Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между столбцами таблицы 4 7 глава




и систему женских нравственных ценностей, основанных на за-

боте о других людях и самоотречении (Гиллиган).

Представители западной и советской этических систем отли-

чаются друг от друга отношением к компромиссу между прекрас-

ными целями и плохими средствами их достижения. Западная эти-

ка основана на десяти заповедях, запрещающих зло. В основе

советской этики лежит «Моральный кодекс строителя коммуниз-

ма», декларирующий добро, но не запрещающий зло. Этическая

бескомпромиссность ведет к сотрудничеству между людьми, а эти-

ческий компромисс — к бескомпромиссной борьбе (Лефевр).

Упражнение. Познакомьтесь с методикой М. Рокича (М. Rokeach),

используемой в разных странах мира. Рокич описал тер-

минальные ценности (конечные цели человеческой жизни). Их

список приведен ниже.

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл).

3. Здоровье (физическое и психическое).

4. Интересная работа.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

5. Красота природы и искусства.

6. Любовь (духовная и физическая близость).

7. Материально обеспеченная жизнь.

8. Хорошие и верные друзья.

9. Общая хорошая обстановка в стране, в обществе.

10. Общественное признание, уважение.

11. Познание, интеллектуальное развитие.

12. Равенство, равные возможности для всех.

13. Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках).

14. Свобода (независимость в поступках и действиях).

15. Счастливая семейная жизнь.

16. Творчество, самореализация.

17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий

и сомнений, жизнь в ладу с самим собой).

18. Удовольствия, развлечения.

Проранжируйте данные ценности от наиболее значимой для

вас (№ 1) до наименее значимой (№ 18) и предложите сделать

то же самое близкому другу или родственнику, жениху или не-

весте, а затем вычислите коэффициент ранговой корреляции

Спирмена для своих ответов. Полученное число покажет, в ка-

кой степени этот человек относится к жизни так, как и вы, мо-

жет ли он считаться вашим единомышленником. Если вы не зна-

комы с математической статистикой, разберите приводимый

ниже числовой пример, основанный на ответах двух студенток.

ценно-

сти

Ранги I

Ранги I]

Разно-

сти

рангов

- 4

-11

- 2

Квад-

раты

разно-

стей

ценности

Ранги I

Ранги II

Разно-

сти

рангов

-12

- 3

- 8

- 4

- 3

Квадрать:

разно-

стей

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для расчета коэффициента ранговой корреляции в первый

столбец вписаны номера ценностей от 1 до 18, во второй — ранги

этих ценностей, присвоенные первой студенткой, в третий — ран-

ги ценностей, присвоенные второй студенткой. В четвертом столб-

це вычислены разности соответствующих рангов, в пятом — квад-

раты полученных чисел.

Осталось найти сумму чисел последнего столбца s (в нашем

случае s = 672) и воспользоваться формулой для коэффициента

ранговой корреляции г = 1 — s/969 (в нашем случае г = 0,31).

Как интерпретировать полученное число? Математики дока-

зали, что оно не может быть больше 1 и меньше — 1. Если г при-

мерно равно 1, то вы — единомышленники, если г близко к — 1,

то ваши взгляды на жизнь противоположны, полярны. В рассмот-

ренном выше примере (г = 0,31) можно утверждать, что, хотя

девушки и не являются единомышленницами, их взгляды на

жизнь совместимы и не противоречат сильно друг другу.

;

ГЛАВА 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОАОГИЯ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова

Психологическое образование.

Преподавание психологии в средней

школе. Психология подростка

16.1. Индустриальная и организационная психология

Отделившись от философии, психология, как и многие дру-

гие научные дисциплины, стала искать приложение своим силам

в окружающем мире, на практике. Первые обращения психоло-

гов к отбору персонала, рекламе или организации рабочих мест

выглядели во многом случайными, личностно или ситуационно

обусловленными (увольнением из университета за аморальное по-

ведение, низкой зарплатой в вузе или потребностями отдельных

бизнесменов или военных).

