Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между столбцами таблицы 4 10 глава




20. Hirschi T. Causes of delinquency. Los Angeles: Univ. of

California Press, 1969.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

• • " • "•-•- .~::::::::~:;::z::::;z

Написание настоящего учебника происходило в условиях

имеющегося наличия различных учебников психологии, создан-

ных на базе различных психологических школ.

Перед авторами стояла сложная задача. С одной стороны,

недостаточная разработанность общей теории и ее многомерная

сложность, с другой •— необходимость максимального упроще-

ния языка понятий, желание сделать его доступным для негума-

нитариев, не теряя при этом научной строгости изложения. В меру

возможностей авторов это было сделано.

Наука психология, издавна относящаяся к гуманитарным дис-

циплинам, все более осознается как междисциплинарная. Выйдя

из недр философии в глубокой древности, психология опериро-

вала качественной терминологией. В то же время отнесенность

ее проблем и понятий к человеку не могла обойтись без физиоло-

гии, медицины, физики и всех влияний физического мира. Ко-

лоссальная сложность системы человека с его психологическими

особенностями требовала для понимания явлений не менее слож-

ного аппарата знаний. Математика как универсальный язык точ-

ной науки наиболее подходяще могла вписываться в круг мето-

Заключение

дических приемов психологии, но сдерживающим фактором вы-

ступала сложность нахождения причинно-следственных связей,

качественного порядка и проблема переложения их характери-

стик на точный язык математики.

В нашем изложении была сделана попытка максимального

упрощения обучающих тезисов при использовании системного

подхода, с одной стороны, и охвата основных принципов и мето-

дов психологии — с другой. Так написаны главы 3 и 4. Здесь изло-

жены принципы психологии с опорой на философские, общена-

учные и конкретно-научные знания. Особое внимание обращено

на учение о психике как системе. Исходя из общей теории систем

показана необходимость и достаточность объяснения динамиче-

ских связей, элементов и процессов психики через взаимодействие

15 основных подсистем. Подробно рассмотрен системно-гене-

тический аспект психологии, через ее особенности представлена

классификация психических явлений, что легло в общий план

изучения психологии.

Большое внимание было уделено проблеме методов в психо-

логии. Рассмотрен специфический исследовательский модуль. В тео-

ретическом анализе эффективности психологических методик

показаны слабости имеющихся на данный момент тестов, опрос-

ников и проективных методик. В частности, отмечается субъек-

тивная направленность любых опросников — испытуемые все-

гда имеют возможность корректировать свои ответы, сами

вопросы и утверждения имеют общий недостаток — они имеют

конкретный смысл для испытуемого, причем совершенно не обя-

зательно тот, который заложен в идее теста. Например, утверж-

дение вида «Я бы предпочел работу лесника» может пониматься

как любовь к природе, а по замыслу теста, оно выявляет замкну-

тость, необщительность.

Огромное количество тестовых методик, особенно на изме-

рения IQ, обладает целым рядом достоинств, но несмотря на

кажущуюся объективность, тесты IQ страдают общим недостат-

ком — они выявляют статистически достоверные уровни интел-

лектуальных способностей, но лишь для ситуации модели дея-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тельности. Реальная же психика человека работает как сложная си-

стема, в которой категория интеллекта не может быть изолиро-

вана от всех подсистем, в особенности от генетически заданной

элементной базы, потребностей, воли и эмоций. Естественно, что

при тестировании реализуется ситуация модели деятельности,

опознаваемая испытуемым, естественно, его мотивация будет от-

лична от той, что присутствует в реальной деятельности. Учет этих

особенностей совершенно необходим психологу, практически ра-

ботающему с тестами. Что касается проективных методик, то их

связь с психоанализом требует от исследователя серьезных зна-

ний по всей системе психики и сильно зависит от личности экс-

периментатора — психолога.

Из анализа указанных особенностей психодиагностических

методик вытекают и рекомендации их грамотного использова-

ния, а также разработки новых.

