Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между столбцами таблицы 4 5 глава




различные варианты действий и выбирающий те, что ведут к боль-

шему удовольствию.

Однако здравый смысл и житейский опыт явно противоре-

чат этому. Многое взрослый человек делает не потому, что хо-

чется, а потому, что надо.

Так прав Фрейд или нет? От мучительных философских раз-

думий и избавляет эффект горькой конфеты.

Итак, психолог дает ребенку-дошкольнику невыполнимое за-

дание, например достать удаленный предмет, не вставая со стула,

и через некоторое время под благовидным предлогом выходит

из комнаты, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего по-

мещения.

После ряда безуспешных попыток ребенок встает, берет пред-

мет и возвращается с ним на место. Тут же в комнату возвраща-

ется психолог, хвалит ребенка за решение трудной задачи и пред-

лагает ему в награду конфету.

Ребенок отказывается от нее, а после повторных настойчи-

вых предложений начинает плакать. Конфета оказалась для хо-

рошо воспитанного ребенка «горькой».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Что же произошло? Попробуем истолковать ситуацию в духе

изложенного выше.

Схема столкновения мотивов, возможно, такова. Непосред-

ственное побуждение, вытекающее из принципа удовольствия,

состояло в том, чтобы просто встать и взять предмет, тем самым

решив задачу.

Однако оно столкнулось с присутствием взрослого и его зап-

ретом, который оказался сильнее. Такое поведение, скованное

правилами, Фрейд объясняет принципом реальности.

Когда взрослый вышел, действие запрета ослабело, и верх взяло

непосредственное побуждение. Возвращение психолога напом-

нило о нарушенном запрете, значение которого усилилось неза-

служенной наградой и чувством вины.

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания

ребенка определяются социальными мотивами, заслуживает осо-

бого выделения.

Второй пример известен как механизм сдвига мотива на

цель (другое название — механизм превращения цели в мотив)

и также очень популярен в школе А. Н. Леонтьева. Он дает не-

которое представление о том, откуда появляются новые моти-

вы у человека.

Обратимся к жизненному опыту, знакомому каждому. Уче-

ник приходит в начале учебного года в школу и знакомится с но-

вым учителем. Тот увлечен своим предметом, рассказывает очень

интересно, и время до звонка пролетает незаметно.

У ученика возникает естественное желание понравиться учи-

телю, наладить с ним добрые отношения. Он начинает тщательнее

обычного готовиться к урокам, изучает дополнительную литерату-

ру, записывается в кружок для особо заинтересованных и заслу-

живает внимание и похвалу учителя.

Но вот учитель по какой-то причине исчезает из жизни уче-

ника, а интерес к предмету остается, причем нередко настолько

сильный, что заставляет выбрать его в качестве профессиональ-

ной специализации. Именно этот процесс психологи и называют

сдвигом мотива на цель.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Выделим итоговую схему: человек на первых порах выполня-

ет требуемое действие (цель) ради общения с другим человеком

(мотив). Если на это действие проецируется все большее количест-

во положительных переживаний, то вместе с их аккумуляцией

действие приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е.

само становится мотивом.

Рассмотренный пример имеет важное практическое след-

ствие. Чтобы научить любое животное выполнять требуемое дей-

ствие, можно воспользоваться двумя равнозначными, на пер-

вый взгляд, способами: положительным подкреплением

(поощрением за успехи) или отрицательным подкреплением

(наказанием за неудачи). Механизм превращения цели в мотив

позволяет нам понять, что роль поощрения и наказания в вос-

питании молодого человека является разной: в первом случае

образуются новые мотивы и жизнь становится содержательнее

и богаче, а во втором — нет.

