Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

министерство образования и науки




министерство образования и науки

донецкой народной республики

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

кафедра экономики

конспект лекций

по учебной дисциплине

«БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

Макеевка, 2020

УДК 658

 

 

Конспект лекций по учебной дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов направления подготовки 38. 03. 01 Экономика (профиль: Экономика предприятий и организаций), 38. 03. 02 Менеджмент (профиль: Менеджмент АПК), 35. 03. 05 Садоводство (профили: Декоративное садоводство и флористика, Плодоовощеводство и тепличное хозяйство) образовательного уровня бакалавриат очной и заочной форм обучения/ Сост. Удалых О. А. – Макеевка: ДОНАГРА, 2020. – 140 с.

Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры экономики

Протокол № 2 от “9” сентября 2020 года

Утверждено на заседании кафедры экономики

Протокол № 2 от “11” сентября 2020 года

 

 

© ДОНАГРА, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………..  
Тема 1. 1. Характеристика планирования деятельности организации….. …
1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования ………….
2. Методология планирования ……………….. …………….....................
3. Методы и показатели планирования ……………. ……………………
Тема 1. 2. Основы бизнес-планирования на предприятии….. …………. ……..
1. Понятие и особенности бизнес-плана…………………………………
2. Цели, функции и задачи разработки бизнес-плана. …………………..
3. Классификация бизнес-планов…………………………………………
4. Процесс бизнес-планирования………………………………………….
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА……….
Тема 2. 1. Общие положения бизнес-плана…………………………………….
1. Общая структура бизнес плана…... ……………………………………
2. Титульный лист и содержание бизнес-плана…………………………
3. Анализ отрасли (история бизнеса организации).. …………………….
4. Характеристика объекта (продукта, услуги) бизнес организации…..
5. Анализ бизнес-среды (рынка) организации…………………………..
Тема 2. 2. Маркетинговый план…………………………………………………
1. Маркетинг и типы маркетинга….. ………….. …………………………
2. Цели и стратегии маркетинга…………. ……………………………….
3. Бюджет маркетинга………. ……. ……………………………………...
Тема 2. 3. Производственный план……………………......................................
1. Система показателей производственной деятельности предприятия
2. Этапы разработки производственного плана………………………….
3. Разработка производственной программы. …………………………...
4. Калькуляция и смета затрат на производство. ………………………..
Тема 2. 4. Организационный план. ………………………………………………
1. Понятие и цель составления организационного плана... ……………..
2. Структура организационного плана…………………………. ………..
3. Организационная структура предприятия……. ……………………....
4. Планирование мероприятий по формированию и развитию персонала…... ………………………………………………………………  
Тема 2. 5. Финансовый план………………………….. ………………................
1. Принципы формирования финансового плана…………. …………….
2. План движения денежных средств…………………………………….
3. План прибылей и убытков……………………………………………..
4. Балансовый план………………………………………………………..
5. Безубыточный объем производства….. ……………………………….
6. Финансовое состояние предприятия………………………………….
Тема 2. 6. Анализ и оценка риска………………………………………………..
1. Сущность и виды рисков. ……………………………………………....
2. Методы управления рисками………………………………………….
3. Мероприятия по нейтрализации и рисков…………………………….
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА…….......
Тема 3. 1. Презентация и продвижение бизнес-плана……. …………………..
1. Процедура презентации бизнес-плана ………………………………..
2. Продвижение бизнес-плана в процессе переговоров... ……………….
3. Реклама бизнес-плана ………………………………………………….
Тема 3. 2. Реализация бизнес-плана…………………. ………………………….
1. Организация и содержание работ по реализации плана……………..
2. Управление реализацией бизнес-плана……………………………….
3. Конфликты в бизнес-планировании…. ……………………………….
4. Контроль и систематическое перепланирование. …………………….
Список рекомендованной литературы…………………….. ………………

Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема 1. 1. Характеристика планирования деятельности организации

Цель лекции: изучение сущности и назначения планирования в деятельности организации.

 

План лекции

1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования.

2. Методология планирования.

3. Методы и показатели планирования.

1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса.

Сущность внутрифирменного планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия, каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Планирование призвано обеспечить взаимодействие между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку:

• научные исследования и разработки;

• организацию производства продукции;

• ремонтно-эксплуатационные работы.

Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.

Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения. Конечным итогом процесса проектирования является плановое решение.

Планирование – это определение содержания и последовательности конкретных действий для достижения поставленных целей.

 Планирование позволяет заглянуть в будущее бизнеса, разработать стратегию и тактику производственно-хозяйственной деятельности организации предприятия и, как следствие, приводит к намеченной цели с более эффективным результатом.

