4. Процесс бизнес-планирования
На практике существуют два основных подхода к разработке бизнес- плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: 1. руководителя проекта и команды – интерес, которых заключается в доли в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга; 2. заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитал, интерес которого – реализация проекта и получение дохода; 3. инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов; 4. потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах; 5. органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1. подготовительную стадию; 2. стадию разработки бизнес-плана; 3. стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности; 4. стадию реализации бизнес-плана. Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками бизнес-идей могут быть: - отзывы потребителей; - продукция, выпускаемая конкурентами; - мнение работников отдела маркетинга; - публикации правительства о патентах; - научно-исследовательскиеиопытно-конструкторские работы. Бизнес-идея отражает общую схему или способ получения прибыли. Бизнес-идея рождается тогда, когда предприниматель находит или создает потребность в обществе и придумывает способы ее удовлетворения. Бизнес-идея имеет следующие признаки: - нацелена на извлечение коммерческой выгоды; - направлена на удовлетворение рыночных потребностей; - имеет хотя бы схематический план реализации. Бизнес идея может иметь следующий характер: 1. Традиционная бизнес-идея – это способ получения прибыли на традиционных рынках с использованием общеизвестных технологий, товаров, услуг и нацеленный на удовлетворение уже существующих потребностей рынка. 2. Инновационная бизнес-идея – это новый способ получения прибыли с использованием новаций, то есть новых технологий, товаров и услуг, зачастую инициирующих создание новых рыночных потребностей и открывающих новые рынки. Для того чтобы понять, насколько бизнес-идея осуществима и коммерчески привлекательна, необходимо провести рыночное исследование. Бизнес-идея должна быть: • актуальной (решать какую-либо проблему потребителя, удовлетворять его потребность и т. д. ); • инновационной; • уникальной;
• четко сфокусированной; • прибыльной в долгосрочной перспективе. Рентабельность и принятие идеи инвесторами зачастую зависит от того, насколько она инновационная. Быть идее инновационной означает использовать факторы производства и бизнес ресурсы таким способом, каким их до этого мало или вообще не использовали. При этом инновационным может быть не только товар или услуга, но и бизнес-система в целом. Также немаловажную роль играют выгоды, которые бизнес-идея предлагает потребителям. Выгода может принимать форму не только более высокого качества или сервисного обслуживания, но и уменьшения издержек. Идея, которая сфокусирована на уменьшении себестоимости, имеет более высокие шансы быть прибыльной в долгосрочной перспективе. Успешная бизнес-идея должна соответствовать следующим трем условиям: 1. Предлагать выгоды потребителям посредством решения насущных проблем либо удовлетворения потребностей. Покупатель приобретает товар или услугу с одной-единственной целью: удовлетворить свою потребность. Таким образом, если бизнес-идея не может удовлетворить потребителя, она вряд ли будет успешной, так как каждая успешная бизнес-идея должна иметь уникальное торговое предложение; 2. Бизнес-идея должна иметь рынок. Подающая надежды бизнес-идея должна предлагать такой товар или услугу, вокруг которого либо уже существует рынок (рыночная ниша), либо сформируется по мере начала продаж и продвижения. Здесь имеется в виду тот факт, что рынок может по определенным причинам отвергнуть бизнес-идею. 3. Бизнес-идея должна иметь механизм получения ее владельцем выручки. Предприниматель должен четко понимать, за счет чего и как будет формироваться прибыль. Также на подготовительном этапе определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы и бюджет. Подготовительный этап можно разбить на ряд шагов: 1. Определение целей написания бизнес-плана. 2. Определение источников информации. 3. Точное определение целевых читателей. 4. Установление общей структуры документа. Стадия разработки бизнес-плана предполагает разделение бизнес-плана по разделам, их компоновку и сведение в единый взаимосвязанный документ. Данную стадию можно разбить на ряд шагов:
• сбор информации; • непосредственное написание бизнес-плана. Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель бизнес проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта или бизнес-идеи. Главным образом, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить или оказывать. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему потребители это покупают. Следует помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои потребительские проблемы. Данная совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента: 1. характеристики самого продукта; 2. цена продукта; 3. поощрение спроса на данный продукт; 4. место его реализации. Следует учесть то обстоятельство, что любой рынок сегментирован. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствии с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы, как на них выйти и довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции и услуг. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести собственные исследования. Источникоминформации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и перспективах роста.
Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции. При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы: • производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому; • сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены; • оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать; • помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.; • накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т. д. Таким образом, информация об имуществе фирмы (помещения, машины, оборудование, транспортные средства) может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займа и т. п. ). Три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия: 1. прогноз доходов и расходов на первые 2 года; 2. прогноз денежной наличности за тот же период; 3. балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед (балансовый план).
Стадия продвижения бизнес-плана предполагает организацию и проведение его презентации, переговоры с потенциальными партнерами по реализации бизнес-плана, согласование условий с партнерами и оформление договорных отношений, внесение корректив в план с учётом предложений партнеров и инвесторов, аудит бизнес-плана внешними инвесторами. Цель презентации бизнес-плана состоит в том, чтобы заинтересовать и привлечь потенциальных инвесторов, партнеров, спонсоров, поставщиков и покупателей, которые будет способствовать развитию бизнеса. После презентации начинаются переговоры с потенциальными инвесторами и партнерами, в ходе которых происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Далее фирма организует и проводит тендеры по привлечению инвестиций. Главная цель проведения тендеров – найти «дешевые» источники инвестиций, например, приобретение оборудования по самой низкой цене. Стадия реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию. Планирование реализации бизнес-плана и составление бюджета включают следующие основные задачи: 1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее; 2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах; 3) подготовку графика реализации задач; 4) определение ресурсов для решения задач; 5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана; 6) документирование всех данных реализации бизнес проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|