Однако в XX в., особенно во второй его половине, индуст-

риальные и организационные психологи стали систематически

предлагать свои услуги, доказали свою нужность и заняли обшир-

ную нишу на предприятиях и в организациях, в фирмах и орга-

нах власти, на производстве и в торговле, словом, всюду, где люди

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

занимаются общественно полезной деятельностью и где роль че-

ловеческого фактора (и ошибок) достаточно велика.

Внимание к человеку на работе во многом обусловлено тем,

что персонал в развитых странах стал одним из крупнейших

объектов инвестиций. Высокая и постоянно растущая оплата тру-

да, огромные траты на поиск и отбор новых работников, их обу-

чение и переобучение привели к тому, что каждый успешный

предприниматель или дальновидный чиновник считает своим

долгом оптимизировать эту статью расходов, что, разумеется,

невозможно без специалистов-психологов.

Спектр интересов современных индустриальных и организа-

ционных психологов, инженерных психологов и психологов тру-

да необычайно широк и включает в себя:

— отбор и оценку (эссессмент) персонала;

— организационную культуру и психологический климат;

— деловую и служебную этику;

— групповые процессы в организациях;

— человеческие факторы и эргономику;

— проектирование и анализ рабочих мест;

— мотивацию работников, менеджеров и служащих;

— трудовые отношения;

— лидерство и руководство;

— организационное поведение и развитие, управление изме-

нениями;

— оценку результатов деятельности;

— качество трудовой (служебной) жизни;

— стратегическое планирование и корпоративную стратегию;

— стресс и менеджмент стресса;

— последовательное планирование;

— происшествия, здоровье и безопасность труда;

— планирование и развитие карьеры;

— компенсации, льготы, системы оплаты труда;

— менеджмент конфликта;

— психологию потребителя;

— удовлетворенность трудом (службой);

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

— развитие высших руководителей (топ-менеджеров) и мно-

гое другое.

Для удобства анализа перечисленное выше можно сгруппи-

ровать в шесть тематических блоков:

— организационное развитие и изменение (28 %);

— индивидуальное развитие (22 %);

— оценка результатов деятельности и отбор (33 %);

— подготовка и представление результатов (10 %);

— компенсации и льготы персонала (5 %);

— остальное (2 %).

Проценты в скобках дают представление о доле времени, за-

трачиваемого психологом на соответствующую работу.

В основе индустриальной-организационной психологии лежат

три раздела психологии:

экспериментальная психология, изучающая психологиче-

ские феномены экспериментальными методами;

дифференциальная психология, выделяющая, оцениваю-

щая и объясняющая индивидуальные различия между

людьми;

инженерная психология, ставящая целью приведение в со-

ответствие проектирование устройств и условий труда воз-

можностям человеческих органов чувств, психомоторных

способностей, размеров тела, разумный комфорт, безопас-

ность и удовлетворенность трудом.

Историю развития индустриальной-организационной психо-

логии можно разбить на пять периодов времени:

— «доисторический» этап и 10-е годы XX в.;

— 20-е и 30-е годы XX в.;

— 40-е годы XX в.;

— 50-е и 60-е годы XX в.;

— «современный» этап — от 1970 г. до наших дней.

Отличительной чертой всех этих периодов (и рассматривае-

мой ветви психологии) является то, что наука и практика шли

нога в ногу: на вызовы практики наука неизменно давала достой-

ный времени строгий ответ.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

С известной долей условности первым индустриально-органи-

зационным психологом можно считать француза Альфреда Бине

(A. Binet), в 1905 г. опубликовавшего совместно с Теодором Сай-

моном (Т. Simon) первую шкалу интеллекта, предшественницу зна-

менитого IQ.

В это же время психологи начали осваивать вторую, ныне тра-

диционную область: в 1903 г. Уолтер Скотт (W. Scott) опублико-

вал книгу, посвященную психологии рекламы.

Огромен вклад непсихолога Фредерика Тэйлора (F. Taylor), отца

научного менеджмента, и Хьюго Мюнстерберга (Н. Munsterberg),

американца немецкого происхождения, в постановку «вечных»

вопросов психологии труда.

Наконец, развитию индустриальной-организационной пси-

хологии на первом этапе сильно способствовала Первая мировая

война, положившая начало массовым обследованиям новобранцев.

