Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между столбцами таблицы 4 6 глава




ные и в третьей — «высшие деятельности души». К этим последним

он относит психологию религии, искусства и нравственности.

В трехуровневой схеме строения психики 3. Фрейда (Оно,

Я и Сверх-Я) иерархия душевных качеств занимает центральное

место. Сверх-Я, по Фрейду, является высшим уровнем психики,

ее цензурой, тормозящей все социально неприемлемые проявле-

ния человека.

Нравственная зрелость — это вершина психологической зре-

лости человека как личности. Никто не рождается высоконрав-

ственным. Нравственным человек становится в итоге длительно-

го и сложного процесса развития, воспитания и самовоспитания.

Нравственные идеалы известны всем взрослым людям. Одна-

ко органическое усвоение и неуклонное следование им — дело

непростое, требующее упорной работы над собой (вспомните

эффект горькой конфеты, описанный в предыдущей главе).

Чтобы стать нравственным человеком, нужна вера в идеалы,

достойные подражания. Сначала они усваиваются с детской непо-

средственностью, но по мере взросления неизбежны сомнения

и поиск своей индивидуальной правды (в ее соотнесении с прав-

дой окружающих, близких и дальних, людей хороших и не очень).

Конечно, жизнь учит. Но хорошо учится только тот, кто хочет

учиться. Воспитание нравственного, совестливого человека во все

времена было и всегда будет непростой задачей. При ее решении

очень часто возникает одна и та же иллюзия: взрослым уравнове-

шенным людям кажется, что молодежь растет безнравственной.

Молодым людям нередко приходится слышать, что в их воз-

расте прошлые поколения были такими-то и такими, и всегда

лучше, чем современные. Истина, однако, состоит в том, что люди

всегда были разные, и молодость редко бывает безошибочно при-

мерной.

Есть, конечно, общепринятые рамки поведения, за которые

нельзя выходить. Однако эти рамки условны и исторически по-

движны. Ошибки бывают, и не надо из них делать трагедии. Как

правило, существует возможность «вернуться на путь истинный»

любому «блудному сыну» (или дочери).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема эта бесконечна в ее разнообразии, поэтому мы рассмот-

рим только один вопрос: откуда брать идеалы, заслуживающие

подражания?

Есть как минимум два различных ответа на этот вопрос. Один

дает религия. Заключается он в том, что есть высшие силы, и на

них надо ориентироваться. Конкретные правила поведения опре-

делены волей Бога, изложенной в Священном Писании. Религи-

озные правила строги и высоконравственны. Если человек искрен-

не и глубоко верит в Бога, то он живет, уважая и соблюдая эти

правила (исключение составляют некоторые секты и религиоз-

ные фанатики, но не о них сейчас речь).

Значит ли это, что люди, не исповедующие религии, непре-

менно безнравственны? Нет, не значит, хотя эта мысль иногда

разделяется даже священнослужителями. Кроме религии, есть

иные источники нравственных ориентиров, не менее высоких

и действенных. Это и художественная литература, и публицисти-

ка, и практика семейного и школьного воспитания.

В качестве примера познакомимся с раздумьями акаде-

мика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он обосновывает идею

использования истории культуры для формирования духовно-

сти без использования идеи Бога и формулирует свои десять

заповедей высоконравственного поведения. Познакомьтесь

с ними.

Десять заповедей человечности (по Д. С. Лихачеву).

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или

ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное

ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свобод-

ного творца, а не раба.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Слова эти обращены ко всем людям, но прежде всего к моло-

дежи. И по форме, и по содержанию они не противоречат биб-

лейским заповедям, демонстрируя тем самым путь конструктив-

ного взаимодействия религиозного и светского воспитания

нравственности.

Об этом же сказал Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II: «Мы можем по-разному думать о Боге. Но мы все

согласны в одном: человек достоин заботы о нем. В этой нашей

заботе о созидании человека и о защите подлинно человеческого

в человеке — да будем мы едины!»

Как протекает нравственное развитие человека? В детском

возрасте любой поступок оценивается как хороший или плохой

в соответствии с правилами, переданными и усвоенными от взрос-

лых {гетерономная мораль). При этом примерно до 7 лет ребе-

нок склонен судить о поступках по важности их последствий, а не

обусловивших их намерений.

