Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.4. Организационный план




Тема 2. 4. Организационный план

Цельлекции: получение знаний и практических навыков формирования организационного плана.

 

План лекции

1. Понятие и цель составления организационного плана.

2. Структура организационного плана.

3. Организационная структура предприятия.

4. Планирование мероприятий по формированию и развитию персонала.

 

1. Понятие и цель составления организационного плана

 

Бизнес-план является документом «на продажу» поэтому многие инвесторы рассматривают этот раздел бизнес-плана, как наиболее важный. Инвесторы понимают, что самая превосходная идея может потерпеть фиаско из-за плохого исполнителя. И наоборот, хороший менеджер может «спасти» даже посредственный план.

Данный раздел должен дать ответ инвесторам и потенциальным партнерам на вопрос: «Есть ли команда людей, способная осуществить задуманный проект? » Команда, которая способна противостоять потенциальным трудностям и использовать рыночные возможности для реализации этого бизнес проекта, так как высококвалифицированный персоналзалог успеха любой коммерческой фирмы и предприятия.

 

2. Структура организационного плана

 

В данном разделе указывают:

- сведения о владельцах и основных партнерах;

- организационно-функциональную структуру предприятия;

- принципы отбора персонала: квалификационные требования и обязанности руководителей и основного персонала организации;

- характеристику главных менеджеров и основного персонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана (возраст, образование, опыт работы, квалификация);

- штатное расписание по каждой категории промышленно- производственного персонала и потребности во временной рабочей силе;

- стимулирование и мотивацию персонала;

- описание бизнес-процессов;

- план социального развития;

- правовое обеспечение деятельности предприятия.

Важным моментом, с которого необходимо начинать данный раздел бизнес-плана и который необходимо подробно осветить, является организационная структура предприятия.

 

3. Организационная структура предприятия

 

Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

Инициаторам бизнес проекта следует иметь в виду, что существуют следующие виды организационных структур, которые имеют как преимущества, так и недостатки:

Линейная структура. Понятие линейной структуры связано с делением предприятия по вертикали сверху вниз и непосредственной подчиненностью низшего звена управления высшему звену. Во главе каждогоподразделения стоит руководитель (орган), осуществляющий все функции управления. Каждый член коллектива непосредственно подчиняется только этому руководителю (органу), который подотчетен вышестоящему руководителю (органу). Вышестоящий руководитель не имеет права давать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника

Преимущества линейной организационной структуры:

- получение подчиненными непротиворечивых, увязанных между собой распоряжений, заданий;

- полная ответственность каждого руководителя за результаты работы подчиненных ему подразделений;

- обеспечение единства руководства сверху донизу;

- оперативность в принятии решений.

В линейной структуре каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом и обладать разносторонними знаниями. Кроме того, линейные структуры не обладают гибкостью, адаптивностью, что не позволяет им решать сложные задачи выживания в рыночной среде. Тем не менее, развитие отечественного малого бизнеса, как правило, начинается с простых линейных структур. Только затем продолжающееся развитие организации, накопление или объединение акционерного капитала вынуждают организации формировать на другие типы организационных структур.

Функциональная структура. При функциональном управлении подчинение осуществляется в пределах реализации определенной функции управления. Такая структура повышает эффективность управления за счет участия в работе квалифицированных специалистов по конкретным областям деятельности предприятия. Функции одного линейного руководителя выполняют несколько функциональных руководителей. Работники, в том числе и нижестоящие руководители, подчинены нескольким функциональным руководителям. Такая структура позволяет разгрузить линейных руководителей от необходимости детального знания всех сторон управления организацией, нонарушает принцип единоначалия, снижает ответственность за работу, так как исполнитель получает задания от нескольких функциональных руководителей.

Функциональное управление полностью не исключает линейное управление, но сужает его роль. Наряду с линейной иерархией формируется функциональная иерархия. Это обычно приводит к двойному подчинению. Часто у функциональных руководителей наблюдается склонность переоценивать значение своего участка работы. Это приводит к появлению «болезни» функционализм, при котором цели функциональных подразделений ставятся выше общей цели организации, появляются противоречия между подразделениями, создается их замкнутость. Недостатки функциональной структуры растут по мере усложнения управления и увеличения количества функциональных подразделений.

В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она используется в органическом сочетании с линейной структурой, образуя линейно-функциональную структуру. Данная структура свободна от недостатков, присущих линейной и функциональной структурам. В такой структуре у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных органов управления (отделов, бюро, групп, отдельных специалистов).

