Корреляции между столбцами таблицы 4 5 глава
различные варианты действий и выбирающий те, что ведут к боль- шему удовольствию. Однако здравый смысл и житейский опыт явно противоре- чат этому. Многое взрослый человек делает не потому, что хо- чется, а потому, что надо. Так прав Фрейд или нет? От мучительных философских раз- думий и избавляет эффект горькой конфеты. Итак, психолог дает ребенку-дошкольнику невыполнимое за- дание, например достать удаленный предмет, не вставая со стула, и через некоторое время под благовидным предлогом выходит из комнаты, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего по- мещения. После ряда безуспешных попыток ребенок встает, берет пред- мет и возвращается с ним на место. Тут же в комнату возвраща- ется психолог, хвалит ребенка за решение трудной задачи и пред- лагает ему в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных настойчи- вых предложений начинает плакать. Конфета оказалась для хо- рошо воспитанного ребенка «горькой». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Что же произошло? Попробуем истолковать ситуацию в духе изложенного выше. Схема столкновения мотивов, возможно, такова. Непосред- ственное побуждение, вытекающее из принципа удовольствия, состояло в том, чтобы просто встать и взять предмет, тем самым решив задачу. Однако оно столкнулось с присутствием взрослого и его зап- ретом, который оказался сильнее. Такое поведение, скованное правилами, Фрейд объясняет принципом реальности. Когда взрослый вышел, действие запрета ослабело, и верх взяло непосредственное побуждение. Возвращение психолога напом- нило о нарушенном запрете, значение которого усилилось неза- служенной наградой и чувством вины. Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания
ребенка определяются социальными мотивами, заслуживает осо- бого выделения. Второй пример известен как механизм сдвига мотива на цель (другое название — механизм превращения цели в мотив) и также очень популярен в школе А. Н. Леонтьева. Он дает не- которое представление о том, откуда появляются новые моти- вы у человека. Обратимся к жизненному опыту, знакомому каждому. Уче- ник приходит в начале учебного года в школу и знакомится с но- вым учителем. Тот увлечен своим предметом, рассказывает очень интересно, и время до звонка пролетает незаметно. У ученика возникает естественное желание понравиться учи- телю, наладить с ним добрые отношения. Он начинает тщательнее обычного готовиться к урокам, изучает дополнительную литерату- ру, записывается в кружок для особо заинтересованных и заслу- живает внимание и похвалу учителя. Но вот учитель по какой-то причине исчезает из жизни уче- ника, а интерес к предмету остается, причем нередко настолько сильный, что заставляет выбрать его в качестве профессиональ- ной специализации. Именно этот процесс психологи и называют сдвигом мотива на цель. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств Выделим итоговую схему: человек на первых порах выполня- ет требуемое действие (цель) ради общения с другим человеком (мотив). Если на это действие проецируется все большее количест- во положительных переживаний, то вместе с их аккумуляцией действие приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. само становится мотивом. Рассмотренный пример имеет важное практическое след- ствие. Чтобы научить любое животное выполнять требуемое дей- ствие, можно воспользоваться двумя равнозначными, на пер- вый взгляд, способами: положительным подкреплением (поощрением за успехи) или отрицательным подкреплением (наказанием за неудачи). Механизм превращения цели в мотив
позволяет нам понять, что роль поощрения и наказания в вос- питании молодого человека является разной: в первом случае образуются новые мотивы и жизнь становится содержательнее и богаче, а во втором — нет. Наш краткий обзор был бы неполон без упоминания подхо- да гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). Для него характерно: — отрицание существования единой теории мотивации для человека и животных; — отрицание принципа редукции напряжения как основно- го принципа мотивации; — утверждение принципа активности человека; — признание, наряду с бессознательным, существенной роли сознания; — использование терминов, отражающих особенности чело- веческой мотивации: социальные потребности, цели, мо- тивы (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, X. Хекхаузен); — жизненные ценности, планы (А. Маслоу, К. Роджерс); — черты личности (Г. Олпорт, Р. Кеттелл); — когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли); — отрицание адекватности применения к человеку таких ме- тодов, как удары электрическим током, пищевая депри- вация и т. д.; ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — стремление использовать методы, связанные с речью и со- знанием. В век компьютеров и информатизации каждая сфера челове- ческой деятельности оценивается, среди прочего, уровнем своей формализованности. Теория мотивации выделяется своей чрез- вычайно высокой, по сравнению с другими разделами психоло- гии, математизацией. В заключение главы мы рассмотрим чрезвычайно упрощен- ный, модельный пример того, как мотивация оценивается и ис- пользуется в процессе принятия решения. Предположим, что при принятии решения человек, исходя из сво- их возможностей, дает субъективную оценку вероятности Р дости- жения цели. Тогда вероятность неудачи он оценивает как Q = 1 — Р. Далее он оценивает цель и по степени ее значимости, ценно- сти, полезности V (V — первая буква английского слова value — ценность). Значимость неудачи обозначим W. Тогда естественно предположить, что тенденция к достиже- нию цели определяется произведением PV. Действительно, чем больше уверенность в успехе и его цен- ность, тем интенсивнее человек будет стремиться к достижению цели. Если же Р или V мало, то и тенденция к достижению такой
