Глава IV. Законы (принципы)
Стр 1 из 18Следующая ⇒ УДК 16(075. 32) ББК 87. 4 Л69 Авторы: доктор философских наук, профессор АД. Гетманова, доктор философских паук, профессор АД. Никифоров, доктор философских наук, профессор М. И. Панов, доктор философских наук, профессор А. И. Уемов, доктор философских наук, профессор БД. Яшин Научные редакторы: доктор физико-математических наук, действительный член Российской академии образования, профессор БД. Матросов, доктор философских наук, профессор В. В. Петров Логика. 10—11 классы: учебное пособие / А. Д. Гетманова, А. Л. Ни- Л69 кифоров, М. И. Панов и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008. - 224 с. ISBN 987-5-85971-915-0 Раскрываются основные положения одной из увлекательных филЬсофских наук — логики. «Понятие», «суждение», «умозаключение»; «гипотеза», «софизм», «парадокс», «доказательство» — это не только научные термины, но и реалии нашего мышления и общения, с которыми каждый сталкивается ежечасно. Как научиться грамотно выстраивать систему доказательств и умозаключений? Как одолеть соперника в споре и убедить участников дискуссии? Как овладеть тайнами стройного логического мышления? На все эти и многие иные вопросы читатель найдет ответ в пособии, написанном педагогами и учеными. Содержание и структура пособия соответствуют программе школьного курса «Логика». Книга одобрена и рекомендована Министерством образования Российской Федерации. / УДК 16(075. 32) ББК 87. 4 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 5 Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ.................................................. 7 § 1 Формы познания............................................................................ 7
§ 2 Понятие о логической форме и логическом законе. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений 10 § 3 Теоретическое и практическое значение логики.................. 13 § 4 Язык, речь, мышление................................................................ 16 Вопросы для повторения........................................................... 21 Глава II. ПОНЯТИЕ..................................................................................... 22 § 1 Понятие как форма мышления................................................. 22 § 2 Виды понятий................................................................................ 25 § 3 Отношения между понятиями.................................................. 27 § 4 Определение понятий............................................................... 31 § 5 Деление понятий. Классификация.......................................... 37 § 6 Ограничение и обобщение понятий....................................... 44 Задачи к теме «Понятие»............................................................ 46 Вопросы для повторения........................................................... 50 Глава III. СУЖДЕНИЕ....................................................................................... 51 § 1 Общая характеристика суждения............................................ 51 § 2 Простое суждение........................................................................ 53 § 3 Сложное суждение и его виды................................................. 58 § 4 Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке................... 61 § 5 Отношения между суждениями по значениям истинности............................................................ 64 § 6 Логическая структура вопроса.................................................. 67 Задачи к теме «Суждение»......................................................... 72 Вопросы для повторения........................................................... 74 Глава IV. ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ................................................... 76 § 1 Понятие о логическом законе................................................... 76 § 2 Законы логики................................................................................ 77 Задачи к теме «Законы (принципы) правильного мышления» 89 Вопросы для повторения........................................................... 94 Глава V. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................... 95
§ 1 Общее понятие об умозаключении......................................... 95 § 2 Непосредственные умозаключения........................................ 96 § 3 Простой категорический силлогизм...................................... 100 § 4 Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).................................................................................... 105 § 5 Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты)........................................................ 106 § 6 Условные умозаключения....................................................... 108 § 7 Разделительные умозаключения.......................................... 111 § 8 Условно-разделительные (лемматические) умозаключения............................................................................. 114 § 9 Сущность и виды индукции..................................................... 121 § 10 Индуктивные методы установления причинных связей........................................................................ 125 § 11 Аналогия....................................................................................... 128 Задачи к теме «Умозаключение»............................................ 133 Вопросы для повторения......................................................... 144 Глава VI. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ 146 § 1 Понятие аргументации............................................................ . 146 § 2 Прямое и непрямое (косвенное) доказательство............ 149 § 3 Понятие опровержения............................................................ 152 § 4 Правила доказательства и опровержения. Ошибки, возникающие при их нарушении........................... 157 § 5 Понятие о софизмах и логических парадоксах.................. 161 § 6 Аргументация и дискуссия....................................................... 165 Задачи к теме «Доказательство»............................................ 173 Вопросы для повторения......................................................... 