Тема 2.1. Особенности исполнения произведений устного народного творчества
Задания:
1. Прослушайте (https: //www. youtube. com/watch? v=4oH5wePV2P0) аудиозапись 5–6
потешек, 2–3 колыбельных, несколько детских считалок и песенок. Выявите особенности исполнения каждого фольклорного произведения.
2. Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения,
расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра:
* * * * * *
Петя-Петя-Петушок, Сорока-белобока
Петя - красный гребешок, Жила одиноко,
По дорожке он пошел Скакала, скакала,
И копеечку нашел, Гостей поджидала,
Купил себе сапожки, Кашку сварила,
А курочке - сережки! Гостей угостила!
* * * * * *
Ай, лады-лады-лады, Доры, доры, у Федоры
Начерпал медведь воды Птички красили заборы
Целое корытце, Перышками, хвостиками,
Захотел помыться! И просились в гости:
Надо, надо чистым быть, " Чив-чив, квости,
Чистым по лесу ходить! Пусти, Федора, в гости! "
* * *
Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
" Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте! "
* * *
Ква-ква-ква-квакушка,
Пирожки пекла лягушка
Со сладкою начинкой,
Угощала свинку,
А заиньке в пирожок Положила творожок!
3. Прочитайте диалоги в лицах.
.
4. Прочитайте народные шутки. Обозначьте стрелками подъемы и падения тона. – Иван, скажи моей лошади: тпру! – А сам что ж? – Да губы замерзли. – Сена дал лошади? – Дал. – Напоил лошадь? – Напоил. – Так иди запрягай! – А где она? 5. Выучите наизусть произведения малых фольклорных жанров (не менее 2-х произведений: колыбельных, пестушек, потешек, небылиц) (Приложение 2).
6. Придумайте и исполните сценку с использованием жанров детского фольклора.
Рекомендуемые жанры: пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, считалки, скороговорки.
7. Найдите и проведите игру с использованием закличек (http: //prostatitusnet. ru/studentu/teoriya/kartoteka-narodnyh-podvizhnyh-igr/).
8. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа народной сказки).
9. Приготовьтесь к рассказыванию русской народной сказки «Теремок», украинской народной сказки «Рукавичка». Предварительно выделите зачин, эпизоды, концовку,
образные слова и выражения, определите характеры героев. Составьте «исполнительскую партитуру» наиболее трудных для восприятия фрагментов.
10. Определите задачи, которые ставит рассказчик при исполнении русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Снегурочка», чешской народной сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа».
11. Определите характеры героев русской народной сказки «Теремок» и в соответствии с этим подсоберите интонации для выразительного чтения этой сказки.
12. Ознакомьтесь с содержанием русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Определите основные задачи при её рассказывании в детской аудитории.
13. Создайте игровые ситуации и обыграйте сказки «Колобок», «Теремок», «Лиса, заяц
и петух», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
14. Построить ролевой диалог героев сказки по предложенной модели:
Сюжет
Ситуация
Атрибуты
Действия ролей
Содержание
взаимодействия ролей
Педагогическая
ценность содержания
роли.
Сказки для составления ролевого диалога героев:
«Рукавичка»
«Заюшкина избушка»
«Три медведя»
«Волк и козлята»
«Лиса, заяц и петух»
«За лапоток - курочку, за курочку – гусочку»
Критерии оценки
«Отлично»: соблюдены все 100% требований к модели речевого диалога.
«Хорошо»: есть замечания по1-2 критериям.
«Удовлетворительно»: есть замечания по 3 и более критериям.
«Неудовлетворительно»: работа не выполнена.
Рекомендации:
При подготовке к исполнению фольклорного произведения чтец определяет, к какому жанру оно относится, какой интонационной манеры он будет придерживаться; затем работает с произведением в зависимости от его жанра и способа речевой организации (стихи или проза) – Рабочая тетрадь по дисциплине «Детская литература», Приложение №1.
При рассказывании сказки следует учитывать ее жанровую специфику. Сказка о животных сказывается в естественной, разговорной манере. Особое внимание уделяетсятембровым изменениям голоса при передаче характеров животных. Сказка рассказывается
в простой, задушевной, разговорной манере. Передача её всегда предусматривает тесный контакт со слушателем, постоянное общение с ним. Чтец в процессе рассказывания как бы обращается к слушателю, ищет его сочувствия, поддержки.
Цель зачина – сосредоточить внимание слушателя, ввести его сразу в ту обстановку, в те времена, в которых будет развёртываться действие, с кем придётся иметь дело. В сказках о животных, в которых действуют существа реальные, зачин читается замедленно и повествовательно. В волшебных сказках, где всего можно ожидать (и скатерти-
самобранки, сапог-скороходов, жар-птиц и т. д. ) зачин читается таинственно, чтобы сразу ввести детей в мир сказочной фантастики. Все сказки имеют счастливый конец. Добро в них всегда побеждает, зло наказывается. Эту особенность необходимо передать при чтении: конец читать замедленно, с интонацией удовольствия, похвалы, чтобы дети ощутили удовлетворение, порадовались за судьбу положительного героя сказки, почувствовали осуждение несправедливости и зла.
Критерии оценивания:
1. Разговорная манера исполнения сказки
2. Глубина и верность трактовки сказки
3. Соблюдение логических и психологических пауз
4. Расстановка логических ударений
5. Выбор эмоционального тона
6. Тембровая окраска речи персонажей сказки
7. Контакт со слушателем
8. Манера держать себя
9. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.
Список литературы:
1. Акулова О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников / О. В. Акулова: дисс. … канд. пед. наук. – СП(б), 1999.
2. Литвин Э. С. Русское народное поэтическое творчество для детей. - Л., 1972.
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 2012.
4. Попова, Т. Интонационная выразительность речи/ Т. Попова //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.
5. Соловьева, Н. М. Практикум по выразительному чтению / Н. М. Соловьева. М.: Дело, 2006. 190 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|