Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.2.Основы бизнес-планирования на предприятии




Тема 1. 2. Основы бизнес-планирования на предприятии

Цель лекции: изучение сущности и назначения планирования в деятельности организации.

 

План лекции

1. Понятие и особенности бизнес-плана

2. Цели, функции и задачи разработки бизнес-плана

3. Классификация бизнес-планов

4. Процесс бизнес-планирования

 

1. Понятие и особенности бизнес-плана

 

Бизнес-планирование (деловое планирование) – это самостоятельныйвид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективность и результативность его развития, не постоянно собирать и анализировать информацию о собственном состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении конкурентов.

Бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Бизнес-план – это форма обоснования экономической целесообразности выбранных предприятием направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов.

Бизнес-план – это документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов.

Таким образом, бизнес-план актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.

Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой. Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Для создания и реализации проектов требуются ограниченные трудовые, материальные, финансовые, технические ресурсы.

Бизнес-план обязательно является письменным документом, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы командой менеджеров. Письменное изложение бизнес-плана делает процесс его разработки более эффективным, а сам план – систематизированным и сжатым.

Бизнес-план это одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектная работа. Бизнес-план опирается:

• на конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т. д. );

• на всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;

• на изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Владение практикой разработки бизнес-плана необходимо, по крайней мере, в силу следующих пяти причин:

во-первых, новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможность попытаться реализовать свои предпринимательские способности;

во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к борьбе с конкурентами;

в-третьих, бизнес-план является связующим звеном между организатором производства и инвестором;

в-четвертых, бизнес-план позволит руководству предприятия увидеть перспективы бизнеса, оценить существующую экономическую ситуациюивозможности, определитьэффективные направления развития и все необходимые действия по достижению поставленных целей;

в-пятых, бизнес-план будет служить для руководства и сотрудников стандартом, с которым будут сверяться результаты практической деятельности по его реализации и вносить в эту деятельность необходимые коррективы. Он позволит сотрудникам четко понять свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей.

Принципы бизнес-планирования:

• Научность – необходимо применять научные методы в планировании и творчески подходить к данному процессу;

• Системность(единство) – внутренняясредаорганизациидолжна выступать как единый комплекс и вписываться во внешнюю среду;

• Координация – взаимодействие всех организационных звеньев одного уровня, например, заготовительных и обрабатывающих цехов;

• Интеграция–согласованиедействиймеждуединицамиразличных уровней, например завод – цех – участок – рабочее место;

• Точность – заданную степень точности можно спрогнозировать через много вариантность планов. Каждый план будет адекватен определенному состоянию внешних и внутренних условий работы предприятия. Из нескольких вариантов плана выбирается тот, который позволит при заданных условиях с наименьшими затратами достигнуть поставленной цели;

• Маневренность (гибкость) и непрерывность – необходимо постоянно прорабатывать уже составленные разделы плана, уточнять их, так как цели и ситуация могут меняться, то есть адаптироваться к изменению внешней и внутренней среды, в которой функционирует организация.

Организации составляют три версии плана на предстоящий период:

1. Реалистичный (консервативный). Отражает наиболее вероятный исход развития компании и производства и продаж, прибыли, отпускные цены на продукцию и т. п.

2. Оптимистический. Предполагает, что при благоприятном развитии событий компания будет развиваться запланированными темпами, с минимальными рисками, что позволит получить большую величину прибыли.

3. Пессимистический. Учитывает максимальные риски и воздействие негативных факторов и событий.

С помощью бизнес-плана можно выявить трудности и проблемы, предусмотреть направления и меры, позволяющие устранить, преодолеть или минимизировать последствия неблагоприятных событий. В официальный бизнес-план включается, как правило, только реалистичный вариант расчета.

Основная ценность бизнес планирования определяется тем, что оно:

- даетвозможностьопределитьжизнеспособность предприятия вусловиях конкуренции;

- содержит ориентир, как должно развиваться предприятие;

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Следует отметить, что бизнес-план является документом перспективным и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть именно на период реализации бизнес проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять по месяцам, для второго года – по кварталам, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...