Рассмотрим модельный пример. Мальчик Коля хотел помочь

маме накрыть на стол, но не удержал в руках десять тарелок и раз-

бил их. С точки зрения ребенка, он заслуживает большего нака-

зания, чем мальчик Вова, тайком от взрослых взявший конфеты

из серванта и разбивший при этом всего одну тарелку.

С возрастом суждения начинают основываться в большей сте-

пени на личных критериях {автономная мораль) и понимании

того, что намерение нужно оценивать наряду с результатами со-

вершенного поступка (памятуя при этом, куда ведут иногда бла-

гие намерения).

Рассмотрим основные идеи и результаты знаменитой серии

исследований Л. Кольберга (L. Kohlberg), начатой им в 60-е гг.

XX в. Он выделил три уровня нравственного развития: преднрав-

ственный, конвенциональный и постконвенциональный, причем

каждый уровень включает две стадии.

Преднравственный уровень характерен для детей от 4 до

10 лет (здесь и далее необходимо иметь в виду, что полученные

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

результаты справедливы для западной цивилизации и примени-

тельно к России должны критически переоцениваться); поступ-

ки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения

других людей не принимается во внимание.

На первой стадии суждение выносится в зависимости от того

вознаграждения или наказания, которое может повлечь за со-

бой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке

выносится в соответствии с той пользой, которую из него мож-

но извлечь.

Конвенциональный уровень охватывает в среднем возраст от

10 до 13 лет. На нем человек придерживается моральных прин-

ципов других людей. При этом на третьей стадии суждение ос-

новывается на том, получит ли поступок одобрение других лю-

дей или нет, а на четвертой стадии суждение выносится

в соответствии с установленным порядком, уважением к власти

и предписанными ею законами.

Постконвенциональный уровень начинается с 13 лет, чело-

век начинает судить о поведении, исходя из своих собственных

критериев.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на ува-

жении демократически принятого решения или вообще уваже-

нии прав человека.

На шестой — поступок квалифицируется как правильный,

если он продиктован совестью, независимо от его законности или

мнения других людей.

Кольберг утверждает, что многие люди никогда не переходят

четвертую стадию нравственного развития, а шестой, элитарной

стадии достигает менее десяти процентов людей.

Как ему удается столь точно оценить уровень нравственного

развития людей? В основе исследования Кольберга (и ему подоб-

ных) лежали истории, содержащие нравственную дилемму. Вот

одна из них — история Хайнца.

В одной европейской стране умирает от особой формы рака

некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению

врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство только что изготовил

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

живущий в том же городе фармацевт. На его разработку от за-

тратил $200), однако только за одну дозу этого препарата он тре-

бует $2000. Муж больной, Хайнц, сделал все возможное, чтобы

собрать эту сумму, залез в долги, но добыл только $1000. Он по-

просил понизить цену на лекарство или продать его в рассрочку,

однако фармацевт отказал. Той же ночью отчаявшийся Хайнц

задумал проникнуть в аптеку и похитить лекарство.

Прав он или не прав? В своем ответе испытуемый, а теперь

и вы, не мог ограничиться односложным ответом «прав» или «не

прав», а должен подробно объяснить, почему он так считает, ка-

ковы мотивы ответа. В соответствии с преобладающим духом

ответов на серию подобных историй респондент (мальчик или

девочка) относился к тому или иному уровню, стадии нравст-

венного развития. Вы можете заняться самодиагностикой с по-

мощью предлагаемых ниже психологических описаний отдель-

ных стадий.

Стадия 1 — покорность и наказание. Ценность людей не учи-

тывается, речь идет преимущественно о связанных с поступком

выгодах и наказании: чем серьезнее последствия поступка (мате-

риальные, юридические), тем предосудительнее он считается.

Стадия 2 — личный интерес. Ценность людей учитывается,

но только в том объеме, в котором они могут представлять инте-

рес для совершающего поступок, и в той мере, в какой они впо-

следствии способны отплатить за совершение этого поступка.