Серьезное внимание уделено и общим проблемам психоло-

гии, особенно теориям сознания и бессознательного. Здесь на-

шли свое отражение такие вопросы, как предмет общей психо-

логии, система психологических наук, душа, внутренний мир

психики. Показано, что за короткий в историческом плане мо-

мент развития психологической науки она развернула свои от-

расли в самые различные области жизни. Кроме общей психоло-

гии, интенсивно развиваются педагогическая, социальная,

инженерная, медицинская, дифференциальная и много других от-

раслей, причем их необходимость вызвана социальными потреб-

ностями. Такое проникновение психологии во все отрасли науч-

ного познания мира невозможно без междисциплинарного

подхода, который провозглашается одним из основных принци-

пов научной психологии.

Во второй части книги представлены учения о психологиче-

ских процессах и состояниях человека. Рассмотрены и пояснены

психические функции, начиная с онтогенеза низших психических

функций. Это психологические процессы непосредственного вза-

имодействия человека с миром, психомоторика общения, язык

невербальных форм общения.

Заключение

Вопросы изучения высших психических функций даны в свя-

зи с проблемами воспитания и образования подрастающего по-

коления. Нашли свое отражение готовность к школе, психология

дошкольника и психопедагогические рекомендации по самоор-

ганизации учебной деятельности. В этом же разделе представле-

ны мышление, память и речь, они представлены как базовые фе-

номены внутреннего мира. Главы 8 и 9 посвящены психическим

состояниям, простым и сложным. Даны определения, классифи-

кации и свойства состояний. Среди простых состояний выделе-

ны эмоционально-вегетативные, психомоторные и перцептивные,

к ним добавлены созерцательные, волевые, рече-мыслительные,

нравственно-этические и мнемические состояния. Из сложных

состояний особое внимание уделено стрессовым состояниям,

переутомлению, сну, гипнозу и сновидениям.

Третья часть учебника отразила тему «Человек как индивид,

личность, индивидуальность и проблемы прикладной психоло-

гии». Классические понятия темперамента, характера и способ-

ностей представлены в главах 11 и 12. В отличие от подходов идео-

логизированного периода в психологии, эти понятия расширены

за счет теорий западных психологов и значительно дополнены.

В теме «Общие способности и интеллект» даны новые кон-

цептуальные подходы. Показано, что есть значительная зависи-

мость потенциала интеллекта от элементной базы психики, од-

новременно показаны пути ошибочных суждений о расовой

зависимости наличного интеллекта у взрослых. Здесь же разъяс-

няется истинная причина различия в уровнях интеллекта в зави-

симости не от расовых и национальных особенностей, а от усло-

вий формирования и развития ребенка в дошкольный период.

Отдельно рассмотрены и способности к школьному обучению.

Они тесно связаны с мнемическими, вербально-логическими и аб-

страктно-логическими операциями. Их развитость могут опреде-

лять и тесты IQ, т. к. последние хорошо делают именно это — опре-

деляют способность к обучению.

Уделено внимание и вопросам психологического образования

и психологической поддержки населения. Основной мотив этой

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

части учебника — формирование навыков здорового образа жиз-

ни, психокоррекция отклонений.

Глава 16 посвящена особенностям становления практической

психологии в России и за рубежом. Сравнительно новые направ-

ления психологии — организационная, клиническая и юридиче-

ская психология — вызваны к жизни бурной динамикой со-

циальных и экономических процессов, явившихся следствием

коренных политических изменений в нашей стране.

С одной стороны — умнеющее в среднем общество, получив-

шее демократические свободы, с другой — устаревшие принци-

пы социального регулирования. Возникло множество новых проб-

лем. Благие намерения, связанные с правами человека, личности,

прекрасны, но не учитывается тот фактор, что не каждый чело-

век заслуживает эти права. Речь идет о людях, совершающих тяж-

кие преступления и практически неисправимые имеющимися

методами воздействия. Отсюда у психологии появляются новые

задачи — помочь в формировании таких механизмов социальных

регуляторов, которые смогут защитить общество и человека от

тех, кто потерял право на права человека. Этими проблемами за-

нимается юридическая психология.