Наш краткий обзор был бы неполон без упоминания подхо-

да гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс

и др.). Для него характерно:

— отрицание существования единой теории мотивации для

человека и животных;

— отрицание принципа редукции напряжения как основно-

го принципа мотивации;

— утверждение принципа активности человека;

— признание, наряду с бессознательным, существенной роли

сознания;

— использование терминов, отражающих особенности чело-

веческой мотивации: социальные потребности, цели, мо-

тивы (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, X. Хекхаузен);

— жизненные ценности, планы (А. Маслоу, К. Роджерс);

— черты личности (Г. Олпорт, Р. Кеттелл);

— когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли);

— отрицание адекватности применения к человеку таких ме-

тодов, как удары электрическим током, пищевая депри-

вация и т. д.;

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— стремление использовать методы, связанные с речью и со-

знанием.

В век компьютеров и информатизации каждая сфера челове-

ческой деятельности оценивается, среди прочего, уровнем своей

формализованности. Теория мотивации выделяется своей чрез-

вычайно высокой, по сравнению с другими разделами психоло-

гии, математизацией.

В заключение главы мы рассмотрим чрезвычайно упрощен-

ный, модельный пример того, как мотивация оценивается и ис-

пользуется в процессе принятия решения.

Предположим, что при принятии решения человек, исходя из сво-

их возможностей, дает субъективную оценку вероятности Р дости-

жения цели. Тогда вероятность неудачи он оценивает как Q = 1 — Р.

Далее он оценивает цель и по степени ее значимости, ценно-

сти, полезности V (V — первая буква английского слова value —

ценность). Значимость неудачи обозначим W.

Тогда естественно предположить, что тенденция к достиже-

нию цели определяется произведением PV.

Действительно, чем больше уверенность в успехе и его цен-

ность, тем интенсивнее человек будет стремиться к достижению

цели. Если же Р или V мало, то и тенденция к достижению такой

цели' будет невелика.

Противоположная тенденция — избегание неудачи — будет

определяться произведением QW, а в целом принятие решения

определится соотношением

R = PV — QW:

если R > 0, то принимается положительное решение, если же

R < 0 — отказ от действия.

Рассмотрим нашу модель на рисунке 30.

Из рис. 30 видно, что если Р = 0, то R = — W; если Р = 1, то

R = V, но самой интересной является точка S — пересечение оси

абсцисс Р с прямой R = PV — QW.

Она отделяет зону субъективного решения (R > 0) от зоны

субъективного отказа от него (R < 0).

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

R = р у — QW = PV — (1 — P)W = P(V + W) — W

Рис. 30. Модель принятия решения,

основанная на субъективной вероятности Р и ценности V

Нетрудно подсчитать, что S = W/(V+W).

Из этой формулы вытекает множество следствий, представ-

ляющих психологический интерес и доступных эксперименталь-

ной проверке:

1) если ценность неудачи растет, то требуется большая ве-

роятность успеха, чтобы человек принял решение доби-

ваться цели;

2) если растет ценность успеха, то решение принимается при

меньшей вероятности успеха;

3) если ценности успеха и неудачи равны, то S = 0,5;

4) если ценность успеха больше, чем ценность неудачи, то

S < 0,5;

5) если ценность успеха меньше, чем ценность неудачи, то

S>0,5;

6) если ценность неудачи равна нулю, то S = 0, то есть приня-

тие решения гарантировано;

7) если ценность успеха равна нулю, то S = 1, то есть гаран-

тирован отказ от действий.

Напомним, мы исходили из того, что субъективная вероят-

ность и полезность не зависят друг от друга. Однако житейский

опыт и здравый смысл говорят об ином.

Например, оптимисты верят в удачу. Им кажется, что случится

то, что им выгодно. В связи с этим они переоценивают вероятности

положительных исходов и недооценивают — отрицательных.

Пессимисты, напротив, считают, что «удача пройдет мимо»

и что им не повезет. Поэтому они недооценивают вероятности

выгодных результатов и переоценивают — невыгодных.

nc^ __________

На этом мы завершим наш разговор о человеческой мотива-

ции (напоминаем, что в конце главы размещены резюме, конт-

рольные вопросы и упражнение) и перейдем к обсуждению нрав-

ственно-психологических свойств личности.

