Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы контроля над рынком:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт «Архитектуры и строительства»

Кафедра «Экспертизы и управления недвижимостью»

Журавлева Л.Е.

Планирование на строительном предприятии

 

Иркутск, 2012 г.

 

 

УДК 65.0 (075.8)

 

Планирование на строительном предприятии: Учебное пособие. Автор-составитель Журавлева Людмила Ефимовна. Доцент кафедры ЭУН ИрГТУ, 2012,  165 с.

 

 

Аннотация

 

В учебном пособии содержатся основы стратегического и тактического планирования, рассматривается планирование производственной программы, технического развития, обеспечения материальными и трудовыми ресурсами на строительном предприятии. Изложены методы планирования затрат, повышения эффективности, основы бюджетирования и оперативного планирования.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов по специальности  060800 «Экономика и управление на предприятии (строительство)», изучающих курс «Планирование на предприятии».

 

Содержание

Введение …...………...………...………...………...………...………..……...…… 6
1. Общие положения и методы планирования …………...………………… 7
1.1. Функции планирования.……………………………………………………… 7
1.2. Пределы планирования ……………………………………………………… 8
1.3. Принципы планирования ……………………………………………………… 9
1.4. Типы внутрифирменного планирования ……………………………………… 11
1.5. Процесс планирования в экономической организации ……………………… 15
2. Инструментарий планирования: нормы, нормативы,  показатели … 19
2.1. Понятия «норма» и «норматив»...……………………………………………   19
2.2. Классификация норм и нормативов ……………………………………………     22
2.3. Система нормативов для планирования деятельности строительных организаций ………………………………………………………….…...………   24
2.4. Взаимодействие нормативов и плановых показателей ……...…...…...…...…  26
3. Механизм стратегического планирования ……………………………..…   29
3.1. Основы стратегического планирования...…...… ……………………………   29
3.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия...…...…...…...…...…...…   30
3.3. Видение, миссия, цели строительного предприятия...…...…...…...…...….....   34
3.4. Выбор стратегических альтернатив    ..…...…......….....…...…...…...…...….....   38
4. Планирование производственной программы и производственной мощности строительного предприятия …………………………………… 45
4.1. Производственная программа и производственная мощность строительного предприятия ………………...…...………………………………………...…...…     45
4.2. Планирование развития производственной мощности строительного предприятия …………………………………………...…...………………...…     47
4.3. Основные принципы планирования производственной программы.…...…   49
4.4. Планирование производственной программы по пусковым объектам и объектам задела в жилищном строительстве …………………………...…...…   50
4.5. Планирование производственной программы по пусковым объектам и объектам задела в промышленном строительстве ……………………...…...…   52
4.6. Распределение производственной программы по исполнителям …...………          53
4.7. Моделирование производственной программы методом оптимального планирования …………………………………………………………………… 54
5. Техническое развитие и повышение эффективности строительного производства ……………………………………………………………………… 56
5.1. Значение и содержание плана технического развития и повышения эффективности строительного производства ………………………………… 56
5.2. Расчет эффектов организационно-технических мероприятий через определение роста производительности труда …………………………...…...   58
5.3. Расчет эффектов организационно-технических мероприятий через определение снижения себестоимости CMP ……………………...…...….…...    59
5.4. Планирование и расчет экономической эффективности внедрения новой техники …………………………………………………………...…......….…...      60
5.5. Расчет годового эффекта от создания и использования новых конструкций 62
5.6. Влияние внедрения новой техники на показатели работы строительно-монтажной организации ………………………………………...…......….…... 63
