Тема 2.3. Особенности исполнения произведений лирического жанра
Тема 2. 3. Особенности исполнения произведений лирического жанра
Задания
1. Обоснуйте различие между поэтическим и прозаическим произведением и их выразительным чтением. 2. Дайте определение
Стих ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Строфа __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Стопа ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Стихотворный размер _____________________________________________________ _________________________________________________________________________ Ритм ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Рифма ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Стиховая пауза ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Цезура ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3. Раскройте понятие мелодики речи. Покажите ее значение в выразительном чтении 4. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа стихотворения).
6. Познакомьтесь Приложением 4 (Стихотворный размер, типы расположения рифмующихся строк в стихотворении). 7. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выделите слова, рисующие изменения в природе, вызванные приходом весны. Подчеркните их. Приготовьте отрывок для выразительного чтения, ставя логическое ударение на выделенных словах.
Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звончее Над лугом голоса.
(А. Блок)
8. Прочитайте текст в соответствии с указанной мелодикой речи.
Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки (А. Барто)
8.
Ты зачем, шалун-котенок,
Куклу в поле утащил?
Простудиться мог ребенок,
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала
В детской куколку свою,
А тебе и горя мало!
Слышишь, что я говорю? »
Улыбаясь виновато,
Ей в ответ котенок-плут:
«Кукле в детской скучновато,
Я играл с ней там и тут.
Кукла, глазки закрывая,
Все мяукала со мной.
Думал я: она живая,
Прибежит сама домой! »
Условные обозначения:
- выше голос
________ - быстрее _ _ _ _ - медленнее
9. Определите исполнительскую задачу стихотворения К. Бальмонта. «Комарики-макарики».
Комарики неумные, Неумные и шумные, Столпились в целый рой, Повисли над водой. Веселая летуньица, Касатка-щебетуньица,
Пропела комарам: «Жужжать уж будет вам, Любезные сударики,
Комарики-макарики, Довольно вам летать», — И стала их глотать.
![]()
9. Подготовьте текст стихотворения А. Барто «Девочка-ревушка» к чтению вслух:
спишите его; на полях пометьте отклонения от среднего темпа чтения — ускорение, замедление, быстро, медленно (в зависимости от содержания отрывка). Прочитайте подготовленный текст вслух, соблюдая стиховые паузы.
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
УУ-УУ-У!..
Вышла рёва на крыльцо, Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!.. -
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
УУ-УУ-У!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!.. -
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
УУ-УУ-У!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
УУ-УУ-У!..
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
10. 11. Произведите целостный анализ стихотворения С. Я. Маршака «Мяч», определите исполнительскую сверхзадачу. Подготовьте вопросы для дошкольников, выявляющие своеобразие художественной формы стихотворения.
12. Подготовьтесь к выразительному чтению пейзажного стихотворения А. С.
Пушкина «Зимнее утро»: раскройте образное содержание, выявите его идею. Поставьте воспитательные цели чтения стихотворения. Сформулируйте вопросы для беседы с детьми перед чтением и после чтения стихотворения.
13. Придумайте и проведите игpу-импровизацию с одним персонажем по текстам стихотворения В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Игрушки».
14. 15. Составьте сценарий и подготовьте инсценировку стихотворения Э. Успенского
«Разгром».
16. Составьте памятку для воспитателя «Как следует читать стихотворение».
![]()
Рекомендации:
Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм, звуковая организация — все это сказывается на произнесении стиха и должно быть учтено ис-полнителем. Чтец должен помочь детям уловить эмоциональные оттенки, т. е. разделить позицию героя и позицию автора, к которой он присоединяется, и выразить их в чтении. Главное для чтеца – умение свободно владеть ритмом как художественным средством. Ритм решает определенные идейно-художественные задачи. Основа ритма – стихотворная строка. Обязательной нормой чтения считается остановка голоса – пауза в конце строки.
Динамика эмоций персонажа связана с изменениями во внешнем или внутреннем мире. Эти изменения отражаются как в общей интонации, в особенностях речи героя, так и в художественных средствах, которые помогают автору изобразить внешний мир, окружающий его героя. Проследить за изменениями авторских реакций необходимо, чтобы точно почувствовать идею стихотворения: когда автор радуется, когда грустит, когда он одобряет происходящее, а когда иронизирует над героем или ситуацией, когда он смеется, а когда печалится, тревожится. Причины, вызвавшие динамику авторских эмоций, и приведут читателя к идее стихотворения.
Для детской поэзии особенно характерны такие приемы, как звукопись, звукоподражание, игра со словом и ритмом, неожиданные сравнения.
Правила постановки пауз при выразительном чтении стихотворения:
1) В конце предложения остановка длиннее.
2) На знаках препинания — короче.
3) В конце стихотворной строки ставится очень короткая пауза, если нет знака препинания.
4) Строка в стихотворении представляет интонационно законченное сочетание слов.
Критерии оценивания:
1. Знание текста. Безошибочность чтения.
2. Отражение настроения автора.
3. Верность выбора силы голоса.
4. Соблюдение мелодики чтения (повышение и понижение голоса).
5. Выбор точного ритма, темпа чтения.
6. Соблюдение логических и психологических пауз
7. Расстановка логических ударений.
8. Эмоциональность прочтения.
9. Четкое и правильное произношение.
10. Выражение отношения чтеца к читаемому.
11. Контакт со слушателем
12. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.
Список литературы:
1. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Квашина, Н. С. Развитие элементов ритмического чтения / Н. С. Квашина // Начальная школа. – 1991. - № 8.
3. Кубасова, О. В. Выразительное чтение/ О. В. Кубасова. М.: издательский центр «Академия», 2001.
4. Мали, Д. Л. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений (Текст) /Д. Л. Мали // Начальная школа. – 1990. - № 7.
5. Попова, Т. Интонационная выразительность речи / Т. Попова // дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.
6. Шпунтова, А. И. Работа над средствами выразительности устной речи / А. И. Шпунтова // Начальная школа. – 1991. - № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|