§ 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
§ 2. ПОНЯТИЕ О ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ И ЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ. ИСТИННОСТЬ МЫСЛИ И ФОРМАЛЬНАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ Формальная логика — наука о законах и формах правильного мышления. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами. Выясним, что понимается под логической формой и логическим законом. • Понятие логической формы Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, способ связи ее составных частей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры). Структуру мысли, т. е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) в трех следующих суждениях: «Все караси — рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки — насекомые». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S есть Р»; она включает: S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения; Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета; связку («есть»); кванторное слово («все»). Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму: 1) «Если железо нагреть, оно расширится»; 2) «Если учащийся изучает логику, он повышает четкость своего мышления». Форма этих суждений такая: «Если S есть Р, то 5 есть Р(». Логические законы В научном познании законами считают суждения, которые выражают внутреннюю, необходимую связь между предметами или явлениями. Тот или иной закон отражает общие, повторяющиеся, объективно существующие отношения между предметами или явлениями. В языке законы формулируются с помощью суждений не об отдельных явлениях или предметах, а обо всем их классе, т. е. с помощью суждений общего характера. Например: «Всякое тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока на него не действует другое тело (другая сила)».
В мышлении так же, как и в объективном мире, действуют свои законы. Эти законы охватывают необходимые и существенные связи, возникающие в различных мыслительных операциях между понятиями, суждениями или умозаключениями. Специфической особенностью логических законов является то, что они связаны с правильностью мышления. Их действие наиболее ярко проявляется в умозаключениях. В традиционной логике сложилось понимание закона как некоторого требования, принципа, которому необходимо следовать, чтобы мышление считалось правильным. Из множества таких требований были выделены те, которые наиболее тесно связаны с такими свойствами мышления, как последовательность, определенность, непротиворечивость и обоснованность. Этим требованиям соответствуют четыре формально-логических закона: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия; 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Все они будут подробно изложены в отдельной главе. Законы логики функционируют в мышлении как принципы правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения ложных. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений С точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отображение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления — соблюдение законов и правил логики. Нельзя отождествлять (смешивать) следующие понятия: «истинность» («истина») и «правильность», а также понятия «ложность» («ложь») и «неправильность». Понятие истинности или ложности относится лишь к содержанию того или иного суждения. Если суждение соответствует тому, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном случае оно ложно. Например, суждение «Все волки — хищные животные» истинно, а суждение «Все грибы ядовиты» ложно.
Понятие формальной правильности рассуждения относится лишь к его структуре, к способу его построения, т. е. к форме. Если в числе посылок умозаключения встречается ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтобы это показать, возьмем такое умозаключение: Все металлы — твердые тела. Ртуть не является твердым телом. Ртуть не является металлом. В этом умозаключении заключение получилось ложным именно потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями (имеется в виду, что правила логики соблюдены). При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны) мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение, например: Все тигры полосатые. Это животное полосатое. Это животное — тигр. < Во втором умозаключении обе посылки — истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истинным потому, что было нарушено одно из правил умозаключения. Между истинностью суждения и правильностью построения умозаключения имеется тесная связь, выражающаяся следующим образом: для того чтобы гарантировать истинность заключения, необходимо опираться на истинные посылки и соблюдать правила логики, правила того или иного умозаключения. Основные этапы развития формальной логики Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э. ), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Основными работами Аристотеля по логике являются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых даны теория силлогизма, определение и деление понятий, доказательство. В дальнейшем логики объединили все перечисленные работы Аристотеля под общим названием «Органон» («Орудие познания»). Первые три закона мышления Аристотель изложил также в своем главном произведении «Метафизика». Основным содержанием аристотелевской логики является теория дедукции. Логику Аристотеля обычно называют традиционной формальной логикой. Традиционная формальная логика включает такие разделы, как «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза.
