Корреляции между столбцами таблицы 4 4 глава
левого партнера. 13.2.2. Ролевое поведение Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную струк- туру. Его анализ дал известный американский социальный пси- Глава XIII. Личность в общении холог Г. Оллпорт. Он предлагает следующую схему, выделяя че- тыре компонента ролевого поведения. Ролевое поведение Предписание в социальной системе Личность Понима- ние роли —* Принятие или отклонение роли способности, темперамент, характер, потребности, мотивы, установки, стиль поведения и др. Выполнение роли Поведение в социальной системе 1. Ролевое ожидание связано с предписаниями в социальной системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного индивида и выступают как внешние, более или менее обязатель- ные требования. Они исходят от общества или конкретной со- циальной группы и означают, какое поведение ожидается от че- ловека, как должна быть выполнена роль, а также насколько поведение данного лица соответствует этим ожиданиям и слу- жит критерием оценки исполнения данной роли (хороший — плохой педагог, врач, студент, отец, мать и т. д.). 2. Понимание своей роли человеком включает осознание им своих функций, прав, обязанностей, связанных с данной ролью. Это показывает, насколько полно усвоил индивид предписания, сложившиеся в общественной структуре. 3. Принятие или непринятие роли. Принятие означает готов- ность индивида выполнять все предписания в соответствии с ожи- даниями общества. Степень принятия может быть различной: от полного слияния с ролью, идентификацией с нею (женщина вся поглощена своим материнством) до отклонения, игнорирования обязанностей, функций, присущих данной роли, отчуждения от
нее (студент игнорирует требования преподавателей, не считает нужным посещать занятия и т. д.). 4. Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные дей- ствия, поступки, предписанные ею. Ролевое поведение отличает- ся от других форм деятельности тем, что оно предполагает нали- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ чие ролевого партнера и определенный навык социального взаи- модействия с ним. Выполняемые человеком роли, каждая в отдельности и все в совокупности, имеют большое значение в формировании и раз- витии личности. Но наличие той или иной роли само по себе еще не определяет поведения человека. Для этого она должна быть усвоена, интернализована, принята. Интернализованная роль — это внутреннее определение, осознание индивидом своего со- циального положения и его отношение к нему и вытекающим из него обязанностям. Как будет выполнена роль, зависит от отно- шения к ней, от индивидуально-психологических особенностей (установок и ориентации, склонностей, характера, способностей и т. д.), его жизненного опыта. 13.2.3. Ролевые конфликты Характеризуя личность, стремясь понять ее, прежде всего не- обходимо указать ее роли (возрастные, чендерные, профессио- нальные, семейные, внутригрупповые, межличностные и т. д.). Вместе с тем человек одновременно обладает множеством ролей (И. И. — мужчина средних лет, женат, имеет двух детей, прия- тель, классный руководитель, член художественной самодеятель- ности), и это эмансипирует его от каждой конкретной роли, соз- дает известную автономию, независимость личности. При этом множественность ролей нередко вызывает противоречие между требованиями, которые каждая из выполняемых ролей предъяв- ляет к личности, оставляя за ней выбор между ними. Такая си- туация может порождать ролевой конфликт. Под ролевым конфликтом понимается ситуация, в которой лицо, исполняющее роль или несколько ролей, сталкивается с не-
совместимыми или трудно совместимыми ожиданиями и тре- бованиями. Известны три типа ролевых конфликтов, 1. Межролевой — конфликт между ролями, предъявляющи- ми к индивиду трудносовместимые ожидания (например, тре- бования между профессиональной ролью — студентка — и се- мейной — молодая мать). Глава XIII. Личность в общении 2. Внутриролевой — это несовместимость ожиданий по от- ношению к одной роли со стороны разных ролевых партнеров (например, предъявление разных требований к ребенку со сто- роны родителей и учителей). Это конфликт между ролевым ожи- данием и исполнением. 