В мировой практике существуют два основных пути достижения равновесия производства и потребления конкретного товара.
Первый — через механизм рационирования, заключающийся в составлении заданного равновесного плана на основе прогрессивных норм потребления ресурсов. Второй - через действие закона спроса и предложения в условиях свободного рынка. При этом необходимо полнее использовать механизмы взаимодействия всех плановых показателей с конечными результатами в целях достижения экономии ограниченных ресурсов роста эффективности производства. Для этого необходимо прежде всего применять научно обоснованные нормы расхода всех производственных ресурсов, в частности затрат рабочей силы, предметов труда и средств производства. На основе таких прогрессивных нормативов возможны разработка всех показателей комплексного плана социально-экономического развития строительного предприятия и составления бизнес-плана. МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
3.1. Основы стратегического планирования
Стратегическое планирование это процесс выбора руководящей линии функционирования предприятия, призванное обеспечить предприятию выживание в долгосрочной перспективе. Многие отечественные и зарубежные ученые и аналитики считают, что в настоящее время именно отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям. Эффективность стратегии предприятия зависит от правильности постановки долгосрочных целей, точности оценки собственных ресурсов, возможностей предприятия и анализа внешней среды. Стратегическое планирование позволяет ответить на три важных вопроса. 1. В каком состоянии предприятие находится в настоящее время? 2. Какого положения оно хотело бы достигнуть через 5—10 лет. 3. Как это сделать?
Развитие предприятия невозможно без четко определенной стратегии, ведь еще древние говорили: «Когда не знаешь, к какой пристани держишь путь, ни один ветер не будет попутным». Единой стратегии для всех предприятий нет, так как каждое уникально. Многие из современных концепций стратегии сфокусированы на возможности выигрыша в конфликтных ситуациях, определении, что должен делать и может достичь управленческий персонал. Этапы стратегического планирования (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Этапы стратегического планирования Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов как структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах. Содержанием стратегического планирования является планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Характерные черты стратегического планирования: 1. устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы, на период более одного года; 2. ориентация на решение ключевых целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс; 3. органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой имеющихся и перспективных ресурсов; 4. учет воздействия позитивных и негативных внешних факторов, разработка мероприятий для успешного решения стратегических задач; 5. адаптивный характер, т.е. способность приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды. Стратегические планы предназначены: 1. помочь коммерческим организациям проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу; 2. обеспечить их направленность в русло общенациональных интересов; 3. повысить научную обоснованность проектов стратегических планов;
4. способствовать всемерной демократизации процесса планирования. Все хозяйствующие субъекты, субъекты Российской Федерации должны заблаговременно получать информацию о замыслах Правительства Российской Федерации в социально-экономической сфере, намечаемых стратегических программах с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях, участвовать в тех из них, которые их заинтересовали. Стратегическое планирование функцией направления, а долгосрочное планирование — времени. Варианты стратегических планов развития предприятия: 1. суммативный (главный) план — дает представление о состоянии предприятия в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности; 2. функциональный план — отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) для оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе; 3. экономический план — конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий; 4. план развития предприятия — предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления при реализации суммативного плана. Особое значение стратегическое планирование имеет для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность своей деятельности, стабильно функционировать в конкурентной рыночной среде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|