2. Цели, функции и задачи разработки бизнес-плана
2. Цели, функции и задачи разработки бизнес-плана
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели: 1. Социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно- технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей; 2. Повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг; 3. Иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций: 1. Разработка стратегии развития бизнеса. Эта функция в первую очередь необходима в период создания предприятия или при выработке новых направлений деятельности, например, полное или частичное перепрофилирование предприятия на выпуск новых видов продукции. 2. Планирование. Определяет жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, контролирует процессе внутри ее, то есть производит оценку затрат, связанных с изготовлением и сбытом продукции, и прогнозирует величину прибыли.
3. Учет возможных рисков и минимизация затрат. 4. Привлечение инвестиций. Подготовка заявок для получения кредитов (через банки, инвесторов) и экономических ресурсов, технологий инвесторов и/или партнеров, которые захотят вложить в производство собственные ресурсы или имеющуюся у них технологию. 5. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана. Это создаст условия для информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, распределит обязанности, скоординирует усилия и повысит их мотивацию по достижению цели. Бизнес-план дает объективное представление о развитии организации и отвечает на основные вопросы: «Стоит ли вкладывать деньги в этот проект? » и«Принесет ли этот проект доход, которые не только окупит затраты, но и принесет прибыль? ». Задачи бизнес-планирования: • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; • оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации; • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта; • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; • предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
3. Классификация бизнес-планов
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес- линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему). Классификация бизнес-планов следующая: 1. По целям разработки бизнес-планы бывают: • инвестиционные бизнес-планы – направлены на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традиционным продуктом. Это осуществляется через новое строительство или расширение действующего предприятия либо проведения реконструкции, модернизации, технического перевооружения; • бизнес-планы для выработки стратегии развития организации; • бизнес-планы для планирования деятельности организации; • бизнес-планы финансового оздоровления предприятия. 2. Пообъектупланирования. Вбизнес-планеможетпланироваться деятельность следующих объектов: • предприятия в целом (нового или действующего); • объединений (группы) предприятий; • инвестиционного проекта (направления бизнеса). 3. По конечным потребителям: • для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы (как средство самоорганизации); • банкам, инвесторам, акционерам; • региональным органам власти; • бизнес партнерам (покупателям, спонсорам, лизингодателям и др. ). 4. По продолжительности решаемых задач (горизонту планирования): • стратегические (долгосрочные), представляющие совокупность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени; • тактические (среднесрочные), охватывающие более короткий период (3 года), используются для поддержки стратегических планов, содержат более точные определения действий; • оперативные (краткосрочные), представляющие собой систему бюджетирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации. 5. По сложности проекта различают: • простые бизнес-проекты;
• сложные бизнес-проекты; • очень сложные бизнес-проекты. 6. По условиям конфиденциальности различают: • официальный бизнес-план – предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дает понятие об общей цели; • рабочий бизнес-план – представляет собой повседневный рабочий документ для руководителя предприятия, команды разработчиков и консультантов. 7. По гибкости планов различают планирование: • директивное планирование (статическое) – сверху вниз с четко заданными показателями; • индикативное планирование – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения корректировок. 8. По стадии развития организации различают бизнес-планы: • для зрелой фирмы – масштабные планы; • на начальной стадии развития фирмы –небольшие планы. 9. По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана: идею; эскизный проект; рабочий проект; опытная партия; действующее производство. 10. По объему различают сжатые и развернутые бизнес-планы. 11. По особенностям оформления бизнес-планы бывают с приложениями и без них. 12. По подходу к разработке бизнес-план может разрабатываться: • разрабатываются наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в подготовке исходных данных; • разрабатываются инициаторами проекта, а методические рекомендации получаются у специалистов (банкиров, юристов, аудиторов), возможных потребителей, инвесторов. Послеоценкибизнес-планапоклассификационнымпризнакам необходимо выбрать соответствующие методы и принципы планирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|