цели' будет невелика. Противоположная тенденция — избегание неудачи — будет определяться произведением QW, а в целом принятие решения определится соотношением R = PV — QW: если R > 0, то принимается положительное решение, если же R < 0 — отказ от действия. Рассмотрим нашу модель на рисунке 30. Из рис. 30 видно, что если Р = 0, то R = — W; если Р = 1, то R = V, но самой интересной является точка S — пересечение оси абсцисс Р с прямой R = PV — QW. Она отделяет зону субъективного решения (R > 0) от зоны субъективного отказа от него (R < 0). Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств R = р у — QW = PV — (1 — P)W = P(V + W) — W Рис. 30. Модель принятия решения, основанная на субъективной вероятности Р и ценности V Нетрудно подсчитать, что S = W/(V+W). Из этой формулы вытекает множество следствий, представ- ляющих психологический интерес и доступных эксперименталь- ной проверке: 1) если ценность неудачи растет, то требуется большая ве- роятность успеха, чтобы человек принял решение доби- ваться цели; 2) если растет ценность успеха, то решение принимается при меньшей вероятности успеха; 3) если ценности успеха и неудачи равны, то S = 0,5; 4) если ценность успеха больше, чем ценность неудачи, то S < 0,5; 5) если ценность успеха меньше, чем ценность неудачи, то S>0,5; 6) если ценность неудачи равна нулю, то S = 0, то есть приня- тие решения гарантировано; 7) если ценность успеха равна нулю, то S = 1, то есть гаран- тирован отказ от действий. Напомним, мы исходили из того, что субъективная вероят- ность и полезность не зависят друг от друга. Однако житейский опыт и здравый смысл говорят об ином. Например, оптимисты верят в удачу. Им кажется, что случится то, что им выгодно. В связи с этим они переоценивают вероятности положительных исходов и недооценивают — отрицательных. Пессимисты, напротив, считают, что «удача пройдет мимо» и что им не повезет. Поэтому они недооценивают вероятности выгодных результатов и переоценивают — невыгодных. nc^ __________ На этом мы завершим наш разговор о человеческой мотива-
ции (напоминаем, что в конце главы размещены резюме, конт- рольные вопросы и упражнение) и перейдем к обсуждению нрав- ственно-психологических свойств личности. Резюме 14-й главы Направленность личности (структура мотивов и волевых ка- честв) является предпоследним уровнем изучаемого нами внут- реннего мира человека, важным фактором самоорганизации пси- хики, выражающимся, в частности, регулирующим влиянием на все нижележащие компоненты в принятой нами схеме. В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко- торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше- ния к различным сторонам действительности. Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы- зывающие активность организма и определяющие ее направлен- ность. Существует множество концепций мотивации (гедонисти- ческая и утилитарная, гомеостатическая и т. д.), отличающихся и даже противоречащих друг другу. Многие из них используют понятие потребности, под кото- рой в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Наи- более часто применяемую на практике классификацию потреб- ностей предложил А. Маслоу. Его структура потребностно-мотивационной сферы представ- ляет из себя иерахическую пятиуровневую схему, в которой пер- вичными признаются телесные, физиологические потребности. После их удовлетворения возникают потребности второго уров- ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при- вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый). Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень самоактуализа- ции. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди- видуального психологического и социального развития. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств Однако направленность не является высшим уровнем психи- ки человека. Роль такового играет нравственность. Выше этого уровня нет инстанции, которая регулировала бы психическую жизнь человека. Природа нравственности двойственна: ее меха- низмы — психологические, а содержание нравственного поведе- ния — по его происхождению и значению — социальное. Материалы для самопроверки Заполните пробелы 1. Под... в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. 2. Под... в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и со- ставляет необходимое условие его нормального функциониро-