Планирование – это одновременно:

• наука, так как используются научные подходы, совершенствуются и применяются новые методики планирования;

• искусство, так как применяются разные виды и методы планирования (в зависимости от конкретной ситуации, личных знаний, стиля и подходов к планированию);

• вид деятельности, то есть процесс выработки действий по достижению целей, отвечающий на основные вопросы рыночной экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Цели планирования:

- направление экономических ресурсов для осуществления основных целей организации;

- получение максимальной прибыли в долгосрочном периоде без серьезных рисков;

- предвидение событий с целью минимизации риска и необоснованных потерь;

- координирование различных видов деятельности и подразделений;

- согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

- корректировка действий в связи с изменившимися обстоятельствами;

- контроль выполнения порядка, последовательности и сроков конкретных мероприятий;

Таким образом, сущность внутрифирменного планирования в условиях рыночных отношений заключается:

- в научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

- в выборе наилучших способов их достижения на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

- в выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;

- в распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Бизнес-процессы – это последовательность работ, соотнесенных с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности организации и ориентированная на создание новой стоимости.

Бизнес-процессы подразделяются как:

1. Первичные бизнес-процессы – ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Именно первичные бизнес-процессы формируют результат и потребительские качества, за которые потребители готовы платить деньги.

2. Вторичные бизнес-процессы – ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующему основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода.

Поэтому внутрифирменное планирование предполагает создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, связывающих первичные и вторичные бизнес-процессы и определяющих:

1. стратегию и тактику деятельности предприятия;

2. прогноз развития внешнего окружения;

3. цели функционирования;

4. другие системообразующие факторы.

Долгосрочное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач. Разрабатываемые на основе долгосрочного планирования текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Процесс планирования направлен на оптимальное соотношение между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

Практическое значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

В процессе планирования, принимаются решения:

о миссии и целях организации;

о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации;

о стратегии и тактике достижения поставленных целей;

о бюджете организации;

о выборе инвестиционных проектов;

о целевых рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг на целевых рынках;

о стратегии ценообразования;

о каналах сбыта и распределения продукции;

о разработке новых видов товаров и услуг;

о способах проведения рекламных кампаний.

Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период. Планирование всегда представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе.

Планирование направлено на достижение желаемого состояния объекта хозяйствования и предполагает предотвращение ошибочных действий, а также сокращение неиспользованных возможностей.

Роль планирования заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

Основными инструментами процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом фирмы, но в итоге составляющие единый план. Такими инструментами могут быть:

план сбыта – устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;

план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;

план создания производственных мощностей;

план инвестиционной деятельности;

план по персоналу;

план материально-технического снабжения;

план материальных запасов;

финансовый план;

план ликвидностей;

план по рекламе;

плановый баланс – представляет собой данные сравнения экономико- финансового состояния предприятия с его обязательствами;

план результатов – содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов (экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических);

план по экологии.

Процесс планирования в целом состоит из ряда этапов:

1. Исследование внешней и внутренней среды, определение главных компонентов организационной среды, сбор и обработка информации об этих компонентах, прогнозы будущего состояния среды, оценку реального положения фирмы.

2. Устанавливаются желаемые направления и ориентиры деятельности организации (видение, миссия, комплекс целей/целеполагание). Иногда этот этап предшествует анализу внешней и внутренней среды.

3. Стратегический анализ, в процессе которого сравниваются цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяется допустимый разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

4. Выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

5. Окончательный стратегический план деятельности фирмы.

6. Среднесрочное планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы и программы.

7. Годичные планы и проекты.

8. Реализация планов и определение предпосылок для создания новых планов.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий.

 Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование бывает: долгосрочное (5 лет); среднесрочное (3 года); краткосрочное (1 год); оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней).

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Объект планирования, как правило, не изменяется. Одно изделие может включаться во все виды планов.

В целом долгосрочное, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.

Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. На стадии разработки долгосрочного плана разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Среднесрочные планы предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источникахфинансирования. На уровне предприятия среднесрочное планирование осуществляют по отдельным проектам, разрабатывают планы научных исследований, маркетинга, производства, ввода мощностей по труду и финансовый план.

Краткосрочное планирование осуществляют путем детальной разработки планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования – разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов:

• по сырью и производству,

• по труду и движения запасов готовой продукции,

• сметы расходов и рекламных мероприятий,

• реализации прибыли,

• кредитов и капитальных вложений,

• исследований и разработок,

• финансового планирования.

Оперативное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оно включает:

• детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;

• организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;

• обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...