Корреляции между столбцами таблицы 4 6 глава
ные и в третьей — «высшие деятельности души». К этим последним он относит психологию религии, искусства и нравственности. В трехуровневой схеме строения психики 3. Фрейда (Оно, Я и Сверх-Я) иерархия душевных качеств занимает центральное место. Сверх-Я, по Фрейду, является высшим уровнем психики, ее цензурой, тормозящей все социально неприемлемые проявле- ния человека. Нравственная зрелость — это вершина психологической зре- лости человека как личности. Никто не рождается высоконрав- ственным. Нравственным человек становится в итоге длительно- го и сложного процесса развития, воспитания и самовоспитания. Нравственные идеалы известны всем взрослым людям. Одна- ко органическое усвоение и неуклонное следование им — дело непростое, требующее упорной работы над собой (вспомните эффект горькой конфеты, описанный в предыдущей главе). Чтобы стать нравственным человеком, нужна вера в идеалы, достойные подражания. Сначала они усваиваются с детской непо- средственностью, но по мере взросления неизбежны сомнения и поиск своей индивидуальной правды (в ее соотнесении с прав- дой окружающих, близких и дальних, людей хороших и не очень). Конечно, жизнь учит. Но хорошо учится только тот, кто хочет учиться. Воспитание нравственного, совестливого человека во все времена было и всегда будет непростой задачей. При ее решении очень часто возникает одна и та же иллюзия: взрослым уравнове- шенным людям кажется, что молодежь растет безнравственной. Молодым людям нередко приходится слышать, что в их воз- расте прошлые поколения были такими-то и такими, и всегда лучше, чем современные. Истина, однако, состоит в том, что люди всегда были разные, и молодость редко бывает безошибочно при-
мерной. Есть, конечно, общепринятые рамки поведения, за которые нельзя выходить. Однако эти рамки условны и исторически по- движны. Ошибки бывают, и не надо из них делать трагедии. Как правило, существует возможность «вернуться на путь истинный» любому «блудному сыну» (или дочери). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема эта бесконечна в ее разнообразии, поэтому мы рассмот- рим только один вопрос: откуда брать идеалы, заслуживающие подражания? Есть как минимум два различных ответа на этот вопрос. Один дает религия. Заключается он в том, что есть высшие силы, и на них надо ориентироваться. Конкретные правила поведения опре- делены волей Бога, изложенной в Священном Писании. Религи- озные правила строги и высоконравственны. Если человек искрен- не и глубоко верит в Бога, то он живет, уважая и соблюдая эти правила (исключение составляют некоторые секты и религиоз- ные фанатики, но не о них сейчас речь). Значит ли это, что люди, не исповедующие религии, непре- менно безнравственны? Нет, не значит, хотя эта мысль иногда разделяется даже священнослужителями. Кроме религии, есть иные источники нравственных ориентиров, не менее высоких и действенных. Это и художественная литература, и публицисти- ка, и практика семейного и школьного воспитания. В качестве примера познакомимся с раздумьями акаде- мика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он обосновывает идею использования истории культуры для формирования духовно- сти без использования идеи Бога и формулирует свои десять заповедей высоконравственного поведения. Познакомьтесь с ними. Десять заповедей человечности (по Д. С. Лихачеву). 1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свобод- ного творца, а не раба. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Слова эти обращены ко всем людям, но прежде всего к моло- дежи. И по форме, и по содержанию они не противоречат биб- лейским заповедям, демонстрируя тем самым путь конструктив- ного взаимодействия религиозного и светского воспитания нравственности. Об этом же сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Мы можем по-разному думать о Боге. Но мы все согласны в одном: человек достоин заботы о нем. В этой нашей заботе о созидании человека и о защите подлинно человеческого в человеке — да будем мы едины!» Как протекает нравственное развитие человека? В детском возрасте любой поступок оценивается как хороший или плохой в соответствии с правилами, переданными и усвоенными от взрос- лых {гетерономная мораль). При этом примерно