Второй этап — это появление математической (или символической) логики. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики. Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. В XIX в. математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков. § 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника, и не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Вместе с тем бывает, что человек может осознавать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно, что то или иное доказательство имеет изъяны. Но в чем состоит ошибка? Как ее найти и показать, что собеседник ошибается? На эти вопросы он не может дать ответа, если не знает логики. Бывает и так, что человек не умеет точно и ясно сформулировать вопрос, подобрать необходимые для доказательства или опровержения какого-либо суждения аргументы. И в этих случаях ему поможет знание логики. Знание логики способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи, а вместе с этим повышает и культуру мышления. Особенно важно знание основ логики в процессе овладевания новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.
Логическая культура — это не врожденное качество. Овладение ею предполагает ознакомление учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. В науке, полемике, повседневной жизни нам ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно для учащихся. Значение логики особенно стремительно возрастает в современной жизни. Вызывается это многими причинами. Во-первых, умение строго и четко пользоваться терминологией, понятиями самых различных областей науки, искусства, политической жизни, ориентироваться в их потоке, нередко сталкиваясь с резко меняющейся оценкой тех или иных событий, фактов становится все более необходимым для молодого человека в наши дни. Во-вторых, современная эпоха характеризуется как эпоха диалога. А диалог требует от его участников умения доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою позицию, опровергать ложные или необоснованные положения оппонента, уметь в сложных условиях переговорного процесса договариваться, находить компромиссы. В-третьих, знания элементарной логики, ставшие умениями и навыками, доведенными до автоматизма, превращаются в надежный иммунитет против всевозможных домыслов, ограждают сознание человека от проникновения в него предрассудков и суеверий. В-четвертых, внедрение новых технологий в промышленное производство и обучение, широкое использование в различных областях деятельности человека информатики и вычислительной техники связано с расширением использования логики, со значительным повышением ее роли в науке и технике. В-пятых, изучение логики весьма основательно повышает общий уровень культуры, ибо абсолютно в любой области знания, будь то наука, преподаваемые учебные дисциплины, художественная литера- гура, — везде используются формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение), действуют законы логики, срабатывает введенная ею система аргументации. Не случайно, видимо, расцвет ораторского искусства в Древней Греции приходится на Афины IV в. до н. э. — одну из вершин рабовладельческой демократии. Именно в этот период появляются самые знаменитые греческие ораторы. Благодаря умению вести дискуссию ораторское искусство превратилось в мощное средство принятия важнейших политических решений. Больше того, оно послужило одним из источников, на основе которых Аристотель разрабатывал свою логическую систему. Область исследования аристотелевской силлогистики — не научное рассуждение, а ораторское искусство. Первая в истории европейской цивилизации строгая логическая теория имела своей целью теоретически обосновать здравый смысл, выраженный в естественном разговорном языке. В соответствии с этим и эмпирический материал Аристотель находит в речах своих современников. Изучение и обобщение приемов ораторского искусства в качестве источников формирования логической теории стало возможным еще и потому, что греческая культура опиралась на звучащую, а не на письменную речь.
Логика в качестве обязательного предмета входила в курс гимна- И1н дореволюционной России, в советское время в конце 40-х — начале 50-х годов логика преподавалась в средних школах. Сейчас логика изуча- г н я в средних учебных заведениях многих зарубежных стран и у нас. О значении изучения логики для молодых людей актуально и своевременно звучат мысли, высказанные Г. Струве еще 120 лет назад. Г. Струве писал: «Введение Логики, как предмета преподавания в гимназиях, есть мера столь благоразумная и утешительная, что от iiie следует ожидать самих благодатных последствий. Прежде всего мера эта устранит ту несообразность, что у нас молодой человек мог окончить курс наук не только в гимназии, но даже и в университете (наир., по медицинскому, математическому, а иногда и по юридическому факультетам), не