Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между столбцами таблицы 4 8 глава




позиций больного в целях получения данных для проведения рабо-

ты по психокоррекции и реабилитации больных. Процесс реабили-

тации при этом не должен ограничиваться относительно узкими

рамками мероприятий, имеющих своей целью восстановление от-

дельных функций. Этот процесс понимается (М. М. Кабанов) как

системная деятельность, направленная на восстановление личного

и социального статуса больного особым методом, главное содержа-

ние которого состоит в опосредовании через личность лечебно-вос-

становительных воздействий и мероприятий.

Такое понимание реабилитации обусловило актуальность

разработки третьего, чрезвычайно важного раздела клинической

психологии, который может быть определен как психологи-

ческие основы психотерапии и реабилитации (М. М. Кабанов,

Б. Д. Карвасарский). Этому способствует экспансия психотера-

пии и ее методов во внеклиническую среду.

16.2.1. Психологические основы терапии

В современной литературе указывается четыре основные мо-

дели психотерапии:

— как метод лечения, влияющий на состояние и функцио-

нирование организма в сфере психических и соматических

функций, — медицинская модель;

— как метод, приводящий в действие процесс научения, —

психологическая модель;

— как метод манипулирования, носящий характер инст-

румента и служащий целям общественного контроля, —

социологическая модель;

— как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодей-

ствия между людьми, — философская модель.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Развитие психотерапии тесно связано с разработкой учения

о личности и закономерностях ее функционирования. Достаточ-

но отметить, что само становление взглядов на личность в психо-

анализе, экзистенциально-гуманистической психологии во мно-

гом основывалось на психотерапевтической практике.

В нашей стране развитие психотерапии связано с работами

одного из основателей отечественной медицинской психологии

А. Ф. Лазурского (1923). В дальнейшем это направление исследо-

ваний продолжено В. Н. Мясищевым, в работах которого раскры-

вается психологическая сущность отношений в структуре лично-

сти. Психология отношений в нашей стране является основой для

разработки учения о неврозах и патогенетической, личностно-

ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

В работах Б. В. Зейгарник, ее учеников и сотрудников были

намечены несколько основных направлений анализа личности

с позиции психологии деятельности, вошедших в концепцию сис-

темы личностно-ориентированной психотерапии:

— характеристика преморбидной личности — сформирова-

ность иерархии мотивов, их широта, динамика, содержа-

ние ведущей деятельности;

— анализ основных противоречий, возникающих в развитии

личности заболевшего человека — внутри смысловой сис-

темы личности, противоречия между операциональной

и смысловой сторонами деятельности, несоответствие

между уже сложившимся представлением о себе и необ-

ходимостью его изменения в связи с болезнью и др.;

— характеристика основных перестроек личности, связанных

с болезнью; изменение иерархии мотивов, сужение их сфе-

ры, изменение опосредованности деятельности.

Разработка проблем общения и закономерностей восприя-

тия людьми друг друга важна для различных областей психо-

терапии, в особенности для групповой психотерапии, чтобы до-

биться эффективных методов «социально-психологического

тренинга», направленных на развитие коммуникативных и со-

циально-перцептивных способностей инвалида. Все это необхо-

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

димо для организации полноценного и продуктивного взаимо-

действия между людьми при решении лечебных, психологиче-

ских и психопрофилактических задач, поиска путей оптимиза-

ции взаимоотношений между врачом и другим медицинским

персоналом, с одной стороны, и пациентом, с другой (Б. Д. Карва-

сарский 1975, М. М. Кабанов 1978, В. А. Ташлыков 1984).

По мнению А. А. Бодалева, способность к общению характе-

ризует следующие моменты: во-первых, способность разбирать-

ся в людях и верно оценивать их психологию; во-вторых, адек-

ватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние

и, в-третьих, выбирать по отношению к каждому из них такой

способ обращения, который, не расходясь с требованиями мора-

ли, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индиви-

дуальным особенностям.

Таким образом, психотерапия реализует имеющиеся дости-

жения психологии личности в решении практических задач.