Стадия 3 — одобрение другими людьми. Ценность человека

определяется теми чувствами, которые он к себе вызывает (по-

следовательно замените в истории Хайнца жену на друга, затем

на собаку, затем на соседа по лестничной клетке и, наконец, на

случайного прохожего. Как изменятся ваши оценки ситуации?).

Стадия 4 — авторитет, закон и порядок. Человек оценивается

условиями договора, контракта или обязательства, которые воз-

лагают на него ответственность — перед женой, законом, Богом

и т. д. Например, вступая в брак, многие западные люди дают пуб-

личную клятву быть друг с другом в здоровье и в болезни, пока

смерть не разлучит их.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Стадия 5 — общественный договор и демократия. Ценность

личности определяется правами человека, предполагающими ра-

венство всех людей независимо от того, в каких личных или дело-

вых отношениях они находятся.

Стадия 6 — универсальные принципы (западной культуры).

Жизнь человека выше закона, решения, даже принятого демокра-

тическим путем, авторитета — человеческого или божественного.

Как правило, психолог-экспериментатор удовлетворяется по-

лученными результатами исследования и не пытается на их ос-

нове изменить окружающий мир. Кольберг — яркое исключе-

ние из этого правила. Он основал центр, занимавшийся

нравственным развитием детей, и на практике показал, что нрав-

ственным развитием ребенка можно целенаправленно управлять.

Однако, как известно, и на Солнце имеются пятна. К. Гиллиган

(С. Gilligan), одна из сотрудниц Кольберга, подвергла получен-

ные им результаты обоснованной критике.

Она утверждала, что Кольберг разработал систему мужских

нравственных ценностей, основанных на самоутверждении

и справедливости, низводящую большинство женщин до

третьей стадии нравственного развития.

Любопытно, что помимо научной аргументации, Гиллиган

апеллировала к Библии: чтобы доказать Богу свою преданность,

Авраам был готов принести ему в жертву собственного сына, в то

время как блудница предпочла уступить своего ребенка сопер-

нице, когда царь Соломон, разрешая ее спор с другой блудницей,

предложил разрезать его пополам.

Гиллиган противопоставила системе Кольберга свою, женскую,

основанную на заботе о другом, человеке и самоотречении. Со-

гласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит

три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1 — самоозабоченность. На этом уровне женщину

занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собствен-

ные потребности и обеспечить ее существование. На первой пе-

реходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к са-

моотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

благополучии, но в случае принятия решения все больше учиты-

вает интересы других людей.

Уровень 2 — самопожертвование. Социальные нормы, кото-

рые регулируют поведение женщины, заставляют ее переходить

к удовлетворению собственных потребностей лишь после удов-

летворения потребностей других. Такова, например, роль «хоро-

шей матери». На второй переходной стадии женщина начинает

все больше принимать в расчет собственные желания и перехо-

дит в результате на

Уровень 3 — самоуважение. На этом уровне женщина пони-

мает, что только она сама способна сделать свой жизненный вы-

бор, не наносящий вреда людям, связанным с нею социальными

связями, и вообще другим людям.

А теперь отдохните от теории и выполните следующее

Упражение. Оцените историю Хайнца, поменяв мужа и жену

местами (болен муж, а жена хочет ему помочь), с точки зрения

женской морали.

Итак, мы теперь знаем, чем отличается детская мораль от мо-

рали взрослых, мужская от женской. На очереди вопрос: «Чем

они (западные люди) отличаются от нас, россиян?»

Во времена, когда железный занавес надежно отделял нас от

них и общение между ними и нами осуществлялось компетент-

ными органами, многие искренне верили, что мы лучше. Мы

строили коммунизм — светлое будущее всего человечества, а они

загнивали. Немного смущало то, что их мучат кризисы перепро-

изводства, а у нас не хватает самого необходимого, но это не ме-

шало советским людям увлеченно петь, что «никто на свете не

умеет лучше нас смеяться и любить».

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший ле-

том 1957 г. в Москве, пробил первую брешь в круговой обороне

нашего миролюбивого государства. Москвичи и немногочисленные

гости столицы увидели, что они ничем особенно не отличаются от

нас, разве лишь одеваются по-другому, более ярко, привыкли к дру-

гой еде и ведут себя непривычно: громко говорят на улицах, могут

перешагнуть через ряд в театре и все время улыбаются.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Немногим тогда удалось разглядеть их внутреннюю свободу

и чувство собственного достоинства. Чаще говорили об их невос-

питанности и развязности, бесцеремонности и высокомерии чу-

жаков.

