§ 2 законы логики. Закон тождества
§ 2 ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Закон тождества Закон тождества является одним из законов правильного мышления; соблюдение этого закона гарантирует определенность и ясность мышления. Закон формулируется так; «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе». Закон тождества записывается как «а влечет а» (для сужде- ний) и «А есть А» (для понятий), где а обозначает любое простое суждение, любую мысль, а А — любое понятие. В математической логике закон тождества выражается следующими формулами: а = а, или а —> а (в логике высказываний). Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Например, все жидкости теплопроводны, упруги. Каждый предмет тождествен самому себе. В объективной реальности тождество существует в связи с различием. Нет и не может быть двух абсолютно тождественных предметов в действительности (например, двух листочков дерева, близнецов и т. д. ). Одна и та же вещь вчера и сегодня и тождественна, и различна. Так, например, внешность человека изменяется с течением времени, по мы его узнаем и считаем одним и тем же человеком. Но при известных условиях (в определенных границах) мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание только на тождестве предметов или их свойств. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила. Он означает, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные за тождественные. Например, тождественными по объему будут такие два понятия: «основатель Московского университета»; «русский ученый, первый академик Петербургской академии наук». Тождественными (по объему) будут и такие пять понятий: 1) «преподаватель Оксфорда Чарлз Лютвидж Доджсон»; 2) «автор романа „Сильви и Бруно" и поэмы „Охота на Снарка" »; 3) «английский ученый, автор книг „Логическая игра", „Символическая логика", «История с узелками», «Математические курьезы»; 4) «английский писатель Льюис Кэрролл»; 5) «создатель сказок „Алиса в Стране Чудес" и „Алиса в Зазеркалье", занимающих в англоязычных странах по количеству упоминаний и цитат одно из первых мест после Шекспира». Здесь везде речь идет об одном и том же человеке.
Нарушение закона тождества приводит к двусмысленности, что можно видеть, например, в следующих рассуждениях: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н. В. Гоголь), «Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым ты его исполнишь» (Козьма Прутков). В эпиграмме Николая Минского (1855—1937) говорится: Переводимы все — прозаик и поэт. Лишь переводчикам — им перевода нет. Специалист по истории искусства Николай Врангель (1880— 1915) так иронизировал по поводу скуки на приеме: Вот я к Вам приехал в среду, Но уж больше не приеду; Ведь попал я на беду В очень скучную среду. И могу сказать Вам смело: Всех гостей «среда заела»! Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов. Многочисленные примеры двусмысленных выражений мастерски обыгрывает в своих сказках об Алисе Льюис Кэрролл. Вот разговор Алисы и Чеширского Кота. Алиса спрашивает: — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно... — сказала Алиса. — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот. —... только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно. попадешь, — сказал Кот... (Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес). Алиса встречает Белого Короля. Он говорит: — Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь? — Никого, — сказала Алиса. — Мне бы такое зрение! — заметил Король с завистью. — Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! (Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье). Разговор Алисы с Черной и Белой Королевами. Черная Королева спрашивает: — Откуда берется хлеб? Отвечай! — Это я знаю, — радостно начала Алиса. — Он печется... — Печется? — повторила Белая Королева. — О ком это он печется? — Не о ком, а из чего, — объяснила Алиса. — Берешь зерно, мелешь его... — Не зерно ты мелешь, а чепуху! — отрезала Белая Королева. (Кэрролл Д. Алиса в Зазеркалье). Иногда в ходе дискуссии спор по существу подменяют спором о словах. Иногда люди говорят о разных вещах, думая, что они имеют в виду одного и того же человека, одну и ту же вещь или событие. Отражая эту ситуацию, народная мудрость гласит: кто про Фому, а кто про Ерему. Логические ошибки часто совершают при употреблении омонимов, т. е. слов, имеющих два значения («следствие», «материя», «содержание» и др. ). Например: «Ученики прослушали разъяснения учителя», «Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки». Иногда ошибка возникает при использовании личных местоимений «она», «оно», «они, «мы» и т. д., когда приходится уточнять: -• Кто — он? » или «Кто — она? » В результате отождествления различных понятий возникает логическая ошибка, называемая подменой понятия. При нарушении закона тождества возникает и другая ошибка, называемая подменой тезиса. В ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис часто умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных и иных дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие приемы ведения дискуссий недопустимы. Блестящий пример логической ошибки «подмена тезиса» приводит Гегель в своей работе «Кто мыслит абстрактно? » следующим диалогом: «Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами, — говорит покупательница торговке. — Что? — кричит та. — Мои яйца тухлые? Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким — самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! »
К. А. Тимирязев писал о том, что излюбленным приемом антидарвинистов был прием подмены тезиса: вместо одного вопроса стремятся искусно подсунуть другой, чтобы отвлечь в нужный момент внимание читателя, наговорив кучу к делу не относящихся вещей, приписать противнику то, чего он не говорил, и т. д. Отождествление (или идентификация) широко используется в следственной практике, например при опознании предметов, людей, сличении почерков, документов, подписей, отпечатков пальцев. Закон непротиворечия Если человек, утверждая что-либо, отрицает то же самое или утверждает нечто несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «самым достоверным из всех начал» следующее: «... невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении». Тем самым Аристотель дал логическую формулировку закона непротиворечия: «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать». Эта формулировка указывает на необходимость для человека не допускать в своем мышлении и речи формально-противоречивые высказывания, в противном случае его мышление будет неправильным. Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и отрицаем. Например: «Кама — приток Волги» и «Кама не является притоком Волги». Или: «Лев Толстой — автор романа „Воскресенье" » и «Лев Толстой не является автором романа „Воскресенье" ». Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном и том же предмете, взятом в разное время или в разных отношениях. Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для грибов» и «Осенью дождь вреден для уборки урожая» или «Саша Голубев — перворазрядник (по настольному теннису)» и «Саша Голубев не является перворазрядником (по бегу)», так как предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях. Суждения «Саша Голубев не является перворазрядником по бегу» и «Саша Голубев является перворазрядником ио бегу» не будут противоречивыми, если они относятся к различному времени, и будут противоречивыми, если они относятся к одному и тому же времени.
Не могут быть одновременно истинными следующие четыре типа простых суждений. 1. «Данное S есть Р» и «Данное 5 не есть Р». 2. «Ни одно S не есть Р» и «Все S есть Р». 3. «Все S есть Р» и «Некоторые S не есть Р». 4. «Ни одно S не есть Р» и «Некоторые S есть Р». Формально-логическое противоречие чаще всего определяется как конъюнкция суждения и его отрицания (а и не-а). Но логическое противоречие может быть выражено и без отрицания. Закон непротиворечия читается так: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении», Если в мышлении (и речи) человека обнаружено формально-логиче- ское противоречие, то такое мышление считается неправильным, а суждение, из которого вытекает противоречие, отрицается и считается ложным. Закон исключенного третьего Аристотель сформулировал закон исключенного третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать». Закон исключенного третьего основывается на том, что суждение может иметь только одно из двух значений истинности: «истина» или «ложь». Исходя из этого Аристотель посредством семи аргументов убедительно обосновывает невозможность отрицания закона исключенного третьего. В двузначной логике закон исключенного третьего формулируется гак: «Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое южно, а третьего не дано». Противоречащими (контрадикторными) называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом предмете отрицается, поэтому они не могут быть оба истинными или оба ложными; одно из них истинно, а другое обязательно ложно. Такие суждения называются так- I < ■ отрицающими друг друга. Если одно из противоречащих суждений обозначить переменной а, то другое следует обозначить а. Отрицающими друг друга являются следующие суждения. 1. «Это S есть Р» и «Это S не есть Р» (единичные суждения). 2. «Все S есть Р» и «Некоторые 5 не есть Р» (суждения А и О).
