Тема 2.2. Особенности исполнения авторских произведений прозаического жанра
Задания:
1. Осветите особенности чтения прозаических произведений детям дошкольного возраста.
![]()
2. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа авторской сказки).
3. Подготовьте к выразительному чтению по ролям сказку М. Горький «Воробьишко»
4. Познакомьтесь Приложением 3 (Алгоритм литературно-исполнительского анализа рассказа).
5. Определите основной тон рассказа Н. Носова «Ступеньки». С помощью интонаций
и других средств выразительности передайте юмористическую направленность данного произведения.
6. Составьте примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В.
Бианки «Купание медвежат».
7. Прочитайте рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Разделите его на части по содержанию. В зависимости от темы и содержания подчеркните слова, на которые падают логические ударения. Прочитайте текст вслух в соответствии с разметкой
Прочитайте её вслух, соблюдая правила дыхания, меняя уровень высоты голоса, меняйте окраску голоса в связи с содержанием произведения.
9. Приготовьте к выразительному чтению один из рассказов (Н. Носов «Затейники»,
М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Маша-растеряша», С. Прокофьева «Маша и Ойка»): подготовка текста, литературно-исполнительский анализ, постановка исполнительской задачи, обозначение логических ударений, пауз, темпа, силы, высоты голоса, проверка слов по словарю, произношение которых вызывает сомнение; тренировочное чтение.
![]()
10. Прочитайте отрывки из сказки Х. -К. Андерсена «Гадкий утенок» с соответствующей интонацией и мимикой
1) Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.
- Пип, пип! - сказали они.
- Кряк, кряк! - ответила утка. - Поторапливайтесь!
2) И вот наконец большое яйцо треснуло.
- Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы.
Но какой же он был большой и гадкий! Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.
- Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!
3) И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, а лебеди,
завидев его, замахали крыльями и поплыли прямо к нему.
- Убейте меня! - сказал гадкий утенок и низко опустил голову.
И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!
15. Построить ролевой диалог героев рассказа Н. Носова «Живая шляпа» по предложенной модели:
Сюжет
Ситуация
Атрибуты
Действия ролей
Содержание
взаимодействия ролей
Педагогическая
ценность содержания
роли.
11.
Инсценирование –это переработка литературной первоосновы на уровне текста, превращение в литературный сценарий для театра. Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии. В произведении, предназначенном для инсценирования, обязательно должен быть элемент игры либо откровенной условности - театр картинок как первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения.
Критерии оценки инсценировки:
1) Музыкальное и звуковое оформление спектакля
2) Декорации и куклы
3) Выразительность речи и артистизм актеров
4) Сплоченность участников спектакля
12. Подготовьте игру-импровизацию по текстам коротких сказок и рассказов (К.
Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
13. Подготовьте игру-драматизацию с несколькими персонажами по народным сказкам
(«Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Критерии оценивания:
1. Ясная и правильная передача идеи автора.
2. Верность выбора силы голоса.
3. Соблюдение мелодики чтения (повышение и понижение голоса).
4. Выбор точного темпа чтения.
5. Тембровая окраска речи персонажей сказки
6. Соблюдение логических и психологических пауз
7. Расстановка логических ударений.
8. Эмоциональность прочтения.
9. Выражение отношения чтеца к читаемому.
10. Контакт со слушателем
11. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.
Рекомендации:
Прежде чем начать читать прозаическое произведение, необходимо обдумать сведения об авторе, жанр, тематику, основную идею произведения, подтекст, образы героев и их взаимоотношения, пронаблюдать язык и особенности композиции.
Во время исполнения прозаических произведений чтец постоянно держит контакт с аудиторией, поскольку он переполнен мыслями, чувствами, впечатлениями, чем и старается поделиться со слушателями. Он заставляет слушателей неотрывно следить за развитием действия, поведением героев, их поступками; он заставляет слушать себя. Использовать рассказывающую интонацию, которая является своеобразным образцом устной литературной речи.
Список литературы:
1. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.
2. Кубасова, О. В. Выразительное чтение / О. В. Кубасова. М.: издательский центр «Академия», 2001.
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Я., Петрова Е. С. Театрализованные игры в ДОУ. М.: «Школьная пресса», 2010г.
4. Попова, Т. Интонационная выразительность речи / Т. Попова // дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.
5. Хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
6. Шпунтова, А. И. Работа над средствами выразительности устной речи / А. И. Шпунтова // Начальная школа. – 1991. - № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|