Резюме 14-й главы

Направленность личности (структура мотивов и волевых ка-

честв) является предпоследним уровнем изучаемого нами внут-

реннего мира человека, важным фактором самоорганизации пси-

хики, выражающимся, в частности, регулирующим влиянием на

все нижележащие компоненты в принятой нами схеме.

В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко-

торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше-

ния к различным сторонам действительности.

Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы-

зывающие активность организма и определяющие ее направлен-

ность. Существует множество концепций мотивации (гедонисти-

ческая и утилитарная, гомеостатическая и т. д.), отличающихся

и даже противоречащих друг другу.

Многие из них используют понятие потребности, под кото-

рой в психологии понимается состояние объективной нужды

организма (личности) в чем-то, что лежит вне его и составляет

необходимое условие его нормального функционирования. Наи-

более часто применяемую на практике классификацию потреб-

ностей предложил А. Маслоу.

Его структура потребностно-мотивационной сферы представ-

ляет из себя иерахическую пятиуровневую схему, в которой пер-

вичными признаются телесные, физиологические потребности.

После их удовлетворения возникают потребности второго уров-

ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при-

вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый).

Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень самоактуализа-

ции. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди-

видуального психологического и социального развития.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Однако направленность не является высшим уровнем психи-

ки человека. Роль такового играет нравственность. Выше этого

уровня нет инстанции, которая регулировала бы психическую

жизнь человека. Природа нравственности двойственна: ее меха-

низмы — психологические, а содержание нравственного поведе-

ния — по его происхождению и значению — социальное.

Материалы для самопроверки

Заполните пробелы

1. Под... в психологии понимаются побуждения, вызывающие

активность организма и определяющие ее направленность.

2. Под... в психологии понимается состояние объективной

нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и со-

ставляет необходимое условие его нормального функциониро-

вания.

3. Простейшая классификация потребностей делит их на... и...

4.... называется любое психическое явление, побуждающее

к активности.

5. Г. Спенсеру и Ч, Дарвину принадлежит... модель мотивации,

основанная на принципе уравновешивания организма со средой.

6. Высшим в модели А. Маслоу признается уровень....

7. Поведение, скованное правилами, 3. Фрейд объясняет прин-

ципом...

8. Для... психологии характерно отрицание существования

единой теории мотивации для человека и животных, отрицание

принципа редукции напряжения как основного принципа мо-

тивации и т. д.

9. Тенденция к достижению цели в математической моде-

ли мотивации в конце главы определяется произведением...

на...

Верно или неверно?

1. Направленность личности определяется структурой ее мо-

тивов.

2. А. Маслоу первым разделил потребности человека на ду-

ховные и телесные.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

3. На практике термином «мотивированный» обозначается

случай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то

положения.

4.3. Фрейд был сторонником активационной теории мотивами.

5. Теория эволюции Ч. Дарвина сняла противопоставление че-

ловека животным и стала основанием развития нескольких тео-

рий мотивации.

6. Тенденции достижения успеха противостоит тенденция из-

бегания неудачи.

7. Если растет ценность успеха, то решение принимается при

большей вероятности успеха.

8. Житейский опыт и здравый смысл говорят о том, что субъек-

тивная вероятность и полезность не зависят друг от друга.

Выберите правильный ответ

1. Суть эффекта «горькой» конфеты состоит в том, что:

а) в отсутствие взрослых ребенок руководствуется первыми

побуждениями;

б) ребенок понимает, что среди взрослых встречаются не-

честные люди;

в) хорошо воспитанный ребенок отказывается от незаслу-

женной награды;

г) нельзя давать детям невыполнимых заданий.

2. Представления о мотивации в додарвиновский период были

основаны на:

а) противопоставлении человека животным;

б) принципе гедонизма Платона;

в) принципе максимизации пользы Бентама;

г) верны все ответы.