3. «Ни одно 5 не есть Р» и «Некоторые 5 есть Р> > (суждения Eni). В мышлении закон исключенного третьего предполагает четкий выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения дискуссии выполнение этого требования обязательно. О специфике действия закона исключенного третьего В природе и обществе происходят изменения, переходы предметов и их свойств в свою противоположность, поэтому нередки переходные состояния, промежуточные ситуации. Неопределенность в самом познании и в одной из его форм (ступеней) — абстрактном мышлении — возникает, во-первых, в результате отражения «переходных» состояний самих предметов действительности и, во-вторых, в результате неполноты, неточности (на каком-то этапе познания), не вполне адекватного отражения объекта познания в ходе его изучения. В природе нестабильность перемещения воздушных потоков, несущих циклоны и антициклоны, вызывает частые изменения погоды, а неуправляемые стихийные явления природы — землетрясения, наводнения, извержения вулканов, засухи или ливневые дожди — становятся причинами бедствий. Точно предсказать погоду или землетрясение, наводнение и многие другие природные явления пока еще не всегда удается. По традиции, идущей от Аристотеля, часть логиков считает, что в ситуациях, относящихся к будущему времени, закон исключенного третьего неприменим, поскольку высказывания: «Завтра необходимо будет морское сражение» и «Завтра необходимо не будет морского сражения» сегодня не истинны и не ложны, но оба неопределенны. Действительно, мы не можем сказать, какое из двух противоречащих суждений: «Через месяц в Ташкенте случится землетрясение» и «Через месяц в Ташкенте землетрясения не случится» — будет истинно, а какое ложно. В то же время солнечное затмение человек может предсказать за сотни лет вперед с точностью до секунды, поэтому в этой «жесткой» ситуации закон исключенного третьего действует неограниченно. В обществе, как и в природе, существуют непредсказуемые, слу-н чайные события, например авиационные катастрофы, железнодорожные и автомобильные аварии и т. д. Предсказать какую-то единичную катастрофу, как правило, невозможно, поэтому применить в этой ситуации закон исключенного третьего не удается. Неопределенные ситуации часто обнаруживаются в познании, и не только потому, что такие ситуации имеют место в природе и обществе или процесс познания не завершен, но и потому, что необходимо ввести третье значение истинности — «неопределенно» — в сами процессы исследования, познания, обучения. Так, например, в социологических анкетах, распространяемых с целью изучения общественного мнения, заранее планируется неопределенность ответа, поэтому, во-первых, должна быть предусмотрена графа с ответом: «Не знаю», а во-вторых, должен учитываться случай, когда человек вообще не ответит на тот или иной вопрос. При обработке данных социологических обследований на ЭВМ программа для нее должна предусматривать не только случаи определенных ответов «да» или «нет», но и случаи неопределенных ответов. В процессе программированного обучения с помощью обучающих машин, в частности устройств типа «Экзаменатор», ответы на поставленные вопросы распределяются по трем группам: 1) «истинный ответ (или решение)»; 2) «ложный ответ (или решение)»; 3) «не знаю». Итак, в ходе проверки знаний учащихся с помощью машины заранее с определенной целью вводится третье значение истинности: «неопределенно» — и закон исключенного третьего не действует. В научном и обыденном мышлении людям часто приходится анализировать понятия, обладающие свойством гибкости, подвижности, не имеющие «жесткого», фиксированного объема (например, понятия «молодой человек», «старик», «модное платье» и многие другие). В теории «расплывчатых» множеств, оперирующей такими понятиями, закон исключенного третьего и закон непротиворечия не применяются. В приведенных выше примерах охарактеризованы ситуации, в которых закон исключенного третьего или неприменим совсем или применим ограниченно: в определенной области или на определенном этане познания. Проанализируем такие ситуации, в которых закон исключенного третьего применим частично. В процессе голосования разрешается голосовать за принятие резо-. 