Линейно-функциональная структура требует создания специальных советов, коллегий, в которых линейные руководители совместно сфункциональными руководителями и экспертами могут согласовывать свои действия и решения.

Данной структуре присущи следующие недостатки:

- искусственное расширение аппарата управления, его отрыв от производства;

- увеличение расходов на управление;

- потерю гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур.

Данная структура наиболее целесообразна в тех организациях, которые выпускают продукцию массового спроса с ограниченной номенклатурой, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных, часто повторяющихся управленческих задач.

В настоящее время популярными стали дивизиональные, продуктовые и региональные структуры. В таких структурах деление организации на блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. Новые элементы, как управление по продукту, потребителю, рынку, встроенные в линейно-функциональные структуры, позволяют группировать работы вокруг результата.

Развитие продуктовых структур было связано с появлением многопродуктовых диверсифицированных производств. Переход к продуктовой структуре начинается с осознания невозможности сочетать рост организации, стратегические проблемы ее развития с текущими проблемами производства продуктов. В производственном звене выделяются автономные участки, связанные с производством разных продуктов. На эти участки назначаются руководители с полной ответственностью за производство продукта и получение прибыли. Участки обеспечиваются соответствующим функциональным обслуживанием.

Структура, ориентированная на потребителя, группирует работы вокруг конечного пользователя продукта. Например, товары для детей, молодежи, пенсионеров или товары для дома и т. д. Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной структура по территориальномупринципу, то есть по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями, нуждами потребителей. Такой подход облегчает связь с клиентами. Примером могут служить сбытовые организации крупных фирм.

Дивизиональные структуры имеют следующие преимущества:

- быстрая реакция предприятия на изменения внешней среды, так как повышается его гибкость, ибо каждое подразделение работает непосредственно на свой рынок и на своего потребителя;

- отделение текущих проблем управления производством какого-либо товара от стратегических проблем выживания предприятия в целом, в результате чего высшее руководство концентрируется на стратегическом планировании и управлении;

- перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, что развивает широту мышления и предприимчивость их руководителей;

- улучшение коммуникаций;

- ориентация организации на конечный результат;

- высокий уровень координации функциональных отделов каждого подразделения, так как сотрудники сгруппированы «под одной крышей» и должны обеспечить эффективность функционирования одной товарной линии;

- сокращение уровней управления, что делает процесс принятия решений более децентрализованным.

Недостатки дивизиональной структуры:

- появление «болезни продуктивизма», когда противопоставляются цели продукта общим целям предприятия, появление конкуренции за его ресурсы;

- невысокая координация деятельности отделений, разобщенность штабных служб, ослабленность горизонтальных связей;

- возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;

- увеличение численности персонала, дублирование работ;

- рост расходов на содержание дополнительных служб, что снижает общую эффективность;

- затруднение осуществления контроля сверху донизу;

- сохранение в рамках дивизионов линейно-функциональных структур и всех их недостатков.

Если проблема адаптации к внешней среде не решается в рамках группировки работ вокруг результата или функции, то выходом из положения становится одновременная группировка работ и вокруг результата, и вокруг функции. Появляются матричная, проектная, сетевая, командная и др. структуры. Эти структуры максимизирует преимущества и минимизирует слабые стороны функционального и продуктового подходов.

В матричной структуре для работы над конкретным проектом сотрудников набирают из различных функциональных подразделений на временной основе. Члены группы подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно работают. Руководители проектов отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. С этой целью все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их распоряжение. Руководители проекта также отвечают за планирование проекта и ход его выполнения по всем количественным, качественным и временным показателям.

Руководители функциональных подразделений решают, как и где должна быть выполнена та или иная работа, утверждают предложения своих специалистов.

Таким образом, главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений.

Эффективность матричной структуры базируется на том, что функциональные знания пропитывают каждую работу. Кадры используются более гибко, более эффективно принимаются управленческие решения.

Преимуществами матричных структур являются:

- высокая гибкость, адаптивность к изменениям внешней среды;

- интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых проектов и программ;

- кооперация между разными функциональными подразделениями;

- более эффективное использование ресурсов, в том числе человеческих;

- сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне;

- обогащение содержания рабочих задач для сотрудников;

- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы;

- усиление мотивации персонала.

