Интонационная выразительность. Упражнение 2. Игра «чудо-лесенка». А Береснев Тыква. Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки
ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Упражнение 1. Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосомследующее слово.
Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет.
Упражнение 2. Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклойтак, чтобы былопонятно, что:
-с куклой играет девочка, а не мальчик. - она играет не в парке, в лесу, а в саду. - играет не с мишкой, а с куклой.
Упражнение 3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные посмыслу слова.
1. Всякому овощу свое время. 2. Мягко стелет, да жестко спать. 3. Нет лучше дружка, чем родная матушка. 4. Солнце сияет, а месяц только светит. 5. Что написано пером, то не вырубишь топором.
Упражнение 4. Прочтите вслух стихотворение(или подберите прозаический текст)ивыделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле забелело, Точно пеленою все его одело. (И. Суриков)
Упражнение 5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы. 1. Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится. 2. Кудри завивай, да про дела не забывай. 3. Как посеешь, так и пожнешь. 4. Курить - здоровью вредить! 5. Без дела жить - только небо коптить. 6. Не верь началу, верь концу. 7. Куда иголка, туда и нитка. 8. За правое дело стой смело. 9. Старый друг лучше новых двух. 10. Жизнь дана на добрые дела.
Упражнение 6. Произнести поговорку«Проворонила ворона вороненка»передаваяразное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).
Упражнение 7. Диалогические скороговорки. - Расскажи мне про покупки! - Про какие про покупки! - Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
ПАУЗА Психологическая пауза, выражая различные чувства, выделяет слова: 1. Передающие напряжение. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк. 2. Выражающие неожиданность, неоправданность происходящего.
На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. (А. С. Пушкин. ) 3. Несущие большую смысловую нагрузку. Потом они нашли щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. (Л. Н. Толстой. ) ТЕМП Упражнение 1. «Два барана» Прочитать, следуя указаниям в скобках.
По крутой тропинке горной (Неторопливое, размеренное) шел домой барашек черный (повествование) и на мостике горбатом повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: здесь двоим нельзя пройти— ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Мэ-э, — ты в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороги! » Помотал один рогами, уперся другой ногами... Как рогами ни крути,
а вдвоем нельзя пройти. (Темп речи убыстряется: белый баран сердится, говорит быстро. ) Такой же быстрый темп: черный баран раздражается, говорит еще быстрее брата. Очень быстрый темп: передается «бои» баранов.
Упражнение 2. «Барабанщик». Представьте, что вы играете на барабане, и вашируки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов, Била Бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов, Била Бой. (И. Сельвинский)
Упражнение 3. «Паровоз» -постепенное убыстрение темпо-ритма. Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко, И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет, и жаром он дышит. Идет кочегар и как будто не слышит, Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо. И уголь тяжелый там бухает глухо.
И в брюхе горячем пылает так ярко. Уууф, жарко.
Пуууф, жарко. Ууух, жарко. Едва, Понемногу, Да-да, Понемногу – В дорогу!
В дорогу! Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились, Как будто они не вагоны, а мячики! Так-чики, Так-чики,
Так-чики, Так-чики.
ТОН Упражнение 1. «УУУУХ» (А. Прокофьев, «Как на горке, на горе»). С ГОРКИ – УУУУХ. (Понижай голос, как будто съезжаешь с горы. ) НА ГОРКУ – УУУУХ! (Повышай голос, как будто поднимаешься на гору. )
Упражнение 2. Игра «Чудо-лесенка». Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю, Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю: Шаг—на—го-ры,
Шаг—на—ту-чи... А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че...
Не—ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!
Упражнение 3. «Самолёт» (выше–ниже, быстро–медленно). Встретил петушок кота И спросил его тогда: - Почему ты черный, кот? - Лазал ночью в дымоход. - Почему сейчас ты бел? - Из горшка сметану ел. - Почему ты серым стал? - Пес меня в пыли валял.
Упражнение 4. Прослушайте своих товарищей, подготовивших чтение. Оцените ихчтение (правильно ли выбран темп, на месте ли паузы, логическое ударение, выразителен ли эмоциональный тембр голоса и т. д. ). Особенно следите за соблюдением правил орфоэпии.
Упражнение 5. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям и кинсценированию.
А Береснев Тыква
- Почему, скажи мне, тыква, Все лежишь? - А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости, А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик Крепко-накрепко к ботве!
Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки
Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Ду-до-да – гудят провода. Жи-жи-жи – здесь живут ежи. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Же-же-же – дождь пошёл уже. За-за-за – уходи домой коза. Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу. Ли-ли-ли – тополя видны вдали. Ля-ля-ля – но от них в пуху земля. Ля-ля-ля – все мы любим тополя. Ло-ло-ло – на улице тепло. Лу-лу-лу – стол стоит в углу. Ул-ул-ул – у нас сломался стул. Ле-ле-ле – много их у нас в селе. Оль-оль-оль – мы купили соль Ма-ма-ма – дома я сама. Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и. Му-му-му – молока кому. Мы-мы-мы – прочитали мы. Ра-ра-ра – Кате спать пора. Ры-ры-ры – летают комары. Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. Ор-ор-ор – подмели мы двор. Ри-ри-ри – на ветке снегири. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч. Ща-ща-ща – я несу домой леща. Ащ-ащ-ащ – я надела плащ. Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса! Сы-сы-сы – не боимся мы осы. Су-су-су – видел кто из вас осу? Сы-сы-сы – мы не видели осы. Са-са-са – бегает в лесу лиса. Си-си-си – в водоёме караси. Ся-ся-ся – вот поймать бы карася. Се-се-се – карасей ловили все. Ся-ся-ся – не поймали карася. Су-су-су – было холодно в лесу. Ос-ос-ос – на поляне много ос. Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь. Та-та-та – у нас дома чистота. Тё-тё-тё – отложили мы шитьё. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. Чу-чу-чу – погасить пора свечу. Шу-шу-шу – я письмо пишу. Аш-аш-аш – у Марины карандаш. Ша-ша-ша – мама моет малыша. Ать-ать-ать – мы идём гулять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|