Корреляции между столбцами таблицы 4 10 глава
⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 20. Hirschi T. Causes of delinquency. Los Angeles: Univ. of California Press, 1969. ЗАКЛЮЧЕНИЕ • • " • "•-•- .~::::::::~:;::z::::;z Написание настоящего учебника происходило в условиях имеющегося наличия различных учебников психологии, создан- ных на базе различных психологических школ. Перед авторами стояла сложная задача. С одной стороны, недостаточная разработанность общей теории и ее многомерная сложность, с другой •— необходимость максимального упроще- ния языка понятий, желание сделать его доступным для негума- нитариев, не теряя при этом научной строгости изложения. В меру возможностей авторов это было сделано. Наука психология, издавна относящаяся к гуманитарным дис- циплинам, все более осознается как междисциплинарная. Выйдя из недр философии в глубокой древности, психология опериро- вала качественной терминологией. В то же время отнесенность ее проблем и понятий к человеку не могла обойтись без физиоло- гии, медицины, физики и всех влияний физического мира. Ко- лоссальная сложность системы человека с его психологическими особенностями требовала для понимания явлений не менее слож- ного аппарата знаний. Математика как универсальный язык точ- ной науки наиболее подходяще могла вписываться в круг мето- Заключение дических приемов психологии, но сдерживающим фактором вы- ступала сложность нахождения причинно-следственных связей, качественного порядка и проблема переложения их характери- стик на точный язык математики. В нашем изложении была сделана попытка максимального упрощения обучающих тезисов при использовании системного подхода, с одной стороны, и охвата основных принципов и мето- дов психологии — с другой. Так написаны главы 3 и 4. Здесь изло-
жены принципы психологии с опорой на философские, общена- учные и конкретно-научные знания. Особое внимание обращено на учение о психике как системе. Исходя из общей теории систем показана необходимость и достаточность объяснения динамиче- ских связей, элементов и процессов психики через взаимодействие 15 основных подсистем. Подробно рассмотрен системно-гене- тический аспект психологии, через ее особенности представлена классификация психических явлений, что легло в общий план изучения психологии. Большое внимание было уделено проблеме методов в психо- логии. Рассмотрен специфический исследовательский модуль. В тео- ретическом анализе эффективности психологических методик показаны слабости имеющихся на данный момент тестов, опрос- ников и проективных методик. В частности, отмечается субъек- тивная направленность любых опросников — испытуемые все- гда имеют возможность корректировать свои ответы, сами вопросы и утверждения имеют общий недостаток — они имеют конкретный смысл для испытуемого, причем совершенно не обя- зательно тот, который заложен в идее теста. Например, утверж- дение вида «Я бы предпочел работу лесника» может пониматься как любовь к природе, а по замыслу теста, оно выявляет замкну- тость, необщительность. Огромное количество тестовых методик, особенно на изме- рения IQ, обладает целым рядом достоинств, но несмотря на кажущуюся объективность, тесты IQ страдают общим недостат- ком — они выявляют статистически достоверные уровни интел- лектуальных способностей, но лишь для ситуации модели дея- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тельности. Реальная же психика человека работает как сложная си- стема, в которой категория интеллекта не может быть изолиро- вана от всех подсистем, в особенности от генетически заданной элементной базы, потребностей, воли и эмоций. Естественно, что
