Стратегический анализ. Выбор стратегических альтернатив
Рассмотрим некоторые модели стратегий. Матрица «Продукт — рынок» (матрица Ансоффа). Возможные для условий растущего рынка стратегии описал в 1966 г. американский ученый И. Ансофф с помощью так называемой матрицы «Продукт — рынок» (рис. 3.3). К основным стратегическим рекомендациям, получаемым с помощью матрицы Ансоффа, относятся: обработка рынка — усиление мероприятий маркетинга (создание модификаций продукта с помощью комплекса маркетинга) для имеющихся продуктов на имеющихся рынках в целях стабилизации или расширения доли рынка, или увеличения объема рынка. Возможные варианты: снижение цен, увеличение объема упаковки, намеренное ухудшение качества, привлечение покупателей конкурирующих продуктов, активизация латентной потребности с помощью рекламы, предложения проб; развитие рынка — выход со старыми продуктами на новые рынки. Возможные варианты: сбыт на новых географических рынках, новые области применения для старого продукта; модернизация продукта для его приспособления к требованию определенных сегментов потребителей (модификация рынка);
Рис. 3.3. Матрица «Продукт — рынок» развитие продукта (инновации) - продажа новых продуктов на старых рынках; диверсификация - предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым, используя новые товары и рынки. Причины: стагнирующие рынки, уменьшение риска, финансовые выгоды, страхование снабженческой или сбытовой базы. Преимуществами матрицы Ансоффа являются: наглядное структурирование сложных обстоятельств реальности; простота использования.
Матрица Ансоффа имеет следующие недостатки: односторонняя ориентация на рост (обусловлено исторически); ограничение на двух, хотя и важнейших, характеристиках (продукт и рынок) проблематично, если другие характеристики например технология, имеют значение для успеха. Матрица конкуренции (по Портеру). Американский ученый М. Портер в 1975-1980 гг. в период замедления роста и стагнации во многих отраслях промышленности разработал концепцию конкурентной стратегии, учитывающую удовлетворение потребностей покупателей и конкурирующие силы рынка. Пять движущих сил конкуренции, которые определил М. Портер (рис. 3.4), включают в себя следующие основные элементы: 1. сила потенциальных новых конкурентов: – некоторые препятствия выхода на рынок; – широкомасштабная отрасль; – требования к наличию завода и оборудования; – требования к наличию капитала; – существование сильных торговых марок; – закрытые каналы продаж; – право собственности на товары; право собственности на технологию; – установившиеся предпочтения потребителей; – стоимость переключения потребителей; – правила и требования законодательства Российской Федерации; – необразованные потребители; 2. сила поставщиков:уникальные характеристики; стоимость изменения поставщика; относительный объем закупок; важность поставок товаров и услуг; число поставщиков и конкуренция между ними; условия объема выпуска продукции; 3. сила потребителей: число и конкуренция покупателей; – объем покупателей относительно поставок (сравнение спроса и предложения); – стоимость переключения для покупателей с наших товаров на товары-аналоги; – знания покупателей; наличие заместителей; верность покупателя торговой марке; – чувствительность покупателя к цене; – появление заместителей;
– характер используемого процесса закупок; – относительное отличие продукта; – чувствительность покупателя к побуждениям;
Рис. 3.4. Движущие силы конкуренции по Портеру 4. угроза замещений {продукты-заменители); – возможность замещения; – соотношение цены и качества заместителя; – затраты на переход к товарам-аналогам; – требования к образованию покупателя; – предпочтения покупателей;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|