Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.1. Особенности исполнения произведений устного народного творчества




 

Задания:

 

1. Прослушайте (https: //www. youtube. com/watch? v=4oH5wePV2P0) аудиозапись 5–6

 

потешек, 2–3 колыбельных, несколько детских считалок и песенок. Выявите особенности исполнения каждого фольклорного произведения.

 

 

2. Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения,

 

расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра:

 

 

* * *                                                                           * * *

 

Петя-Петя-Петушок,                                          Сорока-белобока

 

Петя - красный гребешок,                              Жила одиноко,

 

По дорожке он пошел                                      Скакала, скакала,

 

И копеечку нашел,                                              Гостей поджидала,

 

Купил себе сапожки,                                         Кашку сварила,

 

А курочке - сережки!                                         Гостей угостила!

 

* * *                                                                                * * *

 

Ай, лады-лады-лады,                                         Доры, доры, у Федоры

 

Начерпал медведь воды                                  Птички красили заборы

 

Целое корытце,                                                     Перышками, хвостиками,

 

Захотел помыться!                                               И просились в гости:

 

Надо, надо чистым быть,                                " Чив-чив, квости,

 

Чистым по лесу ходить!                                  Пусти, Федора, в гости! "


 


* * *

 

Коровушка-буренушка,

 

Встает она до солнышка,

 

Травку в полюшке жует,

 

Молочко домой несет!

 

Девочкам и мальчикам -

 

Всем нальет в стаканчики:

 

" Пейте, пейте, пейте,

 

И еще налейте! "


 

* * *

 

Ква-ква-ква-квакушка,

 

Пирожки пекла лягушка

 

Со сладкою начинкой,

 

Угощала свинку,

 

А заиньке в пирожок Положила творожок!

 


 

3. Прочитайте диалоги в лицах.

 

* * * * * *  
- Кисонька-мурысонька, - Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!  
- Где была? - Отчего не поскакать? Поскачу!  
- На мельнице. - Лапкой, зайка, постучи-постучи!  
- Кисонька-мурысонька, - Отчего не постучать? Постучу!  
-Что там делала? - Ты на травку упади-упади!  
- Муку молола. И так далее. - Отчего же не упасть — упаду.  
* * * - Полежи и отдохни-отдохни!  
- Заяц белый, - Если надо отдохнуть — отдохну.  
- Куда бегал? * * *  
- В лес зеленый! Федул, а Федул, чего губы надул?  

- Что там делал?

Кафтан прожёг.  
   
  А велика ли дыра?  
- Лыки драл!

Да один ворот остался

 
   
  Помогите, пожалуйста  

 

.


 


4. Прочитайте народные шутки. Обозначьте стрелками подъемы и падения

тона.

– Иван, скажи моей лошади: тпру!

– А сам что ж?

– Да губы замерзли.

– Сена дал лошади?

– Дал.

– Напоил лошадь?

– Напоил.

– Так иди запрягай!

– А где она?

5. Выучите наизусть произведения малых фольклорных жанров (не менее 2-х произведений: колыбельных, пестушек, потешек, небылиц) (Приложение 2).

 

 

6. Придумайте и исполните сценку с использованием жанров детского фольклора.

 

Рекомендуемые жанры: пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, считалки, скороговорки.

 

 

7. Найдите и проведите игру с использованием закличек (http: //prostatitusnet. ru/studentu/teoriya/kartoteka-narodnyh-podvizhnyh-igr/).

 

 

8. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа народной сказки).

 

 

9. Приготовьтесь к рассказыванию русской народной сказки «Теремок», украинской народной сказки «Рукавичка». Предварительно выделите зачин, эпизоды, концовку,

 

образные слова и выражения, определите характеры героев. Составьте «исполнительскую партитуру» наиболее трудных для восприятия фрагментов.

 


 



 

 

 


10. Определите задачи, которые ставит рассказчик при исполнении русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Снегурочка», чешской народной сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа».

 

 

 


11. Определите характеры героев русской народной сказки «Теремок» и в соответствии с этим подсоберите интонации для выразительного чтения этой сказки.