при тестировании реализуется ситуация модели деятельности, опознаваемая испытуемым, естественно, его мотивация будет от- лична от той, что присутствует в реальной деятельности. Учет этих особенностей совершенно необходим психологу, практически ра- ботающему с тестами. Что касается проективных методик, то их связь с психоанализом требует от исследователя серьезных зна- ний по всей системе психики и сильно зависит от личности экс- периментатора — психолога. Из анализа указанных особенностей психодиагностических методик вытекают и рекомендации их грамотного использова- ния, а также разработки новых. Серьезное внимание уделено и общим проблемам психоло- гии, особенно теориям сознания и бессознательного. Здесь на- шли свое отражение такие вопросы, как предмет общей психо- логии, система психологических наук, душа, внутренний мир психики. Показано, что за короткий в историческом плане мо- мент развития психологической науки она развернула свои от- расли в самые различные области жизни. Кроме общей психоло- гии, интенсивно развиваются педагогическая, социальная, инженерная, медицинская, дифференциальная и много других от- раслей, причем их необходимость вызвана социальными потреб- ностями. Такое проникновение психологии во все отрасли науч- ного познания мира невозможно без междисциплинарного подхода, который провозглашается одним из основных принци- пов научной психологии. Во второй части книги представлены учения о психологиче- ских процессах и состояниях человека. Рассмотрены и пояснены психические функции, начиная с онтогенеза низших психических функций. Это психологические процессы непосредственного вза- имодействия человека с миром, психомоторика общения, язык невербальных форм общения. Заключение Вопросы изучения высших психических функций даны в свя- зи с проблемами воспитания и образования подрастающего по- коления. Нашли свое отражение готовность к школе, психология дошкольника и психопедагогические рекомендации по самоор- ганизации учебной деятельности. В этом же разделе представле- ны мышление, память и речь, они представлены как базовые фе- номены внутреннего мира. Главы 8 и 9 посвящены психическим
состояниям, простым и сложным. Даны определения, классифи- кации и свойства состояний. Среди простых состояний выделе- ны эмоционально-вегетативные, психомоторные и перцептивные, к ним добавлены созерцательные, волевые, рече-мыслительные, нравственно-этические и мнемические состояния. Из сложных состояний особое внимание уделено стрессовым состояниям, переутомлению, сну, гипнозу и сновидениям. Третья часть учебника отразила тему «Человек как индивид, личность, индивидуальность и проблемы прикладной психоло- гии». Классические понятия темперамента, характера и способ- ностей представлены в главах 11 и 12. В отличие от подходов идео- логизированного периода в психологии, эти понятия расширены за счет теорий западных психологов и значительно дополнены. В теме «Общие способности и интеллект» даны новые кон- цептуальные подходы. Показано, что есть значительная зависи- мость потенциала интеллекта от элементной базы психики, од- новременно показаны пути ошибочных суждений о расовой зависимости наличного интеллекта у взрослых. Здесь же разъяс- няется истинная причина различия в уровнях интеллекта в зави- симости не от расовых и национальных особенностей, а от усло- вий формирования и развития ребенка в дошкольный период. Отдельно рассмотрены и способности к школьному обучению. Они тесно связаны с мнемическими, вербально-логическими и аб- страктно-логическими операциями. Их развитость могут опреде- лять и тесты IQ, т. к. последние хорошо делают именно это — опре- деляют способность к обучению. Уделено внимание и вопросам психологического образования и психологической поддержки населения. Основной мотив этой ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ части учебника — формирование навыков здорового образа жиз- ни, психокоррекция отклонений. Глава 16 посвящена особенностям становления практической психологии в России и за рубежом. Сравнительно новые направ- ления психологии — организационная, клиническая и юридиче- ская психология — вызваны к жизни бурной динамикой со-