5.7. Инновационно-инвестиционная деятельность в строительстве …......……... 67
5.8. Моделирование технического развития и повышения эффективности строительного производства ……………………………………...…......….…... 73
6. Планирование обеспечения деятельности строительного предприятия предметами труда ………………………………...…......….….. 75
6.1. Особенности материально-технического обеспечения строительных предприятий …...…...…...…...………………………………………...….........  75
6.2. Планирование материально-технического обеспечения и комплектации...... 76
6.3. Планирование расходов материалов в строительстве …...…...…...…...…...... 78
6.4. Планирование запасов материально-технических ресурсов …...…...…...….... 79
6.5. Моделирование обеспечения деятельности строительного предприятия предметами труда …...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…..…...…... 80
7. Планирование обеспечения деятельности строительного предприятия средствами труда...…...…...…...…...…...…...…...…..…...….... 87
7.1. Планирование уровня механизации работ и потребности в строительных машинах и механизмах …...…..…...…….…..…...…...…...…...…...…..…...…... 87
7.2. Планирование использования парка строительных машин   …...…...…….…. 88
7.3. Планирование расходов на эксплуатацию строительных машин ………...… 91
7.4. Моделирование распределения комплектов машин по объектам строительства …...…...…...…...…...…...….……...…...…...…...…...…..…...….. 93
8. Планирование обеспечения деятельности строительного предприятия рабочей силой.…...…...….……...…...…...…...…...…..…...….. 99
8.1. Трудовые ресурсы …..…...…...…...…...…...…..…...…...…....…...…..…...…... 99
8.2. Планирование производительности труда в строительной организации ….. 101
8.3. Планирование численности и состава работников строительной организации …...…...…...…...…...…...…...…...…...…..…...…......…...…...…... 103
8.4 Планирование, комплектование и повышение квалификации кадров..…...… 105
8.5. Принципы организации оплаты труда в строительной организации в современных условиях …..…..…..…...…...…...…...…..…...…......…...…...…...  109
8.6. Совершенствование оплаты труда в строительстве.…...…..…...…......…..... 111
8.7. Планирование социального развития коллектива.…...…..…...…......…...…... 115
9. Планирование затрат и результата деятельности.…..…...…......…...…... 117
9.1. Развитие рынка и производства в России и мировой практике в 1960-2000г.г. 117
9.2. Методы расчета затрат на производство или себестоимости продукции.….. 119
9.3. Планирование прибыли и рентабельности..…..…..…......…..…..…...…......... 121
10. Бизнес-планирование на строительном предприятии …..…...…......... 126
10.1. Общие положения …..….…....….…..…...….........…..…...….........…..…...….. 126
10.2. Структура бизнес-плана.….….….….….…..….…....….…..…...…...........…... 127
10.3. Этапы разработки бизнес-плана …..…...….........…..…...….........…..…...…... 130
10.4. Реализация бизнес-планирования на строительном предприятии..…...….... 130
10.5 Оценка рисков при бизнес–планировании …..…...….........…..…...…......... 133
10.6. Дисконтирование экономических расчетов при бизнес-планировании ….. 136
11. Основы бюджетного планирования..…...….........…..…...….........…..….. 143
11.1. Бюджет и план. Бюджетирование..…...….........…..…...….........…..…...…. 143
11.2. Виды бюджетов, их особенности..….…....…..……..…...….........…..…......... 144
11.3. Структура общего бюджета предприятия.….….….….…...…..…...….......... 146
11.4. Особенности бюджетного процесса на предприятиях строительной отрасли …..….…....…...…......….…....…..….….….….….….….…..…...….......... 150
11.5. Постановка бюджетного процесса на строительном предприятии..…...…. 151
12. Оперативное планирование строительного производства …..…...…... 155
12.1. Диспетчерское управление..…..…..…...…...…...…......…..…..…...….......... 155
12.2. Разработка оперативных планов, контроля и учета производства.…..…. 161
Список использованных источников …..…..…………………………… 165