Подводя общий итог, в заключение можно отметить, что как

и во всяком учебнике, здесь есть свои недостатки. В частности,

общая структура учебника далека от совершенства, некоторые

главы даны не в той последовательности, их наполнение неодно-

родно, отдельные положения требуют дополнительных доказа-

тельств. Все это неизбежно бывает в книгах авангардного типа,

к тому же написанных большим коллективом авторов. Положи-

тельно то, что учебник, несущий современные идеи, вобрал в себя

главные вопросы психологии, представил их читателю в макси-

мально доступной форме и вобрал в себя опыт преподавания пси-

хологии известного в России и за рубежом университета.

Последнюю оценку пусть дадут читатели — студенты негу-

манитарных отделений университетов.

Алфавитный указатель

Абстрактно-логическое мышление

251,523

Абстракция 196, 235, 236, 450

Авиационная психология 65, 66

Агрессивность 136, 243, 501

Адаптация 99, 100, 102, 352, 374, 459

Адекватность 195, 237, 353, 448, 450

Активность 46, 50, 53, 56,143,145,

160, 207, 212, 234, 308, 331, 353, 433,

Аналитико-синтетическая работа

мозга 198,432

Аналитическая психология 28, 32, 33,

Аномальная личность 518

Анорексия 518

Антипатия 180, 536

Апатия 349

Апперцепция 56, 76,182, 199, 204,

206, 301

Ассоциативная память 123, 317

Ассоционизм 76

Астенический тип 369

Аутизм 371

Аутоагрессия 358

Аутогенные тренировки 297

Аффект 54, 172, 174, 286, 309

Беглость мышления 241, 242

Бережливость 386

Беседа 85,86,88—91

Беспечность 95, 456

Беспокойство 227, 395

Бессознательное 23, 31, 36, 48, 51, 82,

83,115,118,135,140,143,155, 159,

294, 338, 432, 475, 550

Биологическая наследственность 409

Бихевиоризм 29, 30, 68, 71, 77, 82, 83,

149,217,252

Болевой шок 337

Бредовость 456

Вербальный интеллект 454

Вкус 195, 196

Влечения 136-140, 156,474

Внимание 123, 168, 173, 286, 312-319

Внутренний конфликт 463

Внутригрупповая роль 463

Внутриролевой конфликт 463

Внушение 32, 334, 340, 344

Военная психология 66

Возрастная психология 63

Возрастные роли 463

Волевое усилие 312, 313

Воля 123,156, 307, 312, 314, 320, 468

Воображение 172, 223, 340, 439

Воспитание 39, 114, 491, 527

Восприимчивость 152, 393, 436, 456

Восприятие 38, 55, 122, 181,198, 199,

203, 204, 211, 212, 214, 220, 268, 301,

385, 430, 522

Воспроизведение 269, 270

Враждебность 101, 386, 502, 529

Выдержанность 395

Выраженная склонность к разрушени-

ям 529

Высокие потребности 125

Высокомерие 498

Высшие формы памяти 122