3. Потребность в любви и чувстве общности, принадлежно-

сти к определенной группе находится на следующем уровне пи-

рамиды А. Маслоу:

а) первом;

б) третьем;

в) пятом;

г) неверен ни один из ответов.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

4. 3. Фрейд был сторонником:

а) динамической теории мотивации;

б) теории утилитаризма;

в) гомеостатической модели мотивации;

г) теории инстинктов.

Упражнение. Прочтите первое утверждение предлагаемой ниже

анкеты по определению поведенческой ориентированности лично-

сти (А Л. Попов, И. М. Юсупов, с сокращениями) и выберите ва-

риант ответа, наиболее близкий к вашей точке зрения, пометьте его

на бланке ответов звездочкой. Затем из двух оставшихся вариантов

выберите тот, который меньше всего соответствует вашему мнению,

и пометьте его двумя звездочками, после чего переходите ко второ-

му утверждению и т. д. Будьте внимательны! В заполненном до кон-

ца бланке в каждой строчке должно стоять три звездочки. Обрабо-

тайте и обсудите полученные результаты с преподавателем.

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

а) оценка выполненной работы;

б) сознание, что работа выполнена хорошо;

в) сознание, что находишься среди друзей.

2. В спортивных играх мне хотелось бы, чтобы я был:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) проявляют интерес к учащимся и к каждому имеют ин-

дивидуальный подход;

б) вызывают интерес к предмету настолько, что учащиеся

с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто

не боится высказывать свою точку зрения.

4. Самые худшие преподаватели — те, которые:

а) не могут скрывать своей неприязни к некоторым учащимся;

б) вызывают у всех дух соперничества друг с другом;

в) производят впечатление, что преподаваемый предмет их

не интересует.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

5. Я радуюсь, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого представляется случай;

б) всегда преданны, верны, надежны;

в) интеллигентны и у них много интересов.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с которыми хорошо строятся взаимные отношения;

б) которые умеют больше, чем я;

в) на которых всегда можно положиться.

7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) может сильно любить;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. При равной возможности мне хотелось бы быть:

а) научным работником;

б) начальником отдела;

в) опытным летчиком.

9. В детстве мне нравилось:

а) играть со сверстниками;

б) создавать строения из песка;

в) когда меня хвалили.

10. Мне не нравится, когда я:

а) наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению

порученного дела;

б) замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе;

в) выслушиваю критику старших.

11. Основная роль школы должна бы заключаться:

а) в подготовке учащихся к трудовой деятельности;

б) в развитии индивидуальных способностей;

в) в воспитании умения строить хорошие взаимоотношения

с людьми.

12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что

в них:

а) недемократическая система;

б) человек теряет свою индивидуальность в массе других людей;

в) невозможно проявление инициативы.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы

хотелось использовать его для:

а) общения с друзьями;

б) любимых дел и самообразования;

в) беспечного отдыха.

14. Максимальные достижения для меня возможны в случае,

если:

а) я работаю с людьми, которые мне нравятся;

б) выполняю работу, которая мне по душе;

в) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят;

б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

а) написали о каком-либо деле, которое мне удалось;

б) похвалили меня за мою деятельность;

в) сообщили о том, что меня выбрали на руководящую долж-

ность.

17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель:

а) нашел ко мне индивидуальный подход;

б) развивая интерес, стимулировал меня к занятиям;

в) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбления личного достоинства;

б) неуспех при выполнении важной работы;

в) потеря друзей.

19. Я ценю:

а) успех;

б) совместную работу;

в) практичность.

20. Я считаю, что очень мало людей:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) выполняют свою работу действительно хорошо.

ГЛАВА XV

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

Нравственность. Нравственный идеал.

Нравственная зрелость. Десять заповедей

человечности по Д. С. Лихачеву.

Гетерономная мораль.

Автономная мораль. Нравственное

развитие по А. Кольбергу. Мужская

и женская нравственность. Опросник

Аефевра. Моральный кодекс строителя

коммунизма. Этический компромисс

Идея поуровневого анализа строения и функционирования

психики как результата ее фило- и онтогенетического развития

на языке современной науки формулируется как принцип функ-

ционально-генетической иерархии психологических структур.

