Корреляции между столбцами таблицы 4 7 глава
и систему женских нравственных ценностей, основанных на за- боте о других людях и самоотречении (Гиллиган). Представители западной и советской этических систем отли- чаются друг от друга отношением к компромиссу между прекрас- ными целями и плохими средствами их достижения. Западная эти- ка основана на десяти заповедях, запрещающих зло. В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строителя коммуниз- ма», декларирующий добро, но не запрещающий зло. Этическая бескомпромиссность ведет к сотрудничеству между людьми, а эти- ческий компромисс — к бескомпромиссной борьбе (Лефевр). Упражнение. Познакомьтесь с методикой М. Рокича (М. Rokeach), используемой в разных странах мира. Рокич описал тер- минальные ценности (конечные цели человеческой жизни). Их список приведен ниже. 1. Активная, деятельная жизнь. 2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл). 3. Здоровье (физическое и психическое). 4. Интересная работа. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности 5. Красота природы и искусства. 6. Любовь (духовная и физическая близость). 7. Материально обеспеченная жизнь. 8. Хорошие и верные друзья. 9. Общая хорошая обстановка в стране, в обществе. 10. Общественное признание, уважение. 11. Познание, интеллектуальное развитие. 12. Равенство, равные возможности для всех. 13. Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках). 14. Свобода (независимость в поступках и действиях). 15. Счастливая семейная жизнь. 16. Творчество, самореализация. 17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений, жизнь в ладу с самим собой). 18. Удовольствия, развлечения. Проранжируйте данные ценности от наиболее значимой для
вас (№ 1) до наименее значимой (№ 18) и предложите сделать то же самое близкому другу или родственнику, жениху или не- весте, а затем вычислите коэффициент ранговой корреляции Спирмена для своих ответов. Полученное число покажет, в ка- кой степени этот человек относится к жизни так, как и вы, мо- жет ли он считаться вашим единомышленником. Если вы не зна- комы с математической статистикой, разберите приводимый ниже числовой пример, основанный на ответах двух студенток. № ценно- сти Ранги I Ранги I] Разно- сти рангов - 4 -11 - 2 Квад- раты разно- стей № ценности Ранги I Ранги II Разно- сти рангов -12 - 3 - 8 - 4 - 3 Квадрать: разно- стей ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Для расчета коэффициента ранговой корреляции в первый столбец вписаны номера ценностей от 1 до 18, во второй — ранги этих ценностей, присвоенные первой студенткой, в третий — ран- ги ценностей, присвоенные второй студенткой. В четвертом столб- це вычислены разности соответствующих рангов, в пятом — квад- раты полученных чисел. Осталось найти сумму чисел последнего столбца s (в нашем случае s = 672) и воспользоваться формулой для коэффициента ранговой корреляции г = 1 — s/969 (в нашем случае г = 0,31). Как интерпретировать полученное число? Математики дока- зали, что оно не может быть больше 1 и меньше — 1. Если г при- мерно равно 1, то вы — единомышленники, если г близко к — 1, то ваши взгляды на жизнь противоположны, полярны. В рассмот- ренном выше примере (г = 0,31) можно утверждать, что, хотя девушки и не являются единомышленницами, их взгляды на жизнь совместимы и не противоречат сильно друг другу. ; ГЛАВА 16 ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОАОГИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Ключевые слова Психологическое образование. Преподавание психологии в средней школе. Психология подростка 16.1. Индустриальная и организационная психология
Отделившись от философии, психология, как и многие дру- гие научные дисциплины, стала искать приложение своим силам в окружающем мире, на практике. Первые обращения психоло- гов к отбору персонала, рекламе или организации рабочих мест выглядели во многом случайными, личностно или ситуационно обусловленными (увольнением из университета за аморальное по- ведение, низкой зарплатой в вузе или потребностями отдельных бизнесменов или военных). Однако в XX в., особенно во второй его половине, индуст- риальные и организационные психологи стали систематически предлагать свои услуги, доказали свою нужность и заняли обшир- ную нишу на предприятиях и в организациях, в фирмах и орга- нах власти, на производстве