1юции по системе трехзначной логики: «за», «против», «воздержался», и здесь закон исключенного третьего не действует. Однако подсчет голосов происходит по системе двузначной логики: либо резолюция принята, либо нет, третьего не дано. Логические законы следует применять конкретно, в зависимости от свойств тех предметных областей, которые ими отображаются, что полностью относится и к закону непротиворечия, и к закону исключенного третьего. В познании нередко возникают ситуации, которые отражают переходные состояния, имеющиеся как в материальных явлениях, так и в самом процессе познания (например, состояние клинической смерти; ситуации, когда гипотеза еще не подтверждена и не опровергнута; когда мы не знаем, какова степень подтверждения долгосрочного прогноза погоды; рассуждения о будущих единичных событиях и т. д. ). В такого рода ситуациях мы не можем мыслить только по законам классической двузначной логики, а прибегаем к трехзначной логике, в которой суждения принимают три значения истинности: истина, ложь и неопределенность. Эту ситуацию наглядно демонстрирует американский логик Раймонд Смаллиан, используя героев и сюжетные ходы из книг Льюиса Кэрролла об Алисе: — Козла признали виновным или нет? — спросила Алиса. — Что там произошло, я не помню, — ответил Белый Рыцарь. — Помню только, что суд либо признал Козла виновным, либо освободил его из-под стражи, либо ни то, ни другое. — Но ведь что-нибудь одно из трех непременно случилось! — рассердилась Алиса. — Такие вещи и помнить не нужно. Это — просто- напросто логика». (Смаллиан Р. Алиса в Стране Смекалки). Итак, закон исключенного третьего применяется там, где познание имеет дело с «жесткой» ситуацией: или — или, истина — ложь; там же, где отражается неопределенность в объективных процессах или неопределенность в самом процессе познания, закон исключенного третьего часто не может быть применен. Следовательно, нужен конкретный анализ конкретной ситуации с учетом особенностей предметной области. Закон достаточного основания Этот закон формулируется так: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Речь идет об обосновании истинных и только истинных мыслей; ложные же мысли обосновать нельзя. Формулы для этого закона нет, ибо он имеет содержательный характер. В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, фактический материал, законы науки, аксиомы, теоремы. Логическое основание и логическое следствие не всегда совпадают с реальной причиной и следствием. Так, например, дождь является реальной причиной того, что крыши домов мокрые. Логические основание и следствие будут как раз обратными, так как, выглянув в окно и увидев мокрые крыши домов (логическое основание), мы выводим из него логическое следствие: «Шел дождь». Поразительны выводы созданного А. Конан Дойлем литературного героя Шерлока Холмса, который по следствию восстанавливал причину путем построения умозаключения с высокой степенью достоверности от логического основания, т. е. реального следствия, к логическому следствию, т. е. реальной причине события. Знаменитый Шерлок Холмс и его старший брат Майкрофт наблюдают из окна за прохожим и соревнуются в искусстве делать выводы из своих наблюдений: — Бывший военный, как я погляжу, — сказал Шерлок. — И очень недавно оставивший службу, — заметил брат. — Служил он, я вижу, в Индии. — Офицер по выслуге, не ниже лейтенанта. — Я думаю, артиллерист, — сказал Шерлок. — И вдовец. — Но имеет ребенка. — Детей, мой мальчик, детей. — Постойте, — рассмеялся я (Уотсон. — Авт. ), — для меня это многовато. — Ведь нетрудно же понять, — ответил Холмс, — что мужчина с такой выправкой, властным выражением лица и такой загорелый — солдат, что он не рядовой и недавно из Индии. — Что службу он оставил лишь недавно, показывают его, как их называют, «амуничные» башмаки, — заметил Майкрофт. — Походка не кавалерийская, а пробковый шлем он все же носил надвинутым на бровь, о чем говорит более светлый загар с одной стороны лба. Сапером он быть не мог — слишком тяжел. Значит, артиллерист. — Далее, глубокий траур показывает, конечно, что он недавно потерял близкого человека. Тот факт, что он сам делает закупки, позволяет думать, что умерла жена. А накупил он, как вы видите, массу детских вещей. В том числе погремушку, откуда видно, что один из детей — грудной младенец. Возможно, мать умерла родами. Из того, что он держит под мышкой книжку с картинками, заключаем, что есть и второй ребенок» (Конан Дойль А. Случай с переводчиком). Врачи при постановке диагноза заболевания также идут от реального следствия к реальной причине, поэтому их выводы должны особенно тщательно проверяться и аргументироваться. Особую доказательную силу имеют аргументы в научных исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать на веру недоказанные утверждения. Льюис Кэрролл наглядно демонстрирует ошибки, связанные с обоснованием, в следующем разговоре Алисы с Белой и Черной Королевами: — Вычитания не знает, — сказала Белая Королева. — А деление? I ’аздели буханку хлеба ножом — что будет? — По-моему... начала Алиса, но тут вмешалась