 


Введение

Совершенствование планирования – одно из важнейших направлений повышения эффективности строительства, являющегося крупной отраслью экономики России. Существенные недостатки в планировании связаны с несбалансированностью плановых решений, одной из причин которой является недостаточная изученность хозяйственного механизма управления строительством. Сложность планирования строительного производства определяется необходимостью учета многочисленных факторов и противоречивых целей.

Функции, которые выполняет планирование, определяют его необходимость: рационально использовать ресурсы, систематизировать проблемы, улучшать координацию между подразделениями, ускорять проходимость информации, совершенствовать учет и контроль производства, подготовиться к изменению внешних условий в стране и мировой экономике.

Методология планирования совершенствуется по основным направлениям: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; использование системы прогрессивных норм и нормативов; повышение эффективности, качества и конкурентоспособности строительного производства, обеспечение сбалансированности планов, улучшение финансово-экономических результатов деятельности предприятия.

Для решения методологических проблем  необходимо изучение основ планирования, выбор форм и структуры планов, системы норм, нормативов и показателей, системно определяющих  все стороны деятельности предприятия.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного стандарта по  дисциплине "Планирование на предприятии" и предназначено для студентов вузов по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (строительство)».

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Функции планирования

Планирование является свойством большинства целеустремленных систем,способных распознать свои потребности и выбрать способыих удовлетворения.

Планирование одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.                            

Виды планов: комплексные и специализированные, перспективные и оперативные; стратегические и тактические, локальные,  глобальные.

Планирование на строительном предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения.

  Функции планирования на предприятии:

1. рациональное использование имеющихся ресурсов;                

2. подготовка к использованию будущих благоприятных условий;

3. систематизация возникающих проблем;

4. координация между подразделениями и службами организации;

5. ускорение проходимости информации;

6. упрощение контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.

 Планирование в большей мере, чем саморегулирование рынка, позволяет максимально эффективно использовать ограниченность ресурсов, т.к. существует запаздывание реакции рынка (быстрое изменение спроса и медленное — предложения), влияние неценовых факторов на точку равновесия, поэтому движение к точке равновесия может быть — нерациональным (неэффективным).

Планирование осуществляется как на макро- так и на микроуровне.

Объективные обстоятельства потребности макроэкономического планирования:

1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода занятости и т.д.

2. Систематический рост доли общественного потребления товаров и услуг, регулируемого государством.

3. Ростмасштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания.

4. Появление более сложных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате развития интеграционных процессов.                                                                                  

5. Обострение глобальных проблем современности (продовольственный   кризис, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшениесостояния окружающей среды и др.) усиливает потребность в долгосрочном прогнозировании.

6. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономическиекризисы, стихийные бедствия), стимулирует планомерную концентрацию ресурсов и усилий по преодолению их.

Сущность планирования на микроуровне заключается в научном обосновании социально-экономических целей отдельного экономического субъекта и выборе наилучших способов их реализации.

Виды планирования на микроуровне подразделяются в зависимости от подходов.

1. Формальное планирование предполагает, чтоцели изадачи планирования заданы объективно, но действительность чрезмерно упрощена:

– происходит абстрагирование от всего, неподдающегося точному измерению (экологическая цена, политическая приемлемость решений и т. п.);

– не учитывается, что планируемые системы и их окружение непрерывно развиваются в условиях неопределенности.

2. Инкрементальное планирование (от англ. i ncrementalion – политика постепенных преобразований)— пассивное приспособление к обстоятельствам, политическим компромиссам с учетом ограниченности способности человека предвидеть будущее.

Задача инкрементального планирования – улучшить систему в пределах возможного и последовательно реагировать на новые проблемы при их появлении.

3. Системное планирование – соединение формального и инкрементального планирования, сочетающее точные методы и целостность системы с включением неформальных факторов.

Задача системного планирования — преобразование системы и ее среды в направлении поставленных целей. По определению Р. Акоффа, планирование – это проектирование желаемого будущего и изыскания путей его построения.

1.2. Пределы планирования

Статистические исследования последних лет показали, что только 27% экономических субъектов полномасштабно и на долгосрочной основе используют планирование в своей деятельности.

Пределы планирования – объективные и субъективные причины, ограничивающие возможности планирования в экономической организации.

I. Неопределенность рыночной среды (факторы — стратегические, технологические, политические, информационные, экологические).

II. Издержки планирования. Эффект от внедрения и поддержания системы планирования предприятия должен превышать расходы ресурсов на данный процесс.

Минимальные затраты на планирование — обеспечивают выживание, а любые дополнитель­ные затраты — развитие предприятия.

III. Масштаб деятельности фирмы. Только крупные предприятия могут осуществлять полномасштабное планирование сво­ей деятельности.

Множество факторов влияния остаются неучтенными при планировании, поэтому  экономические субъекты стремятся вытеснить воздействия рынка, чтобы упорядочить свою деятельность.

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ НАД РЫНКОМ:

1. Контроль над спросом — пассивный и активный.

Пассивный контроль — приспособление фирмы к потреби­тельским нуждам и настроениям посредством маркетинговых исследований, которые не позволяют установить полностью планируемые и абсолютно устой­чивые отношения с потребителями.