и в торговле, словом, всюду, где люди ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ занимаются общественно полезной деятельностью и где роль че- ловеческого фактора (и ошибок) достаточно велика. Внимание к человеку на работе во многом обусловлено тем, что персонал в развитых странах стал одним из крупнейших объектов инвестиций. Высокая и постоянно растущая оплата тру- да, огромные траты на поиск и отбор новых работников, их обу- чение и переобучение привели к тому, что каждый успешный предприниматель или дальновидный чиновник считает своим долгом оптимизировать эту статью расходов, что, разумеется, невозможно без специалистов-психологов. Спектр интересов современных индустриальных и организа- ционных психологов, инженерных психологов и психологов тру- да необычайно широк и включает в себя: — отбор и оценку (эссессмент) персонала; — организационную культуру и психологический климат; — деловую и служебную этику; — групповые процессы в организациях; — человеческие факторы и эргономику; — проектирование и анализ рабочих мест; — мотивацию работников, менеджеров и служащих; — трудовые отношения; — лидерство и руководство; — организационное поведение и развитие, управление изме- нениями; — оценку результатов деятельности; — качество трудовой (служебной) жизни; — стратегическое планирование и корпоративную стратегию; — стресс и менеджмент стресса; — последовательное планирование; — происшествия, здоровье и безопасность труда;
— планирование и развитие карьеры; — компенсации, льготы, системы оплаты труда; — менеджмент конфликта; — психологию потребителя; — удовлетворенность трудом (службой); Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом — развитие высших руководителей (топ-менеджеров) и мно- гое другое. Для удобства анализа перечисленное выше можно сгруппи- ровать в шесть тематических блоков: — организационное развитие и изменение (28 %); — индивидуальное развитие (22 %); — оценка результатов деятельности и отбор (33 %); — подготовка и представление результатов (10 %); — компенсации и льготы персонала (5 %); — остальное (2 %). Проценты в скобках дают представление о доле времени, за- трачиваемого психологом на соответствующую работу. В основе индустриальной-организационной психологии лежат три раздела психологии: — экспериментальная психология, изучающая психологиче- ские феномены экспериментальными методами; — дифференциальная психология, выделяющая, оцениваю- щая и объясняющая индивидуальные различия между людьми; — инженерная психология, ставящая целью приведение в со- ответствие проектирование устройств и условий труда воз- можностям человеческих органов чувств, психомоторных способностей, размеров тела, разумный комфорт, безопас- ность и удовлетворенность трудом. Историю развития индустриальной-организационной психо- логии можно разбить на пять периодов времени: — «доисторический» этап и 10-е годы XX в.; — 20-е и 30-е годы XX в.; — 40-е годы XX в.; — 50-е и 60-е годы XX в.; — «современный» этап — от 1970 г. до наших дней. Отличительной чертой всех этих периодов (и рассматривае- мой ветви психологии) является то, что наука и практика шли нога в ногу: на вызовы практики наука неизменно давала достой- ный времени строгий ответ. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ С известной долей условности первым индустриально-органи- зационным психологом можно считать француза Альфреда Бине (A. Binet), в 1905 г. опубликовавшего совместно с Теодором Сай- моном (Т. Simon) первую шкалу интеллекта, предшественницу зна-
менитого IQ. В это же время психологи начали осваивать вторую, ныне тра- диционную область: в 1903 г. Уолтер Скотт (W. Scott) опублико- вал книгу, посвященную психологии рекламы. Огромен вклад непсихолога Фредерика Тэйлора (F. Taylor), отца научного менеджмента, и Хьюго Мюнстерберга (Н. Munsterberg), американца немецкого происхождения, в постановку «вечных» вопросов психологии труда. Наконец, развитию индустриальной-организационной пси- хологии на первом этапе сильно способствовала Первая мировая война, положившая начало массовым обследованиям новобранцев. Хотя усилия психологов не оказали большого влияния на исход войны, разработанные ими методы оценки и отбора персонала нашли широкое применение после войны в бизнесе и государ- ственных структурах. Второй этап — этап массового применения