до 7 лет ребе- нок склонен судить о поступках по важности их последствий, а не обусловивших их намерений. Рассмотрим модельный пример. Мальчик Коля хотел помочь маме накрыть на стол, но не удержал в руках десять тарелок и раз- бил их. С точки зрения ребенка, он заслуживает большего нака- зания, чем мальчик Вова, тайком от взрослых взявший конфеты из серванта и разбивший при этом всего одну тарелку. С возрастом суждения начинают основываться в большей сте- пени на личных критериях {автономная мораль) и понимании того, что намерение нужно оценивать наряду с результатами со- вершенного поступка (памятуя при этом, куда ведут иногда бла- гие намерения). Рассмотрим основные идеи и результаты знаменитой серии исследований Л. Кольберга (L. Kohlberg), начатой им в 60-е гг. XX в. Он выделил три уровня нравственного развития: преднрав- ственный, конвенциональный и постконвенциональный, причем каждый уровень включает две стадии. Преднравственный уровень характерен для детей от 4 до 10 лет (здесь и далее необходимо иметь в виду, что полученные
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ результаты справедливы для западной цивилизации и примени- тельно к России должны критически переоцениваться); поступ- ки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не принимается во внимание. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за со- бой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него мож- но извлечь. Конвенциональный уровень охватывает в среднем возраст от 10 до 13 лет. На нем человек придерживается моральных прин- ципов других людей. При этом на третьей стадии суждение ос- новывается на том, получит ли поступок одобрение других лю- дей или нет, а на четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Постконвенциональный уровень начинается с 13 лет, чело- век начинает судить о поведении, исходя из своих собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на ува- жении демократически принятого решения или вообще уваже- нии прав человека. На шестой — поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг утверждает, что многие люди никогда не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой, элитарной стадии достигает менее десяти процентов людей. Как ему удается столь точно оценить уровень нравственного развития людей? В основе исследования Кольберга (и ему подоб- ных) лежали истории, содержащие нравственную дилемму. Вот одна из них — история Хайнца. В одной европейской стране умирает от особой формы рака некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство только что изготовил Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности живущий в том же городе фармацевт. На его разработку от за- тратил $200), однако только за одну дозу этого препарата он тре-
бует $2000. Муж больной, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, залез в долги, но добыл только $1000. Он по- просил понизить цену на лекарство или продать его в рассрочку, однако фармацевт отказал. Той же ночью отчаявшийся Хайнц задумал проникнуть в аптеку и похитить лекарство. Прав он или не прав? В своем ответе испытуемый, а теперь и вы, не мог ограничиться односложным ответом «прав» или «не прав», а должен подробно объяснить, почему он так считает, ка- ковы мотивы ответа. В соответствии с преобладающим духом ответов на серию подобных историй респондент (мальчик или девочка) относился к тому или иному уровню, стадии нравст- венного развития. Вы можете заняться самодиагностикой с по- мощью предлагаемых ниже психологических описаний отдель- ных стадий. Стадия 1 — покорность и наказание. Ценность людей не учи- тывается, речь идет преимущественно о связанных с поступком выгодах и наказании: чем серьезнее последствия поступка (мате- риальные, юридические), тем предосудительнее он считается. Стадия 2 — личный интерес. Ценность людей учитывается, но только в том объеме, в котором они могут представлять инте- рес для совершающего поступок, и в той мере, в какой они впо- следствии способны отплатить за совершение этого поступка. Стадия 3 — одобрение другими людьми. Ценность человека определяется теми чувствами, которые он к себе вызывает (по- следовательно замените в истории Хайнца жену на друга, затем на собаку, затем на соседа по лестничной клетке и, наконец, на случайного прохожего. Как изменятся ваши оценки ситуации?). Стадия 4 — авторитет, закон и порядок. Человек оценивается условиями договора, контракта или обязательства, которые воз- лагают на него ответственность — перед женой, законом, Богом и т. д. Например, вступая в брак, многие западные люди дают пуб- личную клятву быть друг с другом в здоровье и в болезни, пока смерть не разлучит их. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Стадия 5 — общественный договор и демократия. Ценность личности определяется правами человека, предполагающими ра- венство всех людей независимо от того, в каких личных или дело- вых отношениях они находятся. Стадия 6 — универсальные принципы (западной культуры). Жизнь человека выше закона, решения, даже принятого демокра- тическим путем, авторитета — человеческого или божественного. Как правило, психолог-экспериментатор удовлетворяется по- лученными результатами исследования и не пытается на их ос- нове изменить окружающий мир. Кольберг — яркое исключе- ние из этого правила. Он основал центр, занимавшийся нравственным развитием детей, и на практике показал, что нрав-
ственным развитием ребенка можно целенаправленно управлять. Однако, как известно, и на Солнце имеются пятна. К. Гиллиган (С. Gilligan), одна из сотрудниц Кольберга, подвергла получен- ные им результаты обоснованной критике. Она утверждала, что Кольберг разработал систему мужских нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, низводящую большинство женщин до третьей стадии нравственного развития. Любопытно, что помимо научной аргументации, Гиллиган апеллировала к Библии: чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам был готов принести ему в жертву собственного сына, в то время как блудница предпочла уступить своего ребенка сопер- нице, когда царь Соломон, разрешая ее спор с другой блудницей, предложил разрезать его пополам. Гиллиган противопоставила системе Кольберга свою, женскую, основанную на заботе о другом, человеке и самоотречении. Со- гласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии. Уровень 1 — самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собствен- ные потребности и обеспечить ее существование. На первой пе- реходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к са- моотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности благополучии, но в случае принятия решения все больше учиты- вает интересы других людей. Уровень 2 — самопожертвование. Социальные нормы, кото- рые регулируют поведение женщины, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных потребностей лишь после удов- летворения потребностей других. Такова, например, роль «хоро- шей матери». На второй переходной стадии женщина начинает все больше принимать в расчет собственные желания и перехо- дит в результате на Уровень 3 — самоуважение. На этом уровне женщина пони- мает, что только она сама способна сделать свой жизненный вы- бор, не наносящий вреда людям, связанным с нею социальными связями, и вообще другим людям. А теперь отдохните от теории и выполните следующее Упражение. Оцените историю Хайнца, поменяв мужа и жену местами (болен муж, а жена хочет ему помочь), с точки зрения женской морали. Итак, мы теперь знаем, чем отличается детская мораль от мо- рали взрослых, мужская от женской. На очереди вопрос: «Чем они (западные люди) отличаются от нас, россиян?» Во времена, когда железный занавес надежно отделял нас от них и общение между ними и нами осуществлялось компетент- ными органами, многие искренне верили, что мы лучше. Мы строили коммунизм — светлое будущее всего человечества, а они загнивали. Немного смущало то, что их мучат кризисы перепро- изводства, а у нас не хватает самого необходимого, но это не ме- шало советским людям увлеченно петь, что «никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить». Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший ле- том 1957 г. в Москве, пробил первую брешь в круговой обороне нашего миролюбивого государства. Москвичи и немногочисленные гости столицы увидели, что они ничем особенно не отличаются от нас, разве лишь одеваются по-другому, более ярко, привыкли к дру- гой еде и ведут себя непривычно: громко говорят на улицах, могут перешагнуть через ряд в театре и все время улыбаются. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Немногим тогда удалось разглядеть их внутреннюю свободу и чувство собственного достоинства. Чаще говорили об их невос- питанности и развязности, бесцеремонности и высокомерии чу- жаков. Когда железный занавес наконец рухнул, нам стали доступны далекие страны, новые товары и незнакомые люди, и вопрос «Чем они отличаются от нас?» приобрел практический интерес, так как за чашкой чая или за столом переговоров быстро выяснялось, что мы — разные. Тогда появилось волшебное слово «менталитет». Просто у них другая ментальность. Вспомнили Редьярда Киплинга: Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и никогда им не сойтись. Так или иначе, но волшебное слово объясняло все. Одно только остава- лось неясным: а что означает оно само, как обращаться с этой самой ментальностью, чтобы всем было хорошо. Ясность внес Владимир Лефевр — эмигрант из России, вы- пускник мехмата Московского госуниверситета и кандидат пси- хологических наук, а ныне сотрудник университета в Калифор- нии. В 1982 г. в своей книге «Алгебра совести. Сравнительный анализ западной и советской этических систем», ставшей науч- ным бестселлером, он дал простой, исчерпывающий и неприят- ный для нас ответ, который опровергнуть или хотя бы поставить под сомнение пока что никому не удалось. Познакомимся с ос- новными идеями и результатами Лефевра. Начните с ответа («да» или «нет») на опросник Лефевра: 1. Врач должен скрыть от пациента, что у него рак, чтобы уменьшить его страдания? 2. Врач не должен скрывать от пациента, что у него рак, что- бы уменьшить его страдания? 3. Преступник может быть наказан более сурово, чем требу- ет закон, если это может устрашить других? 4. Преступник не может быть наказан более сурово, чем тре- бует закон, даже если это устрашит остальных? 5. Можно дать лживые показания, чтобы помочь невинов- ному избежать тюрьмы? Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности 6. Нельзя давать лживые показания даже для того, чтобы не- виновный избежал тюрьмы? 7. Можно послать шпаргалку во время экзамена близкому другу? 8. Нельзя посылать шпаргалку во время экзамена даже близ- кому другу? Респонденты Лефевра (62 американца и 84 бывших советских гражданина) показали, что типичный представитель западной эти- ческой системы ответит нет-да-нет-да-нет-да-нет-да, а советской — противоположным образом — да-нет-да-нет-да-нет-да-нет. Сравните свой ответ с типичными, и количество совпадений подскажет, какой из них вам ближе по духу. Как устроен опросник Лефевра? Предложенные им восемь во- просов легко разбить на четыре пары противоположных утверж- дений. Во всех парах ставится прекрасная цель: уменьшить стра- дания больного, устрашить преступников, спасти невиновного от тюрьмы, помочь близкому другу. Вот только средства достижения этих целей предлагаются раз- ные: хорошие (сказать правду больному, соблюсти закон, дать иск- ренние показания, добросовестно выполнить процедуру экзамена) и плохие (обмануть больного, нарушить закон, дать лживые показа- ния, обмануть экзаменатора и нарушить процедуру экзамена). Таким образом, опросник выясняет наше отношение к тому, какие средства, по нашему мнению, хороши для достижения хо- рошей цели. Проблема эта стара, как мир. Вспомните знаменитую формулу Никколо Макиавелли (Machiavelli) «цель оправдывает средства» и знакомую многим с детства фразу «ложь во спасение». Эксперимент Лефевра вскрыл глубинное различие между ними и нами. Оно не надуманное. Например, в наших медицин- ских университетах, в отличие от американских, продолжают учить будущих врачей тому, что нельзя говорить правду онколо- гическому больному. Но почему мы отвечаем противоположным образом? Западная, или христианская, этика основана на десяти запо- ведях, запрещающих зло: не убивай, не прелюбодействуй, не кра- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ди, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (эту заповедь люди помнят и, соответственно, соблюдают хуже всего), не желай дома ближнего твоего и т. д. (Ветхий Завет, Исход, 20:2). Это запреты против некоторых средств достижения любой цели. Следовательно, любой компромисс добра и зла, например убийство для блага человечества, оценивается как