Черная Королева. событиях и т. д. ). В такого рода ситуациях мы не можем мыслить только по законам классической двузначной логики, а прибегаем к трехзначной логике, в которой суждения принимают три значения истинности: истина, ложь и неопределенность. Эту ситуацию наглядно демонстрирует американский логик Раймонд Смаллиан, используя героев и сюжетные ходы из книг Льюиса Кэрролла об Алисе: — Козла признали виновным или нет? — спросила Алиса. — Что там произошло, я не помню, — ответил Белый Рыцарь. — Помню только, что суд либо признал Козла виновным, либо освободил его из-под стражи, либо ни то, ни другое. — Но ведь что-нибудь одно из трех непременно случилось! — рассердилась Алиса. — Такие вещи и помнить не нужно. Это — просто- напросто логика». (Смаллиан Р. Алиса в Стране Смекалки). Итак, закон исключенного третьего применяется там, где познание имеет дело с «жесткой» ситуацией: или — или, истина — ложь; там же, где отражается неопределенность в объективных процессах или неопределенность в самом процессе познания, закон исключенного третьего часто не может быть применен. Следовательно, нужен конкретный анализ конкретной ситуации с учетом особенностей предметной области. Закон достаточного основания Этот закон формулируется так: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Речь идет об обосновании истинных и только истинных мыслей; ложные же мысли обосновать нельзя. Формулы для этого закона нет, ибо он имеет содержательный характер. В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, фактический материал, законы науки, аксиомы, теоремы. Логическое основание и логическое следствие не всегда совпадают с реальной причиной и следствием. Так, например, дождь является реальной причиной того, что крыши домов мокрые. Логические основание и следствие будут как раз обратными, так как, выглянув в окно и увидев мокрые крыши домов (логическое основание), мы выводим из него логическое следствие: «Шел дождь». Поразительны выводы созданного А. Конан Дойлем литературного героя Шерлока Холмса, который по следствию восстанавливал причину путем построения умозаключения с высокой степенью достоверности от логического основания, т. е. реального следствия, к логическому следствию, т. е. реальной причине события. < Знаменитый Шерлок Холмс и его старший брат Майкрофт наблюдают из окна за прохожим и соревнуются в искусстве делать выводы из своих наблюдений: — Бывший военный, как я погляжу, — сказал Шерлок. — И очень недавно оставивший службу, — заметил брат. — Служил он, я вижу, в Индии. — Офицер по выслуге, не ниже лейтенанта. — Я думаю, артиллерист, — сказал Шерлок. — И вдовец. — Но имеет ребенка. — Детей, мой мальчик, детей. — Постойте, — рассмеялся я (Уотсон. — Авт. ), — для меня это многовато. — Ведь нетрудно же понять, — ответил Холмс, — что мужчина с такой выправкой, властным выражением лица и такой загорелый — солдат, что он не рядовой и недавно из Индии. — Что службу он оставил лишь недавно, показывают его, как их называют, «амуничные» башмаки, — заметил Майкрофт. — Походка не кавалерийская, а пробковый шлем он все же носил надвинутым на бровь, о чем говорит более светлый загар с одной стороны лба. Сапером он быть не мог — слишком тяжел. Значит, артиллерист. — Далее, глубокий траур показывает, конечно, что он недавно потерял близкого человека. Тот факт, что он сам делает закупки, позволяет думать, что умерла жена. А накупил он, как вы видите, массу детских вещей. В том числе погремушку, откуда видно, что один из детей — грудной младенец. Возможно, мать умерла родами. Из того, что он держит под мышкой книжку с картинками, заключаем, что есть и второй ребенок» (Конан Дойль А. Случай с переводчиком). Врачи при постановке диагноза заболевания также идут от реального следствия к реальной причине, поэтому их выводы должны особенно тщательно проверяться и аргументироваться. Особую доказательную силу имеют аргументы в научных исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать на веру недоказанные утверждения. Льюис Кэрролл наглядно демонстрирует ошибки, связанные с обоснованием, в следующем разговоре Алисы с Белой и Черной Королевами: — Вычитания не знает, — сказала Белая Королева. — А деление? Раздели буханку хлеба ножом — что будет? — По-моему... начала Алиса, но тут вмешалась Черная Королева. — Бутерброды, конечно, — сказала она. — А вот еще пример на вычитание. Отними у собаки кость — что останется? — Алиса задумалась. — Кость, конечно, не останется — ведь я ее отняла. И собака тоже не останется — она побежит за мной, чтобы меня укусить... Ну, и я, конечно, тоже не останусь! — Значит, по-твоему, ничего не останется? — спросила