Тема 2.3. Особенности исполнения произведений лирического жанра
Тема 2. 3. Особенности исполнения произведений лирического жанра
Задания
1. Обоснуйте различие между поэтическим и прозаическим произведением и их выразительным чтением. 2. Дайте определение
Стих ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Строфа __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Стопа ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Стихотворный размер _____________________________________________________ _________________________________________________________________________ Ритм ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Рифма ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Стиховая пауза ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Цезура ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3. Раскройте понятие мелодики речи. Покажите ее значение в выразительном чтении 4. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа стихотворения).
5. Прослушайте аудиозаписи трех произведений лирического жанра (https: //www. youtube. com/watch? v=2c5YUDTTpjc) На этих примерах сформулируйте, чем отличается художественное исполнение данных произведений от простого чтения. Выявите специфические особенности стихотворной речи.
6. Познакомьтесь Приложением 4 (Стихотворный размер, типы расположения рифмующихся строк в стихотворении). 7. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выделите слова, рисующие изменения в природе, вызванные приходом весны. Подчеркните их. Приготовьте отрывок для выразительного чтения, ставя логическое ударение на выделенных словах.
Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звончее Над лугом голоса.
(А. Блок)
8. Прочитайте текст в соответствии с указанной мелодикой речи.
Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки (А. Барто)
8. Прочитайте стихотворение С. Городецкого «Котенок», определите уровень высоты, силы голоса, темп чтения
Ты зачем, шалун-котенок,
Куклу в поле утащил?
Простудиться мог ребенок,
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала
В детской куколку свою,
А тебе и горя мало!
Слышишь, что я говорю? »
Улыбаясь виновато,
Ей в ответ котенок-плут:
«Кукле в детской скучновато,
Я играл с ней там и тут.
Кукла, глазки закрывая,
Все мяукала со мной.
Думал я: она живая,
Прибежит сама домой! »
Условные обозначения:
- выше голос - голос ниже )) – громко (( - тихо
________ - быстрее _ _ _ _ - медленнее
9. Определите исполнительскую задачу стихотворения К. Бальмонта. «Комарики-макарики».
Комарики неумные, Неумные и шумные, Столпились в целый рой, Повисли над водой. Веселая летуньица, Касатка-щебетуньица,
Пропела комарам: «Жужжать уж будет вам, Любезные сударики,
Комарики-макарики, Довольно вам летать», — И стала их глотать.
9. Подготовьте текст стихотворения А. Барто «Девочка-ревушка» к чтению вслух:
спишите его; на полях пометьте отклонения от среднего темпа чтения — ускорение, замедление, быстро, медленно (в зависимости от содержания отрывка). Прочитайте подготовленный текст вслух, соблюдая стиховые паузы.
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
УУ-УУ-У!..
Вышла рёва на крыльцо, Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!.. -
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
УУ-УУ-У!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!.. -
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
УУ-УУ-У!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
УУ-УУ-У!..
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
10. Заучите наизусть и выразительно прочитайте от лица детских персонажей стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» («Козленок», «Лошадка», «Мячик», «Мишка», «Слон», «Грузовик», «Зайка», «Бычок»). 11. Произведите целостный анализ стихотворения С. Я. Маршака «Мяч», определите исполнительскую сверхзадачу. Подготовьте вопросы для дошкольников, выявляющие своеобразие художественной формы стихотворения.
12. Подготовьтесь к выразительному чтению пейзажного стихотворения А. С.
Пушкина «Зимнее утро»: раскройте образное содержание, выявите его идею. Поставьте воспитательные цели чтения стихотворения. Сформулируйте вопросы для беседы с детьми перед чтением и после чтения стихотворения.
13. Придумайте и проведите игpу-импровизацию с одним персонажем по текстам стихотворения В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Игрушки».
14. Прочитайте по ролям стихотворения С. Я. Маршака «Перчатки», «Багаж», «Вот какой рассеянный», с помощью интонации передайте характеры персонажей. Подберите методы стимулирования игровой и художественной деятельности в процессе выразительного чтения этих литературных произведений. 15. Составьте сценарий и подготовьте инсценировку стихотворения Э. Успенского
«Разгром».
16. Составьте памятку для воспитателя «Как следует читать стихотворение».
Рекомендации:
Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм, звуковая организация — все это сказывается на произнесении стиха и должно быть учтено ис-полнителем. Чтец должен помочь детям уловить эмоциональные оттенки, т. е. разделить позицию героя и позицию автора, к которой он присоединяется, и выразить их в чтении. Главное для чтеца – умение свободно владеть ритмом как художественным средством. Ритм решает определенные идейно-художественные задачи. Основа ритма – стихотворная строка. Обязательной нормой чтения считается остановка голоса – пауза в конце строки.
Динамика эмоций персонажа связана с изменениями во внешнем или внутреннем мире. Эти изменения отражаются как в общей интонации, в особенностях речи героя, так и в художественных средствах, которые помогают автору изобразить внешний мир, окружающий его героя. Проследить за изменениями авторских реакций необходимо, чтобы точно почувствовать идею стихотворения: когда автор радуется, когда грустит, когда он одобряет происходящее, а когда иронизирует над героем или ситуацией, когда он смеется, а когда печалится, тревожится. Причины, вызвавшие динамику авторских эмоций, и приведут читателя к идее стихотворения.
Для детской поэзии особенно характерны такие приемы, как звукопись, звукоподражание, игра со словом и ритмом, неожиданные сравнения.
Правила постановки пауз при выразительном чтении стихотворения:
1) В конце предложения остановка длиннее.
2) На знаках препинания — короче.
3) В конце стихотворной строки ставится очень короткая пауза, если нет знака препинания.
4) Строка в стихотворении представляет интонационно законченное сочетание слов.
Критерии оценивания:
1. Знание текста. Безошибочность чтения.
2. Отражение настроения автора.
3. Верность выбора силы голоса.
4. Соблюдение мелодики чтения (повышение и понижение голоса).
5. Выбор точного ритма, темпа чтения.
6. Соблюдение логических и психологических пауз
7. Расстановка логических ударений.
8. Эмоциональность прочтения.
9. Четкое и правильное произношение.
10. Выражение отношения чтеца к читаемому.
11. Контакт со слушателем
12. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.
Список литературы:
1. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Квашина, Н. С. Развитие элементов ритмического чтения / Н. С. Квашина // Начальная школа. – 1991. - № 8.
3. Кубасова, О. В. Выразительное чтение/ О. В. Кубасова. М.: издательский центр «Академия», 2001.
4. Мали, Д. Л. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений (Текст) /Д. Л. Мали // Начальная школа. – 1990. - № 7.
5. Попова, Т. Интонационная выразительность речи / Т. Попова // дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.
6. Шпунтова, А. И. Работа над средствами выразительности устной речи / А. И. Шпунтова // Начальная школа. – 1991. - № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|