зло. В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строите- ля коммунизма», принятый на XXII съезде КПСС в 1962 г. Во вре- мена Н. С. Хрущева его текст висел на стене каждой столовой, не говоря уже о более официальных местах. Сегодня молодые граж- дане России с трудом вспоминают название этого программного документа (им лучше известна музыкальная группа «Моральный кодекс»), а его полный текст (12 коммунистических «заповедей») и вовсе стал труднодоступным. Однако любой здравомыслящий че- ловек понимает, что он не содержит прямых призывов убивать, прелюбодействовать, красть или оговаривать ближних. На первый взгляд, «Моральный кодекс» представляет из себя комбинацию Ветхого и Нового Завета. Он содержит предписа- ния двух типов: каким быть (верным Родине, честным и правди- вым, нравственно чистым, простым и скромным) и что делать (добросовестно работать на благо общества, сохранять и умно- жать общественное достояние). Однако более пристальный анализ показывает, что в нем есть декларация добра, но нет запрета зла. Следовательно, компро- мисс между добром и злом оценивается положительно (напри- мер, правильно с точки зрения «Морального кодекса» поступил Павлик Морозов, ради светлого коммунистического будущего предавший отца). В книге Лефевра приводится ответ Сталина на вопрос леди Астор «Когда вы перестанете убивать людей?»: «Когда в этом не будет больше необходимости». Христианская идеология основана на запрете зла, советская — на декларации добра. Но есть большая разница между принципа- ми «не лги» и «будь честным»! Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности Более того, согласно «Моральному кодексу», нужно по-раз- ному относиться к друзьям (коллективизм и товарищеская взаи- мопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение) и к вра- гам (нетерпимость к нарушителям общественных интересов, к тунеядцам, карьеристам, стяжателям, антикоммунистам). Основной результат, доказанный Лефевром как теорема (ред- кий случай для современных социальных наук), парадоксален: идеальный представитель западной этической системы, отрица- тельно оценивающий компромисс между добром и злом, тем не менее стремится к компромиссу с другим даже в ситуации конф- ликта (что родственно христианскому принципу ненавидеть грех, но быть терпимым к грешнику). Напротив, идеальный представитель советской этической сис- темы, положительно оценивающий компромисс между добром и злом, тем не менее, стремится к конфронтации с партнером. Он ориентирован на беспощадную борьбу даже с тем, чья угроза для него маловероятна. Из теоремы Лефевра не следует, что нормальное общество нуждается только в представителях западной этической систе- мы. Конечно, желательно, чтобы большинство граждан поддер- живало дух сотрудничества, но необходимы и люди, четко реаги- рующие на опасность. Проиллюстрируем теорему Лефевра на бытовом уровне. В Аме- рике демонстрация агрессивности с угрожающими мимикой и жес- тами в ходе конфликта есть признак распущенности и плохих ма- нер, а в советской культуре говорит о наличии у человека твердых жизненных принципов, сформированных в процессе воспитания. Упрощенный внутренний монолог «хорошего» американца таков: «Я не знаю этого человека, но опущусь в собственных гла- зах, если буду к нему враждебен. Даже если мне будет плохо, я дол- жен протянуть ему руку и засмеяться. Мой компромисс, моя доб- рожелательность — это жертва, но я должен поступить так, чтобы уважать себя». «Принципиальный» советский человек рассуждает по-иному: «Я не знаю этого человека, но упаду в собственных глазах, если ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ буду к нему доброжелателен или прогнусь перед ним. Даже если мне будет плохо, я должен показать, что готов бороться до конца. Моя враждебность — это жертва, но я должен пойти на нее, что- бы уважать себя». Он воспринимает смех или формальную бла- гожелательность противника как слабость или трусость, считает, что «добро должно быть с кулаками». Итак, этическая бескомпромиссность связана с компромис- сом в человеческих отношениях, а этический компромисс связан с бескомпромиссностью в них же. Иногда пытаются снять проблему различий между ними и на- ми, утверждая, что при коммунистах люди вместе с религией утра- тили моральные