Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Конституционное право как отрасль права, наука, учебная дисциплина

В рамках практических занятий обучающиеся должны быть готовы ответить на следующие вопросы:

1. Как связано конституционное право с теорией государства и права?

2. Вспомните из курса теории государства и права определения права, отрасли права, нормы права, предмета и метода правового регулирования, правовых отношений.

3. Конституционное право – отрасль публичного или частного права?

4. Конституционное право – отрасль материального или процессуального права?

5. Каково соотношение между конституционным правом и иными отраслями российского права? Каковы функции конституционного права в российском праве?

6. Кратко опишите отношения, составляющие предмет конституционного права как отрасли права. Какие точки зрения на предмет конституционного права высказаны в науке? Какая из них, по вашему мнению, предпочтительнее?

7.В чем особенности императивного и диспозитивного методов правового регулирования? Продемонстрируйте их использование в тексте Конституции.

8. Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает детально, а какие – в общем виде, через иные отрасли права?

9. Найдите в Конституции РФ: декларативные, целевые нормы, нормы-принципы; регулятивные, охранительные, управомочивающие нормы; обязывающие, запрещающие нормы; дефинитивные, коллизионные, гарантийные, отсылочные (бланкетные); императивные и диспозитивные нормы.

10. Что такое гипотеза, диспозиция, санкция нормы? Найдите в Конституции РФ 1993 г. примеры норм, состоящих: а) из гипотезы и диспозиции; б) из диспозиции; в) из гипотезы, диспозиции и санкции.

11. Перечислите санкции, содержащиеся в Конституции РФ 1993 г.

12. Охарактеризуйте конституционно-правовые отношения. Выделите основные группы их субъектов.

13. Перечислите объекты конституционно-правовых отношений. Есть ли среди них такие, которые характерны только для конституционно-правовых отношений?

14.Какие юридические факты являются основанием для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений?

15.В чем особенности Конституции РФ как источника конституционного права?

16.Какие законы являются источниками конституционного права?

17.В чем выражаются особенности Федеральных конституционных законов?

18.Какой юридической силой обладают постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации в системе источников конституционного права?

19.Могут ли акты Президента Российской Федерации выступать в роли источников конституционного права России?

20.Могут ли действовать на территории России государственно-правовые акты других государств?

21.Могут ли действовать на территории России законы Союза ССР, регулирующие конституционно-правовые отношения?

22.Каковы особенности Уставов субъектов Федерации как источников конституционного права?

23.Говорят, что в споре рождается истина. Спор - это тоже способ получения нового знания. А используется ли этот прием в практике конституционного правоприменения?

24.Как соотносятся понятия "предмет правового регулирования" и "предмет науки", "метод правового регулирования" и "научный метод"?

25. Ваш зарубежный друг по переписке учится в юридическом вузе. Он написал вам, что выполняет работу по конституционному праву и хотел бы в ней раскрыть структуру конституционного права России и указать место последнего в российском праве. Помогите ему.

Обучающиеся также выполняют практические задания и решают задачи:

1. В Конституции РФ найдите нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы общего регулирования, которые затем получают свое развитие в правовых актах других отраслей права. Примером конституционной нормы, детально регулирующей общественные отношения, является часть 1 статьи 107 Конституции РФ: «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ». Примером конституционной нормы общего регулирования является часть 1 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В каких правовых актах других отраслей права конституционно-правовые нормы получают свою конкретизацию?

2. В Конституции РФ найдите конституционно-правовые отношения, которые в процессе развития испытывают влияние политического фактора. Такое влияние проявляется в том, что субъекты конкретных конституционно-правовых отношений, следуя правовой модели поведения, осуществляют полномочия, хотя и в рамках Конституции РФ, но с использованием дополнительных рычагов давления на своих контрагентов с целью получить преимущества в системе органов, занять доминирующее положение, завоевать власть. Примером конституционно-правового отношения, на развитие которого может оказывать влияние политический фактор, является механизм назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (статья 111 Конституции РФ).

Как влияние политического фактора может отразиться на взаимоотношениях органов государственной власти? Каким образом следовало бы сглаживать негативные последствия влияния политического фактора на некоторые конституционно-правовые отношения? Возможно ли полностью исключить такое влияние?

3. Подготовьте на отдельном листе тестовое задание, состоящее из 10 вопросов с пятью вариантами ответов на каждый из них. Цель задания - проверка знания источников конституционного права. При подготовке тестового задания можно использовать и соответствующий материал курса теории государства и права. По каждому вопросу может быть не более одного правильного ответа. Ключ правильных ответов выполните на отдельном листе.