3. Внутренний конфликт типа «роль — личность». Он возни- кает в ситуациях, когда: а) человек понимает и исполняет свою роль иначе, чем ожи- дают его партнеры; б) противоречие между пониманием роли и ее исполнени- ем (например, индивид предъявляет к себе завышенные требования и не может удовлетворить их); в) человек не принимает роль, но вынужден исполнять ее (та- лантливый музыкант, закончив консерваторию, вынужден преподавать в школе). 13.2.4. Роль и личность Очень важным и пока малоизученным является вопрос о со- отношении роли и личности. С одной стороны, социальные роли выступают как важнейший фактор развития и становления всех личностных структур. Чело- век осознает себя, свое «Я» через свою принадлежность к прису- щим ему социальным ролям. Отвечая на вопрос «Кто я?», индивид прежде всего обращается к своим ролевым позициям: мужчина — женщина (чендерные роли); юноша—девушка (возрастные роли); студент, рабочий, врач, юрист (профессиональные), сын, дочь, брат, сестра, отец, мать (семейные роли), лидер (внутригрупповая роль), друг, приятель (межличностная роль) и т. д. Наличие социальных ролей, их «набор» способствуют личностному самоопределению, формированию самосознания, самооценки. Как показывают жизненные наблюдения и специальные ис- следования, выполнение той или иной роли длительное время (особенно если она глубоко принимается) оказывает существен- ное влияние на характер человека, его я-концепцию. Особенно ярко это проявляется в профессиональных ролях: под их влияни- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ем формируются определенные привычки, склад мышления, вос-
приятие окружающих людей, стиль общения и др. Порой высо- кая степень интернализации профессиональной роли и ее про- должительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. Это явление состо- ит в том, что профессиональные стереотипы действий, отноше- ний становятся настолько характерными для человека, что он не может выйти за их рамки в других ролях и условиях. Так, например, И. С. Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко про- является и в сфере личных отношений. Привычка упрощать слож- ные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обуче- ния детей, может порождать прямолинейность, негибкость мышления, а необходимость поддерживать дисциплину на уроках формирует в их характере излишнюю властность, авторитарность в общении вне школы. У следователей, которым часто приходится сталкиваться с обманом, коварством, жестокостью правонаруши- телей, развивается недоверие к людям, подозрительность, повышен- ная критичность. В любом упущении, нарушении правил, норм они видят злой умысел, а в каждом подозреваемом — потенциального преступника. Это может приводить к тенденциозности, которая мешает в работе. Интересным является вопрос: могут ли роли вызывать какие- то новые качества, не свойственные человеку ранее. Очень инте- ресные данные получили американские ученые — Ф. Зимбардо в его «тюремном эксперименте» со студентами Стенфордовско- го университета, когда была промоделирована ситуация измене- ния личности под влиянием роли, и С. Милгрем в своих опытах с электрошоком в «обучающем эксперименте». Эти исследова- ния показали, что под влиянием психологического давления (влас- ти, авторитета, социальной роли) люди проявляют черты, не свойст- венные им ранее и противоречащие их «Я» [3, 5]. С другой стороны, социальные роли могут казаться чем-то «внешним» по отношению к конкретной личности. Ведь человек не перестает быть самим собой, если он утратит какую-то роль Глава XIII. Личность в общении
(например, роль студента, офицера, спортсмена и т. д.) или изме- нит свой «набор ролей». К тому же множественность ролей, при- сущих каждому, делала людей более или менее свободными, ав- тономными от конкретной роли в отдельности. Кроме того, существуют индивидуальные особенности людей, их разное от- ношение придает ему своеобразную окраску: одну и ту же роль разные люди «играют» по-своему — ведь существуют разные типы руководителей (демократический, авторитарный, либеральный), преподавателей, студентов, отцов (властно-авторитарных и дру- жески-доброжелательных). Необходимо отметить, что индивидуальные качества челове- ка влияют не только на исполнение им своих ролей, но и на вы- бор ими той или иной социальной роли. И. С. Кон в своей книге «Социология личности» приводит ис- следование американского социолога М. Розенберга, в котором обнаруживается связь