Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Видение , миссия , цели строительного предприятия

Параллельно с анализом внешней и внутренней среды фирмы проводят стратегическое целеполагание.                  

Совокупность ориентиров деятельности фирмы:

• идеалы — ориентиры, которые не рассчитывают достичь в обозримом периоде, но допускают приближение к ним;

• цели — наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;

• задачи — конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.

 Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования фирма намечает конкретные задачи для каждого из участков деятельности.

К идеалам экономической организации можно отнести ее видение.

Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а чувство основной цели фирмы. Видение — это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятным условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования. Например, видение фирмы Apple (производителя персональных компьютеров) — осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество. Очень просто сформулировано видение компании Disney: «Делать людей счастливыми». Для строительного предприятия видение можно сформулировать, например, так: «Сделаем мир комфортнее» или «С нами вы будете гордиться своей малой родиной».

 Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Его возрастающее значение определяется следующими факторами.

1. Видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных, оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении. В видении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организаций в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система ценностей организации.

2. Видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса.

Миссия — это главное устремление, наиболее глобальная цель организации, изложенная обычно в одном предложении, корот­ком абзаце. При этом, с одной стороны, миссия довольно конк­ретная, с другой — не подразумевает выполнения задачи в течение года или двух. Например, миссией организации не может быть «строительство двух домов в центральной части Санкт-Петербурга». Но вполне может быть «развитие первичного рынка недвижимости Санкт-Петербурга».               

Миссия является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. У миссии есть своя финишная черта - период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации и определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно невелик для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же как и видение, миссия дает общее направление деятельности организации

Миссия организации должна быть сформулирована так, чтобы подразумевать развитие. Миссия организации - не узда или шоры: «Мы будем делать только это и только так», а глобальное устрем­ление, сформулированное таким образом, чтобы предоставить свободу выбора самых разных путей достижения глобальной цели. Миссия организации — это короткий ответ на вопрос: «Зачем организация существует?».

Функциями миссии являются:

— согласование программ и координация работ;

— объединение представлений участников организации о том, зачем она нужна и что должна делать, совмещение их действий в одном направлении;

— создание устойчивого позитивного имиджа организации;

— облегчение процесса планирования.

Четкое пони­мание миссии имеет такое огромное значение, что влияет и на дальнейшее развитие организации, и на само ее выживание. По­следнее можно прокомментировать, например, таким простым фактом, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спон­соры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсор должен знать, зачем вы созданы и к чему стремитесь. Иначе ему трудно будет принять решение о выделении вам денег.

Формулируя миссию вашей организации, постарайтесь ответить на основные вопросы.                             

1. Какого главного результата ваша организация хочет достичь благодаря своим усилиям?

2. Как организация хочет добитьсярезультата? Что она будет делать? Кто является клиентами организации, получателями ее услуг, кому, проще говоря, она помогает? При этом не надо зацикливаться на людях, получателями ваших товаров или услуг косвенно может быть общество в целом.

3. На какой территории будете работать?

4. Как вы предполагаете финансировать ваши программы?

5. Каковываши ценности, во что вы верите?                                

Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим следующие пункты.

1.Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых организацией.

2.Характеристика рынка - организация определяет своих ос­новных потребителей, клиентов, пользователей.                           

3. Цели организации, выраженные в терминах выживания, ро­ста, доходности.

4. Характеристика технологии: дается характеристика оборудо­вания, технологических процессов, инноваций в области техно­логии.

5. Философия деятельности: здесь должны быть выражены ба­зовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации. 

6. Внутренняя концепция, в рамках которой организация изла­гает собственное мнение о себе, указывая источники силы, ос­новные слабости, степень конкурентоспособности, фактор вы­живания.

7. Внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий эко­номическую и социальную ответственность компании перед парт­нерами, потребителями, обществом в целом. Здесь фирма опреде­ляет впечатление, которое хочет произвести на внешний мир.    

Содержательные пункты обычно отражаются в положении о миссии, их последовательность и сочетание могут быть различны­ми для конкретной фирмы.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя. Целенаправленность предполагает осознанное дви­жение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия.                                                                          

Если миссия — это глобальное устремление, стратегия — генеральный путь, который выбирают для выполнения своей мис­сии, цель — конкретное дело, которое является этапом выполнения миссии или, в некоторых случаях, результатом. 

Под целью в общественной практике, в том числе в планиро­вании, обычно понимают некоторый идеальный, заранее задан­ный результат, которого следует достичь. Цель является субъективной конструкцией, умозрительным построением, зависящим от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора».

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель определяют из действия законов и закономерностей объективного мира, т.е. она объективна, а с другой - цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция субъективное построение, т. е. она субъективна. Именно в этом смысле говорят о двойственности содержания и характера цели управления.