психологических методик на производстве -— начался с первых разочарований. Ока- залось, что работники, принятые но рекомендациям психологов, ничем не лучше тех, кто был принят без тестирования. Более того, было доказано, что под прикрытием научных методов иногда скры- валась дискриминация эмигрантов, людей другого цвета кожи. Преодоление этих недостатков основывалось на изучении тре- бований рабочих мест к человеку (Job Analysis) и понимании того, что нужно стремиться к соответствию между ними и способнос- тями претендента на должность. Самым известным исследованием этого времени, безуслов- но, является Хоторнский эксперимент, названный так по имени захолустного городка близ Чикаго, в котором тогда располагался завод компании Вестерн Электрик, В ходе многолетних экспери- ментов здесь выявили, что социальные факторы, такие как не- формальные отношения между членами группы, отношение к ним Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом других работников, сам факт участия в эксперименте, оказыва- ют существенное влияние на производительность труда. Следующий этап тесно связан со Второй мировой войной, по- явлением новых видов вооружений, предъявивших повышенные требования к человеку. Прежде всего речь идет о летчиках и, со- ответственно, об авиационной психологии. Снова, как и после Первой мировой войны, разработанный психологами инструмен- тарий нашел широкое применение в мирной жизни, в частно- сти, в области человеко-машинных систем. Важнейший теоретический вклад внес Курт Левин (К. Lewin), бежавший от Гитлера в США и разработавший там в рамках шко- лы групповой динамики технику и методологию проведения конт- ролируемого лабораторного эксперимента для исследования сложного группового поведения. Он ввел в научный и практиче-
ский оборот тематику, остающуюся актуальной на протяжении полувека: стиль лидерства и его влияние на поведение членов груп- пы; групповые нормы и психологическое давление группы; обра- зование, развитие и распад малых групп; методы проведения груп- повых дискуссий и т. д. В 50-е и, особенно, 60-е годы XX в. на развитие индустриально- организационной психологии за рубежом (российские проблемы мы обсудим ниже) влияли как технологические изменения, так и движение за равные гражданские права. В психологию пришли маркетинговые идеи: как организации лучше обслужить клиента, как сделать пребывание на работе комфортным для работника, как определить миссию организации среди себе подобных. Параллельно нарастала критика бездумного использования психологических тестов на производстве и в сфере образования, прямого обслуживания интересов владельцев в ущерб наемным работникам. В США она завершилась слушаниями в Конгрессе в 1954—1955 гг., на которых обсуждался вопрос о запрете исполь- зования психологических методов в организациях. К счастью, здра- вый смысл возобладал, был найден компромисс, состоявший в стро- гой регламентации их применения на основе «Технических рекомендаций по применению психологических тестов и диагно- стических техник» и «Этических принципов для психологов». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Нововведениями этого этапа стали появление центров оцен- ки, усиление интереса к трудовой морали, удовлетворенности трудом, мотивации персонала. Выкристаллизовались девять ос- новных теорий, лежащих в основе современной индустриаль- но-организационной психологии (некоторые из них, к сожале- нию, по-прежнему доступны россиянам только в кратком изложении): 1) Врума(Угоот,1964); 2) Портера и Лоулера (Porter, Lawler, 1968); 3) Аткинсона (Atkinson, 1964); 4) Локке (Locke, 1968); 5) Херцберга (Herzberg, 1966); 6) Маслоу (Maslow, 1954); 7) Мак-Грегора (McGregor, 1960); 8) Дракера (Drucker, 1954); 9) Скиннера (Skinner, 1953). Наконец, индустриально-организационная психология офор- милась и в организационном плане: в 1973 г. в США возникло SIOP (Society for Industrial and Organizational Psychology) — Общество индустриальной и организационной психологии, сегод- ня объединяющее тысячи психологов из разных стран мира, в том числе и автора этих строк. На современном этапе в развитых странах мира индустриальные и организационные психологи действуют в строго очерченных за- коном рамках, используя валидные и надежные, проверенные на практике инструменты, соответствующие статистическим стан- дартам и требованиям. Точно так, как при разработке проблем дифференциальной психологии, психологам пришлось придумать факторный ана- лиз, новые требования к тестам привели к появлению новой статистической техники, названной мета-анализом. Как междисциплинарная дисциплина, индустриальная и орга- низационная психология последовательно укрепляла связи с со- циологией, юриспруденцией, экономикой и связью (Интернетом, информационными технологиями). Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом Теоретический итог развития молодой науки подведен в «Спра- вочнике по индустриально-организационной психологии», вы- шедшем несколькими изданиями в США и, увы, не переведен- ном до сих пор на русский язык. Российские индустриальные и организационные психологи шли своим, особым и тернистым путем. Известный психолог Н. Д. Леви- тов выделяет в развитии отечественной психологии труда (промыш- ленной психологии) два этапа: «психотехнический» (примерно с 1925 г. до 1936) и «современный» (с начала пятидесятых годов до наших дней). В 1921 г. в Москве под председательством В. М. Бехтерева — ученого мирового уровня — состоялась I Всероссийская инициа- тивная конференция по научной организации труда (НОТ). К 1925—1927 гг. психотехника выделилась в отдельную отрасль пси- хологии. Были организованы многочисленные лаборатории (в том числе и в Саратове), генерировалось огромное количество плодо- творных идей, ею занимались талантливые молодые люди. Однако, как видится со значительного временного расстоя- ния, дифференциальный подход психотехников и педологов, работавших в сфере образования, не мог не прийти в проти- воречие с уравнительными принципами социализма. Поста- новление ЦК ВКП(б) 1936 г. с жутким названием «О педоло- гических извращениях в системе Наркомпросов» положило конец первому этапу развития психологии труда в России. Ла- боратории были разгромлены, психологи лишились возмож- ности заниматься любимым делом, некоторые из них завер- шили жизнь в ГуЛАГе. Выше мы видели, что аналогичные по содержанию проблемы обсуждались и в США. У них есть объективные причины — это несовершенство психологического инструментария, естественное недоверие людей к тирании тестов, определяющих их судьбу. Увы, итог дискуссий оказался разным и, как показало время, не в нашу пользу. Последствия партийного решения 1936 г., использован- ной тактики выжженной земли не преодолены до сих пор и при- вели к большому отставанию от других стран. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Второе рождение психологии труда в России приходится на начало 50-х гг. Оно во многом связано с потребностями военно- промышленного комплекса и, прежде всего, авиационной и космической отраслей. Российские психологи внесли достой- ный вклад в изучение психологии летчика и космонавта в состоя- ниях невесомости, при ориентации в кабине корабля и за его пределами, методов отбора и обучения специалистов. Постепенно психологи вернулись на промышленные пред- приятия, в сферу образования и обслуживания, развернули рабо- ту по профориентации и профотбору, изучению удовлетворен- ности трудом и психологического климата коллективов. Однако эта работа держалась в основном на энтузиазме исполнителей и не предполагала наличия действенной обратной связи в виде повышения производительности труда, улучшения его оплаты, роста объема продаж, понижения отсева учащихся, уменьшения числа увольнений с работы или опозданий, сокращения числен- ности «несунов» и хищений, увеличения безопасности труда. Психологи занимались своим любимым делом, а производ- ственники — своим, «давали план». Неудивительно поэтому, что с наступлением «перестройки» и началом затяжного экономи- ческого спада индустриальные психологи и социологи одними из первых лишились работы, как люди, совершенно не нужные на производстве. Экономический кризис в России продолжается, и конца ему, к сожалению, не видно. На наших глазах возникают новые отно- шения собственности, устанавливаются новые связи между вла- дельцами, хозяевами и наемными работниками, полным ходом идет информатизация производства и повседневной жизни лю- дей, реклама преобразует ее. По-прежнему участие индустриаль- ного и организационного психолога в этих процессах, мягко го- воря, несущественно. Будем исходить из очевидного разумным людям: России пред- стоит вступить на путь, которым идут другие страны, принять учас- тие в глобальном рынке Земли, научиться сотрудничать с людьми иной культуры и цвета кожи, образования и воспитания. Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом А значит, у индустриальных и организационных психологов есть повод для оптимизма — без работы они не останутся. 16.2. Клиническая психология В комплексе наук о человеке клиническая психология, с одной стороны, реализует связь теоретических и практических областей человекознания, а с другой — непосредственную связь с мировоз- зрением и философским осмыслением человеческого бытия. Клиническую психологию в наиболее общей форме сегодня можно определить как прикладную отрасль психологической науки, преследующую следующие цели: — изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; — изучение влияния тех или иных болезней на психику; — изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; — изучение характера отношений больного человека с окру- жающей его микросредой; — наконец, разработку и изучение психологических методов воздействия на психику человека в целях лечения и сохра- нения его здоровья. В настоящее время разработанными являются такие разде- лы, как нейропсихология и патопсихология. Нейропсихология (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова) развивалась в тот период, когда неврология стала особенно отчет- ливо ощущать необходимость в новых, дополнительных приемах исследования больного; в методах, позволяющих получить значи- тельно большую информацию о нарушениях, вызванных очаго- вым поражением мозга. Известно, что невропатолог обладает относительно ограни- ченными возможностями исследования больного. Исследование чувствительности, рефлекторной сферы, тонуса и движений поз- воляет ему описать ряд очень четких и полностью надежных сим- птомов. Однако зоны больших полушарий, непосредственно свя- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ занные с этими процессами, составляют лишь сравнительно не- большую часть головного мозга. Едва ли не две трети мозговой коры — ее вторичные и третичные зоны — определяют органи- зацию сложных форм психической деятельности. Их поражение ведет не к нарушению чувствительности и движений, тонуса и рефлекторной сферы, а к дезорганизации сознательной деятель- ности человека, принимающей различные формы в зависимости от расположения и размера патологического очага. Именно это обстоятельство вызвало острую необходимость в разработке новых экспериментально-психологических методов, позволяющих более детально изучить изменения психологических процессов, возникающих при поражении указанных зон коры мозга, описать их различные формы. Отечественная нейропсихология рассматривает психологи- ческие процессы как сложные формы деятельности, включающие в свой состав движущие мотивы и цели. Есть все основания счи- тать, что эти функциональные системы осуществляются целыми ансамблями совместно работающих зон мозговой коры и бли- жайшей подкорки, каждая из которых вносит свой вклад в тот или иной вид психологической деятельности. Нарушение каждого сложного психического процесса может возникнуть и в результате поражения глубинных структур мозга (функционального блока, обеспечивающего тонус коры и устой- чивости мотивов), и отдельных зон коры, обеспечивающих полу- чение информации от органов чувств, ее анализа и синтеза. На- конец, причиной этих нарушений может быть поражение лобных отделов мозга, дающих возможность создавать сложные устой- чивые программы поведения и обеспечивать контроль за выпол- няемыми действиями. И только детальное описание особенно- стей этих нарушений (иначе говоря — квалификация симптома) дает возможность решить вопрос о локализации очага, вызвав- шего нарушение. Основную цель нейропсихологии, т. о., можно определить как задачу квалификации симптома. Одной из важнейших задач клинического нейропсихологи- ческого исследования является разработка методов восстанови- тельного обучения с ее применением в практической работе по реабилитации больных с локальным поражением мозга. Нейро- Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом психологическое исследование позволяет также подойти к оцен- ке эффективности лечения в условиях динамичного наблюдения до и после операции, а также при медикаментозном, рентгено- терапевтическом и других