Когда железный занавес наконец рухнул, нам стали доступны

далекие страны, новые товары и незнакомые люди, и вопрос «Чем

они отличаются от нас?» приобрел практический интерес, так как

за чашкой чая или за столом переговоров быстро выяснялось, что

мы — разные.

Тогда появилось волшебное слово «менталитет». Просто у них

другая ментальность. Вспомнили Редьярда Киплинга: Запад есть

Запад, а Восток есть Восток, и никогда им не сойтись. Так или

иначе, но волшебное слово объясняло все. Одно только остава-

лось неясным: а что означает оно само, как обращаться с этой

самой ментальностью, чтобы всем было хорошо.

Ясность внес Владимир Лефевр — эмигрант из России, вы-

пускник мехмата Московского госуниверситета и кандидат пси-

хологических наук, а ныне сотрудник университета в Калифор-

нии. В 1982 г. в своей книге «Алгебра совести. Сравнительный

анализ западной и советской этических систем», ставшей науч-

ным бестселлером, он дал простой, исчерпывающий и неприят-

ный для нас ответ, который опровергнуть или хотя бы поставить

под сомнение пока что никому не удалось. Познакомимся с ос-

новными идеями и результатами Лефевра.

Начните с ответа («да» или «нет») на опросник Лефевра:

1. Врач должен скрыть от пациента, что у него рак, чтобы

уменьшить его страдания?

2. Врач не должен скрывать от пациента, что у него рак, что-

бы уменьшить его страдания?

3. Преступник может быть наказан более сурово, чем требу-

ет закон, если это может устрашить других?

4. Преступник не может быть наказан более сурово, чем тре-

бует закон, даже если это устрашит остальных?

5. Можно дать лживые показания, чтобы помочь невинов-

ному избежать тюрьмы?

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

6. Нельзя давать лживые показания даже для того, чтобы не-

виновный избежал тюрьмы?

7. Можно послать шпаргалку во время экзамена близкому

другу?

8. Нельзя посылать шпаргалку во время экзамена даже близ-

кому другу?

Респонденты Лефевра (62 американца и 84 бывших советских

гражданина) показали, что типичный представитель западной эти-

ческой системы ответит нет-да-нет-да-нет-да-нет-да, а советской —

противоположным образом — да-нет-да-нет-да-нет-да-нет.

Сравните свой ответ с типичными, и количество совпадений

подскажет, какой из них вам ближе по духу.

Как устроен опросник Лефевра? Предложенные им восемь во-

просов легко разбить на четыре пары противоположных утверж-

дений. Во всех парах ставится прекрасная цель: уменьшить стра-

дания больного, устрашить преступников, спасти невиновного от

тюрьмы, помочь близкому другу.

Вот только средства достижения этих целей предлагаются раз-

ные: хорошие (сказать правду больному, соблюсти закон, дать иск-

ренние показания, добросовестно выполнить процедуру экзамена)

и плохие (обмануть больного, нарушить закон, дать лживые показа-

ния, обмануть экзаменатора и нарушить процедуру экзамена).

Таким образом, опросник выясняет наше отношение к тому,

какие средства, по нашему мнению, хороши для достижения хо-

рошей цели. Проблема эта стара, как мир. Вспомните знаменитую

формулу Никколо Макиавелли (Machiavelli) «цель оправдывает

средства» и знакомую многим с детства фразу «ложь во спасение».

Эксперимент Лефевра вскрыл глубинное различие между

ними и нами. Оно не надуманное. Например, в наших медицин-

ских университетах, в отличие от американских, продолжают

учить будущих врачей тому, что нельзя говорить правду онколо-

гическому больному.

Но почему мы отвечаем противоположным образом?

Западная, или христианская, этика основана на десяти запо-

ведях, запрещающих зло: не убивай, не прелюбодействуй, не кра-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ди, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

(эту заповедь люди помнят и, соответственно, соблюдают хуже

всего), не желай дома ближнего твоего и т. д. (Ветхий Завет,

Исход, 20:2).