16.2.2. Психосоматическое направление

На выделение в качестве четвертого, самостоятельного раздела

клинической психологии претендует комплекс проблем, относя-

щихся к исследованию природы, методов лечения и предупрежде-

ния так называемых психоматических заболеваний (В. В. Никола-

ева, Е. Т. Соколова, А. Ш. Тхостов), значимость которых в структуре

заболеваемости населения постоянно возрастает.

Психосоматические заболевания не являются однородной груп-

пой. Основная группа психогенных заболеваний — неврозы — яв-

ляются главным образом реакцией личности на субъективно труд-

ную для нее ситуацию, поэтому для понимания их природы,

а следовательно, и организации системы лечения и профилактики

необходимо в большей мере учитывать условия внутрисемейного

воспитания и формирования личности.

В возникновении психосоматических заболеваний, например

ишемической болезни сердца, соотношение биологических и пси-

хологических механизмов куда более сложно. Нарушение систе-

мы отношений личности выступает здесь скорее в качестве про-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

межуточного звена, опосредующего для больного субъективное

восприятие, как правило, объективно трудной стрессовой ситуа-

ции. К психосоматическим заболеваниям относятся такие рас-

пространенные назологии, как бронхиальная астма, инфаркт

миокарда, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, язвен-

ная болезнь и др.

Практика соматической медицины выдвигает перед психо-

логией большой круг исследований, прежде всего касающихся

психологии личности. Знание личностных особенностей заболев-

шего человека необходимо клиницисту для определения прогно-

за заболевания, для выработки правильной тактики терапевти-

ческих воздействий.

Для этого необходимо решение целого ряда психологических

проблем: изменение ведущей деятельности; формирование но-

вой ведущей деятельности, замещающей прежнюю, изменен-

ную или распавшуюся в процессе заболевания, осознание своей

болезни. Всякое тяжелое (особенно хроническое) заболевание

ставит препятствия на пути реализации мотивов деятельности.

При этом для судьбы человека и для его заболевания небезраз-

лично, какая деятельность ограничивается — ведущая или под-

чиненная. Именно в момент тяжелого заболевания и выявляет-

ся в полной мере, какая по содержанию деятельность была

ведущей для человека.

Фундаментальной для данной области исследований остается

психосоматическая проблема, которая разрабатывается прежде

всего в русле психоаналитически ориентированных исследований.

Попытка построения объяснительной модели влияния пси-

хических факторов на развитие и течение соматических клини-

ческих синдромов в нашей стране была предпринята Ф. Б. Басси-

ным. Он считал, что происхождение и течение болезни зависят

от активности отношения человека к окружающему его миру,

к себе, к жизни в целом.

Центральным направлением таких исследований является по-

иск особого психического качества, являющегося фактором, пред-

располагающим к возникновению психосоматической патологии,

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

влияющим на течение и лечение заболеваний. Последней во вре-

мени попыткой подобного рода является выделение и описание

феномена алекситимии (В. В. Николаева, 1997).

Согласно имеющимся в литературе описаниям, для лиц с алек-

ситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когни-

тивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера этих па-

циентов отличается слабой дифференцированностью. Они

обнаруживают неспособность к распознаванию и точному опи-

санию как собственного эмоционального состояния, так и дру-

гих людей. Когнитивная сфера лиц с алекситимией отличается

недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-дей-

ственного мышления над абстрактно-логическим, слабой функ-

цией символизации и категоризации в мышлении. Личностный

профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитив-

ностью жизненной направленности, инфантильностью и, что осо-

бенно существенно, недостаточностью функции рефлексии, т. е.

возможности делать объектом анализа самого себя. Совокупность

перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму,

невозможности целостного представления собственной жизни,

дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям

и конфликтам в межличностных отношениях. Последнее усугуб-

ляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифферен-

цированности у них в ряде ситуаций с легкостью возникают крат-

ковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении

аффективные срывы, причины которых они сами плохо осозна-

ют. Ограниченные возможности понимания себя становятся зна-

чительным препятствием в психотерапевтической работе с эти-

ми больными. Проблема саморегуляции здесь тесно связана еще

с одной актуальной для медицинской психологии клинической

ситуацией — проблемой суицидального поведения.

