§ 1. Общая характеристика суждения
Рис. 1
Эта схема пригодна, если имя является не только собственным, т. е. приложимым к одному предмету, но и общим. Тогда вместо единичного предмета значением имени будет класс однородных предметов (например, класс озер или класс собак и т. д. ), и схема останется в силе при данном уточнении. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что изучает логика как наука? 2. Каковы основные формы абстрактного мышления? Приведите примеры понятий и суждений. 3. Почему следует различать истинность мысли и формальную правильность рассуждений? 4. В чем заключается значение логики в современной жизни? 5. В чем состоят отличия языка и речи? 6. Каковы функции языка и речи? 7. Что такое знак и каковы его виды? 8. Что такое имя? Какие виды имен вы знаете? 9. Как взаимосвязаны имя, значение и смысл? ГЛАВА II ПОНЯТИЕ § 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ Отдельные предметы и их свойства отражаются с помощью форм эмпирического познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, апельсин вызывает у нас ощущения круглого, оранжевого, сладкого, ароматного. Это и есть его свойства. Их и дает нам конкретный образ единичного предмета, его восприятие, в котором отражаются как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же фиксируются лишь существенные признаки предметов. Что же такое признаки? Признаки — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам (мед сладкий, а полынь горькая). Так, один дом может быть кирпичным, а другой — деревянным. Одно дерево — лиственным, другое — хвойным. Может быть, например, так, что два человека одинаково черноволосы и кареглазы.
Отношения связывают между собой каким-либо образом два или более предметов. Один предмет может быть больше или меньше другого, один человек может быть ровесником другого, некоторая точка располагается между двумя отличными от нее точками и т. п. Нередко все признаки делят на существенные и несущественные. При этом существенными считают признаки, которые связаны с его носителем таким образом, что, теряя эти признаки, их носитель перестает быть самим собой, он становится другим предметом. Квадрату, как известно, присущи такие признаки, как четырехугольность, пря- моугольность, равносторонность. Если хотя бы один из этих признаков не принадлежит некоторой геометрической фигуре, то ее уже нельзя назвать квадратом. Несущественными считают признаки, приобретая или теряя которые их носитель не меняет своей сущности, он остается самим собой. Так, человек остается человеком независимо от цвета его глаз, кожи или волос, возраста и т. п. Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например: «книга», «лес», «творение рук человеческих», «белизна», «храбрость». Существуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие. Например, слово «сеть» имеет несколько значений: сеть как приспособление для ловли рыбы или птиц, сеть как заграждение против подводных лодок и мин, сеть проводов, агентурная сеть в разведке, сеть ЭВМ; слово «лук»: оружие для стрельбы и вид овощей; «такса»: порода собак и плата за услуги; «норка»: наименование пушного зверя и жилище полевых мышей, кротов и т. д. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т. е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке. Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных. Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. Перечисленные выше логические приемы используются на уроках в школе при формировании новых понятий. Содержание и объем понятия Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны». Объемом понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например животные. Под объемом понятия «животное» мыслится класс всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа классы делятся на пустые, конечные и бесконечные. Например, класс фей — пустой, класс планет Солнечной системы — конечный, а класс натуральных чисел — бесконечный. Класс А называется подклассом класса В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между А и В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А с В. Читается: класс А входит в класс В. Например, класс «ель» входит в класс «дерево».
Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: а е А. Читается: элемент а принадлежит классу А (например, а — «река Енисей», А — «река»). Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если A D В и В о А, что записывается как А = В. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «моторная лодка» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «лодка» (составляет часть объема понятия «лодка»). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объёмами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «растение»), и наоборот, чем больше информации в понятии (например, «съедобное растение» или «съедобное злаковое растение»), тем уже и определеннее круг предметов. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях.