Генетические причины 435

Гениальность 408, 410, 411

Гибкость мышления 241, 242, 244,

Гипноз 33, 294, 322, 323, 324, 327,

334, 335, 339—345

Гиподинамия 299, 304, 345

Глубокомысленность 456

Глупость 456

Галлюцинации 100, 213, 221, 335, 336,

Готовность к школе 270—280, 551

Групповая психотерапия 520

Грусть 542

Гуморальная теория 55, 58, 295, 373

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дезадаптация 275, 296

Депрессия 100, 159,361

Дефект 416,435

Дефектология 524

Децентрации 446, 451

Диагноз задатков 407

Диагноз способностей 403, 404—408

Диалог 97,138,159, 230, 256, 277, 428

Динамика общения 357

Динамическая характеристика 367

Дисграфия 435

Дискалькулия 435

Дискурсивно-логическое мышление

Дислексия 435

Дифференциация 87,181, 236, 237,

439, 446

Доверие 386, 391

Долговременная память 267, 333

Дружелюбие 358, 393, 484

Духовность 58,142,148,154,155,156,

311,492,503

Духовные потребности 51, 311

Желания 33, 46,184,265, 269, 313,

497, 543

Жестикуляция 368, 394

Жесты 180, 454, 501

Жизненные ценности 149,154,477

Житейский опыт 50, 267, 479, 482

Забывание 24, 26,137, 336

Задатки 399, 400,402,433

Закон перманентности 189

Закон ггрегнантности 189

Закономерности 43, 55, 62,163,183,

230,232,235,240,459,518

Законы восприятия 18

Закрытость 393

Запоминание 26,196, 264—266, 269,

282,416,419,420,437,448

Защитная реакция 327

Здравомыслие 456

Значимость 36,102, 173, 226, 355, 358,

376,421,465,478

Значимые переживания 19, 119

Идеалы 136, 246, 376, 480, 491, 502

Идеологизация 29, 383

Иерархия потребностей 152

Иерархия психологических структур

33,80,81,103

Избирательность 167, 173, 251, 293,

315,316,458

Изворотливость 393

Изоморфизм 191

Иллюзия 212, 213, 332, 360, 491

Импульсивность 237, 367, 529

Индивид 48, 51,110,125, 133,136,

157, 235, 248, 251, 286, 334, 360, 460,

461,551

Инертность 416

Инженерная психология 38, 65, 66,

71, 346, 509

Инстинкт 29, 51, 53, 78,135,141,474,

Инстинкт бегства 474

Инстинкт драчливости 474

Инстинкт изобретательства 474

Инстинкт любопытства 474

Инстинкт отвращения 474

Инстинкт репродуктивности 474

Инстинкт самоунижения 474

Инстинкт самоутверждения 474

Инстинкт стадности 474

Инстинкт строительства 474

Инстинктивное побуждение 474

Инстинктивное стремление 474

Интеллект 17, 38, 54, 65, 95, 96, 114,

116,124,172-175, 242, 250, 379, 392,

402,415-433,438-459, 510, 538, 539,

Интерактивный компонент психики

58,414

Интерперсональная перцепция 457

Интонация 88, 253, 394