16.2.3. Психология здоровья

В последние годы формируется новое научное направление —

психология здоровья. Специалистам предстоит только определить

дефиниции, предмет, цели, задачи, классификацию методов и т. д.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Она включает в себя не только предупреждение развития психи-

ческой или соматической патологиии. Главной целью ее является

всестороннее совершенствование человека.

Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление

и развитие духовной, психической, социальной и соматической

составляющих. Таким образом, жизнеспособность психологии

здоровья определяется не столь анализом глубин человеческого

поведения, сколь изучением высот, которых каждый индивиду-

ум способен достичь.

К задачам психологии здоровья можно отнести следующие:

1. Повышение уровня психической культуры.

2. Повышение уровня культуры общения — степени совер-

шенства в области внутренней и внешней коммуникаций.

3. Определение путей и условий для самореализации, раскры-

тие своего творческого и духовного потенциала.

Все эти задачи интегрируются в процессах развития и обога-

щения личности и могут включать три аспекта работы: самопо-

знание, самовоспитание, самоосуществление.

Психология здоровья в своей теории и практике ставит запре-

дельные задачи, выходя на уровень решения эстетических проблем

16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении

Клиническая психология в настоящее время в нашей стране

претендует на создание и развитие психологической службы в сис-

теме здравоохранения. Медицинские психологи работают в пси-

хиатрии, неврологии, нейрохирургии, дефектологии, наркологии,

соматической медицине, семейных детско-подростковых кон-

сультациях, учреждениях народного образования и социального

обеспечения.

Учитывая реальное положение дел в отечественной медицине,

представляется необходимым выделить следующие приоритетные

направления в развитии медико-психологической службы:

1. Создание широкой сети детской и подростковой медико-

психологической службы с целью диспансеризации детей до-

школьного возраста, консультирования родителей по проблемам

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

аномалии развития, воспитания детей и подростков с соматиче-

скими и психическими расстройствами, отклоняющимися фор-

мами поведения.

2. Создание службы психологического обеспечения профилак-

тики нервно-психических расстройств, алкоголизма, наркомании,

хронических инфекционных заболеваний и формирования здо-

рового образа жизни.

3. Организация в структуре экстренной медицинской помо-

щи службы экстренной медико-психологической помощи лицам,

пострадавшим в прирожденых и технологических катастрофах,

социальных конфликтах.

16.3. Юридическая психология

Юридическая психология как наука возникла на стыке пси-

хологических и юридических наук. Она включает в себя право-

вую психологию (изучающую психологические аспекты право-

вой социализации личности), криминальную (рассматривающую

психологию личности преступника и преступного поведения, ин-

дивидуальной и групповой преступности), судебную (рассматри-

вающую психологию следственной и судебной деятельности)

и пенитенциарную (исправительную).

Теоретическая и практическая деятельность специалиста в на-

стоящее время, в современных социальных условиях требует

применения психологических познаний как при анализе

психологических аспектов правовых явлений, — правосознания

и правотворчества, так и в следственной и судебной деятельнос-

ти, при проведении мероприятий по профилактике преступнос-

ти и ресоциализации лиц, совершивших преступления.

Понимание закономерностей человеческой психики позво-

ляет специалисту более эффективно организовать деятельность,

психологически грамотно построить взаимоотношения с людь-

ми, уяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношени-

ях. Кроме того, ряд норм закона требует специального примене-

ния психологических знаний для анализа правозначных ситуаций,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в частности, при назначении судебно-психологических экспертиз

в судопроизводстве.

Рассмотрим конкретнее отрасли юридической психологии

и области их практического применения.

16.3.1. Криминальная психология

Предмет исследования данной науки — процесс криминали-

зации, психологический анализ личности преступника, история

изучения отклоняющегося поведения.