Активный контроль — установление монопольного влияния на рынке. Конкуренция между крупными предприятиями может иметь особо разрушительный характер. При больших размерах пред­приятий и высоком уровне техники самая большая доля средств идет на приобретение машин, оборудования, зданий и сооруже­ний. Все это не может быть легко извлечено из одной отрасли и перемещено в другие, поэтому в случае падения цен на товары крупным предприятиям угрожают большие потери. В целях умень­шения конкуренции, установления высоких цен на товары, полу­чения максимальной прибыли и снижения неопределенности рыночной среды крупные предприятия объединяются в монопо­листические союзы.

При­знаки монополии:

1) монополист выступает как единственный продавец, диктующий свою волю на рынке;

2) реализуемый товар имеет уникальные характеристики (свой­ства);

3) для сторонних фирм искусственно устанавливаются  непреодолимые барьеры.

Типичными формами монополистических объединений являются консорциумы, картели, синдикаты, тресты, концерны. В качестве монополиста может выступать не только крупное, но и любое другое предприятие, которое выходит на рынок с новым про­дуктом. Свою монополию оно закрепляет путем патентования нов­шества или просто содержания его в секрете. Наличие патента дает исключительное право на использование данного новше­ства. Такая монополия обычно длится недолго, примерно два-три года, так как за это время другие фирмы находят способы раскрыть секреты и «обойти» патент, например путем разработки схожего продукта, но с какими-то достаточно существенными отличиями.

2. Вертикальная интеграция — объединение предприятий с другими отраслями, выполняющими функции технологических ступеней, или связанными по линии снабжении или сбыта.

3. Прямые договорные связи — поставка продукции поставщиком непосредственному потребителю.

Прямые связи необходимы для обеспечения сложного монтажа, отладки, до- и послепродажного обслуживания самим изготовителем. Это особенно важно для строительной продукции, которая всегда обладает уникальными свойствами, т.е. является узкоспециализированной. Как и другие способы увеличения пределов планирова­ния, прямые договорные связи не устраняют риска, связанного с невыполнением обязательств одной из сторон.

4. Выстраивание предпринимательских сетей объединяющих фирмы экономически заинтересованные друг в друге, на основе гибких взаимоотношений и сотрудничества на доверии.

Сети позволяют получить преимущества, которые дает верти­кальная интеграция, и сохранить выгоды гибкой, хорошо адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры. Преимущества сетей: быстрое распространение и создание новой, необходимой для предприятия информации; ускорение внедрения инноваций; разделение риска между участниками сетей.

Пределы планирования в строительной отрасли России:

1. экономическая нестабильность;                           

2. высокая доля малых строительных предприятий;

3. низкий уровень накопления капитала;

4. высокий удельный вес убыточных предприятий и организаций.

1.3. Принципы планирования

Принципы — руководящие положения и установки в деятельности.               

1. Принцип единства (холизма) – системность, при котором выполня­ются следующие условия:

1. существуют специальные подразделения, которые выполняют функции планирования деятельности, связанные с остальными функциональными подразделениями, находящимися на всех уров­нях иерархии власти (вертикальные и горизонтальные связи);

2. этапы процесса планирования являются элементами системы планирования;

3. все подразделения, участвующие в процессе планирования на всех его этапах, объединены единой целью - созда­нием плана организации, контролю его выполнения и коррекции последующих планов по результатам контроля и анализа выполнения плана;

 4. на предприятии существует разнообразие подсистем планирования, действующих исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана подразделения более высокого звена и организации в целом. Все планы, созданные в организации, представляют собой не просто совокупность, набор документов, а взаимосвязанную систему.

2. Принцип непрерывности:

– процесс планирования на предприятиях должен осуществлять­ся постоянно, в рамках установленного цикла;

– разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Неопределенность внешней среды и непредусмотрен­ные изменения делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и пред­ставлений фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях, соответству­ющее исправление и уточнение планов.

Непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятель­ность со всеми вытекающими из этого выгодами.

3. Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планиро­вания способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления прин­ципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутрен­ними и внешними условиями, поэтому планы обычно содержат резервы.

Требования к пределам резервов плани­рования:

– не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

– слишком низкие пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с будущим риском. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высо­кими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

4. Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, насколько позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

5. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической орга­низации становится участником плановой деятельности, незави­симо от должности и выполняемой им функции.