вания. 3. Простейшая классификация потребностей делит их на... и... 4.... называется любое психическое явление, побуждающее к активности. 5. Г. Спенсеру и Ч, Дарвину принадлежит... модель мотивации, основанная на принципе уравновешивания организма со средой. 6. Высшим в модели А. Маслоу признается уровень.... 7. Поведение, скованное правилами, 3. Фрейд объясняет прин- ципом... 8. Для... психологии характерно отрицание существования единой теории мотивации для человека и животных, отрицание принципа редукции напряжения как основного принципа мо- тивации и т. д. 9. Тенденция к достижению цели в математической моде- ли мотивации в конце главы определяется произведением... на... Верно или неверно? 1. Направленность личности определяется структурой ее мо- тивов. 2. А. Маслоу первым разделил потребности человека на ду- ховные и телесные. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3. На практике термином «мотивированный» обозначается случай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то положения. 4.3. Фрейд был сторонником активационной теории мотивами. 5. Теория эволюции Ч. Дарвина сняла противопоставление че- ловека животным и стала основанием развития нескольких тео- рий мотивации. 6. Тенденции достижения успеха противостоит тенденция из- бегания неудачи. 7. Если растет ценность успеха, то решение принимается при большей вероятности успеха. 8. Житейский опыт и здравый смысл говорят о том, что субъек- тивная вероятность и полезность не зависят друг от друга. Выберите правильный ответ 1. Суть эффекта «горькой» конфеты состоит в том, что: а) в отсутствие взрослых ребенок руководствуется первыми побуждениями; б) ребенок понимает, что среди взрослых встречаются не- честные люди; в) хорошо воспитанный ребенок отказывается от незаслу- женной награды; г) нельзя давать детям невыполнимых заданий. 2. Представления о мотивации в додарвиновский период были основаны на: а) противопоставлении человека животным; б) принципе гедонизма Платона; в) принципе максимизации пользы Бентама; г) верны все ответы. 3. Потребность в любви и чувстве общности, принадлежно- сти к определенной группе находится на следующем уровне пи- рамиды А. Маслоу: а) первом; б) третьем; в) пятом; г) неверен ни один из ответов. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств 4. 3. Фрейд был сторонником: а) динамической теории мотивации; б) теории утилитаризма; в) гомеостатической модели мотивации; г) теории инстинктов. Упражнение. Прочтите первое утверждение предлагаемой ниже анкеты по определению поведенческой ориентированности лично- сти (А Л. Попов, И. М. Юсупов, с сокращениями) и выберите ва- риант ответа, наиболее близкий к вашей точке зрения, пометьте его на бланке ответов звездочкой. Затем из двух оставшихся вариантов выберите тот, который меньше всего соответствует вашему мнению, и пометьте его двумя звездочками, после чего переходите ко второ- му утверждению и т. д. Будьте внимательны! В заполненном до кон- ца бланке в каждой строчке должно стоять три звездочки. Обрабо- тайте и обсудите полученные результаты с преподавателем. 1. Больше всего удовлетворения в жизни дает: а) оценка выполненной работы; б) сознание, что работа выполнена хорошо; в) сознание, что находишься среди друзей. 2. В спортивных играх мне хотелось бы, чтобы я был: а) тренером, который разрабатывает тактику игры; б) известным игроком; в) выбранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) проявляют интерес к учащимся и к каждому имеют ин- дивидуальный подход; б) вызывают интерес к предмету настолько, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; в) создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения. 4. Самые худшие преподаватели — те, которые: а) не могут скрывать своей неприязни к некоторым учащимся; б) вызывают у всех дух соперничества друг с другом; в) производят впечатление, что преподаваемый предмет их не интересует. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 5. Я радуюсь, когда мои друзья: а) помогают другим, когда для этого представляется случай; б) всегда преданны, верны, надежны; в) интеллигентны и у них много интересов. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: а) с которыми хорошо строятся взаимные отношения; б) которые умеют больше, чем я; в) на которых всегда можно положиться. 7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто: а) добился успеха в жизни; б) может сильно любить; в) отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. При равной возможности мне хотелось бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; в) опытным летчиком. 9. В детстве мне нравилось: а) играть со сверстниками; б) создавать строения из песка; в) когда меня хвалили. 10. Мне не нравится, когда я: а) наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению порученного дела; б) замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе; в) выслушиваю критику старших. 11. Основная роль школы должна бы заключаться: а) в подготовке учащихся к трудовой деятельности; б) в развитии индивидуальных способностей; в) в воспитании умения строить хорошие взаимоотношения с людьми. 