176 Глава VII. ГИПОТЕЗА................................................................................. 177 § 7 Определение и виды гипотез................................................... 177 § 8 Гипотетико-дедуктивный метод.............................................. 179 § 9 Подтверждение гипотез....................... :................................... 181 § 10 Опровержение гипотез............................................................. 182 § 11 Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе.... 183 Задачи к теме «Гипотеза»........................................................ 186 Вопросы для повторения......................................................... 189 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ...................................................................... 190 Логические кроссворды............................................................. 190 Ответы и объяснения................................................................ 220
ВВЕДЕНИЕ Во все времена люди стремились получить новую информацию о мире, в котором они живут. Но приобрести истинные знания, пусть даже неполные, неокончательные, всегда нелегко. Иногда это связано с самопожертвованием выдающихся ученых, добывающих истину для блага человечества. Люди хотят знать законы развития природы, общества и тайны человеческого мозга. Изобретены различные методы познания. Для эффективного пользования ими необходимо, чтобы мышление было безупречным, логически правильным. Логическое мышление не является врожденным. Систематическое изучение науки логики — один из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления. В этом учебнике по логике вы подробно ознакомитесь с основными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями) и законами, (принципами) правильного мышления (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания); с его помощью вы научитесь строить правильные доказательства и опровергать ложные утверждения, находить ошибки при построении умозаключений, бороться против йедопустимых (нелояльных) приемов, применяемых в ходе дискуссий. Вы научитесь критически воспринимать данные в различных книгах определения и классификации понятий и предлагать более корректные определения. Это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение интереснейшей и древнейшей из философских наук — логики. Для успешного овладения логическими знаниями предлагаются многочисленные задачи. Навыки, приобретенные при решении многих из них, помогут анализировать литературные и научные тексты. Интересной формой проверки знаний является разгадывание приведенных в книге и составление своих логических кроссвордов, а также решение занимательных задач, взятых из книги английского психолога Г. Ю. Айзенка «Проверьте свои интеллектуальные способности». В течение нескольких лет предложенный теоретический курс логики и задачи к нему были апробированы всеми авторами учебника в старших классах общеобразовательных школ, педагогических колледжах и училищах, лицеях и гимназиях. Более 200 студентов МПГУ
проводили занятия по логике на основе этого курса в период педагогической практики. Учащиеся и студенты средних учебных заведений с большим интересом изучали новый для них предмет — логику, успешно справлялись с этим курсом, приводили свои многочисленные оригинальные примеры и составляли логические кроссворды. Надеемся, наш юный читатель, что изучение логики будет способствовать развитию вашего мышления и вооружит вас знаниями для преодоления тех трудностей, которые вы можете встретить в жизни, в своей практической и профессиональной деятельности. ПРЕ£ ^ ГЛАВА I И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ Термин «логика» ияет «мысль», «слово», „„ „ „ и.. ходит от греческого слова logos, что озна- . лет использоваться в Ps и о 1) специфические ’ «закономерность». Этот термин мо- 2) науку, изучающ? < Нь1х значениях' Им обозначают: оомерности правильного мышления; пильного мышления, F к 3) закономерности пкономерности структуры и развития пра- и явл^™редаленную Г( Ц'10Ития объективно существующих вещей Мы будем употреби ■ новательность действии человека. чениях. 11 ермин «логика» в его первом и втором зна- Мышление изучав^ ни гика имеет свой предм^ И у 4 ъ. Оугие науки, например психология. Но ло- лсобенности. Каковы j, и и ис мнения, у которого есть свои характерные вопрос, попытаемся раз^ гц 7 * ви н „„ % особенности < Прежде чем ответить на этот пения в процессе познц. и лс Чц ься в том, что составляет специфику мыш- «1 Познание предсгаи, ' < ЪО₽ МЫ позндния нИя объективного мира непосредственным и оп< )( / °й Достаточно сложный процесс отраже- вь1деляют две тесно свяа^оании человека. Это отражение может быть ние и логическое познану^\^тым-в зависимости от этого в познании ’ Чз Между собой ступени — чувственное позна- Формы чувствен^ гваемое также абстрактным мышлением. Всякое познание 1( Ч чувственных восприя> Знания чувств и вызывают в нщ pj ется с живого созерцания, с ощущений, Формами чувств^ бедметы воздействуют на наши органы тия представления. ния, которые воспринимаются мозгом.
Ощущение — это дознания являются ощущения, восприя- явлений материально^ Ние отдельных свойств предметов или ’ Непосредственно воздействующих на ор- Формы абстрактного мышления Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами («деревня», «ромб», «русалка») или группами слов, т. е. словосочетаниями («студент педагогического училища», «симфонический оркестр», «река Амазонка», «теплый солнечный день» и др. ). Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение, как правило, выражаемся в форме повествовательного предложения. Например: «Чем человек умнее и добрее', тем больше он замечает добра в людях» (Б. Паскаль). Суждения могут быть простыми или сложными. «Речка подо льдом блестит» — простое суждение, а суждение: «Наступила весна, ярко засветило солнце, и прилетели грачи» — сложное, состоящее из трех простых. Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера. 1. Попугаи хорошо поддаются дрессировке. Эта птица — попугай. Эта птица хорошо поддается дрессировке. Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением. 2. Грибы бывают съедобные или несъедобные. Подосиновик является съедобным грибом. Подосиновик не является несъедобным грибом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|