Интроверт 96,143

Интуиция 144,155,157, 402, 431

Инфантильность 523

Иррациональное мышление 360

Испуг 326, 327

Алфавитный указатель

Классификация 31, 109, 11 5, 116, 118,

235, 236, 310, 385, 399

Классификация темпераментов 368

Клиническая психология 65, 515—519

Когнитивные процессы 109, 356

Когнитивные структуры 237, 439

Коммуникативность 457

Коммуникативный акт 452

Комплексы 136, 153,169,194, 207,

331, 384

Компоненты ролевого поведения 461

Компромисс 500, 501, 504, 511

Конкретизация 80, 235, 240, 450

Конституция речи 256

Конфликт 136, 140, 153, 362, 462

Конформизм 244

Конфронтация 358, 501

Коррекционная работа 517

Корреляция 84,407, 418, 420,423,

Космическая психология 65, 66, 67

Коэффициент интеллекта 411, 416,

423, 424, 427

Кратковременная память 267

Креативность 149, 153, 240-244, 393

Криминальная психология 525, 526—

Криминальная социализация подрост-

ка 527

Культурно-историческая теория

личности 144—147

Лабильность 375, 421, 424

Либидо 29,135, 382

Личность 109, ПО, 132, 133, 134, 142,

148,170, 216, 243, 287, 381, 402, 440,

462,465,519,551

Логика 82, 234, 305

Логотерапия 154,158

Маниакально-депрессивный психоз

Манипуляции 386, 543

Маргинальность 544

Математическая психология 39, 61, 67

Медитация 301, 324,334

Медицинская психология 39, 65, 68,

Межличностные отношения 18, 62,

65, 357, 379, 441, 443, 453, 455, 540

Межролевой конфликт 462

Мезаморфы 528

Меланхолик 306, 368, 374

Менталитет 148, 498

Ментальность 294, 498

Метод манипулирований 519

Метод опроса 89

Метод психологического портрета 81,

Механизм условных рефлексов 176

Механизмы собственного запомина-

ния 420

Механическая память 114, 416, 418,

419,421,423

Мимика 89,177, 180, 253, 448, 501

Мироощущение 203, 213

Мнемическая деятельность 416

Мнительность 356, 361, 412

Модальность 106,183, 211, 224, 418

Модуляция голоса 253

Мозговой штурм 413

Монолог 256, 501

Монотеист 503

Мораль 35, 475, 490, 493, 497, 502,

504,512

Морально-этическая направленность

Мотив 51,124, 138, 141, 149,170, 235,

271, 313, 384, 468-479, 516, 520

Мотивация 28, 151,152, 153, 215, 276,

358,384,468-479,512,550

Мотивы достижения 469, 472

Мотивы уподобления 472

Мышление 76, 83,122,133.143, 172,

222, 230—244, 250-259

Наблюдательность 214, 391, 456

Наблюдение 30, 79, 85, 86, 87, 91, 92,

94,156, 204, 370, 392, 517, 545

Наглядно образная деятельность 239,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Наглядно-действенное мышление 239,