Это запреты против некоторых средств достижения любой

цели. Следовательно, любой компромисс добра и зла, например

убийство для блага человечества, оценивается как зло.

В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строите-

ля коммунизма», принятый на XXII съезде КПСС в 1962 г. Во вре-

мена Н. С. Хрущева его текст висел на стене каждой столовой, не

говоря уже о более официальных местах. Сегодня молодые граж-

дане России с трудом вспоминают название этого программного

документа (им лучше известна музыкальная группа «Моральный

кодекс»), а его полный текст (12 коммунистических «заповедей»)

и вовсе стал труднодоступным. Однако любой здравомыслящий че-

ловек понимает, что он не содержит прямых призывов убивать,

прелюбодействовать, красть или оговаривать ближних.

На первый взгляд, «Моральный кодекс» представляет из себя

комбинацию Ветхого и Нового Завета. Он содержит предписа-

ния двух типов: каким быть (верным Родине, честным и правди-

вым, нравственно чистым, простым и скромным) и что делать

(добросовестно работать на благо общества, сохранять и умно-

жать общественное достояние).

Однако более пристальный анализ показывает, что в нем есть

декларация добра, но нет запрета зла. Следовательно, компро-

мисс между добром и злом оценивается положительно (напри-

мер, правильно с точки зрения «Морального кодекса» поступил

Павлик Морозов, ради светлого коммунистического будущего

предавший отца).

В книге Лефевра приводится ответ Сталина на вопрос леди

Астор «Когда вы перестанете убивать людей?»: «Когда в этом не

будет больше необходимости».

Христианская идеология основана на запрете зла, советская —

на декларации добра. Но есть большая разница между принципа-

ми «не лги» и «будь честным»!

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

Более того, согласно «Моральному кодексу», нужно по-раз-

ному относиться к друзьям (коллективизм и товарищеская взаи-

мопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение) и к вра-

гам (нетерпимость к нарушителям общественных интересов,

к тунеядцам, карьеристам, стяжателям, антикоммунистам).

Основной результат, доказанный Лефевром как теорема (ред-

кий случай для современных социальных наук), парадоксален:

идеальный представитель западной этической системы, отрица-

тельно оценивающий компромисс между добром и злом, тем не

менее стремится к компромиссу с другим даже в ситуации конф-

ликта (что родственно христианскому принципу ненавидеть грех,

но быть терпимым к грешнику).

Напротив, идеальный представитель советской этической сис-

темы, положительно оценивающий компромисс между добром

и злом, тем не менее, стремится к конфронтации с партнером.

Он ориентирован на беспощадную борьбу даже с тем, чья угроза

для него маловероятна.

Из теоремы Лефевра не следует, что нормальное общество

нуждается только в представителях западной этической систе-

мы. Конечно, желательно, чтобы большинство граждан поддер-

живало дух сотрудничества, но необходимы и люди, четко реаги-

рующие на опасность.

Проиллюстрируем теорему Лефевра на бытовом уровне. В Аме-

рике демонстрация агрессивности с угрожающими мимикой и жес-

тами в ходе конфликта есть признак распущенности и плохих ма-

нер, а в советской культуре говорит о наличии у человека твердых

жизненных принципов, сформированных в процессе воспитания.

Упрощенный внутренний монолог «хорошего» американца

таков: «Я не знаю этого человека, но опущусь в собственных гла-

зах, если буду к нему враждебен. Даже если мне будет плохо, я дол-

жен протянуть ему руку и засмеяться. Мой компромисс, моя доб-

рожелательность — это жертва, но я должен поступить так, чтобы

уважать себя».

«Принципиальный» советский человек рассуждает по-иному:

«Я не знаю этого человека, но упаду в собственных глазах, если

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

буду к нему доброжелателен или прогнусь перед ним. Даже если

мне будет плохо, я должен показать, что готов бороться до конца.

Моя враждебность — это жертва, но я должен пойти на нее, что-

бы уважать себя». Он воспринимает смех или формальную бла-

гожелательность противника как слабость или трусость, считает,

что «добро должно быть с кулаками».

Итак, этическая бескомпромиссность связана с компромис-

сом в человеческих отношениях, а этический компромисс связан

с бескомпромиссностью в них же.