§ 2. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий американский писатель Теодор Драйзер»; «река Кама»), Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «велосипед», «компьютер» и др. ). Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т. е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называются универсальными). Например, натуральные числа — в арифметике, растения — в ботанике и др. Кроме общих и единичных понятий, по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой класс (например, «вечный двигатель», «человек, проживший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз», некоторые персонажи сказок, басен и др. ). По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий. Конкретные и абстрактные понятия Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, гак и идеальных). К их числу относятся понятия «школа», «опера», «Александр Македонский», «землетрясение» и др. Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и. др. ). Относительные и безотносительные понятия Относительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — «южный полюс магнита»)[6]. Безотносительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш», «город», «овца», «сильное наводнение»). Положительные и отрицательные понятия Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т. д. [7]
Если «не» или «без» («бес») слились со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятия «нависть» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «ненависть» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»). Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «беског рыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями. Собирательные и несобирательные понятия Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «детский хор») и единичными, («созвездие Большая Медведица», «Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской академии образования»). Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка», «растение»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным. В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. Возьмем суждение: «Все яблоки в этой корзине спелые». В нем понятие «яблоко в этой корзине» является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым. В суждении «Все яблоки в этой корзине весят 5 кг» понятие «яблоки в этой корзине» употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности. Таким образом, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом: «коллекция» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное; «нерешительность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное; «поэма» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное. § 3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Связь между двумя понятиями по содержанию может быть весьма далекой. Эта связь может выражаться только в том, что оба понятия отражают какие-то предметы или свойства предметов (например, ' «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»). Такого рода далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми, остальные понятия называются сравнимыми. Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не имеют общих элементов). Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида) Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом (см. табл. «Сравнимые понятия», рис. 4 на с. 30). Равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают, т. е. в них мыслится или один и тот же класс, состоящий из одного элемента, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «Волга» и «самая длинная река в Европе»; 2) «русский писатель Иван Бунин» и «автор повести „Деревня" »; 3) «равносторонний прямоугольник» и «квадрат», «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими. Понятия Ли В называются перекрещивающимися, если их объемы не только частично совпадают, т. е. содержат общие элементы, но и включают элементы, принадлежащие одному и только одному из них. Примерами таких понятий являются следующие пары: «сельский житель» и «человек, работающий ни арендном подряде»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «старшеклассник». Они изображаются пересекающимися кругами. В последнем случае в заштрихованной части двух кругов мыслятся старшеклассники, являющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся старшеклассниками; в левой части круга А мыслятся старшеклассники, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не являются старшеклассниками. Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода: А — родовое, подчиняющее понятие («животное»), В — видовое, подчиненное понятие («слон»). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие Соподчинение (координация) — это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принад В отношении противоположности (контрарности) находятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т. е. противоположными признаками). Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Антонимы широк? используются в школьном обучении. Примеры противоположных понятий: «храбрость» — «трусость»; «белая краска» — «черная краска». Объемы последних двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия, куда, например, входит «зеленая краска». В отношении противоречия (контрадикторное™) находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Если одно понятие обозначить А (например, «высокий дом»), то другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т. е. «невысокий дом»). Круг Эйлера, выражающий объем таких понятий, делится на две части (А и не-А), и между ними не существует третьего понятия. Например, бумага может быть либо белой, либо небелой; человек бывает честным или нечестным; животное — млекопитающим или немлекопитающим и т. д. Понятие А является положительным, а понятие не-А — отрицательным. Понятия А и не-А также являются антонимами. Примеры: определить отношения между данными понятиями; изобразить эти отношения кругами Эйлера.
