Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Этапы разработки производственного плана.




 

Процесс разработки плана производства на среднесрочный период состоит из следующих этапов:

На первом этапе необходимо описать производственный процесс изготовления продукта при условии, что он малоизвестен или не является ноу-хау предприятия. В этом случае необходимо предоставить следующую информацию:

- типпроизводства(единичное, серийное, массовое)иметодыего организации;

- состав операций технологического процесса, их производительность;

- размещение технологических циклов со схемами грузопотока;

- производственное кооперирование, если в производственном процессе предусматриваетсявыполнениечастиоперацийсубподрядчиками.

Обосновывается целесообразность выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов. При выборе партнеров оцениваются их надежность, производственные, финансовые, кадровые возможности, престижность, мероприятия по контролю качества и др.

В производственном плане дается оценка существующей производственной технологии по следующим направлениям:

• соответствие технологии современным требованиям;

• уровень автоматизации производственного процесса;

• обеспечение гибкости процесса;

• возможность быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции.

В этом разделе отмечают основные направления совершенствования развития технологии, предусмотренные бизнес-планом. Если в будущем периоде изменяется технология производства продукта, то в бизнес-плане отмечается, как предложенные изменения технологии отразятся на качестве продукции, уровне производственных затрат и цене изделия.

В этом разделе необходимо отметить, как предложенные технологические изменения могут отразиться на качестве продукции, уровне производственных затрат и цене изделия.

На втором этапе следует разработать производственную программу, которая составляется на основе результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с последующим их сопоставлением с производственнымивозможностями предприятия и на основе сформированного портфеля заказов (если он есть).

Производственная программа предприятия должна разрабатываться в следующей последовательности:

1. Предприятие производит исследование рынка, определяет позицию товара на рынке, возможный спрос и объем продаж.

2. На основе возможного объема продаж определяют объем реализуемой продукции: Nреал = Qпродаж × Ц.

3. Планируют объем товарной продукции: Nтов =Nреал – (Он – Ок).

4. Определяют величину валовой продукции: Nвал = Nтов + (Нк – Нн).

5. Сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющимися материальными, финансовыми и другими ресурсами.

На текущий период производства предприятию точно известны будущие покупатели, либо имеется предварительная договоренность, либо подписанные договоры о купле-продаже. Поэтому для первого года планирование объема производства продукта производится помесячно, для второго года – поквартально, а для последующих лет – по итоговой величине за год.

Таким образом, производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Основными показателями производственной программы являются:

1. номенклатура, содержащаянаименованиепродукциисуказанием количества, качества и сроков сдачи;

2. товарная продукция;

3. незавершенное производство;

4. валовая продукция.

При составлении производственной программы нужно помнить о том, что прогноз объемов реализации должен быть реалистичным, так как под негобудут заказываться оборудование, сырьеиматериалы, организовыватьсярабочаясила и браться заемные средства.

На основе производственной программы на третьем этапе разработки плана производства необходимо рассчитать объем реализации и выручки. Выручка определяется путем умножения количества продукции на цену за единицу продукции.

На четвертом этапе составляется баланс производственной мощности предприятия. Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом продаж, при полном использовании производственного оборудования, площадей и с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливаются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.

Расчет производственной мощности предприятия должен производиться в следующей последовательности:

1. расчет производственной мощности агрегатов и групп технологического оборудования;

2. расчет производственной мощности производственных участков;

3. расчет производственной мощности цехов (корпуса, производства);

4. расчет производственной мощности предприятия в целом.

Для расчета производственной мощности применяются два метода:

1. по производительности оборудования;

2. по трудоемкости изготовления продукции.

В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности оборудования, а в дискретных производствах – по трудоемкости изготовления продукции.

Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить:

1. входную мощность;

2. выходную мощность;

3. показатели степени использования мощности.

Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода.

Выходная мощность – это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.

План производства должен соответствовать мощности предприятия, то есть объему или количеству единиц продукции (услуг, работ), которые можно изготовить за определенный период. Поэтому необходимо определить потребность в основных производственных фондах (ОПФ). Для этого следует рассчитать производственную мощность по ведущему оборудованию на основе производственной программы предприятия и разработать план ввода и/или выбытия основных фондов.

Также следует привести информацию:

1. об участках земли, зданиях, сооружениях, коммуникациях;

2. о машинах и оборудовании, отметив ведущую их часть и указав:

• их модели и производительность;

• потребности в энергии, сырье, квалификации работников;

• стыковку со смежным оборудованием;

• условия приобретения: поставщиков и контракты;

• лизинг (аренда): лизингодателей (арендодателей), условия лизингового (арендного) договора;

3. об обслуживании оборудования (система планово-предупредительных ремонтов, микроклимат, сохранность).

После составления баланса производственных фондов, рассчитываются амортизационные отчисления за год (месяц).

Планирование производственной мощности основано на учете факторов, от которых зависит ее величина. При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы:

-структура и величина основных производственных фондов;

-качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

-передовые технические нормы производительностиоборудования, использования площадей, трудоемкости изделий, выхода продукции из сырья;

-прогрессивность применяемых технологических процессов;

-степень специализации;

-режим работы предприятия;

-уровень организации производства и труда;

-фонд времени работы оборудования;

-качество сырья и ритмичность поставок.

Производственная мощность является величиной непостоянной. Выбытие мощности происходит по следующим причинам:

• износ и выбытие оборудования;

• увеличение трудоемкости изготовления изделий;

• изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

• уменьшение фонда времени работы;

• окончание срока лизинга оборудования.