циальных и экономических процессов, явившихся следствием коренных политических изменений в нашей стране. С одной стороны — умнеющее в среднем общество, получив- шее демократические свободы, с другой — устаревшие принци- пы социального регулирования. Возникло множество новых проб- лем. Благие намерения, связанные с правами человека, личности, прекрасны, но не учитывается тот фактор, что не каждый чело- век заслуживает эти права. Речь идет о людях, совершающих тяж- кие преступления и практически неисправимые имеющимися методами воздействия. Отсюда у психологии появляются новые задачи — помочь в формировании таких механизмов социальных регуляторов, которые смогут защитить общество и человека от тех, кто потерял право на права человека. Этими проблемами за- нимается юридическая психология. Подводя общий итог, в заключение можно отметить, что как и во всяком учебнике, здесь есть свои недостатки. В частности, общая структура учебника далека от совершенства, некоторые главы даны не в той последовательности, их наполнение неодно- родно, отдельные положения требуют дополнительных доказа- тельств. Все это неизбежно бывает в книгах авангардного типа, к тому же написанных большим коллективом авторов. Положи- тельно то, что учебник, несущий современные идеи, вобрал в себя главные вопросы психологии, представил их читателю в макси- мально доступной форме и вобрал в себя опыт преподавания пси- хологии известного в России и за рубежом университета. Последнюю оценку пусть дадут читатели — студенты негу- манитарных отделений университетов. Алфавитный указатель Абстрактно-логическое мышление 251,523 Абстракция 196, 235, 236, 450 Авиационная психология 65, 66 Агрессивность 136, 243, 501 Адаптация 99, 100, 102, 352, 374, 459 Адекватность 195, 237, 353, 448, 450 Активность 46, 50, 53, 56,143,145, 160, 207, 212, 234, 308, 331, 353, 433, Аналитико-синтетическая работа мозга 198,432 Аналитическая психология 28, 32, 33, Аномальная личность 518 Анорексия 518 Антипатия 180, 536 Апатия 349 Апперцепция 56, 76,182, 199, 204, 206, 301 Ассоциативная память 123, 317 Ассоционизм 76 Астенический тип 369 Аутизм 371 Аутоагрессия 358 Аутогенные тренировки 297 Аффект 54, 172, 174, 286, 309 Беглость мышления 241, 242 Бережливость 386 Беседа 85,86,88—91 Беспечность 95, 456 Беспокойство 227, 395 Бессознательное 23, 31, 36, 48, 51, 82, 83,115,118,135,140,143,155, 159, 294, 338, 432, 475, 550 Биологическая наследственность 409 Бихевиоризм 29, 30, 68, 71, 77, 82, 83, 149,217,252 Болевой шок 337 Бредовость 456 Вербальный интеллект 454 Вкус 195, 196 Влечения 136-140, 156,474 Внимание 123, 168, 173, 286, 312-319 Внутренний конфликт 463 Внутригрупповая роль 463 Внутриролевой конфликт 463 Внушение 32, 334, 340, 344 Военная психология 66
Возрастная психология 63 Возрастные роли 463 Волевое усилие 312, 313 Воля 123,156, 307, 312, 314, 320, 468 Воображение 172, 223, 340, 439 Воспитание 39, 114, 491, 527 Восприимчивость 152, 393, 436, 456 Восприятие 38, 55, 122, 181,198, 199, 203, 204, 211, 212, 214, 220, 268, 301, 385, 430, 522 Воспроизведение 269, 270 Враждебность 101, 386, 502, 529 Выдержанность 395 Выраженная склонность к разрушени- ям 529 Высокие потребности 125 Высокомерие 498 Высшие формы памяти 122 Генетические причины 435 Гениальность 408, 410, 411 Гибкость мышления 241, 242, 244, Гипноз 33, 294, 322, 323, 324, 327, 334, 335, 339—345 Гиподинамия 299, 304, 345 Глубокомысленность 456 Глупость 456 Галлюцинации 100, 213, 221, 335, 336, Готовность к школе 270—280, 551 Групповая психотерапия 520 Грусть 542 Гуморальная теория 55, 58, 295, 373 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Дезадаптация 275, 296 Депрессия 100, 159,361 Дефект 416,435 Дефектология 524 Децентрации 446, 451 Диагноз задатков 407 Диагноз способностей 403, 404—408 Диалог 97,138,159, 230, 256, 277, 428 Динамика общения 357 Динамическая характеристика 367 Дисграфия 435 Дискалькулия 435 Дискурсивно-логическое мышление Дислексия 435 Дифференциация 87,181, 236, 237, 439, 446 Доверие 386, 391 Долговременная память 267, 333 Дружелюбие 358, 393, 484 Духовность 58,142,148,154,155,156, 311,492,503 Духовные потребности 51, 311 Желания 33, 46,184,265, 269, 313, 497, 543 Жестикуляция 368, 394 Жесты 180, 454, 501 Жизненные