Реалии социальной жизни в современном российском общест-

ве настоятельно указывают на необходимость изучения причин

формирования личности преступника. Масштабные социально-

экономические и политические преобразования, осуществленные

в нашей стране в последнее десятилетие, имели не только пози-

тивные, но и негативные последствия. К числу таковых следует

в первую очередь отнести рост преступности.

Особенно интенсивно растет подростковая преступность.

По данным МВД РФ, каждый десятый преступник в стране —

подросток. При этом пик подростковой преступности прихо-

дится на возраст 14 и 17—18 лет. Рецидив подростковой пре-

ступности составляет 80 %. Характерной чертой преступности

несовершеннолетних и подростков является ее групповой ха-

рактер. Доля групповых преступлений подростков составляет

70—75 %. Группа сверстников в подростковом возрасте — ос-

новной институт социализации. В ней происходит усвоение

образцов мужского полоролевого поведения, группа удовле-

творяет потребность в общении, усвоении социального опыта.

Кроме того, в неформальные группы, организованные по мес-

ту жительства, чаще тянутся подростки, испытывающие проб-

лемы внутри семьи. В подростковом возрасте возрастает чувст-

вительность к оценкам и мнениям группы или отдельных ее

представителей.

Кроме того, в неформальные асоциальные группы чаще всего

тянутся подростки, испытывающие проблемы в формальных

(школе, техникуме, ПТУ, на месте работы) группах в связи с их

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

непризнанностью, изоляцией, отвержением либо конфликтно-

стью, агрессивностью.

Криминологи прогнозируют рост подростковой преступно-

сти в начале третьего тысячелетия. Средний прирост ее может

находиться в пределах 2—5 % в год.

Качественно меняется характер преступности несовершен-

нолетних; в настоящее время она отличается высокими степе-

нью организованности и уровнем криминальной активности,

широкой социальной базой, интенсивной динамикой (обгоня-

ет темп прироста преступности взрослых в 2—2,5 раза), учас-

тием подростков в преступной деятельности совместно со

взрослыми, изменением структуры преступности несовершен-

нолетних в сторону корыстных и насильственных преступ-

лений.

Неблагоприятная внутрисемейная ситуация — важнейший

фактор в процессе криминальной социализации подростка. По

данным статистики, в 30 % случаев подростки-правонарушители

воспитываются в неполных семьях. Неправильное воспитание,

в частности, применение физического насилия, — второй фактор

в структуре противоправного формирования личности. Достовер-

но установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье уве-

личивает его агрессивность в отношениях со сверстниками (Р. Берд-

жесс), а также способствует развитию насильственных форм

поведения в более зрелом возрасте (С. Widow, R.M. Hitchoch,

P. Kangas). Проблемные семьи, характеризующиеся постоянной

конфликтной атмосферой, а также псевдоблагополучные, в кото-

рых внешнее благополучие значительно расходится с нравствен-

ным содержанием, также способствуют процессу криминализа-

ции подростков, отчркдению от семейной структуры и погрркению

в мир преступности.

Указанные моменты — одни из важнейших в процессе право-

вой социализации личности, являющейся предметом изучения пра-

вовой психологии. Кстати, система социальных норм, в структуру

которых входят и правовые, усваивается ребенком также в процес-

се общения с группами сверстников в школе, по месту жительства,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в процессе взаимодействия с людьми, обществом в целом, в рамках

различных социальных групп.

Формирование личности преступника — многомерный и мно-

гофакторный феномен, в котором участвуют различные пере-

менные — биологические, психологические, социальные, куль-

турологические и другие. В зависимости от того, какой из

указанных переменных отдается предпочтение, выделяются со-

ответственно теории (концепции) преступности. Представите-

ли биологического направления рассматривают биологические

факторы в качестве ведущих (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, А. Прайк).

Ч. Ломброзо указывал на наличие в популяции преступников

так называемых «врожденных преступников» — людей, самой

природой запрограммированных на совершение преступлений.