Хотя усилия психологов не оказали большого влияния на исход

войны, разработанные ими методы оценки и отбора персонала

нашли широкое применение после войны в бизнесе и государ-

ственных структурах.

Второй этап — этап массового применения психологических

методик на производстве -— начался с первых разочарований. Ока-

залось, что работники, принятые но рекомендациям психологов,

ничем не лучше тех, кто был принят без тестирования. Более того,

было доказано, что под прикрытием научных методов иногда скры-

валась дискриминация эмигрантов, людей другого цвета кожи.

Преодоление этих недостатков основывалось на изучении тре-

бований рабочих мест к человеку (Job Analysis) и понимании того,

что нужно стремиться к соответствию между ними и способнос-

тями претендента на должность.

Самым известным исследованием этого времени, безуслов-

но, является Хоторнский эксперимент, названный так по имени

захолустного городка близ Чикаго, в котором тогда располагался

завод компании Вестерн Электрик, В ходе многолетних экспери-

ментов здесь выявили, что социальные факторы, такие как не-

формальные отношения между членами группы, отношение к ним

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

других работников, сам факт участия в эксперименте, оказыва-

ют существенное влияние на производительность труда.

Следующий этап тесно связан со Второй мировой войной, по-

явлением новых видов вооружений, предъявивших повышенные

требования к человеку. Прежде всего речь идет о летчиках и, со-

ответственно, об авиационной психологии. Снова, как и после

Первой мировой войны, разработанный психологами инструмен-

тарий нашел широкое применение в мирной жизни, в частно-

сти, в области человеко-машинных систем.

Важнейший теоретический вклад внес Курт Левин (К. Lewin),

бежавший от Гитлера в США и разработавший там в рамках шко-

лы групповой динамики технику и методологию проведения конт-

ролируемого лабораторного эксперимента для исследования

сложного группового поведения. Он ввел в научный и практиче-

ский оборот тематику, остающуюся актуальной на протяжении

полувека: стиль лидерства и его влияние на поведение членов груп-

пы; групповые нормы и психологическое давление группы; обра-

зование, развитие и распад малых групп; методы проведения груп-

повых дискуссий и т. д.

В 50-е и, особенно, 60-е годы XX в. на развитие индустриально-

организационной психологии за рубежом (российские проблемы

мы обсудим ниже) влияли как технологические изменения, так

и движение за равные гражданские права. В психологию пришли

маркетинговые идеи: как организации лучше обслужить клиента,

как сделать пребывание на работе комфортным для работника, как

определить миссию организации среди себе подобных.

Параллельно нарастала критика бездумного использования

психологических тестов на производстве и в сфере образования,

прямого обслуживания интересов владельцев в ущерб наемным

работникам. В США она завершилась слушаниями в Конгрессе

в 1954—1955 гг., на которых обсуждался вопрос о запрете исполь-

зования психологических методов в организациях. К счастью, здра-

вый смысл возобладал, был найден компромисс, состоявший в стро-

гой регламентации их применения на основе «Технических

рекомендаций по применению психологических тестов и диагно-

стических техник» и «Этических принципов для психологов».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Нововведениями этого этапа стали появление центров оцен-

ки, усиление интереса к трудовой морали, удовлетворенности

трудом, мотивации персонала. Выкристаллизовались девять ос-

новных теорий, лежащих в основе современной индустриаль-

но-организационной психологии (некоторые из них, к сожале-

нию, по-прежнему доступны россиянам только в кратком

изложении):

1) Врума(Угоот,1964);

2) Портера и Лоулера (Porter, Lawler, 1968);

3) Аткинсона (Atkinson, 1964);

4) Локке (Locke, 1968);

5) Херцберга (Herzberg, 1966);

6) Маслоу (Maslow, 1954);

7) Мак-Грегора (McGregor, 1960);

8) Дракера (Drucker, 1954);

9) Скиннера (Skinner, 1953).

Наконец, индустриально-организационная психология офор-

милась и в организационном плане: в 1973 г. в США возникло

SIOP (Society for Industrial and Organizational Psychology) —

Общество индустриальной и организационной психологии, сегод-

ня объединяющее тысячи психологов из разных стран мира, в том

числе и автора этих строк.