между представлениями студентов об идеальной работе и выбором ими профессии с типологическими особенностями их личности, т. е. человек активен и самостояте- лен в выборе своих профессиональных, семейных и других видов социальных ролей (1). Таким образом, рассматривая взаимоотношения роли и лич- ности, следует отметить, что личность формируется, включаясь в систему социальных ролей, но формируясь в этой системе, она не является пассивным продуктом исполняемых ею ролей, а об- ладает правом (обязанностью) ее самостоятельного выбора. Лич- ность самоопределяется по отношению каждой роли, упорядо- чивает их по степени их субъективной значимости, как ведущих и второстепенных. Социальное положение человека, его классовая, сословная, на- циональная принадлежность не зависят от его воли, не являются продуктами свободного выбора, но его конкретная роль во мно- гом зависит от того, как сам человек воспринимает и оценивает свое положение и какие выводы отсюда делает. Чтобы понять по- ведение индивида, недостаточно знать лишь внешнюю, объектив- ную систему его ролей. Необходимо также понимать их внут- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ реннюю структуру, их смысл и удельный вес в его собственных глазах. Своеобразие биологических особенностей, специфических черт индивидуальной биографии, множественность и противо- речивость ролевой структуры делают каждого человека неповто- римой индивидуальностью. Литература 1. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 12—41. 2. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. С. 136-140; 258-322. 3. Кириллов Л. А. Основы психологии. Саратов, 1995. С. А—21. 4. Кузьмин £. С. Основы социальной психологии. ЛГУ, 1967. С. 120-123. 5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 256—262;
278-285. 6. Психология: учебник /под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. С. 301-312. 7. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс. 1969, С. 535. • ГЛАВА XIV НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ Ключевые слова Мотивация. Потребность. Мотив. Направленность. Принцип реальности. Механизм сдвига мотива на цель Близится к завершению рассказ о строении и функциях пси- хики взрослого нормального человека. Ведь направленность лич- ности — это 26-й уровень-компонент психики из 27-ми воз- можных. Конец, как известно, делу венец. Венец психики не простой, а составной. Собственно, и вся психика — явление не простое, а составное. Неудивительно, что таков же ее венец. Аело в том, что психические процессы, как мы уже знаем, на- правляются волей — центрально-регуляторным процессом, рас- положившимся на 8-м, предпоследнем уровне столбца процес- сов. А в целом, напомним, три высших уровня (7-й, 8-й и 9-й) не только регуляторные, но и ценностно-ориентационные. Вне и без социальной, нравственной оценки не может быть полноценной регуляции психических процессов и функций. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Эти три уровня вместе и составляют завершающие структу- ры психики. Это 7—9-й уровни процессов, 16—18-й уровни со- стояний и 25—27-й уровни интегральных образований (свойств личности). Каждое дело, которое мы делаем, каждое слово, которое мы произносим, имеет определенный социальный смысл — прием- лемый или неприемлемый. Воля может быть злой, хотя некото- рые психологи это и отрицают. Почему они так считают? Пото- му, что они не мыслят 26-й уровень в отрыве от 27-го, от нравственных критериев. При таком подходе действительно нет места злой воле. Она может быть только, как принято говорить, морально воспитанной, т. е. доброй. Мы, однако, в целях научного анализа разведем свойства лич- ности 25-го, 26-го и 27-го уровней. В результате получится более точная и конкретная картина. Итак, предпоследний уровень изучаемой нами большой сис- темы — человеческой психики — это направленность лично- сти, содержанием которой является структура мотивов. В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко- торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше- ния к различным сторонам действительности. В связи с этим в клас- сическом отечественном учебнике С. Л. Рубинштейн написал: «Проблема направленности — это прежде всего вопрос о дина- мических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и за- дачами». Отечественные психологи