Они, согласно Ч. Ломброзо, имеют определенные черты: узкую

лобную кость, глубоко посаженные глаза, выступающие надбров-

ные дуги, массивную челюсть, диспластичный череп и т. п. Ука-

занные физические черты сочетаются с психологическими: агрес-

сивностью, враждебностью, безразличием к страданиям других,

эгоизмом, хвастовством и др. В силу биологической детермина-

ции указанных черт такие люди, согласно Ч. Ломброзо, не подда-

ются воспитанию и какому-либо благотворному сознательному

влиянию.

У. Шелдон, классифицировавший людей по характеру и осо-

бенностям конституции на мезоморфов, эктоморфов и эндомор-

фов, пришел к выводу о большей склонности мезоморфов к пра-

вонарушениям. Мезоморфы — люди с хорошо развитым

костно-мышечным аппаратом, длинными и сильными конечно-

стями, широкой грудной клеткой. В психологическом плане они

отличаются выносливостью, агрессивностью, склонностью к со-

перничеству, любят риск, азарт и приключения. Согласно А. Прай-

ку, к правонарушениям склонны мужчины, имеющие в своем хро-

мосомном наборе дополнительную Y-хромосому. Кроме того, они

отличаются высоким ростом и низким интеллектом. Однако кри-

тики этой теории указывают на то, что указанная группа лиц со-

вершает по преимуществу преступления мелкие, не имеющие

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

высокой социальной опасности. В тяжких и насильственных они

обвинялись достаточно редко.

Биологические концепции, однако, несмотря на их кажущу-

юся простоту и определенность, носят ограниченный и малоэв-

ристичный характер и не могут объяснить феномен преступно-

сти как многомерное явление.

Психологические концепции ориентированы на поиск черты

или совокупности черт, ответственных за преступное поведение.

Так, психоаналитики указывают на категорию «преступников с чув-

ством вины». Эти люди испытывают выраженную склонность

к разрушению и, осознавая это, бессознательно стремятся быть

наказанными обществом, поскольку стали бессильны контроли-

ровать собственные агрессивные импульсы. В отдельных случаях

эта теория объясняет поведение некоторых преступников, «слу-

чайно» оставляющих на месте преступления свои вещи, по кото-

рым органы правопорядка их идентифицируют.

В свое время исследователи криминального поведения ориен-

тировались на поиск так называемой «преступной» черты. Одна-

ко их поиски не увенчались успехом. Такой черты не найдено:

представители преступного мира обладают самым разнообраз-

ным набором черт и их сочетаний. Следует подчеркнуть, однако,

что сочетание черт, составляющих структуру личности психопа-

та (социопата), таких как высокая агрессивность, импульсивность,

подозрительность, враждебность, низкий моральный уровень,

высокий эгоцентризм, в отдельных случаях следует рассматри-

вать в качестве факторов риска отклоняющегося (противоправ-

ного) поведения.

Социологические концепции рассматривают социальный

фактор в качестве детерминанты противоправного поведения.

Так, Э. Дюркгейм рассматривает аномию — состояние дезорга-

низации общественных норм и ценностей — в качестве основно-

го фактора личностной дезорганизации. Человек, выстраивая свое

поведение, ориентируется на нормы, являющиеся общепризнан-

ными в обществе. Исходя из этого, он прогнозирует также пове-

дение других. В периоды общественных потрясений, социальных,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

политических и экономических кризисов нормы разрушаются,

трансформируются, меняются. В такой ситуации человек затруд-

няется адекватно выстроить свое поведение, он испытывает внут-

реннюю дезорганизацию, следствием которой может стать от-

клоняющееся, в том числе и противоправное, поведение.

Р. Мертон рассматривает противоправное поведение как резуль-

тат несоответствия целей и средств. Человек может добиваться

социально одобряемой цели (например, стать материально обес-

печенным), однако он при этом ограничен в средствах достиже-

ния этой цели. В современном обществе в качестве таковых мо-

гут рассматриваться образование, наличие соответствующего

места работы и т. п.

В таком случае противоправное поведение может стать сред-

ством достижения цели.

