабильности, поряд-

ка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);

— потребность в любви и чувстве общности, принадлежно-

сти к определенной группе;

— потребность в уважении со стороны окружающих и в са-

моуважении;

— потребность в самоактуализации.

Его структура потребностно-мотивационной сферы представ-

ляет из себя иерархическую пятиуровневую схему, в которой пер-

вичными признаются телесные, физиологические потребности.

После их удовлетворения возникают потребности второго уров-

ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при-

вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый).

Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень само актуали-

зации. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди-

видуального психологического и социального развития.

Теория Маслоу подверглась обоснованной критике, но не ис-

чезла со страниц учебников по маркетингу, потому что... работа-

ет на практике. С ее помощью рекламист знает, что надо делать

с потребителем.

Например, исследования, проведенные в США, показали, что

у современного американца физиологические потребности удов-

летворены на 90 %, потребность в безопасности — на 70 %, в ува-

жении — на 40 % и в самореализации — на 15 %. От этих про-

центов, полученных в соответствии с иерархической моделью

потребностей Маслоу, до эффективной рекламы — один шаг, так

как именно реклама помогает человеку осознать реально сущест-

вующую потребность, которую невозможно удовлетворить, не об-

ладая тем, что тебе предлагают.

Вдумайтесь в слова Коносуке Мацусита, главы корпорации,

производящей Panasonic: «Человек на самом деле не знает, чего

ему хочется. Покажите ему вещь, и он будет знать, чего хотеть.

Большинство людей понятия не имеют, что такое лазерный про-

игрыватель. Покажите его, объясните его достоинства и преиму-

щества — и он сделается необходимым для всех».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Но с одним из типичных критических аргументов все-таки

есть смысл познакомиться поближе. Некоторые критики гово-

рят, что пирамида потребностей Маслоу отражает его личные

приоритеты (и людей, похожих на него) — и только. Аналогично

о психоанализе Зигмунда Фрейда (1856—1939) говорят как о его

самоанализе и т. д. и т. п. Не будем отмахиваться от критиков

и честно признаем: роль личности ученого в психологии велика,

как ни в какой другой науке.

Потребность, как правило, зарождается как обобщенная и не-

достаточно определенная. Найдя предмет, удовлетворяющий по-

требность, она становится источником активности, направлен-

ной на достижение конкретной цели. Психологический

компонент такой активности называется мотивом. Дадим соот-

ветствующее определение.

Мотивом называется любое психическое явление, побуждаю-

щее к активности.

Трудно дать исчерпывающую классификацию мотивов чело-

века. В качестве примера рассмотрим некоторые мотивы поведе-

ния потребителя, т. е. основные причины и поводы его покупок.

Во-первых, это утилитарные мотивы, связанные с эксплуа-

тационными характеристиками товара, его гарантийным сроком

и ценой, скидками.

Во-вторых, это эстетические мотивы, основанные на красо-

те, внешнем виде изделия, привлекательности его формы, ориги-

нальности расцветки, дизайне.

В-третьих, это престижные мотивы: товар покупается для под-

черкивания социального статуса, материального достатка, поло-

жения в обществе.

В-четвертых, это могут быть мотивы достижения, уподобле-

ния, моды, следования национальной традиции и т. д.

Потребности и мотивы многообразны. Соответственно, пси-

хическая активность и поведение человека полимотивированы.

Тем не менее реально каждый поступок человека, как правило,

обусловлен одним, главным мотивом, победившим в борьбе с ос-

тальными, хотя не всегда понятным ему самому и окружающим.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Более того, мы склонны бываем сами обманываться и дезориен-

тировать других в этом вопросе. Вспомните рассмотренный выше

пример А. Н. Леонтьева! Или такой: парень говорит, что страстно

любит девушку, а сам забывает о назначенном ей свидании.

Эти примеры наглядно демонстрируют типичность наличия

не одного, изолированного мотива, а их множества, но не хаотич-

ного, а более или менее четко структурированного. Вспомните

концепцию Н. А. Бернштейна (1896—1966) о ведущих и фоно-

вых уровнях построения движений. При чем тут она?

Дело в том, что не только движения, но и все другие формы

психической активности и поведения строятся по этой же схеме.