На современном этапе в развитых странах мира индустриальные

и организационные психологи действуют в строго очерченных за-

коном рамках, используя валидные и надежные, проверенные на

практике инструменты, соответствующие статистическим стан-

дартам и требованиям.

Точно так, как при разработке проблем дифференциальной

психологии, психологам пришлось придумать факторный ана-

лиз, новые требования к тестам привели к появлению новой

статистической техники, названной мета-анализом.

Как междисциплинарная дисциплина, индустриальная и орга-

низационная психология последовательно укрепляла связи с со-

циологией, юриспруденцией, экономикой и связью (Интернетом,

информационными технологиями).

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

Теоретический итог развития молодой науки подведен в «Спра-

вочнике по индустриально-организационной психологии», вы-

шедшем несколькими изданиями в США и, увы, не переведен-

ном до сих пор на русский язык.

Российские индустриальные и организационные психологи шли

своим, особым и тернистым путем. Известный психолог Н. Д. Леви-

тов выделяет в развитии отечественной психологии труда (промыш-

ленной психологии) два этапа: «психотехнический» (примерно

с 1925 г. до 1936) и «современный» (с начала пятидесятых годов до

наших дней).

В 1921 г. в Москве под председательством В. М. Бехтерева —

ученого мирового уровня — состоялась I Всероссийская инициа-

тивная конференция по научной организации труда (НОТ).

К 1925—1927 гг. психотехника выделилась в отдельную отрасль пси-

хологии. Были организованы многочисленные лаборатории (в том

числе и в Саратове), генерировалось огромное количество плодо-

творных идей, ею занимались талантливые молодые люди.

Однако, как видится со значительного временного расстоя-

ния, дифференциальный подход психотехников и педологов,

работавших в сфере образования, не мог не прийти в проти-

воречие с уравнительными принципами социализма. Поста-

новление ЦК ВКП(б) 1936 г. с жутким названием «О педоло-

гических извращениях в системе Наркомпросов» положило

конец первому этапу развития психологии труда в России. Ла-

боратории были разгромлены, психологи лишились возмож-

ности заниматься любимым делом, некоторые из них завер-

шили жизнь в ГуЛАГе.

Выше мы видели, что аналогичные по содержанию проблемы

обсуждались и в США. У них есть объективные причины — это

несовершенство психологического инструментария, естественное

недоверие людей к тирании тестов, определяющих их судьбу. Увы,

итог дискуссий оказался разным и, как показало время, не в нашу

пользу. Последствия партийного решения 1936 г., использован-

ной тактики выжженной земли не преодолены до сих пор и при-

вели к большому отставанию от других стран.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Второе рождение психологии труда в России приходится на

начало 50-х гг. Оно во многом связано с потребностями военно-

промышленного комплекса и, прежде всего, авиационной

и космической отраслей. Российские психологи внесли достой-

ный вклад в изучение психологии летчика и космонавта в состоя-

ниях невесомости, при ориентации в кабине корабля и за его

пределами, методов отбора и обучения специалистов.

Постепенно психологи вернулись на промышленные пред-

приятия, в сферу образования и обслуживания, развернули рабо-

ту по профориентации и профотбору, изучению удовлетворен-

ности трудом и психологического климата коллективов. Однако

эта работа держалась в основном на энтузиазме исполнителей

и не предполагала наличия действенной обратной связи в виде

повышения производительности труда, улучшения его оплаты,

роста объема продаж, понижения отсева учащихся, уменьшения

числа увольнений с работы или опозданий, сокращения числен-

ности «несунов» и хищений, увеличения безопасности труда.

Психологи занимались своим любимым делом, а производ-

ственники — своим, «давали план». Неудивительно поэтому, что

с наступлением «перестройки» и началом затяжного экономи-

ческого спада индустриальные психологи и социологи одними из

первых лишились работы, как люди, совершенно не нужные на

производстве.

Экономический кризис в России продолжается, и конца ему,

к сожалению, не видно. На наших глазах возникают новые отно-

шения собственности, устанавливаются новые связи между вла-

дельцами, хозяевами и наемными работниками, полным ходом

идет информатизация производства и повседневной жизни лю-

дей, реклама преобразует ее. По-прежнему участие индустриаль-

ного и организационного психолога в этих процессах, мягко го-

воря, несущественно.