ценности 149,154,477 Житейский опыт 50, 267, 479, 482 Забывание 24, 26,137, 336 Задатки 399, 400,402,433 Закон перманентности 189 Закон ггрегнантности 189 Закономерности 43, 55, 62,163,183, 230,232,235,240,459,518 Законы восприятия 18 Закрытость 393 Запоминание 26,196, 264—266, 269, 282,416,419,420,437,448 Защитная реакция 327 Здравомыслие 456 Значимость 36,102, 173, 226, 355, 358, 376,421,465,478 Значимые переживания 19, 119 Идеалы 136, 246, 376, 480, 491, 502 Идеологизация 29, 383 Иерархия потребностей 152 Иерархия психологических структур 33,80,81,103 Избирательность 167, 173, 251, 293, 315,316,458 Изворотливость 393 Изоморфизм 191 Иллюзия 212, 213, 332, 360, 491 Импульсивность 237, 367, 529 Индивид 48, 51,110,125, 133,136, 157, 235, 248, 251, 286, 334, 360, 460, 461,551 Инертность 416 Инженерная психология 38, 65, 66, 71, 346, 509 Инстинкт 29, 51, 53, 78,135,141,474, Инстинкт бегства 474 Инстинкт драчливости 474 Инстинкт изобретательства 474 Инстинкт любопытства 474 Инстинкт отвращения 474 Инстинкт репродуктивности 474 Инстинкт самоунижения 474 Инстинкт самоутверждения 474 Инстинкт стадности 474 Инстинкт строительства 474 Инстинктивное побуждение 474 Инстинктивное стремление 474 Интеллект 17, 38, 54, 65, 95, 96, 114, 116,124,172-175, 242, 250, 379, 392, 402,415-433,438-459, 510, 538, 539, Интерактивный компонент психики 58,414 Интерперсональная перцепция 457 Интонация 88, 253, 394 Интроверт 96,143 Интуиция 144,155,157, 402, 431 Инфантильность 523 Иррациональное мышление 360 Испуг 326, 327 Алфавитный указатель Классификация 31, 109, 11 5, 116, 118, 235, 236, 310, 385, 399 Классификация темпераментов 368 Клиническая психология 65, 515—519 Когнитивные процессы 109, 356 Когнитивные структуры 237, 439 Коммуникативность 457 Коммуникативный акт 452 Комплексы 136, 153,169,194, 207, 331, 384 Компоненты ролевого поведения 461 Компромисс 500, 501, 504, 511 Конкретизация 80, 235, 240, 450 Конституция речи 256 Конфликт 136, 140, 153, 362, 462 Конформизм 244 Конфронтация 358, 501 Коррекционная работа 517 Корреляция 84,407, 418, 420,423, Космическая психология 65, 66, 67 Коэффициент интеллекта 411, 416, 423, 424, 427 Кратковременная память 267 Креативность 149, 153, 240-244, 393 Криминальная психология 525, 526— Криминальная социализация подрост- ка 527 Культурно-историческая теория личности 144—147 Лабильность 375, 421, 424 Либидо 29,135, 382 Личность 109, ПО, 132, 133, 134, 142, 148,170, 216, 243, 287, 381, 402, 440, 462,465,519,551 Логика 82, 234, 305 Логотерапия 154,158 Маниакально-депрессивный психоз Манипуляции 386, 543 Маргинальность 544 Математическая психология 39, 61, 67 Медитация 301, 324,334 Медицинская психология 39, 65, 68, Межличностные отношения 18, 62, 65, 357, 379, 441, 443, 453, 455, 540 Межролевой конфликт 462 Мезаморфы 528 Меланхолик 306, 368, 374 Менталитет 148, 498 Ментальность 294, 498 Метод манипулирований 519 Метод опроса 89 Метод психологического портрета 81, Механизм условных рефлексов 176 Механизмы собственного запомина- ния 420 Механическая память 114, 416, 418, 419,421,423 Мимика 89,177, 180, 253, 448, 501 Мироощущение 203, 213 Мнемическая деятельность 416 Мнительность 356, 361, 412 Модальность 106,183, 211, 224, 418 Модуляция голоса 253 Мозговой штурм 413 Монолог 256, 501 Монотеист 503 Мораль 35, 475, 490, 493, 497, 502, 504,512 Морально-этическая направленность Мотив 51,124, 138, 141, 149,170, 235, 271, 313, 384, 468-479, 516, 520 Мотивация 28, 151,152, 153, 215, 276, 358,384,468-479,512,550 Мотивы достижения 469, 472 Мотивы уподобления 472 Мышление 76, 83,122,133.143, 172, 222, 230—244, 250-259 Наблюдательность 214, 391, 456 Наблюдение 30, 79, 85, 86, 87, 91, 92, 94,156, 204, 370, 392, 517, 545 Наглядно образная деятельность 239, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Наглядно-действенное мышление 239, 250, 523 Наглядность 240 Наивность 456 Наркология 524 Наркомания 525, 546 Нарушения речи 435 Наследственный фактор 377 Настроение 51, 230, 349 Невербальность 180, 393 Невнимательность 286, 