Выделяется (стихийно или сознательно) один мотив, он и опре-

деляет поступок. Однако рядом с ним и в помощь ему работают

фоновые уровни, другие мотивы, другие побуждения, и поступок

(серия поступков) т. о. оказывается полимотивированным.

Вернемся, однако, к нашему обзору теорий мотивации.

Сторонники принципа активности, активационной теории

мотивации (Г. Олпорт) считают, что человек по своей природе

активен, и активность не нужно объяснять, сама жизнь уже есть

активность. Основной постулат теории состоит в том, что актив-

ность сама по себе есть глубинная потребность организма.

При таком подходе речь идет не о возникновении мотива-

ции, а о регуляции активности, основными параметрами кото-

рой выступают сила, интенсивность, направленность («канали-

зация»).

Можно предположить, что описанные модели выделяют раз-

личные аспекты поведения личности: саморегуляцию в первом

случае и зависимость мотивации от значимости и доступности

объекта потребности для личности во втором.

Важную роль сыграла в психологии мотивации теория эво-

люции Дарвина. Она сняла противопоставление человека живот-

ным и стала основанием развития нескольких линий проблемы

мотивации:

а) человек — высшее животное. Следовательно, зачатки ин-

теллекта есть у животных, и необходимо изучать их пове-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

дение и их мотивацию (И. П. Павлов, Э. Торндайк, К. Халл

и др.);

б) человек — животное. Следовательно, можно изучать ин-

стинктивные тенденции в поведении человека в следую-

щих направлениях:

6j) теории инстинкта (В. Макдаугалл). Инстинкт при этом

понимается весьма расширенно и включает в себя когни-

тивные, эмоциональные, поведенческие компоненты.

Можно говорить об инстинктах изобретательства, строи-

тельства, любопытства, бегства, стадности, драчливости,

отвращения, репродуктивное™, самоунижения, само-

утверждения и т. д.;

б9) динамические теории мотивации. 3. Фрейд, как вам уже

известно, искал источники человеческой активности в бес-

сознательных влечениях. Н. Ах, К. Левин исследовали мо-

тивацию в рамках теории личности, в связи с ситуацион-

ными факторами и, наконец, в рамках популярной и ныне

схемы взаимодействия «личность-ситуация»;

б3) теория индивидуальных различий. Г. Мюррей, Д. Кеттелл

в центр анализа помещают внутривидовую изменчивость

как важный фактор приспособления к среде.

И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский,

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Мяси-

шев, Д. Н. Узнадзе — далеко не полный перечень отечественных

психологов, внесших существенный вклад в теорию мотивации.

Извлечем из их богатого наследия два примера, которые по-

лезно знать любому культурному человеку.

Первый вошел в историю как эффект горькой конфеты. Рас-

скажем о нем и воспользуемся случаем для того, чтобы показать

в действии знаменитые фрейдовские принципы.

Экономические соображения — редкий гость в классической

психологии. Например, Курт Левин, о котором мы вскользь упоми-

нали выше, предпочитал им в своей полевой теории личности гео-

метрические построения топологии, а его эксперименты по груп-

повой динамике напоминают изощренные физические опыты.

Глава_Х1\МНаправленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Похоже, что психологи стесняются включать в свои воздуш-

ные, кружевные построения грубые меркантильные аргументы,

а для обывателей конца XX в. разговоры о доходах — такая же

интимная тема, как сексуальные отношения для обывателя нача-

ла века.

Однако нашелся человек, без колебания избравший эконо-

мическую точку зрения. Его имя известно всем — Зигмунд Фрейд.

В структуре личности Зигмунд Фрейд выделил Оно (ИД), ко-

торому «незнакомы никакие оценки, никакое добро и зло, ника-

кая мораль». Его бессознательные, инстинктивные побуждения

управляются принципом удовольствия, заключающимся в стрем-

лении устранить связанное с неудовольствием напряжение и по-

лучить удовольствие. Фрейд неизменно отмечает экономический

(количественный) момент, присущий принципу удовольствия.

Итак, если верить Фрейду, внутри каждого из нас находится

«экономический человек», на невидимых весах взвешивающий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...