Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения,
Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения,
в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку
Зачем у маленькой хозяйки-
| Лежат ежи у ёлки,
| Щебетал щегол и щёлкал,
| Зелёный зонтик взяли зайки?
| У ежат иголки.
| Раздувал, как шарик, щёки.
| Затем, чтоб спрятаться от волка
| А внизу, похожие на маленьких ежат,
| Из пруда глядела щука,
| Под этим зонтиком из шёлка.
| Шишки прошлогодние на траве лежат.
| Удивлялась, что за штука.
|
|
|
| В небе громко гром гремит –
| Индюк из города идёт,
| Совершил сверчок скачок –
| Громко нам гроза грозит.
| Игрушку новую везёт.
| Заскочил он на сучок.
| Не гремите, не грозите,
| Игрушка не простая –
| “Не хочу попасть в сачок,
| Дождём грядки напоите.
| Индюшка расписная.
| Я не бабочка – сверчок! ”
|
|
|
|
Скороговорки
1.
| Водовоз вёз воду из водопровода.
| 16.
| Испугался Рома грома. Заревел он громче
| 2.
| Грабли – грести, метла – мести.
| грома. От такого рёва гром притаился за бугром.
| 3.
| Вёсла – везти, полозья – ползти.
| 17.
| У ежа – ежата, у ужа – ужата.
| 4.
| Кукушка кукушонку купила капюшон.
| 18.
| Слишком много ножек у сороконожек.
| Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он
| 19.
| У зайки Бубы заболели зубы.
| смешон.
| 20.
| У Ивашки рубашка, у рубашки – кармашки.
|
5.
| На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби
| 21.
| Иней лёг на ветви ели,
| дрова на траве двора.
| 22.
| Иглы за ночь побелели.
| 6.
| Перепёлка перепелят прятала от ребят.
| 23.
| Котик ниток клубок закатил в уголок.
| 7.
| Проворонила ворона воронёнка.
| 24.
| Укатил в уголок котик ниток клубок.
| 8.
| У Кондрата куртка коротковата.
| 25.
| Вёз корабль карамель, наскочил корабль на
| 9.
| У осы не усы, не усищи. А усики.
| мель. И матросы три недели карамель на мели
| 10.
| Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.
| ели.
|
| 11.
| Белые бараны били в барабаны.
| 26.
| Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай
| 12.
| Бублик, баранку, батон и буханку
| попугаю. Отвечает ему попугай: “Попугай,
| 13.
| Пекарь из теста испёк спозаранку.
| попугай, попугай! ”
| 14.
| До города дорога в гору, от города – с горы.
| 27.
| Два щенка щека к щеке щиплют щётку в
| 15.
| Цыплята и курица пили чай на улице.
| уголке.
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение 2
|
|
|
|
| Классификация малых жанров фольклора
|
| №
| Жанры
| Определение
|
|
| Особенности исполнения
| Примеры
|
|
|
|
|
|
| МАЛЫЕ ЖАНРЫ
|
| 1.
| Колыбельная
| Песня, исполняемая матерью или
| Исполняется негромко, нежно, слегка монотонно,
| Котя, котенька-коток,
|
|
| нянькой при укачивании ребёнка.
| однообразно, но в голосе должна слышится доброта.
| Котя — серенький хвосток!
|
|
|
|
|
| Ритмика соответствует движению качающейся люльки,
| Приди, котик, ночевать,
|
|
|
|
|
| заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных.
| Мои детоньку качать,
|
|
|
|
|
|
|
| прибаюкивать.
|
|
|
|
|
|
|
| Уж как я тебе, коту,
|
|
|
|
|
|
|
| За работу заплачу:
|
|
|
|
|
|
|
| дам кусок пирога
|
|
|
|
|
|
|
| да кувшин молока.
| 2.
| Пестушки
| Короткие ритмичные приговоры,
| Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов
| Купание:
|
| (пестовать-
| сопровождающие всевозможные
| и с
| утрированным протягиванием гласных звуков
| Вода текучая.
|
| нянчить)
| занятия с младенцем в первые
| речь.
|
| Дитя растучее.