12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что в них: а) недемократическая система; б) человек теряет свою индивидуальность в массе других людей; в) невозможно проявление инициативы. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств 13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы хотелось использовать его для: а) общения с друзьями; б) любимых дел и самообразования; в) беспечного отдыха. 14. Максимальные достижения для меня возможны в случае, если: а) я работаю с людьми, которые мне нравятся; б) выполняю работу, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются. 15. Я люблю, когда: а) другие люди меня ценят; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы: а) написали о каком-либо деле, которое мне удалось; б) похвалили меня за мою деятельность; в) сообщили о том, что меня выбрали на руководящую долж- ность. 17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель: а) нашел ко мне индивидуальный подход; б) развивая интерес, стимулировал меня к занятиям; в) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам. 18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбления личного достоинства; б) неуспех при выполнении важной работы; в) потеря друзей. 19. Я ценю: а) успех; б) совместную работу; в) практичность. 20. Я считаю, что очень мало людей: а) радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают в коллективе; в) выполняют свою работу действительно хорошо. ГЛАВА XV НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Ключевые слова Нравственность. Нравственный идеал. Нравственная зрелость. Десять заповедей человечности по Д. С. Лихачеву. Гетерономная мораль. Автономная мораль. Нравственное развитие по А. Кольбергу. Мужская и женская нравственность. Опросник Аефевра. Моральный кодекс строителя коммунизма. Этический компромисс Идея поуровневого анализа строения и функционирования психики как результата ее фило- и онтогенетического развития на языке современной науки формулируется как принцип функ- ционально-генетической иерархии психологических структур. Он нам хорошо знаком, поскольку определил все содержание дан- ного курса от первой до последней главы. В его рамках нравственность (27-й уровень-компонент) рас- сматривается нами как вершинное образование личности и глав- ный фактор целостности человека, его телесных, душевных и ду- Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности ховных качеств, определяющий функции всех нижележащих уровней психики человека. В то же время полезно помнить, что ведущая роль этого уров- ня не абсолютна. В определенных, главным образом, искусст- венных и патологических состояниях (гипноз, транс, отравле- ние) нравственность из ведущего может стать фоновым уровнем, уступив роль ведущего одному из нижерасположенных уровней, как это бывает с регуляцией движений, описанной Н. А. Берн- штейном. Но это — отступление от нормы, поучительное исключение, лишь подтверждающее правило. Оно должно послужить уроком каждому из нас. Никакие серьезные проблемы не надо пытаться решать сгоряча. Чем серьезнее проблема, тем большую роль в ее решении должны играть не «голые эмоции» первого или даже седьмого уровня, но непременно высшие уровни психики, вклю- чая самый высокий — 27-й. Необходимость высшего контроля подметила и народная муд- рость. О человеке, действующем неудачно, во вред себе, делу и лю- дям, говорят, что у него «крыша поехала». «Крыша» — это выс- ший уровень. По нашей схеме это нравственная оценка происходящего, самоцензура, без которой нет свободного и от- ветственного человека. Только рабу она не нужна. За него дума- ют надсмотрщики и сообщают свое решение ударами бича (или, с учетом технического прогресса, по телевизору). Как представить себе влияние нравственности на психику и фи- зическое состояние человека? 27 уровней-компонентов структу- ры психики взрослого нормального человека можно изобразить вертикальным столбиком взаимно пересекающихся овалов. Из этой геометрической модели следует, что часть элементов 27-го уровня входит в состав нижележащего, 26-го, и т. д. Таким образом, все уровни-компоненты структуры оказываются взаи- моувязаны в одну систему. Это и есть конкретный механизм це- лостности психики. Однако эта схема неполна. В ней представлены усредненные и опосредованные взаимоотношения разных уровней. Кроме ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ этих, работают иные, непосредственные связи между разноуров- невыми структурами. Эти два типа связей действуют и последовательно, и одновре- менно. Однако в любом случае формируется вполне определен- ное соотношение одного — ведущего и прочих — фоновых уров- ней (по Н. А. Бернштейну). Таким образом, влияние нравственного настроя на физиче- ские силы человека реализуется двояко: и мягко, опосредованно, через всю цепочку уровней, и прямо, жестко, как реализация связи 27-го уровня с первым и вторым (психомоторным и эмоциональ- но-вегетативным). Непосредственное воздействие высших уровней психики, включая нравственность, на нижележащие особенно характер- но для стрессовых ситуаций. Именно в них наиболее ярко прояв- ляется сущность человека. Это имел в виду