Корреляции между столбцами таблицы 4 8 глава
позиций больного в целях получения данных для проведения рабо- ты по психокоррекции и реабилитации больных. Процесс реабили- тации при этом не должен ограничиваться относительно узкими рамками мероприятий, имеющих своей целью восстановление от- дельных функций. Этот процесс понимается (М. М. Кабанов) как системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного особым методом, главное содержа- ние которого состоит в опосредовании через личность лечебно-вос- становительных воздействий и мероприятий. Такое понимание реабилитации обусловило актуальность разработки третьего, чрезвычайно важного раздела клинической психологии, который может быть определен как психологи- ческие основы психотерапии и реабилитации (М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасарский). Этому способствует экспансия психотера- пии и ее методов во внеклиническую среду. 16.2.1. Психологические основы терапии В современной литературе указывается четыре основные мо- дели психотерапии: — как метод лечения, влияющий на состояние и функцио- нирование организма в сфере психических и соматических функций, — медицинская модель; — как метод, приводящий в действие процесс научения, — психологическая модель; — как метод манипулирования, носящий характер инст- румента и служащий целям общественного контроля, — социологическая модель; — как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодей- ствия между людьми, — философская модель. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Развитие психотерапии тесно связано с разработкой учения о личности и закономерностях ее функционирования. Достаточ- но отметить, что само становление взглядов на личность в психо-
анализе, экзистенциально-гуманистической психологии во мно- гом основывалось на психотерапевтической практике. В нашей стране развитие психотерапии связано с работами одного из основателей отечественной медицинской психологии А. Ф. Лазурского (1923). В дальнейшем это направление исследо- ваний продолжено В. Н. Мясищевым, в работах которого раскры- вается психологическая сущность отношений в структуре лично- сти. Психология отношений в нашей стране является основой для разработки учения о неврозах и патогенетической, личностно- ориентированной (реконструктивной) психотерапии. В работах Б. В. Зейгарник, ее учеников и сотрудников были намечены несколько основных направлений анализа личности с позиции психологии деятельности, вошедших в концепцию сис- темы личностно-ориентированной психотерапии: — характеристика преморбидной личности — сформирова- ность иерархии мотивов, их широта, динамика, содержа- ние ведущей деятельности; — анализ основных противоречий, возникающих в развитии личности заболевшего человека — внутри смысловой сис- темы личности, противоречия между операциональной и смысловой сторонами деятельности, несоответствие между уже сложившимся представлением о себе и необ- ходимостью его изменения в связи с болезнью и др.; — характеристика основных перестроек личности, связанных с болезнью; изменение иерархии мотивов, сужение их сфе- ры, изменение опосредованности деятельности. Разработка проблем общения и закономерностей восприя- тия людьми друг друга важна для различных областей психо- терапии, в особенности для групповой психотерапии, чтобы до- биться эффективных методов «социально-психологического тренинга», направленных на развитие коммуникативных и со- циально-перцептивных способностей инвалида. Все это необхо- Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом
димо для организации полноценного и продуктивного взаимо- действия между людьми при решении лечебных, психологиче- ских и психопрофилактических задач, поиска путей оптимиза- ции взаимоотношений между врачом и другим медицинским персоналом, с одной стороны, и пациентом, с другой (Б. Д. Карва- сарский 1975, М. М. Кабанов 1978, В. А. Ташлыков 1984). По мнению А. А. Бодалева, способность к общению характе- ризует следующие моменты: во-первых, способность разбирать- ся в людях и верно оценивать их психологию; во-вторых, адек- ватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и, в-третьих, выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями мора- ли, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индиви- дуальным особенностям. Таким образом, психотерапия реализует имеющиеся дости- жения психологии личности в решении практических задач. 16.2.2. Психосоматическое направление На выделение в качестве четвертого, самостоятельного раздела клинической психологии претендует комплекс проблем, относя- щихся к исследованию природы, методов лечения и предупрежде- ния так называемых психоматических заболеваний (В. В. Никола- ева, Е. Т. Соколова, А. Ш. Тхостов), значимость которых в структуре заболеваемости населения постоянно возрастает. Психосоматические заболевания не являются однородной груп- пой. Основная группа психогенных заболеваний — неврозы — яв- ляются главным образом реакцией личности на субъективно труд- ную для нее ситуацию, поэтому для понимания их природы, а следовательно, и организации системы лечения и профилактики необходимо в большей мере учитывать условия внутрисемейного воспитания и формирования личности. В возникновении психосоматических заболеваний, например ишемической болезни сердца, соотношение биологических и пси- хологических механизмов куда более сложно. Нарушение систе- мы отношений личности выступает здесь скорее в качестве про- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ межуточного звена, опосредующего для больного субъективное восприятие, как правило, объективно трудной стрессовой ситуа- ции. К психосоматическим заболеваниям относятся такие рас- пространенные назологии, как бронхиальная астма, инфаркт