Культурологические концепции рассматривают влияние

субкультуры на формирование противоправного поведения лично-

сти. Так, формирование личности в рамках криминальной субкуль-

туры способствует ее вхождению в преступный мир, усвоению кри-

минальных норм и ценностей. Теория Э. Сатерленда указывает на

то, что происходит это благодаря механизму эмоциональной иден-

тификации личности с совокупностью указанных норм.

Описанные выше концепции представляют интерес с точки

зрения понимания преступности, ее причин и генезиса. Однако

каждая из них может объяснить лишь определенную область

феномена преступности как социального явления.

Судебная психология изучает психологические аспекты след-

ственной и судебной деятельности: профессиональные качества

и психологию лиц, осуществляющих производство по делу, пси-

хологию подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свиде-

теля (включая малолетних и несовершеннолетних).

В рамках данной области исследования изучают психологию

следственно-поисковой деятельности при недостатке исходной

информации, психологические приемы установления истины,

диапазон правомерного психического воздействия в различных

следственных ситуациях.

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

Ряд норм предполагает необходимость психологического ана-

лиза определенных правозначных ситуаций. В таких случаях на-

значается судебно-психологическая экспертиза. Область действия

судебно-психологической экспертизы — при установлении дан-

ных о возможной умственной отсталости несовершеннолетнего

(которая не связана с душевным заболеванием); при выяснении

способностей свидетелей и потерпевших правильно восприни-

мать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им пра-

вильную оценку в своих показаниях; при дагностике личностных

свойств обвиняемых, свидетелей и потерпевших.

В рамках пенитенциадной ПСИХОЛОГИР! изучается личность

осужденного, степень его криминальной зараженности, особен-

ности адаптации личности к местам лишения свободы, деформа-

ции личности, возникающие в результате пребывания в местах

лишения свободы.

Резюме 16-й главы

Внимание к психологическим проблемам человека на работе во

многом обусловлено тем, что роль человеческого фактора и плата за

возможные ошибки людей в результате научно-технического про-

гресса кардинально изменились, а также тем, что персонал в разви-

тых странах стал одним из крупнейших объектов инвестиций.

Основными направлениями современной индустриальной

и организационной психологии являются развитие и изменение

организации, индивидуальное развитие работников, оценка ре-

зультатов их деятельности и отбор; обработка, подготовка и пред-

ставление результатов.

В основе индустриально-организационной лежат экспери-

ментальная, дифференциальная и инженерная психологии. Ее

теоретические основы заложены в трудах Врума, Портера и Лоу-

лера, Аткинсона, Локке, Херцберга, Маслоу, Мак-Грегора, Драк-

кера и Скиннера.

Широкое применение методов индустриально-организаци-

онной психологии на практике, как показывает исторический

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

опыт, повсеместно приводит к протестам населения. За яркими

эмоциональными проявлениями стоят объективные причины: не-

совершенство психологического инструментария и естественное

недоверие людей к тестам, определяющим их жизнь. Судьба ин-

дустриально-организационной психологии решается тем или

иным образом, в зависимости от социальных и культурных тра-

диций людей, облеченных правом принимать решения.

Клиническая психология изучает психические факторы,

влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; вли-

яние тех или иных болезней на психику; проявления различных

болезней в их линамике; характер отношений больного человека

с окружающей его микросредой; в ней разрабатываются и изу-

чаются психологические методы воздействия на психику челове-

ка в целях лечения и сохранения его здоровья. В последние годы

формируется новое направление — психология здоровья.

Юридическая психология включает в себя правовую, крими-

нальную, судебную и пенитенциарную психологии.

Вопросы для самоконтроля к п. 16,2

1. Перечислите основные направления клинической психологии.

2. Каковы задачи нейропсихологии?

3. Каковы задачи патопсихологии?

4. Что такое реабилитация?

5. Назовите основные модели психотерапии.

6. Назовите психологические направления изучения лично-

сти в отечественной психотерапии.

7. Назовите психологические проблемы психосоматических

заболеваний.

8. Назовите задачи психологии здоровья.

9. Назовите приоритетные направления развития медико-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...