§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Определение понятия (или дефиниция) есть логическая операция, которая, раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы можем раскрывать содержание понятия и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов. Так, например, давая определение понятия «трапеция», мы отличаем его от других четырехугольников — ромба, квадрата, прямоугольника или параллелограмма: «Трапеция — четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие — не параллельны» (1). Приведем еще несколько примеров определений понятий, взятых из школьных учебников: «Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами» (2); «Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории» (3); «Естественный отбор — процесс выживания наиболее приспособленных особей, который ведет к преимущественному повышению или понижению численности одних особей в популяции по сравнению с другими» (4); «Алгоритм есть конечная последовательность общепонятных предписаний, формальное (не требующее проявления человеческой изобретательности) исполнение которых позволяет получить за конечное время решение некоторой задачи» (5). Явные и неявные определения В явном определении понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым, а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим. Явное определение устанавливает между ними отношение равенства их объемов, т. е. отношение эквивалентности. В неявном определении место определяющего понятия занимают контекст, набор аксиом или описание способа построения определяемого объекта. Реальные и номинальные определения Определение будет реальным, если в нем перечисляются существенные признаки предметов, мыслимых в понятии. Если определяется термин, обозначающий предмет, то определение будет номинальным. Из вышеприведенных определений (1), (4) и (5) — это реальные определения, а (2) и (3) — номинальные. С помощью номинальных определений вводятся также новые термины, краткие имена взамен более сложных описаний предметов. Например, «Промышленным роботом называется робот, состоящий из манипуляторов, управляемый по программе и выполняющий различные производственные операции и пространственные перемещения объектов» или «Персональной называется ЭВМ индивидуального пользования, исполненная в настольном, портативном или карманном варианте, включающая собранные в едином корпусе микроЭВМ, клавиатуру и экран для ввода и вывода данных, внешнее запоминающее устройство, а также предусматривающая возможность подсоединения малогабаритного печатающего устройства и подключения его к сети ЭВМ». Путем номинальных определений вводятся и знаки, заменяющие термины. Например, «Конъюнкция обозначается знаками & или л», «С — скорость света», «Тангенс угла а обозначается как tg ос» и т. д. Наиболее важным среди реальных определений является определение через ближайший род и видовое отличие. Суть этого определения в том, что сначала устанавливается родовой признак, свойственный мыслимому в понятии предмету, а затем указывается его специфический, видовой признак (или несколько таких признаков), например: 1) «Голография — метод получения объемного изображения объектов, основанный на интерференции волн»; 2) «Кристалл есть твердое тело, обладающее трехмерной периодической атомной или молекулярной структурой и при равновесных условиях образования имеющее форму правильного симметричного многогранника»; 3) «Гротеск — один из способов сатирического изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического». Признак, являющийся общим для класса предметов, из числа которых выделяется их подкласс, мыслимый в определяемом понятии, называется родовым признаком, а сам этот класс — родом. В приведенных примерах родовыми являются понятия «метод», «твердое тело», «способ сатирического изображения жизни». Признаки, при помощи которых определяемый подкласс предметов выделяется из класса предметов, соответствующих родовому понятию, называются видовым отличием. При определении понятия могут быть указаны один или несколько видовых признаков. Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение. Оно Macro встречается в школьных учебниках. Генетическим называется определение, в котором указывается способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой (это его видовое отличие). Приведем несколько примеров генетических определений из области математики и химии. 1. Круглый конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов. 2. Шар — это геометрическое тело, образованное вращением полукруга (или круга) вокруг своего диаметра. 3. Кислотами называются сложные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них. Еще одной разновидностью родовидового определения является операциональное определение, в котором мыслимые в нем предметы выделяются с помощью указания тех или иных операций, выполнение которых дает возможность отличать эти предметы от других. Например: «Щелочь — это жидкость, окрашивающая лакмус в синий цвет». Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении 1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок: а) широкое определение, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Такая ошибка содержится в следующих определениях: « Г равитация — это взаимодействие двух материал fail ых тел»; «Лампа — источник света». Понятие «окружность» неправильно определяется так: «Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля». С помощью этого определения нельзя отличить понятие «окружность» от понятия «дуга», так как не указано, что окружность — это кривая замкнутая линия; б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например, «Совесть — это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки» (а перед обществом? ); в) определение в одном отношении широкое, в другом — узкое. Например, «Бочка — сосуд для хранения жидкостей». С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей могут быть и чайник, и ведро и т. д.; с другой стороны, это узкое определение, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей. 3. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие определяются одно через другое. В определении «Вращение есть движение вокруг своей оси» будет допущен круг, если до этого понятие «ось» было определено через понятие «вращение» («Ось — это прямая, вокруг которой происходит вращение»). Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтологий. Не могут считаться определениями из-за их тавтологичности следующие фразы: «Детектор — прибор, осуществляющий детектирование», «Парамагнетик — вещество, обнаруживающее парамагнетизм», «Сверхпроводник — вещество, обнаруживающее явление сверхпроводимости», «Ферромагнетик — вещество, обнаруживающее ферромагнетизм», «Фильтрование — процесс разделения с помощью фильтра». Логически некорректным является употребление таких, например, тавтологий, как «масляное масло», «трудоемкий труд», «порученное поручение», «прогрессирующий прогресс», «заданная задача», «изобрету изобретение», «поиграем в игру»,, «памятный сувенир», «подытожим итоги» и др. 4. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т. д. Не будут корректными определениями следующие суждения: «Краткость — сестра таланта» (А. П. Чехов)', «Повторение — мать учения»; «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов» (А. Блок); «Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни» (А. Блок); «Грация — это красота отдельного предмета, а гармония — красота пространства, понятого как мир бесконечно сложный и замкнутый» (В. Фаворский); «Родительская любовь — любовь самая бескорыстная» (Рюноскэ Акутагава). Приемы, сходные с определением понятий Дать определение всем понятиям невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий — приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др. Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки. Описания широко применяются в различных жанрах художественной литературы (например, описание внешности Анны Карениной, описание внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание пейзажей, деревьев, птиц и т. д. ), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов военачальников, царей и других личностей), в технической литературе (описание внешнего вида машин). Яркие примеры описаний дают романы замечательного русского писателя М. А. Булгакова. Так, в «Белой гвардии» запоминающийся портрет: «... оказалась над громадными плечами голова поручика Виктора Викторовича Мышлаевского. Голова эта была очень красива странной и печальной и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету смелых глазах, в длинных ресницах. Нос с горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист, без особых примет. Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так, словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия: откусить пласт глины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный женский подбородок». А вот описание Воланда в «Мастере и Маргарите», причем М. А. Булгаков иронизирует над попытками в ходе запоздалого расследования неких учреждений составить его (весьма противоречивый) словесный портрет: «Ни на какую ногу описываемый не хромал и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой пес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый — почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой». Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Декабрист Иван Пущин (1798—1859) в своих воспоминаниях об А. С. Пушкине дает блестящую характеристику поэта-лицеиста: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти... Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось». Иногда характеристика дается путем указания одного признака: «Аристотель — величайший мыслитель древности»; «Леность — это отвращение человека от усилий». Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой. На уроках биологии, географии, истории и других часто применяется сочетание описания и характеристики. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род и видовое отличие. Иногда вместо термина «разъяснение посредством примера» употребляется термин «указание». Разновидностью этого приема являются остенсивные определения, которыми пользуются при изучении иностранного языка, когда называют и показывают предмет (или картинку с его изображением). Так же иногда поступают при разъяснении непонятных слов родного языка. Другим приемом, заменяющим определение понятий, является сравнение. К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: «Тело медузы студенистое, похожее на зонтик»; «Почки — небольшие парные органы, имеющие форму бобов»; «Цветок гороха напоминает сидящего мотылька». Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма. Американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги (1888—1955) советует избегать в выступлениях избитых, затертых выражений и приводит 12 сравнений для характеристики слова «холодный». Вот они: «Холодный, как лягушка... как грелка поутру... как шомпол... как гробница... как ледяные вершины Гренландии... как гли на... как черепаха... как снежный сугроб... как соль... как земляной червь... как заря... как осенний дождь». Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. Иннокентий Анненский (1, 855—1909) использует такое сравнение: «Как конь попоною, одет рояль, забытый». Игорь Северянин (1887—1941) характеризует цветы маргаритки следующими словами: «Их лепестки трехгранные — как крылья, как белый шелк». И совершенно другую ассоциацию вызывает его сравнение. из стихотворения «Ахматова»: «Кровь капает, как розы, изо рта». Блистательны по силе выразительности сравнения в стихах Николая Гумилева (1886—1921): «Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва». В стихотворении «Каракалла» об императрице он пишет так: Страстная, как юная тигрица, Нежная, как лебедь сонных вод. И здесь же совершенно иное сравнение: «Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны». Артур Конан Дойль, например, описывая в повести «Знак четырех» преследование Холмсом и Уотсоном преступников, пытавшихся ускользнуть на катере по Темзе, прибегает к таким сравнениям: «Теперь мы шли прямо на них. Огонь в топках гудел, мощная машина стучала, как огромное металлическое сердце. Острый, отвесный нос лодки, как ножом, рассекал спокойную воду, посылая влево и вправо две круглые, длинные, тугие волны. В такт машине вся лодка вибрировала и вздрагивала, как живое существо... Впереди нас бежало по воде темное пятно — это была «Аврора». Вихрь белой пены за ней свидетельствовал о скорости, с какой она шла». Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др. Различение есть прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. § 5. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ Деление — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия (класс) распределяется на ряд подклассов с помощью избранного основания деления. Например, слоги делятся на ударные и безударные; органы чувств подразделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Если с помощью определения по- нятия раскрывается его содержание, то с помощью деления понятия раскрывается его объем. Признак, по которому производится деление объема понятия, называется основанием деления. Подклассы, на которые распределен объем понятия, называются членами деления. Делимое понятие — это род, а его члены деления — это виды данного рода, несовместимые между собой, т. е. не пересекающиеся по своему объему (не имеющие общих элементов). Приведем примеры деления понятий. В зависимости от источника энерги
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|