Реализация принципа участия имеет следующие выгоды.           

1. Каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни, более обширную и объективную информацию о де­ятельности, чем раньше. В результате процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

2. Личное участие членов организации в процессе планирования приводит к тому, что пла­ны организации становятся личными планами работающих, а уча­стие в достижении целей организации удовлетворяет собствен­ные потребности работников. У каждого работника появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.

3. Применение принципа участия способствует тому, что ра­ботники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, знания, расширя­ется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

6. Принцип рациональности - планирование необходимо осуществлять в том случае когда эффект от создания плана превышает затраты на его разработку;

7. Принцип выполнимости - планирование необходимо осуществлять, когда оно подкреплено ресурсами организации.

1.4. Типы внутрифирменного планирования

1. Степень охвата - общее планирование (включающее в себя все относящиеся к данному вопросу области и ве­личины) и частичное (охватывающее только определенные обла­сти и величины).

2. Степень неопределенности:

Детерминированные системы - действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в инфор­мации. Например, планирование производства, как правило, обладают высокой определенностью и точностью в предвидении результатов.                                           

Вероятностные (стохастические) не дающие полной предсказуемости результата,предполагает недостаток опре­деленности во внешней среде и нехватку информации.

Так, в раз­витых странах мира переход от индустриальной к постиндустриальной экономике привел к усилению неопределенности из-за усложне­ния хозяйства и ускорения изменений в нем.

3. Временная ориен­тация планирования:

3.1. Реактивное планирование (возврат к прошлому). Основной метод реактивного планирования — это генетический подход. Всякая проблема здесь исследуется с точки зрения ее возникновения и про­шлого развития. Если найти в прошлом причину проблемы, пода­вить ее или сдержать — проблема исчезнет.

Экономическая организация воспринимается сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляться она должна сверху вниз при помощи лич­ного авторитета высшего руководителя и его отцовского (патер­налистского) отношения к подчиненным. Реактивное планирова­ние опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их, а затем передает на следующий уровень и т.д. Вторично общий план нижестоящими подразделе­ниями не корректируется.

Недостатки реактивного планирования:

1. предприятие рассматривается как простая единица, вследствие чего оказывается потерян­ным положительный эффект взаимодействия отдельных частей целого (например, отдела маркетинга и отдела производства);

2. планирование проводится без достаточного учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений,  не соблю­дается принцип гибкости;

3. планирование - это функция в основном высшего руководства (не соблюдается принцип участия), старшего поколения, в определенной мере игнорируются возможности молодых сотрудников;

4. поскольку запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения, руководители нижестоящих подразделений стремятся завысить уровень своих запросов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты дефицитных экономических ресурсов, способ­ствуют их неэффективному накоплению.

Положитель­ные стороны реактивного планирования:

1. постоянное обращение к истории, положительному прошлому опыту;

2. учет преемственности, охраняющий от резких и необ­думанных изменений;

3. сохранение традиций, создающие чувство безопасности у ра­ботников предприятия.

3.2. Инактивное планирование. Удовлетворение настоящим, представление о том, что равновесие в положении экономической организации на рынке достигается естественным путем, автоматически. Главный принцип планирования — минимум необходимого, чтобы не изменить естествен­ного хода событий.

Предотвращение изменений и сохранение своего стиля стано­вится основной целью организаций, использующих инактивное планирование. Принятию решений сопутствуют бюрократизм и волокита, оно осуществляется в рамках различных, бесконечно заседающих комиссий, нелояльность к организации и ее целям считается основным злом и строго карается. Предыстория пробле­мы плановиков не интересует. В планировании большую часть вре­мени занимают сбор фактов и их первичная обработка.

Недостатки инактивного планирования:

1. неспособность приспосабливаться к изменениям, эффективная работа только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из предприятий, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств только в том случае, если материальное состояние общества велико и оно может обеспечить бюджет необходимыми финансовыми ресурсами;

2. слабое использование творческого потенциала сотрудников фирмы, ограничение их служебной самостоятельности.

Положи­тельная сторона инактивного планирования – осторож­ность в планировании хозяйственной деятельности. Постепенные и осмотрительные действия обычно не приводят к катастрофи­ческим последствиям, и уход с рынка не бывает внезапным и болезненным.