миокарда, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, язвен- ная болезнь и др. Практика соматической медицины выдвигает перед психо- логией большой круг исследований, прежде всего касающихся психологии личности. Знание личностных особенностей заболев- шего человека необходимо клиницисту для определения прогно- за заболевания, для выработки правильной тактики терапевти- ческих воздействий. Для этого необходимо решение целого ряда психологических проблем: изменение ведущей деятельности; формирование но- вой ведущей деятельности, замещающей прежнюю, изменен- ную или распавшуюся в процессе заболевания, осознание своей болезни. Всякое тяжелое (особенно хроническое) заболевание ставит препятствия на пути реализации мотивов деятельности. При этом для судьбы человека и для его заболевания небезраз- лично, какая деятельность ограничивается — ведущая или под- чиненная. Именно в момент тяжелого заболевания и выявляет- ся в полной мере, какая по содержанию деятельность была ведущей для человека. Фундаментальной для данной области исследований остается психосоматическая проблема, которая разрабатывается прежде всего в русле психоаналитически ориентированных исследований. Попытка построения объяснительной модели влияния пси- хических факторов на развитие и течение соматических клини- ческих синдромов в нашей стране была предпринята Ф. Б. Басси- ным. Он считал, что происхождение и течение болезни зависят от активности отношения человека к окружающему его миру, к себе, к жизни в целом. Центральным направлением таких исследований является по- иск особого психического качества, являющегося фактором, пред- располагающим к возникновению психосоматической патологии, Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом влияющим на течение и лечение заболеваний. Последней во вре- мени попыткой подобного рода является выделение и описание феномена алекситимии (В. В. Николаева, 1997). Согласно имеющимся в литературе описаниям, для лиц с алек-
ситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когни- тивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера этих па- циентов отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному опи- санию как собственного эмоционального состояния, так и дру- гих людей. Когнитивная сфера лиц с алекситимией отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-дей- ственного мышления над абстрактно-логическим, слабой функ- цией символизации и категоризации в мышлении. Личностный профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитив- ностью жизненной направленности, инфантильностью и, что осо- бенно существенно, недостаточностью функции рефлексии, т. е. возможности делать объектом анализа самого себя. Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Последнее усугуб- ляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифферен- цированности у них в ряде ситуаций с легкостью возникают крат- ковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении аффективные срывы, причины которых они сами плохо осозна- ют. Ограниченные возможности понимания себя становятся зна- чительным препятствием в психотерапевтической работе с эти- ми больными. Проблема саморегуляции здесь тесно связана еще с одной актуальной для медицинской психологии клинической ситуацией — проблемой суицидального поведения. 16.2.3. Психология здоровья В последние годы формируется новое научное направление — психология здоровья. Специалистам предстоит только определить дефиниции, предмет, цели, задачи, классификацию методов и т. д. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Она включает в себя не только предупреждение развития психи- ческой или соматической патологиии. Главной целью ее является всестороннее совершенствование человека. Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих. Таким образом, жизнеспособность психологии здоровья определяется не столь анализом глубин человеческого поведения, сколь изучением высот, которых каждый индивиду- ум способен достичь. К задачам психологии здоровья можно отнести следующие: 1. Повышение уровня психической культуры. 2. Повышение уровня культуры общения — степени совер- шенства в области внутренней и внешней коммуникаций. 3. Определение путей и условий для самореализации, раскры-