Черная Королева. — Должно быть, ничего. — Опять неверно, — сказала Черная Королева. — Останется собачье терпение! — Не понимаю... — Это очень просто, — воскликнула Черная Королева. — Собака потеряет терпение, верно? — Может быть, — отвечала неуверенно Алиса. — Если она убежит, ее терпение останется, верно?! — торжествующе воскликнула Королева (Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье). * * * В обучении необходимо сознательное использование формальнологических законов, которые выступают как нормативные правила мышления. Закон тождества запрещает подменять в процессе рассуждения какое-либо понятие (или суждение) другим понятием (или суждением), запрещает употреблять термины в различных смыслах, требует четкости, ясности и однозначности понятий, четкого определения понятий, и в первую очередь основных, опорных. Учащиеся встречаются с синонимами (око — глаз, болезнь — хворь) и омонимами (поле, класс, группа и др. ). Употребление омонимов особенно опасно, если они имеют близкие значения. Ясность и однозначность употребления понятий и символов предполагает, что хорошая система обозначений должна удовлетворять следующим требованиям: быть однозначной, содержательной, легко запоминающейся. Нельзя одним и тем же знаком обозначать разные объекты (в одной и той же задаче), но можно использовать различные символы для одного и того же объекта (например, конъюнкцию суждений можно обозначать как а & Ь, или а /\Ь, или а • Ь). Не менее важно использование закона тождества на уроках русского языка, литературы, истории и др. Закон тождества требует однозначного употребления понятий; подмена понятий недопустима. На уроках литературы использование закона тождества помогает работе над сочинениями. При напйсании сочинений учащиеся должны уметь определить границы темы, отобрать соответствующий материал, развернуть и доказательно раскрыть основную мысль сочинения. Недостатки в сочинениях проявляются в нарушении композиции (отсутствии вступления, выводов по теме, многословии, нарушении логики повествования). Законы логики (в том числе закон тождества) требуют ясности, сжатости изложения, умения полностью охватить тему сочинения, последовательности в изложении, правильного построения системы аргументации. Нарушение закона тождества проявляется в отступлении от обсуждаемой темы и подмене одного предмета обсуждения другим. Некоторые учащиеся сужают тему, не умеют делать обобщений и выводов, находить подходящее слово из родного языка. Иногда учащиеся отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного «книжными» фразами, не могут кратко передать основную мысль «своими» словами (это относится и к переводу с иностранного языка на русский). Знание закона тождества поможет осуществить отождествление, широко используемое юристами-криминалистами, историками (в ходе изучения археологических находок), филологами, биологами, химиками, геологами, географами и т. д. На уроках по соответствующим дисциплинам учащиеся используют нужный материал, подтверждающий идентификацию (отождествление) различных объектов в ходе их изучения. С законом тождества связан закон непротиворечия, ибо первый выражает отношение логической однозначности, а второй — отношение логической несовместимости. Закон непротиворечия, примененный к понятиям, проявляется в использовании в письменной и устной речи слов-антонимов, противоположных по своему основному значению и обозначающих противоположность тех или иных предметов, качеств, действий, состояний, явлений, желаний, результатов и т. д. (например, великан — карлик, продление — сокращение, гармония — дисгармония, симметрия — асимметрия, легкий труд — нелегкий труд и т. д. ). По способу образования слов антонимы можно подразделить с помощью дихотомического деления (т. е. на А и не-А) (рис. 17). Во избежание нарушения закона непротиворечия учащиеся должны тщательно следить за использованием антонимов в письменной п устной речи, отличать смысловые оттенки двух антонимов к одному п тому же слову (например, действие — бездействие, действие — противодействие; выгодно — невыгодно, выгодно — убыточно). На уроках литературы учащиеся знакомятся с отдельными проявлениями противоречивости в мышлении литературных героев, учат- ся анализировать допущенные противоречия в своих сочинениях, в ответах своих одноклассников. Если человек нечто утверждает, а затем то же самое отрицает, т. е. допускает противоречие, то его рассуждение неправильно. Долгий — недолгий; зацветать — отцветать; грамотность — влететь — вылететь безграмотность; ум — безумие; честность — бесчестность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|