|
|
| месяцы его жизни: пробуждение,
|
|
| С гуся вода,
|
|
| умывание, одевание, обучение
|
|
| С тебя худоба.
|
|
| ходьбе и т. п.
|
|
|
|
| Вода — к низу,
|
|
|
|
|
|
|
| А дитя — к верху.
| 3.
| Прибаутки
| Небольшой стишок, в котором
| Исполнителю надо передать живую, разговорную речь,
| Петушок, петушок,
|
|
| присутствует
|
| сюжет,
| характер героя. Используется прием драматизации.
| Золотой гребешок,
|
|
| направлены
| на
| развитие
| Следует подчеркнуть юмор ситуации. Читается весело,
| Масляна головушка,
|
|
| воображения малышей.
| лукаво.
| Щелкова бородушка,
|
|
|
|
|
|
|
| Что ты рано встаешь,
|
|
|
|
|
|
|
| Голосисто поешь,
|
|
|
|
|
|
|
| Деткам спать не даешь?
| 4.
| Докучные
| Сказка, в которой многократно
| Их
| произносительной особенностью являются
| Не сказать ли тебе сказочку про
|
| сказки
| повторяется один и тот же
| быстрый темп, монотонная, ровная, усыпляющая
| белого бычка?
|
|
| фрагмент текста..
|
| интонация.
| - Скажи!
|
|
|
|
|
|
|
| - Я скажи, ты скажи. Не сказать ли
|
|
|
|
|
|
|
| тебе сказочку про белого бычка?
|
|
|
|
|
|
|
| - Не хочу!
|
|
|
|
|
|
|
| - Я не хочу, ты не хочешь. Не
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| сказать ли тебе сказочку про белого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| бычка?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Отстань!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Я отстань, ты отстань. Не сказать
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ли тебе сказочку про белого бычка?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Вот пристал!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Ты говоришь «вот пристал», я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| говорю «вот пристал». Не сказать ли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тебе сказочку про белого бычка?
| 5.
| Потешки
| Небольшие
|
| стихи,
| Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти
| «Ладушки», «Сорока», «Коза».
|
|
| предназначенные для младенцев,
| слова надо выделять. Потешки может состоять из
|
|
|
| сопровождаемые
| простыми
| нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов,
|
|
|
| движениями рук и мимики лица.
|
| повтор одинакового построения предложений. Потешка
|
|
|
|
|
|
|
| должна звучать весело.
|
|
|
| 6.
| Небылицы
| Стишки или рассказы,
| в которых
| При
| чтение
| необходимо
| подчеркнуть
| слова,
| Стучит-гремит по улице,
|
|
| рассказывается о чем-то таком,
| обозначающие
| небывалое
| действие.
| Выделить
| Фома едет на курице,
|
|
| чего не может быть на самом.
|
| стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы
| Тимошка на кошке
|
|
|
|
|
|
| читаются весело, с юмором.
|
|
| По кривой дорожке.
| 7.
| Скороговорки
| Ритмичный,
| простой,
| обычно
| Читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз.
| У четырех черепашек четыре
|
|
| шуточный
| текст,
| который
| Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей:
| черепашонка.
|
|
| построен на сочетании звуков,
| трудность выбранного текста, чистота и скорость
|
|
|
| затрудняющих
|
| быстрое
| говорения, художественна выразительность.
|
|
|
|
| произнесение слов.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Считалки
| Жеребьевки для деления в игре.
|
| Исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма
| На златом крыльце сидели
|
|
|
|
|
|
| счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на
| Царь, царевич, король, королевич,
|
|
|
|
|
|
| выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.
|
| Сапожник, портной.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кто ты будешь такой?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Говори поскорей,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Не задерживай добрых и честных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| людей
| 9.
| Заклички
| Обращения,
| непременно
| в
| Произносить с интонацией просьбы, зова или клича.
| Солнышко, солнышко,
|
|
| стихотворной
| форме,
| к
|
|
|
|
|
| Выгляни в окошко.
|
|
| природным явлениям.
|
|
|
|
|
|
|
| Там твои детки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кушают конфетки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А тебе не дают,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всем ребятам раздают.
|
Приложение 3
Воспользуйтесь поиском по сайту:
|