тие своего творческого и духовного потенциала. Все эти задачи интегрируются в процессах развития и обога- щения личности и могут включать три аспекта работы: самопо- знание, самовоспитание, самоосуществление. Психология здоровья в своей теории и практике ставит запре- дельные задачи, выходя на уровень решения эстетических проблем 16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении Клиническая психология в настоящее время в нашей стране претендует на создание и развитие психологической службы в сис- теме здравоохранения. Медицинские психологи работают в пси- хиатрии, неврологии, нейрохирургии, дефектологии, наркологии, соматической медицине, семейных детско-подростковых кон- сультациях, учреждениях народного образования и социального обеспечения. Учитывая реальное положение дел в отечественной медицине, представляется необходимым выделить следующие приоритетные направления в развитии медико-психологической службы: 1. Создание широкой сети детской и подростковой медико- психологической службы с целью диспансеризации детей до- школьного возраста, консультирования родителей по проблемам Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом аномалии развития, воспитания детей и подростков с соматиче- скими и психическими расстройствами, отклоняющимися фор- мами поведения. 2. Создание службы психологического обеспечения профилак- тики нервно-психических расстройств, алкоголизма, наркомании, хронических инфекционных заболеваний и формирования здо- рового образа жизни. 3. Организация в структуре экстренной медицинской помо- щи службы экстренной медико-психологической помощи лицам, пострадавшим в прирожденых и технологических катастрофах, социальных конфликтах. 16.3. Юридическая психология Юридическая психология как наука возникла на стыке пси- хологических и юридических наук. Она включает в себя право- вую психологию (изучающую психологические аспекты право- вой социализации личности), криминальную (рассматривающую психологию личности преступника и преступного поведения, ин- дивидуальной и групповой преступности), судебную (рассматри- вающую психологию следственной и судебной деятельности) и пенитенциарную (исправительную). Теоретическая и практическая деятельность специалиста в на- стоящее время, в современных социальных условиях требует применения психологических познаний как при анализе психологических аспектов правовых явлений, — правосознания и правотворчества, так и в следственной и судебной деятельнос- ти, при проведении мероприятий по профилактике преступнос- ти и ресоциализации лиц, совершивших преступления. Понимание закономерностей человеческой психики позво- ляет специалисту более эффективно организовать деятельность, психологически грамотно построить взаимоотношения с людь- ми, уяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношени- ях. Кроме того, ряд норм закона требует специального примене- ния психологических знаний для анализа правозначных ситуаций, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ в частности, при назначении судебно-психологических экспертиз в судопроизводстве. Рассмотрим конкретнее отрасли юридической психологии и области их практического применения. 16.3.1. Криминальная психология Предмет исследования данной науки — процесс криминали- зации, психологический анализ личности преступника, история изучения отклоняющегося поведения. Реалии социальной жизни в современном российском общест- ве настоятельно указывают на необходимость изучения причин формирования личности преступника. Масштабные социально- экономические и политические преобразования, осуществленные в нашей стране в последнее десятилетие, имели не только пози- тивные, но и негативные последствия. К числу таковых следует в первую очередь отнести рост преступности. Особенно интенсивно растет подростковая преступность. По данным МВД РФ, каждый десятый преступник в стране — подросток. При этом пик подростковой преступности прихо- дится на возраст 14 и 17—18 лет. Рецидив подростковой пре- ступности составляет 80 %. Характерной чертой преступности несовершеннолетних и подростков является ее групповой ха- рактер. Доля групповых преступлений подростков составляет 70—75 %. Группа сверстников в подростковом возрасте — ос- новной институт социализации. В ней происходит усвоение образцов мужского полоролевого поведения, группа удовле- творяет потребность в общении, усвоении социального опыта. Кроме того, в неформальные группы, организованные по мес- ту жительства, чаще тянутся подростки, испытывающие проб- лемы внутри семьи. В подростковом возрасте возрастает чувст- вительность к оценкам и мнениям группы или отдельных ее представителей. Кроме того, в неформальные асоциальные группы чаще всего тянутся подростки, испытывающие проблемы в формальных (школе, техникуме, ПТУ, на месте работы) группах в связи с их Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом непризнанностью, изоляцией, отвержением либо конфликтно- стью, агрессивностью. Криминологи прогнозируют рост подростковой преступно- сти в начале третьего тысячелетия. Средний прирост ее может находиться в пределах 2—5 % в год. Качественно меняется характер преступности несовершен- нолетних; в настоящее время она отличается высокими степе- нью организованности и уровнем криминальной активности, широкой социальной базой, интенсивной динамикой (обгоня- ет темп прироста преступности взрослых в 2—2,5 раза), учас- тием подростков в преступной деятельности совместно со взрослыми, изменением структуры преступности несовершен- нолетних в сторону корыстных и насильственных преступ- лений. Неблагоприятная внутрисемейная ситуация — важнейший фактор в процессе криминальной социализации подростка. По данным статистики, в 30 % случаев подростки-правонарушители воспитываются в неполных семьях. Неправильное воспитание, в частности, применение