Он нам хорошо знаком, поскольку определил все содержание дан-

ного курса от первой до последней главы.

В его рамках нравственность (27-й уровень-компонент) рас-

сматривается нами как вершинное образование личности и глав-

ный фактор целостности человека, его телесных, душевных и ду-

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

ховных качеств, определяющий функции всех нижележащих

уровней психики человека.

В то же время полезно помнить, что ведущая роль этого уров-

ня не абсолютна. В определенных, главным образом, искусст-

венных и патологических состояниях (гипноз, транс, отравле-

ние) нравственность из ведущего может стать фоновым уровнем,

уступив роль ведущего одному из нижерасположенных уровней,

как это бывает с регуляцией движений, описанной Н. А. Берн-

штейном.

Но это — отступление от нормы, поучительное исключение,

лишь подтверждающее правило. Оно должно послужить уроком

каждому из нас. Никакие серьезные проблемы не надо пытаться

решать сгоряча. Чем серьезнее проблема, тем большую роль в ее

решении должны играть не «голые эмоции» первого или даже

седьмого уровня, но непременно высшие уровни психики, вклю-

чая самый высокий — 27-й.

Необходимость высшего контроля подметила и народная муд-

рость. О человеке, действующем неудачно, во вред себе, делу и лю-

дям, говорят, что у него «крыша поехала». «Крыша» — это выс-

ший уровень. По нашей схеме это нравственная оценка

происходящего, самоцензура, без которой нет свободного и от-

ветственного человека. Только рабу она не нужна. За него дума-

ют надсмотрщики и сообщают свое решение ударами бича (или,

с учетом технического прогресса, по телевизору).

Как представить себе влияние нравственности на психику и фи-

зическое состояние человека? 27 уровней-компонентов структу-

ры психики взрослого нормального человека можно изобразить

вертикальным столбиком взаимно пересекающихся овалов.

Из этой геометрической модели следует, что часть элементов

27-го уровня входит в состав нижележащего, 26-го, и т. д. Таким

образом, все уровни-компоненты структуры оказываются взаи-

моувязаны в одну систему. Это и есть конкретный механизм це-

лостности психики.

Однако эта схема неполна. В ней представлены усредненные

и опосредованные взаимоотношения разных уровней. Кроме

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

этих, работают иные, непосредственные связи между разноуров-

невыми структурами.

Эти два типа связей действуют и последовательно, и одновре-

менно. Однако в любом случае формируется вполне определен-

ное соотношение одного — ведущего и прочих — фоновых уров-

ней (по Н. А. Бернштейну).

Таким образом, влияние нравственного настроя на физиче-

ские силы человека реализуется двояко: и мягко, опосредованно,

через всю цепочку уровней, и прямо, жестко, как реализация связи

27-го уровня с первым и вторым (психомоторным и эмоциональ-

но-вегетативным).

Непосредственное воздействие высших уровней психики,

включая нравственность, на нижележащие особенно характер-

но для стрессовых ситуаций. Именно в них наиболее ярко прояв-

ляется сущность человека. Это имел в виду В. Высоцкий, когда

пел, что для проверки нравственных качеств человека надо пойти

с ним в горы. Опасность освобождает психику от ролевых услов-

ностей и масок, и человек предстает перед собой и другими

в истинном свете своих нравственных и физических достоинств

и недостатков.

Признание нравственности вершинным образованием может

привести и к неожиданным выводам. Например, может быть, нас

неточно называют homo sapiens — человек разумный, а точнее

говорить — homo moralis — человек нравственный, раз уж мы

поставили совесть выше разума?

Далее, мы часто слышим удивленные голоса: «Как же так, мы

все такие умные и страна такая богатая на полезные ископае-

мые. Почему же мы так плохо живем в России?» В рамках рас-

сматриваемой нами схемы напрашивается простой «психологи-

ческий» ответ: «Дело не в недостатке ума или бедности ресурсов.