методах лечения больных с локальным поражением мозга (при опухолях, травмах, кровоизлияниях, анев- ризмах и т. д.). Вместе с тем результаты нейропсихологического диагностического исследования могут использоваться и при оцен- ке трудоспособности больного, степени его инвалидизации и со- ставления прогнозов о возможностях трудовой и социальной реа- билитации. В последнее время нейропсихологические методы стали вне- дряться во внеклиническую сферу, в частности, в анализ проблем школьной неуспеваемости. Школьная неуспеваемость имеет мно- гопричинную обусловленность. Затруднения в учебе могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функцио- нальных систем психики. Это может быть следствием внутрисе- мейных отношений, плохими условиями жизни. Возникающие вследствие этого трудности обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их следует обязательно учитывать. Другая причина — это минимальные мозговые дисфункции (ММД), являющиеся следствием патологии беременности и ро- дов, наследственных и экологических, перенесенные в раннем детстве заболевания, черепно-мозговые травмы. По данным раз- личных авторов, количество детей с ММД составляют 30 % в по- пуляции. Подобная декомпенсация обнаруживается и приводит к сбо- ям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6—7 лет, но и позднее — в возрасте 9 и 11—12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок. Все это требует специальной диагностической и коррекционной работы. Патопсихология (Б. В. Зейгарник, С. Л. Рубинштейн, Ю. Ф. По- ляков), возникшая на границах психологии и психиатрии, тесно связана с созданием эксперементально-психологических лабора- торий при психоневрологических клиниках в Петербурге, Моск- ве, Харькове, Казани и формированием отечественной школы патопсихологического эксперимента ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Общая психопатология как раздел медицины изучает наибо- лее типичные симптомы и синдромы болезненных состояний. Патопсихология занимается исследованием структуры той или иной формы нарушения психической деятельности, исследова- нием закономерностей распада в их сопоставлении с нормой. Разрушая психическую деятельность человека, болезнь изменяет часто прежде всего личностный компонент, мотивационную сфе- ру, эмоциональные проявления, ценностные ориентации. Материал патологии позволяет подойти ко многим теоретическим вопросам, их опосредованному строению, проблемам смены ведущей дея- тельности, целеобразования. Качественный анализ, возможность ретроспективного анализа жизненного пути человека до болезни (анамнез), с одной стороны, и возможность прослеживания текущей жизни больного, с другой, позволяют выявить некоторые условия формирования и разви- тия конкретной жизнедеятельности индивида и вскрыть зако- номерности его мотивационно-потребностной сферы. Так, напри- мер, исследования некоторых форм деградации личности больных алкоголизмом показали, каким образом ситуативно возникаю- щие мотивы могут при определенных условиях переформиро- ваться в устойчивые патологические влечения (Б. С. Братусь, 1974). Исследование больных нервной анорексией, проведен- ные М. А, Каревой (1975), показали, как при определенных жиз- ненных условиях у девушек-подростков может возникнуть анти- витальная деятельность — целенаправленное голодание вплоть до нарушения жизненных функций. В ряде работ эксперимен- тально показано, что формирование «аномальной личности» у больных шизофренией происходит вследствие сужения круга мотивов, разрыва их смыслообразующей и побудительной функ- ций (М. М. Коченов, 1970,1972). Нередко в качестве механизма личностных изменений вы- ступает нарушение подконтрольности поведения, критической оценки собственных поступков (Б. В. Зейгарник, 1962, Е. Т. Соко- лова, 1989). Решение традиционных для условий психиатриче- ской клиники задач связано прежде всего с дифференциальной Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом диагностикой, оценкой структуры и степени нервно-психичес- ких расстройств, диагностикой психического развития, оценкой динамики нервно-психических нарушений и учетом эффектив- ности терапии, экспертными задачами. Развитие концепции реабилитации в медицине дополнило за- дачи медицинской психологии исследования личности, социальных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|