физического насилия, — второй фактор в структуре противоправного формирования личности. Достовер- но установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье уве- личивает его агрессивность в отношениях со сверстниками (Р. Берд- жесс), а также способствует развитию насильственных форм поведения в более зрелом возрасте (С. Widow, R.M. Hitchoch, P. Kangas). Проблемные семьи, характеризующиеся постоянной конфликтной атмосферой, а также псевдоблагополучные, в кото- рых внешнее благополучие значительно расходится с нравствен- ным содержанием, также способствуют процессу криминализа- ции подростков, отчркдению от семейной структуры и погрркению в мир преступности. Указанные моменты — одни из важнейших в процессе право- вой социализации личности, являющейся предметом изучения пра- вовой психологии. Кстати, система социальных норм, в структуру которых входят и правовые, усваивается ребенком также в процес- се общения с группами сверстников в школе, по месту жительства, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ в процессе взаимодействия с людьми, обществом в целом, в рамках различных социальных групп. Формирование личности преступника — многомерный и мно- гофакторный феномен, в котором участвуют различные пере- менные — биологические, психологические, социальные, куль- турологические и другие. В зависимости от того, какой из указанных переменных отдается предпочтение, выделяются со- ответственно теории (концепции) преступности. Представите- ли биологического направления рассматривают биологические факторы в качестве ведущих (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, А. Прайк). Ч. Ломброзо указывал на наличие в популяции преступников так называемых «врожденных преступников» — людей, самой природой запрограммированных на совершение преступлений. Они, согласно Ч. Ломброзо, имеют определенные черты: узкую лобную кость, глубоко посаженные глаза, выступающие надбров- ные дуги, массивную челюсть, диспластичный череп и т. п. Ука- занные физические черты сочетаются с психологическими: агрес- сивностью, враждебностью, безразличием к страданиям других, эгоизмом, хвастовством и др. В силу биологической детермина- ции указанных черт такие люди, согласно Ч. Ломброзо, не подда- ются воспитанию и какому-либо благотворному сознательному влиянию. У. Шелдон, классифицировавший людей по характеру и осо- бенностям конституции на мезоморфов, эктоморфов и эндомор- фов, пришел к выводу о большей склонности мезоморфов к пра- вонарушениям. Мезоморфы — люди с хорошо развитым костно-мышечным аппаратом, длинными и сильными конечно- стями, широкой грудной клеткой. В психологическом плане они отличаются выносливостью, агрессивностью, склонностью к со- перничеству, любят риск, азарт и приключения. Согласно А. Прай- ку, к правонарушениям склонны мужчины, имеющие в своем хро- мосомном наборе дополнительную Y-хромосому. Кроме того, они отличаются высоким ростом и низким интеллектом. Однако кри- тики этой теории указывают на то, что указанная группа лиц со- вершает по преимуществу преступления мелкие, не имеющие Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом высокой социальной опасности. В тяжких и насильственных они обвинялись достаточно редко. Биологические концепции, однако, несмотря на их кажущу- юся простоту и определенность, носят ограниченный и малоэв- ристичный характер и не могут объяснить феномен преступно- сти как многомерное явление. Психологические концепции ориентированы на поиск черты или совокупности черт, ответственных за преступное поведение. Так, психоаналитики указывают на категорию «преступников с чув- ством вины». Эти люди испытывают выраженную склонность к разрушению и, осознавая это, бессознательно стремятся быть наказанными обществом, поскольку стали бессильны контроли- ровать собственные агрессивные импульсы. В отдельных случаях эта теория объясняет поведение некоторых преступников, «слу- чайно» оставляющих на месте преступления свои вещи, по кото- рым органы правопорядка их идентифицируют. В свое время исследователи криминального поведения ориен- тировались на поиск так называемой «преступной» черты. Одна- ко их поиски не увенчались успехом. Такой черты не найдено: представители преступного мира обладают самым разнообраз- ным набором черт и их сочетаний. Следует подчеркнуть, однако, что сочетание черт, составляющих структуру личности психопа- та (социопата), таких как высокая агрессивность, импульсивность, подозрительность, враждебность, низкий моральный уровень, высокий эгоцентризм, в отдельных случаях следует рассматри- вать в качестве факторов риска отклоняющегося (противоправ- ного) поведения. Социологические концепции рассматривают социальный фактор в качестве детерминанты противоправного поведения. Так, Э. Дюркгейм рассматривает аномию — состояние дезорга- низации общественных норм и ценностей — в качестве основно- го фактора личностной дезорганизации. Человек, выстраивая свое поведение, ориентируется на нормы, являющиеся общепризнан- ными в обществе. Исходя из этого, он прогнозирует также пове- дение других. В периоды общественных потрясений, социальных, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ политических и экономических кризисов нормы разрушаются, трансформируются, меняются. В такой ситуации