4. В рабочих тетрадях составьте таблицу, представляющую порядок опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти. В таблице должны быть отражены:

• срок официального опубликования со дня подписания;

• срок вступления в силу со дня первого официального опубликования;

• источники опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, постановлений палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Таблица должна быть составлена на основе статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Дайте письменное определение следующих терминов: "текст правового акта", "реквизиты правового акта", "раздел закона", "глава закона", "статья закона", "пункт статьи (закона)", "часть статьи (закона)", "преамбула закона", схематично соотнесите их между собой.

6. На примере любой статьи Конституции покажите соотношение ее частей (пунктов) и содержащихся в них нормативных предписаний. Сколько нормативных предписаний содержится в данной статье? Приведите их по отдельности.

7. Письменно изложите свой взгляд на соотношение понятий "федеральный закон" (ч.ч.1-3 ст. 76 Конституции РФ) и "федеральный закон" (ч.6 ст. 76 Конституции РФ). Тождественны ли они? Какие виды законов включает в себя понятие "законы", используемое в ч.ч. 1 и 4 ст.15 Конституции РФ? Свою позицию изложите письменно.

8. Со ссылками на статьи Конституции РФ составьте перечень вопросов, по которым предусматривается принятие федеральных конституционных законов.

9. Заполните сравнительную таблицу: конституционное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.

 

№ п/п     Критерии для сравнения Конституционное право как отрасль права Конституционное право как наука Конституционное право как учебная дисциплина  
1. Цель        
2. Предмет        
3. Метод        
4. Система        
5. Источники        

Задачи:

1. Судебные приставы арестовали счёт в банке у гражданина Новикова и сняли денежные средства в счёт управляющей компании за долги по ЖКХ, которые были ранее погашены собственником квартиры. Доказательства этого Новиков предоставил своему судебному приставу и его счёт разблокировали, но деньги не вернули.

Определите субъекты, объекты и содержание правовых отношений.

Проанализируйте юридические факты, лежащие в основе данных правоотношений.

2. Гражданин Фролов инвалид 1 группы с детства в течение 5 лет направил 10 заявлений в местную администрацию с просьбой о предоставлении помощи на капитальный ремонт частного дома, который находится в техническом состоянии непригодном для проживания. Однако за все время администрация выделила средства только на 2 листа шифера и на 3 банки краски. Кроме того, с 2010 года семью Фролова должны были поставить на льготную очередь по улучшению жилищных условий по постановлению сельского совета, но до сих пор этого не сделали. На повторное заявление матери Фролова заместитель главы местной администрации Самойлова ответила, что семья Фроловых будет ждать своей очереди на общих основаниях.

Определите характер правовых отношений и элементы их структуры.

Проанализируйте юридические факты, лежащие в основе данных правоотношений.

На основании действующего законодательства о социальной защите инвалидов дайте оценку решений местной администрации.

3. Ухова бывший предприниматель, у которой имеется задолженность по выплатам в пенсионный фонд. Был судебный процесс, где в отношении Уховой судья вынес постановление об оплате и аресте счета в банке. От задолженности Ухова не отказывается, но на данный момент она находится в официальном разводе с мужем и не работает, поскольку является мамой грудного ребенка (второго ребенка), за которого начисляется материнский капитал. На содержание старшего ребенка Ухова получает алименты.

 Определите характер правовых отношений и элементы их структуры.

 Проанализируйте юридические факты, лежащие в основе данных правоотношений.

Может ли Ухова погасить задолженность в пенсионный фонд из средств материнского капитала, если да, то в каком порядке?

Имеют ли право судебные приставы арестовать счет в банке, на который поступает детское пособие и алименты на старшего ребенка.

Ответы на 3 и 4 вопросы обоснуйте ссылками на действующее законодательство.

 

Основные понятия темы: отрасль права, конституционное право как отрасль права, конституционно-правовые нормы, конституционно-правовые институты, система конституционного права, источники права, источники конституционного права, Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, конституционно-правовые отношения, конституционная ответственность, метод конституционно-правового регулирования, дозволение, запрещение, позитивное обязывание, конституционная законность.

Источники по теме:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 13. Ст. 1447.

3. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

5. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

9. Федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - М., 2014.

2. Авакьян С.А. Государственно-правовые институты: понятие и содержание // Советское государство и право. 1977. № 2.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2015.

4. Безруков А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М., 2015.

5. Виноградов В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. - М., 2000.

6. Додонов В.Н. Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В.И. Лафитского. - М., 1995.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - М., 2013.

8. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. - М., 2014.

9. Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2015.

10. Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права. // Журнал российского права. 2009. № 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...