В. Высоцкий, когда пел, что для проверки нравственных качеств человека надо пойти с ним в горы. Опасность освобождает психику от ролевых услов- ностей и масок, и человек предстает перед собой и другими в истинном свете своих нравственных и физических достоинств и недостатков. Признание нравственности вершинным образованием может привести и к неожиданным выводам. Например, может быть, нас неточно называют homo sapiens — человек разумный, а точнее говорить — homo moralis — человек нравственный, раз уж мы поставили совесть выше разума? Далее, мы часто слышим удивленные голоса: «Как же так, мы все такие умные и страна такая богатая на полезные ископае- мые. Почему же мы так плохо живем в России?» В рамках рас- сматриваемой нами схемы напрашивается простой «психологи- ческий» ответ: «Дело не в недостатке ума или бедности ресурсов. Не хватает совести. Надо меньше воровать и врать — и дела сра- зу пойдут на лад». Перед тем как обратиться к конкретным психологическим ис- следованиям нравственности, кратко рассмотрим два других, ис- торически более ранних подхода — религиозный и философский. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности В свойственной священным книгам форме идея нравствен- ности представлена, например, в притче об Иакове, который уви- дел во сне лестницу, соединяющую землю (людей) с небом (Выс- шим Духом, Божеством). По лестнице (в других переводах — по канату или столбу) вверх и вниз перемещались ангелы — живые посланцы от людей к Богу и обратно. В целом это и есть образ души, того, что в ней происходит, а именно — сочетания низких и высоких ее потреб- ностей: в еде и сне, в любви и нравственности, в «земном» и «бо- жественном». Немаловажно отметить, что общение с Высшими Силами пре- образило Иакова: он стал сильнее, причем и духовно, и физиче- ски. Отметим совпадение взглядов древних и современных уче- ных в вопросе о единстве духовных и физических сил. Религиозная форма нравственных идей важна для всех, кто чтит Библию как Священное Писание. Другие вправе восприни- мать эти же идеи вне и без их религиозного смысла, как образ строения души человека в ее естественно-научной и социально- общественной природе одновременно. Эта целостность души — важнейшее ее качество. Нарушение целостности •—• одна из глав- нейших причин душевных расстройств, и это хорошо понимали мудрецы древности (лучше, чем некоторые современные врачи). Традиционно ученые-психологи в качестве первого система- тического изложения психологических проблем рассматривают философский труд Аристотеля «О душе». Учение Аристотеля о душе целиком укладывается в рамки естествознания и игнорирует со- циальный аспект. Когда речь идет о психике высших животных, с этим можно согласиться. Однако на уровне человека подход Аристотеля ста- новится недостаточным. В отличие от Аристотеля-политеиста, пророки, будучи пропо- ведниками строгого монотеизма, не ограничились констатацией растительной и животной природы души человека, но включили в ее состав высший уровень — нравственность, отсутствующую в схеме Аристотеля. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Разумеется, сделали они это не из научных или социологиче- ских предпосылок (они им были неизвестны), а из религиозных, чтобы подчеркнуть божественное происхождение человека и на- личие в душе каждого «искры Божьей». Однако было бы неспра- ведливо на этом основании отрицать их заслугу в решении науч- ной проблемы строения психики (души) человека. Итак, объединяя подходы Аристотеля и пророков, мы кон- статируем, что в период осевого времени (по К. Ясперсу) сложи- лось представление о душе человека как об многоуровневой струк- туре. Именно: растительной, животной и божественной (т. е. нравственной). Одним из экстремистских подходов к нравственности явля- ется разделяемое некоторыми современными философами убеж- дение, что мораль имеет абсолютный, а не культурно-историче- ский характер, что она, как и звездное небо у нас над головами, инвариантна (вспомните знаменитую фразу И. Канта!). Истоки этой позиции можно найти, например, в христиан- ской религии, которая учит, что «моральный закон вписан Богом в сердце каждого человека, независимо от его принадлежности к той или иной религии» (Ю. Шрейдер). Таким образом, религиозный и философский подходы к нрав- ственности являются в значительной степени нормативными, определяющими, как должно поступать, в отличие от психологи- ческого подхода, являющегося в лучших своих образцах дескрип- тивным (описательным), т. е. описывающим (и объясняющим), как принято поступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином возрасте и т. д. (и почему). Религиозный, философский и психологический подходы к нрав- ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту- пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль- туры. Одним из первых представление о многоуровневом строении психики в научном виде представил Г. Эббингауз в своем учебни- ке по общей психологии. В первой части своего курса он рассмат- ривает «элементарные деятельности души», во второй — слож- Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|