человек затруд- няется адекватно выстроить свое поведение, он испытывает внут- реннюю дезорганизацию, следствием которой может стать от- клоняющееся, в том числе и противоправное, поведение. Р. Мертон рассматривает противоправное поведение как резуль- тат несоответствия целей и средств. Человек может добиваться социально одобряемой цели (например, стать материально обес- печенным), однако он при этом ограничен в средствах достиже- ния этой цели. В современном обществе в качестве таковых мо- гут рассматриваться образование, наличие соответствующего места работы и т. п. В таком случае противоправное поведение может стать сред- ством достижения цели. Культурологические концепции рассматривают влияние субкультуры на формирование противоправного поведения лично- сти. Так, формирование личности в рамках криминальной субкуль- туры способствует ее вхождению в преступный мир, усвоению кри- минальных норм и ценностей. Теория Э. Сатерленда указывает на то, что происходит это благодаря механизму эмоциональной иден- тификации личности с совокупностью указанных норм. Описанные выше концепции представляют интерес с точки зрения понимания преступности, ее причин и генезиса. Однако каждая из них может объяснить лишь определенную область феномена преступности как социального явления. Судебная психология изучает психологические аспекты след- ственной и судебной деятельности: профессиональные качества и психологию лиц, осуществляющих производство по делу, пси- хологию подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свиде- теля (включая малолетних и несовершеннолетних). В рамках данной области исследования изучают психологию следственно-поисковой деятельности при недостатке исходной информации, психологические приемы установления истины, диапазон правомерного психического воздействия в различных следственных ситуациях. Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом Ряд норм предполагает необходимость психологического ана- лиза определенных правозначных ситуаций. В таких случаях на- значается судебно-психологическая экспертиза. Область действия судебно-психологической экспертизы — при установлении дан- ных о возможной умственной отсталости несовершеннолетнего (которая не связана с душевным заболеванием); при выяснении способностей свидетелей и потерпевших правильно восприни- мать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им пра- вильную оценку в своих показаниях; при дагностике личностных свойств обвиняемых, свидетелей и потерпевших. В рамках пенитенциадной ПСИХОЛОГИР! изучается личность осужденного, степень его криминальной зараженности, особен- ности адаптации личности к местам лишения свободы, деформа- ции личности, возникающие в результате пребывания в местах лишения свободы. Резюме 16-й главы Внимание к психологическим проблемам человека на работе во многом обусловлено тем, что роль человеческого фактора и плата за возможные ошибки людей в результате научно-технического про- гресса кардинально изменились, а также тем, что персонал в разви- тых странах стал одним из крупнейших объектов инвестиций. Основными направлениями современной индустриальной и организационной психологии являются развитие и изменение организации, индивидуальное развитие работников, оценка ре- зультатов их деятельности и отбор; обработка, подготовка и пред- ставление результатов. В основе индустриально-организационной лежат экспери- ментальная, дифференциальная и инженерная психологии. Ее теоретические основы заложены в трудах Врума, Портера и Лоу- лера, Аткинсона, Локке, Херцберга, Маслоу, Мак-Грегора, Драк- кера и Скиннера. Широкое применение методов индустриально-организаци- онной психологии на практике, как показывает исторический ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ опыт, повсеместно приводит к протестам населения. За яркими эмоциональными проявлениями стоят объективные причины: не- совершенство психологического инструментария и естественное недоверие людей к тестам, определяющим их жизнь. Судьба ин- дустриально-организационной психологии решается тем или иным образом, в зависимости от социальных и культурных тра- диций людей, облеченных правом принимать решения. Клиническая психология изучает психические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; вли- яние тех или иных болезней на психику; проявления различных болезней в их линамике; характер отношений больного человека с окружающей его микросредой; в ней разрабатываются и изу- чаются психологические методы воздействия на психику челове- ка в целях лечения и сохранения его здоровья. В последние годы формируется новое направление — психология здоровья. Юридическая психология включает в себя правовую, крими- нальную, судебную и пенитенциарную психологии. Вопросы для самоконтроля к п. 16,2 1. Перечислите основные направления клинической психологии. 2. Каковы задачи нейропсихологии? 3. Каковы задачи патопсихологии? 4. Что такое реабилитация? 5. Назовите основные модели психотерапии. 6. Назовите психологические направления изучения лично- сти в отечественной психотерапии. 7. Назовите психологические проблемы психосоматических заболеваний. 8. Назовите задачи психологии здоровья. 9. Назовите приоритетные направления развития медико-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|