250, 523

Наглядность 240

Наивность 456

Наркология 524

Наркомания 525, 546

Нарушения речи 435

Наследственный фактор 377

Настроение 51, 230, 349

Невербальность 180, 393

Невнимательность 286, 318

Невозмутимость 368

Невроз 151,154,159,168, 295, 296,

348, 407, 520, 521

Неврология 515, 524

Недогадливость 456

Нейрогиннология 342

Нейроморфология 32

Нейропсихология 65, 515, 516

Нейрофизиология 436

Нейрохирургия 524

Неординарность 393

Неприязнь 244, 358,483

Непроизвольное внимание 123, 145,

173,286,308,311,312,313,317

Нервозность 393, 394

Неуверенность 393, 394

Нравственная зрелость 491

Обидчивость 371

Обобщение 116,135, 223, 235, 240

Общая психология 60, 62, 72

Объективность 82, 244,456, 549

Объективный уровень готовности 275

Ограниченность 76, 150, 391, 456

Одаренность 403,408, 409

Одиночество 150,154, 371

Опросник 96,100, 378,499

Опыт 11,14, 51,136

Организм 13, 24

Организованность 527

Ориентации 236, 382, 385,448

Ориентации характеров 386, 387, 389

Ориентация на опыт 190

Осторожность 387, 394, 395

Остроумие 387

Осязание 195

Отвлеченное мышление 232, 239

Отношение 251, 254, 265, 270,271,

Отрешенность 456

Отчужденность 244, 361, 543

Оценка реальности 360

Память 108,111,122, 226, 262, 263,

267, 269

Пассивность 95, 354, 394

Патологическое влечение 518

Патопсихология 65, 68, 515, 517

Педагогическая психология 64, 66,

Переживания 69,160,172, 226, 253,

287, 289

Переработка информации 203, 333

Переутомление 281, 294, 345, 348,

Перцепции 56,178, 296, 445

Письменная речь 246, 253, 254

Пластичность 375

Плодотворность 385

Побуждения 143,149, 384, 469, 480

Поведение 47, 68, 71, 288, 290

Поведенческая психология 252

Поведенческие реакции 297

Поведенческие установки 384

Подавленность 308, 362

Подкрепления 454

Подростковый возраст 528, 541

Познавательные процессы 163, 164

Политеист 503

Половая идентичность 545

Половое созревание 541, 542

Понятийное мышление 236, 251

Поощрения 477

Постоянство 395

Поступок 178, 298,473

Потенциал личности 458

Почерк 394, 396

Практический ум 443

Предвнимание 318

Алфавитный указатель

Предприимчивость 401

Представление 441

Предубежденность 456

Привычки 282

Привязанность 418,480, 546

Принцип удовольствия 34, 169, 476

Приспособляемость 101, 369

Пристрастность 456

Причинно-следственные связи 260,

Проблемные ситуации 445, 454

Прогноз 403,404,408

Проекции 138,304,452

Прозорливость 456

Произвольное внимание 123, 286, 439

Проницательность 391

Протовнимание 168, 318

Протопамять 168

Протопсихика 121, 124, 295

Протоэмоции 167

Профотбор 88,408

Процесс воспитания 377

Процессы рефлексии 451

Психиатрия 68

Психика 69, 70, 71

Психическая саморегуляция 72

Психическое состояние 287, 288, 290

Психоанализ 28, 79, 135

Психоастенический тип 388

Психоз 296

Психолингвистика 245

Психологический инструмент 133,

382, 389

Психологическое тестирование 92

Психология потребителя 508

Психология спорта 67

Психотехника 513

Психофизиология 25, 38

Работоспособность 280, 281, 346, 349,

373,415

Равнодушие 371

Раздражительность 349

Разумность 392

Раскованность 387

Расчетливость 456

Рациональность 135

Релаксация 297, 324

Рефлекс 53, 56, И8,125

Рефлексия 56, 399

Рефлекторное внимание 318

Рецепторы 181, 207

Речь 230, 244

Рисуночный тест 139

Робость 371

Ролевая гибкость 453

Ролевое ожидание 461

Ролевое смешение 543

Ролевой конфликт 462

Самоактуализация 152, 158, 471,480,

Самовыражение 251

Самоозабоченность 496

Самоорганизация 195, 284

Самоотречение 496, 504

Самопожертвование 497

Самопроверка 49, 72, 481

Саморазвитие 82, 132, 133,171, 382

Самореализация 457, 459, 471, 505,

Саморегуляция 55, 57, 71,123, 156,

285, 286, 308, 320, 473, 535

Самоуважение 152, 471, 497

Самоутверждение 474, 496, 504

Сангвиник 306, 368, 373

Сверх-Я 118,119,124,135,136,294,

Свойства темперамента 309, 376, 458

Сдержанность 371, 373

Сексуальность 34,136, 393

Семантика 145, 259, 260,440,446

Семиотика 259, 261

Сенсорная психика 121,165,173,178

Сенсорные дефекты 435

Сентиментальность 371

Серьезность 544

Силлогизм 234

Синдромы болезненных состояний

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Синтез 19, 31,109,140,164, 235, 236,