Иногда пытаются снять проблему различий между ними и на-

ми, утверждая, что при коммунистах люди вместе с религией утра-

тили моральные ценности. Покажем, что это не так. Критерий

прост: способность «идеала» данной культуры к жертве. Способ-

ность к жертве, например во имя идеи, несовместима с утратой

морали. В истории Советской России мы находим такое количест-

во кровавых жертв, что остается только признать: мораль не была

утрачена. Она изменилась и стала несовместима с прежней. Мы

и они — разные и морально несовместимые.

В 1994 г. Владимир Лефевр приехал в Москву на Междуна-

родный симпозиум, посвященный рефлексивным процессам,

и, безусловно, был на нем центральной фигурой. Главная идея, вла-

девшая им тогда, состояла в том, что нужна специальная програм-

ма, включающая игры и упражнения, предназначенные для фор-

мирования у юных россиян западной этической системы. Однако

на вопрос из зала женщины-педагога о том, как же будут ужи-

ваться в одной семье носители двух полярных концепций, убеди-

тельного ответа не последовало (художественный ответ был дан

ранее в книге братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Гадкие ле-

беди», и он трагичен).

«Моральный кодекс строителя коммунизма» начертан на па-

радном, красивом входе в здание социализма. Но есть и черный,

мрачный вход. Имя ему — ГУЛАГ. Его духом пропитан даже со-

ветский официоз. Вспомним недавнюю терминологию: социалис-

тический лагерь, построенный зэками Московский университет

был разбит на зоны, а общежития — на блоки.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

Самая известная из заповедей ГУЛАГа — сводная, состоящая

из трех не: «Не верь, не бойся, не проси!». Ее форма, основанная

на абсолютных запретах (никому не верь, никого не бойся, ниче-

го ни у кого не проси), не должна ввести вас в заблуждение. По

авторитетному свидетельству Александра Солженицына, запове-

ди зэков «ничего общего не имеют с христианством», на разных

островах ГУЛАГа их «...насчитывают разное количество, не совпа-

дают в точности их формулировки, и было бы увлекательным от-

дельным исследованием провести их систематизацию».

Лефевр и Солженицын — проницательные люди, но для пол-

ноты картины полезно бы узнать мнение о нас коренных амери-

канцев. Они немногословны и прагматичны: «Все ваши пробле-

мы и разговоры о духовности — от бедности. Если бы у вас были

такие же квартиры и автомобили, как у нас, вы думали бы точно

так же».

В конце главы, как обычно, размещены резюме и упражне-

ние, позволяющее быстро оценить степень духовного сходства

различных людей (на финише мы решили обойтись без конт-

рольных вопросов).

Резюме 15-й главы

Нравственность рассматривается нами как вершинное обра-

зование личности и главный фактор целостности человека, его те-

лесных, душевных и духовных качеств, определяющий функции

всех нижележащих уровней психики. Эта научная концепция за-

родилась в борьбе естественно-научной трактовки строения души

по Аристотелю (политеисту) с трудами его современников, про-

роков (строгих монотеистов), авторов текстов Библии.

Природа нравственности изначально двойственна Являясь ре-

зультатом развития субъект-субъектных отношений, по строению

она — явление психологическое, а по функциям — социальное.

Нравственно-психологические свойства личности формиру-

ются и проявляются в «высших деятельностях души» (Г. Эббин-

гауз), а именно: в религии, искусстве и нравственном поведении.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Религиозный и философский подходы к нравственности яв-

ляются нормативными, определяющими, как должно поступать,

в отличие от психологического подхода, являющегося дескрип-

тивным, т. е. описывающим (и объясняющим), как принято по-

ступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином

возрасте и т. д. (и почему).

Религиозный, философский и психологический подходы к нрав-

ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту-

пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль-

туры.

В детском возрасте любой поступок оценивается как хоро-

ший или плохой, в соответствии с правилами, переданными и ус-

военными от взрослых (гетерономной моралью), с возрастом суж-

дения начинают основываться в большей степени на личных

критериях (автономной морали).

Следует различать систему мужских нравственных ценностей,

основанных на самоутверждении и справедливости (Кольберг),

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...