На пятом этапе необходимо рассчитать нормативы по оборотным средствам в натуральном и денежном выражении на основе производственной программы.

Отдельно нужно отметить важнейший элемент производства, такой как энергию, ее потребности, источники и доступность. Следует также указать поставщиков производственных запасов:

• контракты на цены;

• тенденцию к снижению или повышению цен;

• проанализировать логистику снабжения, а именно условия транспортирования и хранения (складирования).

На шестом этапе на основе производственной программы рассчитывается план трудовых затрат. Определяется необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства. На основе этого показателя планируется потребность в промышленно-производственном персонале, необходимость найма дополнительных работников или сокращения штатов; оцениваются также затраты труда в денежном выражении.

На седьмом этапе необходимо сделать прогноз производственной себестоимости, итоговые данные планов по материалам, трудовым затратам, амортизационным отчислениям и общепроизводственным расходам, а также определить плановую себестоимость как по отдельным видам продукции, так и по предприятию в целом.

На восьмом этапе составляется и рассчитывается план управленческих расходов, который представляет собой детализированный план текущих издержек, необходимых для поддержания деятельности организации в целом.

С помощью данного плана можно осуществлять контроль над управленческими расходами. Большая часть этих расходов относится к постоянным издержкам. Поэтому чем больше их сумма, тем сложнее предприятию обеспечивать их покрытие и, следовательно, получать прибыль от продаж.

На девятом этапе необходимо рассчитать коммерческие расходы, детализирующие все предполагаемые издержки, связанные со сбытом продукции и привлечением покупателей и заказчиков, которые обеспечат выполнение запланированных объемов продаж.

Итоговые суммы управленческих и коммерческих расходов переносятся в прогнозный отчет о прибылях и убытках и вычитаются из суммы валовой прибыли. В результате таких расчетов руководство предприятия получает информацию о прогнозируемой прибыли от продаж.

Если маркетинговые исследования показали, что существуют возможности продажи новых видов товаров и/или выхода на новые рынки, то возникает необходимость в осуществлении инвестиций в целях расширения и/или развития новых направлений бизнеса. Таким образом, десятый этап разработки плана производства заключается в оценке потребностей в дополнительных инвестициях и источники их финансирования.

При инвестировании следует придерживаться следующих принципов:

принцип рентабельности капиталовложений. Для капиталовложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (кредит, лизинг и др. ). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала;

принцип сбалансированности рисков. Рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств: чистой прибыли и амортизационных отчислений;

принцип предельной рентабельности. Целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечат предельную (максимальную) рентабельность.

После оценки потребностей в дополнительных инвестициях рассчитывается совокупная потребность в инвестициях.

На одиннадцатом этапе следует произвести оценку эффективности инвестиционного проекта. Любой коммерческий инвестиционный проект представляет собой потенциальный источник будущих доходов, производимый за счет капитальных вложений. Для этого необходимо смоделировать будущий денежный поток от проекта, привести его к текущему времени и рассчитать основные показатели эффективности инвестиций:

• срок окупаемости инвестиционного проекта;

• экономический эффект и/или чистый дисконтированный доход;

• экономическую эффективность и/или индекс доходности.

На основаниипоказателейэффективностиинвесторыидругие заинтересованные участники могут принять решение:

- об инвестировании;

- о выходе из проекта;

- о корректировке параметров проекта,

- об условиях реализации проекта и возможных путях повышения его эффективности и т. д.

Большая часть плановых показателей будет использована в финансовом разделе бизнес-плана.

Особо в бизнес-плане рассматривается действующая на предприятии система управления качеством продукции. Сообщается, на каких стадиях, икакими методами будет проводиться контроль качества, какими стандартами при этом будут руководствоваться производители продукции.

В план производства могут включаться также сведения о системе охраны окружающей среды, указываться принимаемые меры по утилизации отходов и соответствующие затраты.

К разделу «План производства» прилагаются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство.

Основные моменты раздела:

- наличие или отсутствие необходимости организации нового предприятия для производства предлагаемой продукции;

- месторасположение фирмы исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т. д.;

- производственные мощности, которые потребуются, и планируемая динамика их ввода в будущем;

- основные средства, необходимые для организации производства, и динамика их изменения на перспективу;

- потребность в материальных ресурсах и производственных запасах;

- возможные затруднения при организации производства;

- поставщикисырья, материалов, полуфабрикатовикомплектующих изделий; условия закупки;

- планируемая производственная кооперация; предполагаемые участники;

- наличие лимитирования объемов производства или поставок ресурсов; причины лимитирования и пути выхода из этой ситуации;

- предполагаемыймеханизмпланированияпроизводства; процедура составления производственных планов и расписаний;

- схема производственных потоков;

- стадии, методы и стандарты контроля качества;

- система охраны окружающей среды и утилизации отходов;

- издержки производства; динамика их изменения;

- наличие производственных площадей для расширения производства и перехода на новые технологии;

- характеристика незавершенного строительства;

- новые технологии, планируемые к использованию в производственном процессе;

- организациявфирменаучно-исследовательскихиопытно- конструкторских работ;

- время, необходимое для перехода на выпуск товаров нового вида;

- особенностиподготовкипроизводства, этапностьизатратынаее проведение;

- характеристика научно-технического уровня производства;

- степень износа оборудования;

- политикаимероприятиявобластиизмененияпроизводственного потенциала предприятия.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...