3. Анализ отрасли (история бизнеса организации)
Данный раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности. Здесь находят отражение главные события, повлиявшие на появление идей предлагаемого бизнеса, а также главные проблемы, стоящие перед организацией в настоящее время. Оценивается фактическое положение предприятия на рынке, указываются направления его развития на перспективу. Давно существующее предприятие приводит краткую историю своей хозяйственной деятельности. Указывается тип предполагаемого бизнеса. Представляются те виды деятельности, которыми предприятие предполагает заниматься или уже занимается. В данном разделе нужно дать ответ на вопрос потенциального читателя бизнес-плана: С чем я буду иметь дело? Что за предприятие? Здесь необходимо представить более полную характеристику для существующих предприятий в сокращенном варианте. В данном разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия. В зависимости от вида деятельности предприятия требования к его местонахождению могут быть различными. Например, для многих предприятий обрабатывающей промышленности на первом месте может стоять близость транспортных магистралей. Для энергоемких производств – соседство электростанции, для наукоемких – возможность укомплектования научными кадрами. Поэтому анализ местонахождения должен учитывать: • наличие трудовых ресурсов; • местные стандарты уровня жизни и связанный с ними возможный уровень заработной платы; • близость к клиентам и/или поставщикам; • возможные транспортные расходы; • доступность и развитость энергетических ресурсов, промышленной и социальной инфраструктуры;
• уровень арендной платы; • местные налоги, законы и т. д. При поиске и выборе месторасположения бизнеса необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Каковы причины выбора места для размещения бизнеса? 2. Каковы его окрестности? 3. Каковы ограничения на деятельность в этом районе? 4. Какие предприятия работают рядом и будут ли они конкурентами? 5. Почему отдается предпочтение этому месту? 6. Какие есть другие варианты? 7. Какова стоимость аренды или покупки? 8. Собирается ли бизнес оставаться на этом месте постоянно? Если нет, то когда планируется переехать? 9. Находится ли здание, где размещается или собирается разместиться бизнес, в собственности или в аренде? 10. Каковыусловияаренды, налоги, условияпродленияарендыивозможный рост арендной платы? 11. Существует ли план помещения, в котором разместиться бизнес? Например, при размещении торгового предприятия в баллах оцениваются следующие аспекты: 1. покупательская активность в этом районе; 2. удобство подъезда; 3. оживленность движения транспортных средств; 4. оживленность движения пешеходов; 5. наличие мест парковки; 6. сообщение с общественным транспортом; 7. расположение улицы; 8. ближайшие конкуренты; 9. место для витрины; 10. удобство входа и выхода; 11. доступ с тыльной стороны здания для доставки грузов; 12. необходимые коммунальные услуги; 13. состояние здания; 14. необходимость изменения соглашения об аренде; 15. стоимость аренды; 16. срок аренды; 17. период, по истечении которого помещение может быть освобождено; 18. ограничения на деятельность в районе; 19. предыстория района. При образовании нового предприятия вопрос местонахождения предприятия должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все перечисленные факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета в приложениях бизнес-плана. Если месторасположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно изложить это в маркетинговом разделе.
В данном разделе бизнес-плана рассматриваются основные факторы, влияющие или способные (при определенных условиях) повлиять на деятельность предприятия. Также данный раздел содержит общую характеристику отрасли. При этом указывается специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводится динамика отраслевых изменений. При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность, а именно: • экономические(цикл деловойактивности, инфляция, уровеньбезработицы, покупательская способность населения и т. д. ); • политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность); • демографические (рождаемость, старение населения, миграция); • природные (наличие природных ресурсов, сырья, материалов); • научно-технические; • культурные. Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ. SWOT-анализ предполагает выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии предприятия. SWOT – это аббревиатура следующих английских слов: Strengets (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности), Threats(угрозы). Внутренняя обстановка на предприятии отражается в основном в S и W, а внешняя в О и Т. Предприятие может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную позицию, в которой она находится. После того, как конкретный список составлен, наступает этап установления связей между ними.
В каждом поле матрицы вырабатывается своя стратегия в зависимости от соотношения сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз. Вырабатывая стратегию, предприятиям следует учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Например, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу. Таким образом, SWOT-анализ служит эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней и внутренней среде. SWOT-анализ прогнозирует и предусматривает: анализ сильных сторон предприятия и разработку мероприятий по их укреплению; анализ слабых сторон предприятия, разработку мероприятий по«нейтрализации» угроз, компенсационных мер по предотвращению убытков; анализ стратегических и тактических возможностей предприятия. Заканчивается данный раздел формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса. Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды ввиду необходимости реализации проекта, осуществляемое в процессе SWOT- анализа, позволяет уточнить цели и задачи предприятия. Главная цель деятельности предприятия в конкретном промежутке времени не может быть определена отдельно от общей стратегии развития фирмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|