исходят из того, что любая форма нашей активности, сознательной или неосознаваемой, актуали- зируется благодаря потребностям и мотивам. Как они пришли к этому выводу? Мотивация — один из самых многозначных терминов, ис- пользуемых в науке и прикладных областях, характеризующих человеческие деятельность и поведение. На практике термином «мотивированный» обозначается слу- чай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то по- Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств ложения. В таком контексте отсутствует личностный характер мотивации. Имеется в виду четкое логическое обоснование вы- двинутых положений. В медицине, юриспруденции, педагогике при оценке поступ- ков личности часто используются понятия мотивированных и не- мотивированных действий. При этом в последнем случае отме- чается их импульсивный характер, малая осознанность личностью, дается социальная оценка как противоречащих системе общест- венных ценностей. Понятие мотивации в психологии чаще всего используется в контексте деятельности достижения: «его мотивирует успех», «его мотивирует стремление избежать неудачи». В этом случае мотивация рассматривается как внутренняя причина действия, причем выделяется его направленность (успех, неудача). Нередко человек добросовестно заблуждается относительно своих истинных побуждений. Рассмотрим, вслед за А. Н. Леонтье- вым (1903—1979), многолетним лидером московских психоло- гов, следующий пример. Ученый в течение многих лет отдает все силы поиску истины, но когда ее первым обнаруживает другой, выясняется, что в ос- нове страсти лежало не научное познание, а мотив достижения. Быть первым или никаким — вот что объединяет нашего ученого со спортсменом. Дадим следующее рабочее определение. Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы- зывающие активность организма и определяющие ее направ- ленность. В данном определении четко зафиксирована мысль о том, что понятие мотивации в психологии тесно связано с понятиями «дея- тельность» и «поведение», что не существует другой мотивации, кроме мотивации деятельности и поведения. Термин «мотивация» в широком смысле слова используется во всех областях психологии, исследующих причины и механиз- мы целенаправленного поведения человека и животных. При желании данное нами определение несложно подвергнуть кри- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тике и противопоставить ему другие, впрочем, столь же ей до- ступные. Увы, внутри современной психологии существует мно- жество концепций мотивации, отличающихся и даже противо- речащих друг другу. Познакомимся с некоторыми из них. Начнем с философских (умозрительных) подходов. Представ- ления о мотивации в до дарвиновский период были основаны на противопоставлении человека с его разумом, сознанием и волей животным с их машинообразным, инстинктивным поведением и представлены двумя известными принципами: гедонизма (Пла- тон) и максимизации пользы, (теория утилитаризма Бентама). Г. Спенсеру и Ч. Дарвину принадлежит гомеостатическая мо- дель мотивации, основанная на принципе уравновешивания орга- низма со средой и понятии потребности, о чем мы упоминали выше. Суть модели проста: наличие потребности говорит о нуж- де, нехватке чего-то для организма. Возникновение потребности выводит организм из состояния равновесия, порождает движе- ние по направлению к объекту потребности, к тому, что способ- но вернуть организм в первоначальное состояние. Дадим формальное определение. Под потребностью в пси- хологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и составляет необходи- мое условие его нормального функционирования. Таким образом, во-первых, стремление организма к равнове- сию вызывает мотивацию, направленную на удовлетворение по- требности, на снятие источника, вызывающего нарушение рав- новесия. Однако далеко не все психологи связывают мотивацию с восстановлением нарушенного равновесия. Об этом пойдет речь ниже. Далее из нашего определения следует первая и простейшая классификация потребностей на телесные и духовные. Более важную для практики, в частности, для маркетинга и пси- хологии потребителя, классификацию предложил американец Аб- рахам Маслоу (1908-1970): — физиологические потребности (потребности в еде, питье, дыхании, сне и сексе); Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств — потребность в безопасности (чувства стабильности, поряд- ка, защищенности, отсутствие страха и тревоги); — потребность в любви и чувстве общности, принадлежно- сти к определенной группе; — потребность в уважении со стороны окружающих и в са- моуважении; — потребность в самоактуализации. Его структура потребностно-мотивационной сферы представ- ляет из себя иерархическую пятиуровневую схему, в которой пер- вичными признаются телесные, физиологические потребности. После их удовлетворения возникают потребности второго уров- ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при- вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый). Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень само актуали- зации. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди- видуального психологического и социального развития. Теория Маслоу подверглась обоснованной критике, но не ис- чезла со страниц учебников по маркетингу, потому что... работа- ет на практике. С ее помощью рекламист знает, что надо делать с потребителем. Например, исследования, проведенные в США, показали, что у современного американца физиологические потребности удов- летворены на 90 %, потребность в безопасности — на 70 %, в ува- жении — на 40 % и в самореализации — на 15 %. От этих про- центов, полученных в соответствии с иерархической моделью потребностей Маслоу, до эффективной рекламы — один шаг, так как именно реклама помогает человеку осознать реально сущест- вующую потребность, которую невозможно удовлетворить, не об- ладая тем, что тебе предлагают. Вдумайтесь в слова Коносуке Мацусита, главы корпорации, производящей Panasonic: «Человек на самом деле не знает, чего ему хочется. Покажите ему вещь, и он будет знать, чего хотеть. Большинство людей понятия не имеют, что такое лазерный про- игрыватель. Покажите его, объясните его достоинства и преиму- щества — и он сделается необходимым для всех». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Но с одним из типичных критических аргументов все-таки есть смысл познакомиться поближе. Некоторые критики гово- рят, что пирамида потребностей Маслоу отражает его личные приоритеты (и людей, похожих на него) — и только. Аналогично о психоанализе Зигмунда Фрейда (1856—1939) говорят как о его самоанализе и т. д. и т. п. Не будем отмахиваться от критиков и честно признаем: роль личности ученого в психологии велика, как ни в какой другой науке. Потребность, как правило, зарождается как обобщенная и не- достаточно определенная. Найдя предмет, удовлетворяющий по- требность, она становится источником активности, направлен- ной на достижение конкретной цели. Психологический компонент такой активности называется мотивом. Дадим соот- ветствующее определение. Мотивом называется любое психическое явление, побуждаю- щее к активности. Трудно дать исчерпывающую классификацию мотивов чело- века. В качестве примера рассмотрим некоторые мотивы поведе- ния потребителя, т. е. основные причины и поводы его покупок. Во-первых, это утилитарные мотивы, связанные с эксплуа- тационными характеристиками товара, его гарантийным сроком и ценой, скидками. Во-вторых, это эстетические мотивы, основанные на красо- те, внешнем виде изделия, привлекательности его формы, ориги- нальности расцветки, дизайне. В-третьих, это престижные мотивы: товар покупается для под- черкивания социального статуса, материального достатка, поло- жения в обществе. В-четвертых, это могут быть мотивы достижения, уподобле- ния, моды, следования национальной традиции и т. д. Потребности и мотивы многообразны. Соответственно, пси- хическая активность и поведение человека полимотивированы. Тем не менее реально каждый поступок человека, как правило, обусловлен одним, главным мотивом, победившим в борьбе с ос- тальными, хотя не всегда понятным ему самому и окружающим. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств Более того, мы склонны бываем сами обманываться и дезориен- тировать других в этом вопросе. Вспомните рассмотренный выше пример А. Н. Леонтьева! Или такой: парень говорит, что страстно любит девушку, а сам забывает о назначенном ей свидании. Эти примеры наглядно демонстрируют типичность наличия не одного, изолированного мотива, а их множества, но не хаотич- ного, а более или менее четко структурированного. Вспомните концепцию Н. А. Бернштейна (1896—1966) о ведущих и фоно- вых уровнях построения движений. При чем тут она? Дело в том, что не только движения, но и все другие формы психической активности и поведения строятся по этой же схеме. Выделяется (стихийно или сознательно) один мотив, он и опре- деляет поступок. Однако рядом с ним и в помощь ему работают фоновые уровни, другие мотивы, другие побуждения, и поступок (серия поступков) т. о. оказывается полимотивированным. Вернемся, однако, к нашему обзору теорий мотивации. Сторонники принципа активности, активационной теории мотивации (Г. Олпорт) считают, что человек по своей природе активен, и активность не нужно объяснять, сама жизнь уже есть активность. Основной постулат теории состоит в том, что актив- ность сама по себе есть глубинная потребность организма. При таком подходе речь идет не о возникновении мотива- ции, а о регуляции активности, основными параметрами кото- рой выступают сила, интенсивность, направленность («канали- зация»). Можно предположить, что описанные модели выделяют раз- личные аспекты поведения личности: саморегуляцию в первом случае и зависимость мотивации от значимости и доступности объекта потребности для личности во втором. Важную роль сыграла в психологии мотивации теория эво- люции Дарвина. Она сняла противопоставление человека живот- ным и стала основанием развития нескольких линий проблемы мотивации: а) человек — высшее животное. Следовательно, зачатки ин- теллекта есть у животных, и необходимо изучать их пове- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ дение и их мотивацию (И. П. Павлов, Э. Торндайк, К. Халл и др.); б) человек — животное. Следовательно, можно изучать ин- стинктивные тенденции в поведении человека в следую- щих направлениях: 6j) теории инстинкта (В. Макдаугалл). Инстинкт при этом понимается весьма расширенно и включает в себя когни- тивные, эмоциональные, поведенческие компоненты. Можно говорить об инстинктах изобретательства, строи- тельства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, отвращения, репродуктивное™, самоунижения, само- утверждения и т. д.; б9) динамические теории мотивации. 3. Фрейд, как вам уже известно, искал источники человеческой активности в бес- сознательных влечениях. Н. Ах, К. Левин исследовали мо- тивацию в рамках теории личности, в связи с ситуацион- ными факторами и, наконец, в рамках популярной и ныне схемы взаимодействия «личность-ситуация»; б3) теория индивидуальных различий. Г. Мюррей, Д. Кеттелл в центр анализа помещают внутривидовую изменчивость как важный фактор приспособления к среде. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Мяси- шев, Д. Н. Узнадзе — далеко не полный перечень отечественных психологов, внесших существенный вклад в теорию мотивации. Извлечем из их богатого наследия два примера, которые по- лезно знать любому культурному человеку. Первый вошел в историю как эффект горькой конфеты. Рас- скажем о нем и воспользуемся случаем для того, чтобы показать в действии знаменитые фрейдовские принципы. Экономические соображения — редкий гость в классической психологии. Например, Курт Левин, о котором мы вскользь упоми- нали выше, предпочитал им в своей полевой теории личности гео- метрические построения топологии, а его эксперименты по груп- повой динамике напоминают изощренные физические опыты. Глава_Х1\МНаправленность личности как структура мотивов и волевых качеств Похоже, что психологи стесняются включать в свои воздуш- ные, кружевные построения грубые меркантильные аргументы, а для обывателей конца XX в. разговоры о доходах — такая же интимная тема, как сексуальные отношения для обывателя нача- ла века. Однако нашелся человек, без колебания избравший эконо- мическую точку зрения. Его имя известно всем — Зигмунд Фрейд. В структуре личности Зигмунд Фрейд выделил Оно (ИД), ко- торому «незнакомы никакие оценки, никакое добро и зло, ника- кая мораль». Его бессознательные, инстинктивные побуждения управляются принципом удовольствия, заключающимся в стрем- лении устранить связанное с неудовольствием напряжение и по- лучить удовольствие. Фрейд неизменно отмечает экономический (количественный) момент, присущий принципу удовольствия. Итак, если верить Фрейду, внутри каждого из нас находится «экономический человек», на невидимых весах взвешивающий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|