Не хватает совести. Надо меньше воровать и врать — и дела сра-

зу пойдут на лад».

Перед тем как обратиться к конкретным психологическим ис-

следованиям нравственности, кратко рассмотрим два других, ис-

торически более ранних подхода — религиозный и философский.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

В свойственной священным книгам форме идея нравствен-

ности представлена, например, в притче об Иакове, который уви-

дел во сне лестницу, соединяющую землю (людей) с небом (Выс-

шим Духом, Божеством).

По лестнице (в других переводах — по канату или столбу)

вверх и вниз перемещались ангелы — живые посланцы от людей

к Богу и обратно. В целом это и есть образ души, того, что в ней

происходит, а именно — сочетания низких и высоких ее потреб-

ностей: в еде и сне, в любви и нравственности, в «земном» и «бо-

жественном».

Немаловажно отметить, что общение с Высшими Силами пре-

образило Иакова: он стал сильнее, причем и духовно, и физиче-

ски. Отметим совпадение взглядов древних и современных уче-

ных в вопросе о единстве духовных и физических сил.

Религиозная форма нравственных идей важна для всех, кто

чтит Библию как Священное Писание. Другие вправе восприни-

мать эти же идеи вне и без их религиозного смысла, как образ

строения души человека в ее естественно-научной и социально-

общественной природе одновременно. Эта целостность души —

важнейшее ее качество. Нарушение целостности •—• одна из глав-

нейших причин душевных расстройств, и это хорошо понимали

мудрецы древности (лучше, чем некоторые современные врачи).

Традиционно ученые-психологи в качестве первого система-

тического изложения психологических проблем рассматривают

философский труд Аристотеля «О душе». Учение Аристотеля о душе

целиком укладывается в рамки естествознания и игнорирует со-

циальный аспект.

Когда речь идет о психике высших животных, с этим можно

согласиться. Однако на уровне человека подход Аристотеля ста-

новится недостаточным.

В отличие от Аристотеля-политеиста, пророки, будучи пропо-

ведниками строгого монотеизма, не ограничились констатацией

растительной и животной природы души человека, но включили

в ее состав высший уровень — нравственность, отсутствующую

в схеме Аристотеля.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Разумеется, сделали они это не из научных или социологиче-

ских предпосылок (они им были неизвестны), а из религиозных,

чтобы подчеркнуть божественное происхождение человека и на-

личие в душе каждого «искры Божьей». Однако было бы неспра-

ведливо на этом основании отрицать их заслугу в решении науч-

ной проблемы строения психики (души) человека.

Итак, объединяя подходы Аристотеля и пророков, мы кон-

статируем, что в период осевого времени (по К. Ясперсу) сложи-

лось представление о душе человека как об многоуровневой струк-

туре. Именно: растительной, животной и божественной (т. е.

нравственной).

Одним из экстремистских подходов к нравственности явля-

ется разделяемое некоторыми современными философами убеж-

дение, что мораль имеет абсолютный, а не культурно-историче-

ский характер, что она, как и звездное небо у нас над головами,

инвариантна (вспомните знаменитую фразу И. Канта!).

Истоки этой позиции можно найти, например, в христиан-

ской религии, которая учит, что «моральный закон вписан Богом

в сердце каждого человека, независимо от его принадлежности

к той или иной религии» (Ю. Шрейдер).

Таким образом, религиозный и философский подходы к нрав-

ственности являются в значительной степени нормативными,

определяющими, как должно поступать, в отличие от психологи-

ческого подхода, являющегося в лучших своих образцах дескрип-

тивным (описательным), т. е. описывающим (и объясняющим),

как принято поступать в тех или иных социальных общностях,

в том или ином возрасте и т. д. (и почему).

Религиозный, философский и психологический подходы к нрав-

ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту-

пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль-

туры.

Одним из первых представление о многоуровневом строении

психики в научном виде представил Г. Эббингауз в своем учебни-

ке по общей психологии. В первой части своего курса он рассмат-

ривает «элементарные деятельности души», во второй — слож-

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...