 

 

12. Ознакомьтесь с содержанием русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Определите основные задачи при её рассказывании в детской аудитории.

 

 

 


13. Создайте игровые ситуации и обыграйте сказки «Колобок», «Теремок», «Лиса, заяц

 

и петух», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».

 

 


14. Построить ролевой диалог героев сказки по предложенной модели:

 


Сюжет

 

 

Ситуация

 

 

Атрибуты

 

 


Действия ролей

 

 


Содержание

 

взаимодействия ролей

 

 


Педагогическая

 

ценность    содержания

 

роли.

 

 

Сказки для составления ролевого диалога героев:

 

«Рукавичка»

 

«Заюшкина избушка»

 

«Три медведя»

 

«Волк и козлята»

 

«Лиса, заяц и петух»

 

«За лапоток - курочку, за курочку – гусочку»


 


Критерии оценки

 

«Отлично»: соблюдены все 100% требований к модели речевого диалога.

 

«Хорошо»: есть замечания по1-2 критериям.

 

«Удовлетворительно»: есть замечания по 3 и более критериям.

 

«Неудовлетворительно»: работа не выполнена.

 

 

Рекомендации:

 

При подготовке к исполнению фольклорного произведения чтец определяет, к какому жанру оно относится, какой интонационной манеры он будет придерживаться; затем работает с произведением в зависимости от его жанра и способа речевой организации (стихи или проза) – Рабочая тетрадь по дисциплине «Детская литература», Приложение №1.

 

При рассказывании сказки следует учитывать ее жанровую специфику. Сказка о животных сказывается в естественной, разговорной манере. Особое внимание уделяетсятембровым изменениям голоса при передаче характеров животных. Сказка рассказывается

 

в простой, задушевной, разговорной манере. Передача её всегда предусматривает тесный контакт со слушателем, постоянное общение с ним. Чтец в процессе рассказывания как бы обращается к слушателю, ищет его сочувствия, поддержки.

 

Цель зачина – сосредоточить внимание слушателя, ввести его сразу в ту обстановку, в те времена, в которых будет развёртываться действие, с кем придётся иметь дело. В сказках о животных, в которых действуют существа реальные, зачин читается замедленно и повествовательно. В волшебных сказках, где всего можно ожидать (и скатерти-

 

самобранки, сапог-скороходов, жар-птиц и т. д. ) зачин читается таинственно, чтобы сразу ввести детей в мир сказочной фантастики. Все сказки имеют счастливый конец. Добро в них всегда побеждает, зло наказывается. Эту особенность необходимо передать при чтении: конец читать замедленно, с интонацией удовольствия, похвалы, чтобы дети ощутили удовлетворение, порадовались за судьбу положительного героя сказки, почувствовали осуждение несправедливости и зла.

 

Критерии оценивания:

 

 

1. Разговорная манера исполнения сказки

 

2. Глубина и верность трактовки сказки

 

3. Соблюдение логических и психологических пауз

 

4. Расстановка логических ударений


 


5. Выбор эмоционального тона

 

6. Тембровая окраска речи персонажей сказки

 

7. Контакт со слушателем

 

8. Манера держать себя

 

9. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.

 

 

 

№ задания

Баллы
       
  1,
 

 

 
 

3, 4, 5

 

 

 
 

2, 6, 7, 9

 

 

 
 

Максимальный

 

итоговый балл

 
       

«Отлично» - 18-20 баллов

   

«Хорошо» - 14-17 баллов

   

«Удовлетворительно» - 7-13 баллов

 

«Неудовлетворительно» - 0-6 баллов

 

 

 

Список литературы:

 

1. Акулова О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников / О. В. Акулова: дисс. … канд. пед. наук. – СП(б), 1999.

 

2. Литвин Э. С. Русское народное поэтическое творчество для детей. - Л., 1972.

 

3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 2012.

 

4. Попова, Т. Интонационная выразительность речи/ Т. Попова //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.

 

5. Соловьева, Н. М. Практикум по выразительному чтению / Н. М. Соловьева. М.: Дело, 2006. 190 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...