Поставленная цель не может и не должна противоречить объективным законам развития природы, общества и мышления работающим в определенных условиях. Невозможно создавать механиз­мы и машины, работающие вопреки законам прочности, устойчивости, надежности, статики, динамики и др. Нельзя представить себе цель, состоящую в разрешении застарелых, многолетних со­циально-экономических проблем общества за сроки, составляющие 100, 200 или даже 1000 дней.

 Сложность определения и постановки самих целей обусловлена глубокими объективными причинами, связанными с недостаточ­ностью познания социально-экономических законов, их взаимодействия с законами развития объективного мира, общества и от­дельной личности. Чем бо­лее сознательно люди делают что-либо, тем меньше влияние на их деятельность непредвиденных последствий, неконтролируемых сил и тем точнее соответствует результат установленной заранее цели.

  Понятие цели имеет системообразующий и организующий характер для любой социально-экономической системы. Четкая цель определяет структуру системы, системный характер ее построения и функционирования, а также все проблемы сбора, обработки, систематизации и направлений использования инфор­мации. В этом случае опасны как сужение поля информационных поисков (это может сократить число полезных вариантов, альтернатив управленческих решений), так и неоправданное расширение поиска (информационный шум и избыточность информации ограничивают эффективность решений).

К цели предъявляются следующие требования:

1. всесторонняя научная и практическая обоснованность цели как отражение совокупности законов объективного мира;                                              

2. однозначная формулировка цели, понятий и терминов реально достижимого состояния;

3. четкое определение необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).    

Последовательность формулирования и постановки цели исходит из основных предпосылок:                           

1. двойственный характер содержания цели управления ( объективный и субъективный);

2. подчинение содержания цели управления действию объективных законов развития;

3. определение цели как желаемого состояния системы на конкретном этапе ее развития;

4. учет действия объективных и субъективных, а также детерми­нированных и вероятностных факторов развития системы;

5. повышение достоверности и эффективности оценок внешних и внутренних условий развития системы, а также внешней среды

6. обоснование системного характера цели и ее ресурсного обеспечения, допускающего декомпозицию дерева целей, ресурсов, сроков, исполнителей.

Задачаэто некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий, необходимых для этого решения. Конкретная производственная ситуация обычно порождает разнообраз­ные задачи, требующие решения. Если различные ситуации со­здают в той или иной мере совпадающие задачи, это значительно облегчает выявление источников их возникновения и путей ре­шения.                                                   

Категорию задачи следует отличать от категории проблемы, проблемной ситуации. Проблема может рассматриваться как противоречие между ситуацией и целью и как основное звено изменения ситуации для достижения цели. Категория проблемы в целом значительно шире, чем категория задачи. Задача более тесно связана с деятельностью руководителей, потребностями и интересами организации, а проблема – с соответствием ситуации и цели. Одна и та же проблема может породить обилие задач.            

Например, проблема выхода из кризисного состояния экономи­ки порождает задачи перед каждым субъектам хозяйствования, как производителем, так и потребителем. Решение задач связано с необходимостью выполнения сложных процедур, при реализации которых в движение приводятся материальные, трудовые финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в про­цессе принятия и исполнения управленческих решений.

Задачи могут быть классифицированы на задачи функциони­рования и развития. Если решение первых призвано обеспечить циклический характер деятельности производственных систем, выполнение плановых заданий, функционирование деятельности служб предприятия, то вторые связаны с включением в производственные процессы новых элементов ифакторов производства, научно-технических и социальных, что обусловливает по­стоянное обновление и качественное совершенствование всей системы управления.

Достижение поставленной цели требует предварительного ре­шения комплекса определенных задач. Поскольку задача представ­ляет собой единство вопросов и условий их разрешения, образу­ется логическая цепь «цель — задачи — результат», в которой задачи могут быть представлены для простоты как последователь­ность вопросов и условий (рис. 3.2).

Достигнутый результат соизмеряется с ранее поставленной це­лью и служит основанием для постановки новой, уточненной цели, решения задач и получения нового результата и т.д. Этот процесс продолжается непрерывно: индивидуально, пока существует отдель­ный человек, общественно, пока существует общество.

Весьма важно, чтобы этот процесс сопровождался самообуче­нием: цели формулировались и ставились более четко, опреде­ленно, конкретно; задачи выявлялись в полном объеме; условия для их решения создавались наиболее благоприятные. Во многих случаях полезно осуществить декомпозицию целей, задач и результатов. Принято считать общую цель достигнутой, если достиг­нуты основные частичные цели, решены основные задачи, а результат отклоняется от цели в допустимых пределах.    

 После определения критических точек и целей деятельности организации необходимо выявить возможные позитивные стратегии: применяются модели стратегий, в которых обычно используют один или несколько факторов (критических точек).

Чаще всего в качестве главной критической точки используют показатели рыночной доли в общем объеме продаж, осуществляемых всеми организациями-конкурентами. Большая рыночная доля дает возможность получить большую прибыль и иметь более прочные позиции в конкурентной борьбе.

       

 

                             

 

Рис 3.2. Последовательность целей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...