Будем исходить из очевидного разумным людям: России пред-

стоит вступить на путь, которым идут другие страны, принять учас-

тие в глобальном рынке Земли, научиться сотрудничать с людьми

иной культуры и цвета кожи, образования и воспитания.

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

А значит, у индустриальных и организационных психологов есть

повод для оптимизма — без работы они не останутся.

16.2. Клиническая психология

В комплексе наук о человеке клиническая психология, с одной

стороны, реализует связь теоретических и практических областей

человекознания, а с другой — непосредственную связь с мировоз-

зрением и философским осмыслением человеческого бытия.

Клиническую психологию в наиболее общей форме сегодня

можно определить как прикладную отрасль психологической

науки, преследующую следующие цели:

— изучение психических факторов, влияющих на развитие

болезней, их профилактику и лечение;

— изучение влияния тех или иных болезней на психику;

— изучение психических проявлений различных болезней

в их динамике;

— изучение характера отношений больного человека с окру-

жающей его микросредой;

наконец, разработку и изучение психологических методов

воздействия на психику человека в целях лечения и сохра-

нения его здоровья.

В настоящее время разработанными являются такие разде-

лы, как нейропсихология и патопсихология.

Нейропсихология (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова)

развивалась в тот период, когда неврология стала особенно отчет-

ливо ощущать необходимость в новых, дополнительных приемах

исследования больного; в методах, позволяющих получить значи-

тельно большую информацию о нарушениях, вызванных очаго-

вым поражением мозга.

Известно, что невропатолог обладает относительно ограни-

ченными возможностями исследования больного. Исследование

чувствительности, рефлекторной сферы, тонуса и движений поз-

воляет ему описать ряд очень четких и полностью надежных сим-

птомов. Однако зоны больших полушарий, непосредственно свя-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

занные с этими процессами, составляют лишь сравнительно не-

большую часть головного мозга. Едва ли не две трети мозговой

коры — ее вторичные и третичные зоны — определяют органи-

зацию сложных форм психической деятельности. Их поражение

ведет не к нарушению чувствительности и движений, тонуса

и рефлекторной сферы, а к дезорганизации сознательной деятель-

ности человека, принимающей различные формы в зависимости

от расположения и размера патологического очага.

Именно это обстоятельство вызвало острую необходимость

в разработке новых экспериментально-психологических методов,

позволяющих более детально изучить изменения психологических

процессов, возникающих при поражении указанных зон коры

мозга, описать их различные формы.

Отечественная нейропсихология рассматривает психологи-

ческие процессы как сложные формы деятельности, включающие

в свой состав движущие мотивы и цели. Есть все основания счи-

тать, что эти функциональные системы осуществляются целыми

ансамблями совместно работающих зон мозговой коры и бли-

жайшей подкорки, каждая из которых вносит свой вклад в тот

или иной вид психологической деятельности.

Нарушение каждого сложного психического процесса может

возникнуть и в результате поражения глубинных структур мозга

(функционального блока, обеспечивающего тонус коры и устой-

чивости мотивов), и отдельных зон коры, обеспечивающих полу-

чение информации от органов чувств, ее анализа и синтеза. На-

конец, причиной этих нарушений может быть поражение лобных

отделов мозга, дающих возможность создавать сложные устой-

чивые программы поведения и обеспечивать контроль за выпол-

няемыми действиями. И только детальное описание особенно-

стей этих нарушений (иначе говоря — квалификация симптома)

дает возможность решить вопрос о локализации очага, вызвав-

шего нарушение. Основную цель нейропсихологии, т. о., можно

определить как задачу квалификации симптома.

Одной из важнейших задач клинического нейропсихологи-

ческого исследования является разработка методов восстанови-

тельного обучения с ее применением в практической работе по

реабилитации больных с локальным поражением мозга. Нейро-

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

психологическое исследование позволяет также подойти к оцен-

ке эффективности лечения в условиях динамичного наблюдения

до и после операции, а также при медикаментозном, рентгено-

терапевтическом и других методах лечения больных с локальным

поражением мозга (при опухолях, травмах, кровоизлияниях, анев-

ризмах и т. д.). Вместе с тем результаты нейропсихологического

диагностического исследования могут использоваться и при оцен-

ке трудоспособности больного, степени его инвалидизации и со-

ставления прогнозов о возможностях трудовой и социальной реа-

билитации.