3.3. Преактивное планирование (упреждение) – ориентировано в основном на будущие изменения, воз­можность угадать вероятные направления изменении и «оседлать их первую волну» для того, чтобы достичь своих целей. Эти цели обычно связывают не только с увеличением прибыльности, но и с выживанием и ростом организации.

Преактивное планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений с использованием достижений техники, науки, в том числе экономико-математическим методам планирования. Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируют внешние условия, формулируют цели и стратегии, затем опреде­ляются цели низших уровней и программы их действий.

Недостатки преактивного планирования:

1. слабое использование накопленного опыта;

2. недостаточное внимание к повседневным нуждам организации.

Основным достоинством преактивного метода является адек­ватная оценка внешней среды и стремление учесть ее факторы в процессе планирования.

3.4. Интерактивное планирование харак­теризуется двумя основными чертами:

— основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации;

— предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участ­ников организации. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего.                                     

Методы проектирования будущего активно применяют в по­следнее время многие крупные компании-монополисты. Почему? Затраты на преобразование вкусов потребителей, формирование спроса, создание удобной для организации философии потребителя - это очень капиталоемкий и долгосрочный процесс. Р.Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию:

— инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;

— реактивисты пытаются плыть против него;

— преактивисты стараются оседлать его первую волну;

— интерактивисты намерены поменять течение реки.

С интерактивным планированием связаны две основные проб­лемы:

1. интерактивное планирование — это, скорее, идеальное по­строение, чем практическая модель менеджмента;

2. даже с теоретической точки зрения экономическая организа­ция, взятая отдельно, не может полностью контролировать свое будущее.

Следовательно, способом отношения фир­мы к своему будущему является не проектирование его, а адапта­ция, приспособление. Но даже этот тип медленно находит свое признание в среде бизнеса, хотя применение этого способа под­стегивается многочисленными внешними факторами.

Это самый ресурсоемкий из представленных типов планирова­ния.

Содержание предпринимательской политики:

4.1. стратегическое (высший уровень управления) — поиск новых возможностей и продуктов производства;

4.2. тактическое (средний уровень) — создание предпосылок для известных возможностей и продуктов;

4.3. оперативное (низший уровень) - реализация данной воз­можности.                                                                      

Горизонт планирования (период времени, который охватывают планы, составленные организаци­ей) разделяет планирование на три типа: долгосрочное, средне­срочное, краткосрочное.

Классификацию по длительности горизонта планирования нельзя путать с классификацией по временной ориентации идей, которая предполагает существование принципиально различ­ных философий планирования в зависимости от отношения к прошлому, настоящему и будущему. Разделение планирования на долго-, средне- и краткосрочное означает различие отрезков вре­мени, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер.

Долгосрочное планирование — от 10 до 25 лет. Процесс долгосрочного плани­рования состоит из экономического прогнози­рования, включающее в себя стратегическое планирование и раз­работки долгосрочного плана.

Экономический прогноз многовариантная гипотеза о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, требуемых для их достиже­ния ресурсах и организационных мерах.

Особенность долгосрочного прогнозирования его вариантность.

При экономическом прогнозировании проводят сопоставитель­ный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, а также изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.

На стадии разработки долгосрочного плана определяют: об­щие принципы ориентации предприятия на перспективу (кон­цепцию развития); главное направление и программы развития; содержание и последовательность осуществления важнейших ме­роприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Долгосрочное планирование помогает принимать решения по следующим комплексным проблемам деятельности предпри­ятия:

– определение направлений и размеров капиталовложений и ис­точников их финансирования;

– внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

– диверсификация производства и обновление продукции;

– формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;

– совершенствование организации управления по отдельным подразделениям, кадровая политика.

Объектами долгосрочного планирования являются: производ­ственные мощности, инвестиции, финансовые средства, иссле­дования и разработки, доля рынка, организационная структура и т. п. В рамках долгосрочного планирования разрабатывают новые стратегии «продукт — рынок» и пути ликвидации разрыва между прогнозными значениями показателей и теми, которые могут быть реализованы. Для этого проводят анализ возможностей расшире­ния производства, ввода новых мощностей, снижения издержек изменения номенклатуры, создания зарубежных филиалов и др.

 Оценка перспектив в условиях стихийного развития рынка крайне неопределенная. При долгосрочно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...