318 Невозмутимость 368 Невроз 151,154,159,168, 295, 296, 348, 407, 520, 521 Неврология 515, 524 Недогадливость 456 Нейрогиннология 342 Нейроморфология 32 Нейропсихология 65, 515, 516 Нейрофизиология 436 Нейрохирургия 524 Неординарность 393 Неприязнь 244, 358,483 Непроизвольное внимание 123, 145, 173,286,308,311,312,313,317 Нервозность 393, 394 Неуверенность 393, 394 Нравственная зрелость 491 Обидчивость 371 Обобщение 116,135, 223, 235, 240 Общая психология 60, 62, 72 Объективность 82, 244,456, 549 Объективный уровень готовности 275 Ограниченность 76, 150, 391, 456 Одаренность 403,408, 409 Одиночество 150,154, 371 Опросник 96,100, 378,499 Опыт 11,14, 51,136 Организм 13, 24 Организованность 527 Ориентации 236, 382, 385,448 Ориентации характеров 386, 387, 389 Ориентация на опыт 190 Осторожность 387, 394, 395 Остроумие 387 Осязание 195 Отвлеченное мышление 232, 239 Отношение 251, 254, 265, 270,271, Отрешенность 456 Отчужденность 244, 361, 543 Оценка реальности 360 Память 108,111,122, 226, 262, 263, 267, 269 Пассивность 95, 354, 394 Патологическое влечение 518 Патопсихология 65, 68, 515, 517 Педагогическая психология 64, 66, Переживания 69,160,172, 226, 253, 287, 289 Переработка информации 203, 333 Переутомление 281, 294, 345, 348, Перцепции 56,178, 296, 445 Письменная речь 246, 253, 254 Пластичность 375 Плодотворность 385 Побуждения 143,149, 384, 469, 480 Поведение 47, 68, 71, 288, 290 Поведенческая психология 252 Поведенческие реакции 297 Поведенческие установки 384 Подавленность 308, 362 Подкрепления 454 Подростковый возраст 528, 541 Познавательные процессы 163, 164 Политеист 503 Половая идентичность 545 Половое созревание 541, 542 Понятийное мышление 236, 251 Поощрения 477 Постоянство 395 Поступок 178, 298,473 Потенциал личности 458 Почерк 394, 396 Практический ум 443 Предвнимание 318 Алфавитный указатель Предприимчивость 401 Представление 441 Предубежденность 456 Привычки 282 Привязанность 418,480, 546 Принцип удовольствия 34, 169, 476 Приспособляемость 101, 369 Пристрастность 456 Причинно-следственные связи 260, Проблемные ситуации 445, 454 Прогноз 403,404,408 Проекции 138,304,452 Прозорливость 456 Произвольное внимание 123, 286, 439 Проницательность 391 Протовнимание 168, 318 Протопамять 168 Протопсихика 121, 124, 295 Протоэмоции 167 Профотбор 88,408 Процесс воспитания 377 Процессы рефлексии 451 Психиатрия 68 Психика 69, 70, 71 Психическая саморегуляция 72 Психическое состояние 287, 288, 290 Психоанализ 28, 79, 135 Психоастенический тип 388 Психоз 296 Психолингвистика 245 Психологический инструмент 133, 382, 389 Психологическое тестирование 92 Психология потребителя 508 Психология спорта 67 Психотехника 513 Психофизиология 25, 38 Работоспособность 280, 281, 346, 349, 373,415 Равнодушие 371 Раздражительность 349 Разумность 392 Раскованность 387 Расчетливость 456 Рациональность 135 Релаксация 297, 324 Рефлекс 53, 56, И8,125 Рефлексия 56, 399 Рефлекторное внимание 318 Рецепторы 181, 207 Речь 230, 244 Рисуночный тест 139 Робость 371 Ролевая гибкость 453 Ролевое ожидание 461 Ролевое смешение 543 Ролевой конфликт 462 Самоактуализация 152, 158, 471,480, Самовыражение 251 Самоозабоченность 496 Самоорганизация 195, 284 Самоотречение 496, 504 Самопожертвование 497 Самопроверка 49, 72, 481 Саморазвитие 82, 132, 133,171, 382 Самореализация 457, 459, 471, 505, Саморегуляция 55, 57, 71,123, 156, 285, 286, 308, 320, 473, 535 Самоуважение 152, 471, 497 Самоутверждение 474, 496, 504 Сангвиник 306, 368, 373 Сверх-Я 118,119,124,135,136,294, Свойства темперамента 309, 376, 458 Сдержанность 371, 373 Сексуальность 34,136, 393 Семантика 145, 259, 260,440,446 Семиотика 259, 261 Сенсорная психика 121,165,173,178 Сенсорные дефекты 435 Сентиментальность 371 Серьезность 544 Силлогизм 234 Синдромы болезненных состояний ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Синтез 19, 31,109,140,164, 235, 236, 430,449,516 Систематизация 235, 236, 503 Системно-генетическая психология 56,79,103,119 Склонность к агрессии 358 Склонность к соперничеству 