В последнее время нейропсихологические методы стали вне-

дряться во внеклиническую сферу, в частности, в анализ проблем

школьной неуспеваемости. Школьная неуспеваемость имеет мно-

гопричинную обусловленность. Затруднения в учебе могут быть

вызваны недостаточной сформированностью отдельных функцио-

нальных систем психики. Это может быть следствием внутрисе-

мейных отношений, плохими условиями жизни. Возникающие

вследствие этого трудности обучения могут иметь преходящий

характер, но в то же время их следует обязательно учитывать.

Другая причина — это минимальные мозговые дисфункции

(ММД), являющиеся следствием патологии беременности и ро-

дов, наследственных и экологических, перенесенные в раннем

детстве заболевания, черепно-мозговые травмы. По данным раз-

личных авторов, количество детей с ММД составляют 30 % в по-

пуляции.

Подобная декомпенсация обнаруживается и приводит к сбо-

ям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6—7 лет,

но и позднее — в возрасте 9 и 11—12 лет. В это время ребенок

сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок. Все это

требует специальной диагностической и коррекционной работы.

Патопсихология (Б. В. Зейгарник, С. Л. Рубинштейн, Ю. Ф. По-

ляков), возникшая на границах психологии и психиатрии, тесно

связана с созданием эксперементально-психологических лабора-

торий при психоневрологических клиниках в Петербурге, Моск-

ве, Харькове, Казани и формированием отечественной школы

патопсихологического эксперимента

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общая психопатология как раздел медицины изучает наибо-

лее типичные симптомы и синдромы болезненных состояний.

Патопсихология занимается исследованием структуры той или

иной формы нарушения психической деятельности, исследова-

нием закономерностей распада в их сопоставлении с нормой.

Разрушая психическую деятельность человека, болезнь изменяет

часто прежде всего личностный компонент, мотивационную сфе-

ру, эмоциональные проявления, ценностные ориентации. Материал

патологии позволяет подойти ко многим теоретическим вопросам,

их опосредованному строению, проблемам смены ведущей дея-

тельности, целеобразования.

Качественный анализ, возможность ретроспективного анализа

жизненного пути человека до болезни (анамнез), с одной стороны,

и возможность прослеживания текущей жизни больного, с другой,

позволяют выявить некоторые условия формирования и разви-

тия конкретной жизнедеятельности индивида и вскрыть зако-

номерности его мотивационно-потребностной сферы. Так, напри-

мер, исследования некоторых форм деградации личности больных

алкоголизмом показали, каким образом ситуативно возникаю-

щие мотивы могут при определенных условиях переформиро-

ваться в устойчивые патологические влечения (Б. С. Братусь,

1974). Исследование больных нервной анорексией, проведен-

ные М. А, Каревой (1975), показали, как при определенных жиз-

ненных условиях у девушек-подростков может возникнуть анти-

витальная деятельность — целенаправленное голодание вплоть

до нарушения жизненных функций. В ряде работ эксперимен-

тально показано, что формирование «аномальной личности»

у больных шизофренией происходит вследствие сужения круга

мотивов, разрыва их смыслообразующей и побудительной функ-

ций (М. М. Коченов, 1970,1972).

Нередко в качестве механизма личностных изменений вы-

ступает нарушение подконтрольности поведения, критической

оценки собственных поступков (Б. В. Зейгарник, 1962, Е. Т. Соко-

лова, 1989). Решение традиционных для условий психиатриче-

ской клиники задач связано прежде всего с дифференциальной

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

диагностикой, оценкой структуры и степени нервно-психичес-

ких расстройств, диагностикой психического развития, оценкой

динамики нервно-психических нарушений и учетом эффектив-

ности терапии, экспертными задачами.

Развитие концепции реабилитации в медицине дополнило за-

дачи медицинской психологии исследования личности, социальных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...