получив ни малейшего понятия о самых элементарных основах Логики, этого необходимого пособия при всяком научном исследовании; условия всякого истинного образования и самостоятельного мышления, как в области теории, так и в практической жизни. Чего же можно ожидать в научном отношении от молодого человека, получившего высшее образование без этого первоначального фундамента? Чем будет он руководиться в жизни при выборе и оценке разнородных, действующих на него взглядов? Не знакомый с самыми простыми средствами истинно критической оценки чужих воззрений, он примет, даже после окончания курса наук в университете, обыкновенно без всякой критической самостоятельности, то воззрение, которое, заслуженно или незаслуженно, пользуется наибольшею популярностью в той тесной среде, к которой он случайно принадлежит»[1]. Фундаментальная роль логики для современной науки (в различных ее аспектах) и для философии науки, что сейчас также актуально, подтверждает ее огромную роль в развитии современного общества. § 4 ЯЗЫК, РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Труд способствовал выделению человека из среды животных, явился фундаментом в возникновении у людей сознания (в том числе мышления) и языка. Мышление неразрывно связано с языком. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была невозможна сама организация коллективных трудовых процессов. Функции языка и речи [2] Основная функция языка и речи — коммуникативная: речь служит для сообщения и сохранения информации, как средство связи поколений. Вторая функция, общая языку и речи, — функция выражения мысли. «Человек может выражать свои мысли, — отмечает М. Р. Львов, — не только вербально, но и рисунком, чертежом, формулами, моделями, музыкальными звуками, красками, жестами, однако универсальным средством оформления и материализации мысли служит язык. Этот вывод относится в первую очередь к отвлеченному, речевому мышлению (логическому)»[3]. В речи мысль становится доступной не только другим людям, но и более понятной тому, кто ее произносит. Третья функция языка и речи — познавательная. Все человеческое знание прошлых веков и настоящего заключено в произведениях речи, в текстах; это книги, журналы, рукописи, звукозаписи докладов, спектаклей и пр. Следующие две функции присущи только речи. Это функция выражения эмоций (эмотивная), потому-то и говорят о воздействии автора на читателя или слушателя, и регулятивная и планирующая: человек устно, письменно или мысленно проектирует свои действия, анализирует, критикует, оценивает свои поступки и поступки других людей. Язык и речь не тождественны. М. Р. Львов указывает на характерные отличия языка от речи. 1. Язык — это общая система, отвлеченная от конкретных ситуаций жизни. Речь же всегда конкретна. 2. Язык лишь создает возможности для целенаправленных действий людей. Речь всегда преднамеренна и направлена на достижение какой-либо цели. 3. Язык характеризуется обобщенностью и статичностью. Речь развертывается во времени и пространстве, подвижна, динамична. 4. Языку свойственны строгая система, стабильность и обязательность его единиц. Речь индивидуальна, произвольна. 5. Язык является средоточием коллективного опыта многих поколений целого народа. Речь отражает опыт индивидуума. 6. Различны и их структуры. Язык имеет уровневую организацию (морфологический, синтаксический и другие уровни). Речь же линейна; это последовательность слов, предложений и компонентов текста, связываемых по законам логики, синтаксиса, композиции. 7. Речи (как виду деятельности индивида) в отличие от языка присущи: свой темп, громкость, эмоциональная окрашенность, индивидуальная степень стройности и связанности, эстетические качества; речи свойственны также различные стили (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный). Виды речи (речевой деятельности): а) внутренняя (для себя) и внешняя (для других); б) устная и письменная; в) звуковая и незвуковая (например, у глухонемых). Внутренняя речь — это обычно сжатое, свернутое оформление мысли без ее устного или письменного сообщения другим (например, воспоминание о прошедших событиях с помощью образов). В экстремальных ситуациях человеку, в доли секунды принимающему решение, от которого, возможно, зависит его жизнь, для полного языкового оформления мысли не хватает времени. В этом случае внутренняя речь выполняет регулятивную функцию. Внутренняя речь, свернутая и фрагментарная, понятная самому субъекту с полуслова, при рассказе может быть плохо оформлена и, следовательно, не понята другим человеком (или понята искаженно). Поэтому надо учиться четко выражать свои мысли во внешней речи. Внешняя речь бывает в виде монолога или диалога (полилога). Наиболее важным при оформлении внешней речи является передача содержания мысли. Важную роль при речевом общении играют и невербальные