Тема 1.2. Средства логической и эмоционально-образной выразительности чтения и рассказывания
Задания:
1. Дайте определение понятий:
Дикция ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Интонация ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Темп речи ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ритм речи ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тембр голоса __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Сила голоса___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Высота голоса _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Логическое ударение____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Пауза__________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
2. Определите характеры героев украинской народной сказки «Рукавичка» и в соответствии с этим подберите интонации для выразительного рассказывания этой сказки.
Мышка-поскребушка ______________________________________________________ Лягушка- попрыгушка_____________________________________________________ Зайчик-побегайчик________________________________________________________ Лисичка-сестричка________________________________________________________ Волчок-серый бочок_______________________________________________________ Кабан-клыкан_____________________________________________________________ Медведюшка-батюшка______________________________________________________
3. Расставьте логические паузы и подчеркните слова, выделяемые логическим ударением. Подготовьтесь к выразительному чтению пословиц и поговорок.
1) Любишь кататься, люби и саночки возить.
2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3) Старый друг лучше новых двух.
4) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
5) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
6) Человек без Родины – что соловей без песни.
7) Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
8) Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
9) Ты, гроза, грозись, а мы — друг за друга держись.
10) Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.
4. Сделайте разметку текста русской народной сказки «Заяц-хвастун» (подчеркните одной чертой важные в смысловом отношении слова). Подготовьте текст для выразительного чтения, соблюдая правила произношения и ударения, а также правила техники речи (дыхание, дикцию, подвижность и силу голоса).
Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.
Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:
— А ну, скажи, как ты хвастался?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Потрепала его ворона за ушки и говорит:
— Смотри, больше не хвастай!
Испугался заяц и обещал больше не хвастать.
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать.
Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь.
А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал
— собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
— Ну, — говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец!
5. Отметьте все изменения темпа при чтении стихотворения Э. Успенского
«Разгром».
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налёт?
Нет.
К нам заходил бегемот?
Нет.
Может быть, дом не наш?
Наш.
Может, не наш этаж?
Наш.
Просто приходил Серёжка, Поиграли мы немножко. Значит, это не обвал? Нет.
Слон у нас не танцевал?
Нет.
Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!
6. Укажите место и назначение психологической паузы в басне И. А. Крылова
«Стрекоза и муравей».
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
7. Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, почему оно написано такими короткими строчками? Прочитайте текст в нужном темпе.
8. Расставьте паузы в стихотворении А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…».
Подготовьтесь к чтению вслух.
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
" Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
9. Прочитайте. Понаблюдайте, как изменился смысл стихотворной строчки в зависимости от поставленных пауз.
Окно захлопнулось || со звоном. Блеснула молния огнём. ||
Окно захлопнулось со звоном. ||
Блеснула молния огнём. || (И. Бунин)
10. Прочитайте текст. Выделите слова, передающие интонацию вопроса,
состояние испуга.
Кто там спрятался за дверь?
Кто стучит?
Пойди проверь.
Может, к нам пришел медведь?
Может, волк?
Боюсь смотреть. (И. Векшегонова)
11. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» в соответствии с указанным темпом.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится Средний темп
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе Ускоренно
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет Замедляя
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет Ускоренно
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая Быстро
И, снегу захватя,
Пустила, убегая, Замедляя
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала Средний темп
Наперекор врагу.
12. Прочитайте тексты, отрабатывая соответственно пометкам тембр голоса.
У леса на опушке, Внизу бежит речонка
Высоко на суку, По желтому песку,
С утра поёт кукушка: Поёт кукушка звонко:
«Ку-ку! Ку-ку! » (тихо) «Ку-ку! Ку-ку! » (звонко)
Рано-рано поутру пастушок.
Ту-py-ту-ру-ту-ру-ту-ру! (отрывисто)
A коровы в лад ему затянули.
Му-у! Му-у! Му-у! (протяжно) (М. Клюкова)
Жук жужжит в железной банке: (жжж). (спокойно)
Жук не хочет жить в жестянке: (ж-ж-ж). (протестуя)
Жизнь жука в плену горька: (ж-ж) (ж-ж) (ж-ж). (печально)
Жалко бедного жука: (ж) (ж) (ж). (жалостливо, чуть не плача) (В. Лунин)
Собаки рычат: (pppp-pppp-ppp). (грозно)
Коровы мычат: (муу-у муу-у). (важно)
А коза: (меее-эээ). (страшно)
А котёнок: (мяаа-у). (испуганно)
А мы говорим: (ля-ля-аа, ля-ля-аа). (весело)
13. Придумайте манеру речи каждому действующему лицу. Прочитайте стихотворение в лицах, пытаясь раскрыть образ каждого героя.
«Замок. Всё ясно: никого нет дома! » – Ничуть! –
– Такое рассужденье нам знакомо... вздохнула Бабочка в окне.
Ну, важно ли, что на дверях – замок? – – Ничуть! –
из-под кровати проворчал Щенок. шепнул Паук на потолке.
– Ничуть! – – Ничуть! –
решил Котёнок на ковре. пропел Сверчок на чердаке.
– Ничуть! – – Что за нелепость: «Дома –
Мышонок подтвердил в норе. никого»? !
– Ничуть! – Да все мы дома! Все до одного! (Э.
сказала Муха на стене. Флеминг)
Список литературы
1. Белоусова, Л. Развиваем умение интонировать/Л. Белоусова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6.
2. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
3. Попова, Т. Интонационная выразительность речи/ Т. Попова //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.
4. Яфальян, А. Голос как средство самовыражения детей/ А. Яфальян, О. Дрень // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|