Недостатки матричных структур:

- высокая сложность и беспорядок, вызванный двойной командной цепочкой;

- увеличение времени на совещания, дискуссии по решению проблем;

- борьба за власть, так как в рамках этой структуры четко не определены властные полномочия;

- необходимость обучения сотрудников искусству человеческих взаимоотношений;

- большие накладные расходы в связи с тем, что требуется больше средств для содержания большего количества руководителей, а также порой на разрешение конфликтных ситуаций;

- затрудняется полноценный контроль по уровням управления.

Под проектной структуройуправления понимают временную структуру, создаваемую для решения конкретной комплексной задачи (разработка уникального продукта и его реализации). Смысл такой структуры заключается в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Существует несколько типов проектных структур. Чистая или сводная проектная структура управленияподразумевает формирование специального подразделения – проектной команды, работающей на временной основе. Временная группа специалистов представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной компании. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями. Он отвечает за все виды деятельности – от начала и до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входит определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация деятельности исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы.

Преимущества проектных структур:

- интеграция различных видов деятельности компании в целях получения высоких конечных результатов по определенному проекту;

- комплексный подход к реализации проекта;

- большая гибкость проектных структур.

Недостатки проектной структуры:

- дробление ресурсов и усложнение поддержки развития производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;

- лишениеработниковосознаниясвоегоместавкомпании, таккак проектные группы формируются на временной основе;

- частичное дублирование функций.

Сетевые структуры представляют собой объединения предприятий, имеющих общую задачу в воспроизводственной цепи: разработка продукта – производство и поставка комплектующих – изготовление и сборка изделия – продвижение к потребителю – продажа. Входящие в сеть предприятия могут принадлежать одной или разным отраслям, одной или разным компаниям, но как субъекты данной сети они подчиняются ее общим правилам и интересам. В основе формирования сетевой структуры лежит возможность сфокусировать усилия компании на том, что она «умеет» лучше всего, а выполнение остальных необходимых функций поручает фирмам, обладающим соответствующими отличительными компетенциями.

В результате компания добивается более высоких результатов деятельности с использованием меньшего объема ресурсов. Основное преимущество сетевой структуры заключается в ее конкурентоспособности. Даже небольшая сетевая организация может использовать огромный ресурсный потенциал аутсорсинга. Он позволяет получить организации необходимые в данный момент услуги (разработка инженерных решений, установка оборудования и т. д. ) при сокращении операционных расходов.

Одним из основных недостатков сетевых структур является отсутствие непосредственного контроля, когда менеджеру компании приходится полагаться на контракты, переговоры и электронные сообщения своих партнеров.

Выбор той или иной организационной структуры зависит от множества факторов: размеров предприятия, объемов фондов, численности занятых, принципа работы, структуры рынка и т. д.

Выбранная организационная структура документально фиксируется в графических схемах, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления фирмы, должностных инструкциях отдельных исполнителей.

Основными характеристиками организационной структуры являются численность управленческого персонала по функциям управления, численность линейного управленческого персонала, количество уровней иерархии системы управления предприятием, количество структурных звеньев на каждом уровне, степень централизации управления.

При описании организационной структуры необходимо четко показать, какова структура управления предприятием, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.

При этом необходимо подчеркнуть достоинства организационной структуры своей организации и ее соответствие критериям рациональности, в качестве которых можно назвать:

- соответствие объема выполняемых управленческих работ числу их исполнителей;

- сосредоточение на каждой ступени управления (звене) объективно необходимых функций и прав для их реализации;

- отсутствие параллелизма и дублирования функций;

- оптимальное сочетание централизации и децентрализации функций и прав;

- соблюдение норм управляемости, т. е. числа исполнителей, выходящих на одного руководителя или координатора их деятельности;

- степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления;

- эффективность предлагаемой организационной структуры.

В малом бизнесе организационную структуру необходимо формировать под определенную команду. Следует помнить, что работа персонала будет успешной лишь в том случае, если интересы производства будут согласованы со способностями и интересами работников.

Существенным фактором при продвижении и реализации бизнес-плана является управленческий коллектив. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огромное значение управленческой команде, ведь успех или неудачи вашего проекта во многом зависят от наличия опыта и зрелости управленческого персонала.

В бизнес-плане также отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале.

Приводится информация о соотношении между числом административно-управленческого персонала и числом рабочих предприятия. Приводятся данные об использовании профессиональных советников, например, по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, страхованию, аудиту, включая услуги специализированных организаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...