430,449,516

Систематизация 235, 236, 503

Системно-генетическая психология

56,79,103,119

Склонность к агрессии 358

Склонность к соперничеству 528

Словесно-логическое мышление 251

Смысловая организация 416

Смысловые связи 419

Сновидения 33,139,140, 324, 325,

326, 328, 330, 331, 332, 333-339, 551

Созерцательность 304, 305

Сознание 23, 26, 27, 30, 31, 39, 51, 69,

77, 86,135,138,143, 146, 244, 260,

Соматика 296

Соматотония 372

Сон 281, 297, 322, 323-339, 342, 346

Сообразительность 395, 456

Сохранение 40, 76, 175, 262, 266-269,

Социальная психология 39, 62, 65

Социальное окружение 357

Социальное созревание 541

Социально-психологический статус

Социальные контакты 244

Социальный климат 47

Социокультурные нормы 357

Социопат 529

Спектр личностных особенностей 447

Способность 24, 28,41, 54, 61,115,

117, 123, 240, 397-437, 442,448, 521

Справедливость 456, 496, 504

Сравнение 107, 220,431

Страх 331, 332, 338,412

Стресс 295, 323, 353, 356, 508

Стрессовые ситуации 294, 488

Стрессовые состояния 294, 351—353

Стрессоустойчивость 65, 66

Структурность восприятия 184, 185

Субтесты 429

Суггестия 339, 344, 345

Суетливость 370

Суждения 234, 493-494

Суицид 101, 358

Сумасбродность 456

Сфера бессознательности 140, 155

Тактика игры 483

Талант 14, 28, 408—412, 468

Темп 277, 376, 377

Темперамент 39,112,123,127, 305,

367—377

Тенденциозность 84,464

Теория инстинкта 474

Теория мотивации 474

Терапия 413, 519-521

Тест Айзенка 416

Тестобоязнь 93

Тестовая методика 85, 93

Тесты 89, 92, 93, 425,429, 431

Толерантность 236

Тонус 227, 296, 299, 319, 516, 542

Травматический стресс 359

Транс 346

Тревога 101,137, 351,471

Тревожность 95, 293, 367, 454

Ужас 292, 359

Узнавание 223, 262

Умозаключения 109, 234, 448

Умственная отсталость 435, 531

Умысел 464

Управление ситуацией 453

Уравновешенность 373—376

Условные рефлексы 47, 169. 176, 282,

305, 375

Успешность 97, 244, 271, 399, 418,

Установки 98,170, 196, 216, 266, 384,

386, 446

Устная речь 246, 253, 254, 255

Устойчивые структуры личности 101

Утомления 65, 204, 281, 306, 345,

346-348

Факторы знаний 97

Факторы риска 169, 275

Фантазерство 456

Алфавитный указатель

Физиогномика 391, 392

Физиология 13, 23, 24, 31, 38, 81,177

Флегматик 306, 368, 374

Фобии 100

Характер 119, 133, 146, 238, 376,

379-395, 402, 429, 469

Характер интуитивный 389

Характер мыслительный 389

Характер ощущающий 389

Характер чувствующий 389

Хитрость 386, 392

Холерик 306, 309, 368, 369, 374

Честолюбие 369

Членораздельная речь 244

Чувства 50,123, 142, 164, 173, 174,

175,304,311,333

Шизоидный темперамент 370

Шизофрения 100, 315, 369

Эгоцентричность 355, 394

Эйдетизм 409, 410

Экспериментальная психология 24,

29,38,61,509

Экстраверт 95, 101, 143, 389

Эктоморфы 372, 528

Эмансипация 545

Эмоции 17, 19, 38, 69, 164, 165,

172-174,311

Эмоциональная чувствительность 375

Эмоционально-поведенческий блок

353-355

Эндоморфы 528

Энергичность 376, 387

Эргичность 375, 376

Этика 499, 504, 536

Этический компромисс 502

Эффект Пиаже 251

Юмор 139,140, 371

Юридическая психология 67, 525,

Язык 38, 231, 233, 244-251, 257-261,

338, 405

Язык тела 177, 180-183

Языковое сознание 244—245, 250

Языковые системы 245, 247, 248, 259

Я-концепция 97

Яркая направленность 401, 410

Учебное издание

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник

Заведующая редакцией И. Е. Федосова

Ответственный редактор И. В. Ескевич

Дизайн переплета П. В. Ильин

Корректор Г. И. Синяева

Верстка С. 8. Салеева

ООО «Издательство «Эксмо»

127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/Ь. Тел.: 411-68-86, 956-39-21.

Home page: www.eksmo.ru E-mail: [email protected]

Оптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»:

000 «ТД «Эксмо». 142700, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное,

Белокаменное ш., д. 1, Тел./факс: (095)378-84-74, 378-82-61,745-89-16,

многоканальный тел. 411-50-74.

E-mail: [email protected]

Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»:

117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (095)411-50-76.

127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 2. Тел.: (095) 745-89-15, 780-58-34.

www.eksmo-kanc.ru e-mail: [email protected]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...