528 Словесно-логическое мышление 251 Смысловая организация 416 Смысловые связи 419 Сновидения 33,139,140, 324, 325, 326, 328, 330, 331, 332, 333-339, 551 Созерцательность 304, 305 Сознание 23, 26, 27, 30, 31, 39, 51, 69, 77, 86,135,138,143, 146, 244, 260, Соматика 296 Соматотония 372 Сон 281, 297, 322, 323-339, 342, 346 Сообразительность 395, 456 Сохранение 40, 76, 175, 262, 266-269, Социальная психология 39, 62, 65 Социальное окружение 357 Социальное созревание 541 Социально-психологический статус Социальные контакты 244 Социальный климат 47 Социокультурные нормы 357 Социопат 529 Спектр личностных особенностей 447 Способность 24, 28,41, 54, 61,115, 117, 123, 240, 397-437, 442,448, 521 Справедливость 456, 496, 504 Сравнение 107, 220,431 Страх 331, 332, 338,412 Стресс 295, 323, 353, 356, 508 Стрессовые ситуации 294, 488 Стрессовые состояния 294, 351—353 Стрессоустойчивость 65, 66 Структурность восприятия 184, 185 Субтесты 429 Суггестия 339, 344, 345 Суетливость 370 Суждения 234, 493-494 Суицид 101, 358 Сумасбродность 456 Сфера бессознательности 140, 155 Тактика игры 483 Талант 14, 28, 408—412, 468 Темп 277, 376, 377 Темперамент 39,112,123,127, 305, 367—377 Тенденциозность 84,464 Теория инстинкта 474 Теория мотивации 474 Терапия 413, 519-521 Тест Айзенка 416 Тестобоязнь 93 Тестовая методика 85, 93 Тесты 89, 92, 93, 425,429, 431 Толерантность 236 Тонус 227, 296, 299, 319, 516, 542 Травматический стресс 359 Транс 346 Тревога 101,137, 351,471 Тревожность 95, 293, 367, 454 Ужас 292, 359 Узнавание 223, 262 Умозаключения 109, 234, 448 Умственная отсталость 435, 531 Умысел 464 Управление ситуацией 453 Уравновешенность 373—376 Условные рефлексы 47, 169. 176, 282, 305, 375 Успешность 97, 244, 271, 399, 418, Установки 98,170, 196, 216, 266, 384, 386, 446 Устная речь 246, 253, 254, 255 Устойчивые структуры личности 101 Утомления 65, 204, 281, 306, 345, 346-348 Факторы знаний 97 Факторы риска 169, 275 Фантазерство 456 Алфавитный указатель Физиогномика 391, 392 Физиология 13, 23, 24, 31, 38, 81,177 Флегматик 306, 368, 374 Фобии 100 Характер 119, 133, 146, 238, 376, 379-395, 402, 429, 469 Характер интуитивный 389 Характер мыслительный 389 Характер ощущающий 389 Характер чувствующий 389 Хитрость 386, 392 Холерик 306, 309, 368, 369, 374 Честолюбие 369 Членораздельная речь 244 Чувства 50,123, 142, 164, 173, 174, 175,304,311,333 Шизоидный темперамент 370 Шизофрения 100, 315, 369 Эгоцентричность 355, 394 Эйдетизм 409, 410 Экспериментальная психология 24, 29,38,61,509 Экстраверт 95, 101, 143, 389 Эктоморфы 372, 528 Эмансипация 545 Эмоции 17, 19, 38, 69, 164, 165, 172-174,311 Эмоциональная чувствительность 375 Эмоционально-поведенческий блок 353-355 Эндоморфы 528 Энергичность 376, 387 Эргичность 375, 376 Этика 499, 504, 536 Этический компромисс 502 Эффект Пиаже 251 Юмор 139,140, 371 Юридическая психология 67, 525, Язык 38, 231, 233, 244-251, 257-261, 338, 405 Язык тела 177, 180-183 Языковое сознание 244—245, 250 Языковые системы 245, 247, 248, 259 Я-концепция 97 Яркая направленность 401, 410 Учебное издание ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебник Заведующая редакцией И. Е. Федосова Ответственный редактор И. В. Ескевич Дизайн переплета П. В. Ильин Корректор Г. И. Синяева Верстка С. 8. Салеева ООО «Издательство «Эксмо» 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/Ь. Тел.: 411-68-86, 956-39-21. Home page: www.eksmo.ru E-mail: info@eksmo.ru Оптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: 000 «ТД «Эксмо». 142700, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное, Белокаменное ш., д. 1, Тел./факс: (095)378-84-74, 378-82-61,745-89-16, многоканальный тел. 411-50-74. E-mail: reception@eksmo-sale.ru Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: 117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (095)411-50-76. 127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 2. Тел.: (095) 745-89-15, 780-58-34. www.eksmo-kanc.ru e-mail: kanc@eksmo-sale.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|