ценности. Покажем, что это не так. Критерий прост: способность «идеала» данной культуры к жертве. Способ- ность к жертве, например во имя идеи, несовместима с утратой морали. В истории Советской России мы находим такое количест- во кровавых жертв, что остается только признать: мораль не была утрачена. Она изменилась и стала несовместима с прежней. Мы и они — разные и морально несовместимые. В 1994 г. Владимир Лефевр приехал в Москву на Междуна- родный симпозиум, посвященный рефлексивным процессам, и, безусловно, был на нем центральной фигурой. Главная идея, вла- девшая им тогда, состояла в том, что нужна специальная програм- ма, включающая игры и упражнения, предназначенные для фор- мирования у юных россиян западной этической системы. Однако на вопрос из зала женщины-педагога о том, как же будут ужи- ваться в одной семье носители двух полярных концепций, убеди- тельного ответа не последовало (художественный ответ был дан ранее в книге братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Гадкие ле- беди», и он трагичен). «Моральный кодекс строителя коммунизма» начертан на па- радном, красивом входе в здание социализма. Но есть и черный, мрачный вход. Имя ему — ГУЛАГ. Его духом пропитан даже со- ветский официоз. Вспомним недавнюю терминологию: социалис- тический лагерь, построенный зэками Московский университет был разбит на зоны, а общежития — на блоки. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности Самая известная из заповедей ГУЛАГа — сводная, состоящая из трех не: «Не верь, не бойся, не проси!». Ее форма, основанная на абсолютных запретах (никому не верь, никого не бойся, ниче- го ни у кого не проси), не должна ввести вас в заблуждение. По авторитетному свидетельству Александра Солженицына, запове- ди зэков «ничего общего не имеют с христианством», на разных островах ГУЛАГа их «...насчитывают разное количество, не совпа- дают в точности их формулировки, и было бы увлекательным от- дельным исследованием провести их систематизацию». Лефевр и Солженицын — проницательные люди, но для пол- ноты картины полезно бы узнать мнение о нас коренных амери- канцев. Они немногословны и прагматичны: «Все ваши пробле- мы и разговоры о духовности — от бедности. Если бы у вас были такие же квартиры и автомобили, как у нас, вы думали бы точно так же». В конце главы, как обычно, размещены резюме и упражне- ние, позволяющее быстро оценить степень духовного сходства различных людей (на финише мы решили обойтись без конт- рольных вопросов). Резюме 15-й главы Нравственность рассматривается нами как вершинное обра- зование личности и главный фактор целостности человека, его те- лесных, душевных и духовных качеств, определяющий функции всех нижележащих уровней психики. Эта научная концепция за- родилась в борьбе естественно-научной трактовки строения души по Аристотелю (политеисту) с трудами его современников, про- роков (строгих монотеистов), авторов текстов Библии. Природа нравственности изначально двойственна Являясь ре- зультатом развития субъект-субъектных отношений, по строению она — явление психологическое, а по функциям — социальное. Нравственно-психологические свойства личности формиру- ются и проявляются в «высших деятельностях души» (Г. Эббин- гауз), а именно: в религии, искусстве и нравственном поведении. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Религиозный и философский подходы к нравственности яв- ляются нормативными, определяющими, как должно поступать, в отличие от психологического подхода, являющегося дескрип- тивным, т. е. описывающим (и объясняющим), как принято по- ступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином возрасте и т. д. (и почему). Религиозный, философский и психологический подходы к нрав- ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту- пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль- туры. В детском возрасте любой поступок оценивается как хоро- ший или плохой, в соответствии с правилами, переданными и ус- военными от взрослых (гетерономной моралью), с возрастом суж- дения начинают основываться в большей степени на личных критериях (автономной морали). Следует различать систему мужских нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости (Кольберг),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|