средства: жесты[4], мимика, умолчание, взгляды, указание на окружающие предметы, интонация, громкость речи и т. д. В истории развития логики и языкознания неоднократно предпринимались попытки оторвать мышление от языка. К чему это может привести, показывает такой пример. У известного своими социально-фантастическими романами американского писателя Э. Беллами есть рассказ «Остров ясновидцев», в котором описывается следующая ситуация. За три столетия до нашей эры один из парфянских царей изгоняет из своего царства магов и прорицателей, которые оказались более других наделены даром гипноза и телепатии. Их вместе с семьями отправили на Цейлон, но корабль разбился, и маги оказались на необитаемом острове. Через несколько поколений жители острова просто упивались своей новоприобретенной способностью прямого ясновидения, когда вместо несовершенных описаний отдельных мыслей при помощи «неуклюжих слов» появляется возможность общаться посредством передачи картин душевного состояния. У островитян вырабатывается «непреодолимое отвращение к вымученному бессилию языка», «удручающему бессилию слов при попытках выразить состояние души в ее цельности», а также к «неизбежным искажениям, которые вносят слова при передаче мыслей от одного человека к другому». Но очень скоро, с иронией пишет автор, «интеллектуальный восторг» заметно поубавился, так как обнаружилось, что «весьма желательно хранить информацию о прошлом, а для записи этой информации необходимо обратиться к презренному средству — к словам». Что же такое знак? Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации). Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, отпечатки пальцев, репродукции и др. ), знаки-признаки, или знаки-показатели (например, дым — признак огня, повышенная температура тела — признак болезни), знаки-сигналы (например, звонок — знак начала или окончания занятия), знаки-символы (например, дорожные знаки) и другие виды знаков. Существует особая наука — семиотика — общая теория знаков. Разновидностями знаков являются языковые знаки, использующиеся в целях общения. Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена. Имя — это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Каждое имя имеет значение и смысл. Значение имени — это предмет или класс[5] предметов, обозначаемый этим именем. Смысл имени — это информация о предмете, которую выражает имя, т. е. способ обозначения предмета. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен (синонимов). Так, например, знаковые выражения: «4», «2 + 2», «9 - 5» являются именами одного и того же предмета — числа 4. Смысл указанных выражений различен. Выражение «4» не имеет вполне определенного смысла, кроме того, что это обозначение некоторого количества. Выражение «2 + 2» можно рассматривать как некий материальный объект, обозначающий число, которое можно получить путем сложения чисел 2 и 2. Выражение «9 - 5» тоже обозначает число 4, но способ его получения иной, нежели во втором случае. Здесь оно получается путем вычитания числа 5 из числа 9. Различают единичные имена, обозначающие один предмет, и общие имена, обозначающие предметы некоторого класса. К единичным именам относятся такие, как «художник Илья Глазунов», «река Обь», «Автор поэмы „Мертвые души" » и др. К общим именам относятся, например, имена «учитель», «город», «дом» и т. п. Общие имена могут быть универсальными. Универсальными называют общие имена, обозначающие такой класс, в который входят (элементами которого являются) все предметы, мыслимые в некотором рассуждении. Кроме единичных и общих имен, выделяют имена, которые называют мнимыми. Мнимые имена чаще всего обозначают предметы, которые не существуют в объективной действительности. Например: «наибольшее натуральное число», «квадратный круг», «фея» и т. п. Среди всех имен различают также простые и сложные, или описательные. В простом имени нет частей, которые имели бы самостоятельный смысл, в сложном они имеются. К простым именам относятся имена: «книга», «государство», «Астрахань» и т. п. К сложным — имена «самый большой водопад в Канаде и США», «планета Солнечной системы» и др. Такие языковые выражения, как «самое глубокое озеро мира», «пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров», «озеро, имеющее свыше 300 притоков и единственный исток — реку Ангару», «озеро, глубина которого 1620 метров», имеют одно и то же значение (озеро Байкал), но различный смысл, поскольку эти языковые выражения представляют озеро Байкал с помощью различных его свойств, т. е. дают различную информацию о Байкале. Соотношение трех понятий: «имя», «значение», «смысл» — схематически можно изобразить таким образом. Имя — языковое выражение, Смысл — способ, каким имя обозначает обозначающее предмет предмет (информация о предмете)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|