Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 1. Общая характеристика суждения




Рис. 1

 

Эта схема пригодна, если имя является не только собственным, т. е. приложимым к одному предмету, но и общим. Тогда вместо еди­ничного предмета значением имени будет класс однородных предме­тов (например, класс озер или класс собак и т. д. ), и схема останется в силе при данном уточнении.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что изучает логика как наука?

2. Каковы основные формы абстрактного мышления? Приведите при­меры понятий и суждений.

3. Почему следует различать истинность мысли и формальную пра­вильность рассуждений?

4. В чем заключается значение логики в современной жизни?

5. В чем состоят отличия языка и речи?

6. Каковы функции языка и речи?

7. Что такое знак и каковы его виды?

8. Что такое имя? Какие виды имен вы знаете?

9. Как взаимосвязаны имя, значение и смысл?


ГЛАВА II

ПОНЯТИЕ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Отдельные предметы и их свойства отражаются с помощью форм эмпирического познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, апельсин вызывает у нас ощущения круглого, оранжевого, сладкого, ароматного. Это и есть его свойства. Их и дает нам конкрет­ный образ единичного предмета, его восприятие, в котором отражают­ся как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же фиксируются лишь существенные признаки предметов. Что же та­кое признаки?

Признаки — это то, в чем предметы сходны друг с другом или от­личны друг от друга. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам (мед сладкий, а полынь горькая). Так, один дом может быть кирпичным, а другой — деревянным. Одно дерево — лист­венным, другое — хвойным. Может быть, например, так, что два чело­века одинаково черноволосы и кареглазы.

Отношения связывают между собой каким-либо образом два или более предметов. Один предмет может быть больше или меньше дру­гого, один человек может быть ровесником другого, некоторая точка располагается между двумя отличными от нее точками и т. п.

Нередко все признаки делят на существенные и несущественные. При этом существенными считают признаки, которые связаны с его носителем таким образом, что, теряя эти признаки, их носитель пере­стает быть самим собой, он становится другим предметом. Квадрату, как известно, присущи такие признаки, как четырехугольность, пря- моугольность, равносторонность. Если хотя бы один из этих призна­ков не принадлежит некоторой геометрической фигуре, то ее уже нель­зя назвать квадратом.

Несущественными считают признаки, приобретая или теряя ко­торые их носитель не меняет своей сущности, он остается самим со­бой. Так, человек остается человеком независимо от цвета его глаз, кожи или волос, возраста и т. п.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например: «книга», «лес», «творение рук человеческих», «белизна», «храбрость». Существуют слова-омо­нимы, имеющие различное значение, выражающие различные поня­тия, но одинаково звучащие. Например, слово «сеть» имеет несколько значений: сеть как приспособление для ловли рыбы или птиц, сеть как заграждение против подводных лодок и мин, сеть проводов, агентур­ная сеть в разведке, сеть ЭВМ; слово «лук»: оружие для стрельбы и вид овощей; «такса»: порода собак и плата за услуги; «норка»: наименова­ние пушного зверя и жилище полевых мышей, кротов и т. д.

Основными логическими приемами формирования понятий явля­ются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных при­знаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однородных пред­метов.

Для выделения существенных признаков необходимо абстраги­роваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мыслен­но расчленить целый предмет на его составные части, элементы, сто­роны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных призна­ков, притом признаков существенных, в единое целое.

Мысленному анализу как приему, используемому при образо­вании понятий, часто предшествует анализ практический, т. е. разло­жение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.

Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные ча­сти, мысленное выделение в них признаков.

Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков пред­мета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении сущест­венных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, вто­ростепенных.


Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в не­котором понятии.

Перечисленные выше логические приемы используются на уро­ках в школе при формировании новых понятий.

Содержание и объем понятия

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием поня­тия называется совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержа­нием понятия «ромб» является совокупность двух существенных при­знаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны».

Объемом понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют раз­личные предметы, например животные. Под объемом понятия «жи­вотное» мыслится класс всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зави­симости от их числа классы делятся на пустые, конечные и бесконеч­ные. Например, класс фей — пустой, класс планет Солнечной систе­мы — конечный, а класс натуральных чисел — бесконечный. Класс А называется подклассом класса В, если каждый элемент А является эле­ментом В. Такое отношение между А и В называется отношением вклю­чения класса А в класс В и записывается так: А с В. Читается: класс А входит в класс В. Например, класс «ель» входит в класс «дерево».

Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: а е А. Читается: элемент а принадлежит классу А (например, а — «река Енисей», А — «река»).

Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если A D В и В о А, что записывается как А = В.

Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий

Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «мо­торная лодка» целиком входит в объем другого, более широкого по объ­ему понятия «лодка» (составляет часть объема понятия «лодка»). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения та­кого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объёмами и содержаниями поня­тий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, за­ключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «растение»), и наоборот, чем больше информации в понятии (например, «съедобное растение» или «съедобное злаковое растение»), тем уже и определеннее круг предметов. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях.

§ 2. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (на­пример, «великий американский писатель Теодор Драйзер»; «река Кама»), Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «велосипед», «компьютер» и др. ).

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, рав­ным универсальному классу, т. е. классу, в который входят все предме­ты, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называются универсальными). Например, натуральные числа — в арифметике, растения — в ботанике и др.

Кроме общих и единичных понятий, по объему выделяют поня­тия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представ­ляет пустой класс (например, «вечный двигатель», «человек, прожив­ший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз», некоторые персонажи сказок, басен и др. ).

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэле­ментные или многоэлементные классы предметов (как материальных, гак и идеальных). К их числу относятся понятия «школа», «опера», «Александр Македонский», «землетрясение» и др.

Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не пред­мет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые дей­ствия, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдель­ные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и. др. ).


Относительные и безотносительные понятия

Относительные — это такие понятия, в которых мыслятся предме­ты, существование одного из которых предполагает существование дру­гого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «под­чиненный», «северный полюс магнита» — «южный полюс магнита»)[6].

Безотносительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от друго­го предмета («карандаш», «город», «овца», «сильное наводнение»).

Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т. д. [7]

Если «не» или «без» («бес») слились со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», «безупреч­ность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими сло­вами, также называются положительными. В русском языке нет поня­тия «нависть» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «не­нависть» и другие являются положительными, так как они характери­зуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»).

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «беског рыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосо­четанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и вы­полняющую функцию отрицания.

Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противо­речащими понятиями.

Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа одно­родных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «ста­до», «стая», «созвездие»). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футбо­лист не составляет футбольную команду. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «детский хор») и единичными, («созвездие Большая Медведица», «Государственная научная педаго­гическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской академии обра­зования»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждо­му предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка», «растение»). При этом будут возникать истинные сужде­ния. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно яв­ляется растением, и это утверждение является истинным.

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия мо­гут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в со­бирательном смысле. Возьмем суждение: «Все яблоки в этой корзине спелые». В нем понятие «яблоко в этой корзине» является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яб­локо является спелым. В суждении «Все яблоки в этой корзине весят 5 кг» понятие «яблоки в этой корзине» употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности.

Таким образом, логическая характеристика понятий может вы­глядеть, например, следующим образом:

«коллекция» — общее, конкретное, безотносительное, положитель­ное, собирательное;

«нерешительность» — общее, абстрактное, безотносительное, от­рицательное, несобирательное;

«поэма» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

§ 3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Связь между двумя понятиями по содержанию может быть весь­ма далекой. Эта связь может выражаться только в том, что оба поня­тия отражают какие-то предметы или свойства предметов (например, ' «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»). Такого рода далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми, остальные понятия на­зываются сравнимыми.


Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не имеют общих элементов).

Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)

Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом (см. табл. «Срав­нимые понятия», рис. 4 на с. 30).

Равнозначными, или тождественными, называются понятия, кото­рые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпада­ют, т. е. в них мыслится или один и тот же класс, состоящий из одного элемента, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из од­ного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «Волга» и «самая длинная река в Европе»; 2) «русский писатель Иван Бунин» и «автор повести „Деревня" »; 3) «равносторонний прямоугольник» и «квадрат», «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображают­ся кругами, полностью совпадающими.

Понятия Ли В называются перекрещивающимися, если их объемы не только частично совпадают, т. е. содержат общие элементы, но и вклю­чают элементы, принадлежащие одному и только одному из них. При­мерами таких понятий являются следующие пары: «сельский житель» и «человек, работающий ни арендном подряде»; «школьник» и «фила­телист»; «спортсмен» и «старшеклассник». Они изображаются пересе­кающимися кругами. В последнем случае в заштрихованной части двух кругов мыслятся старшеклассники, являющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся старшеклассниками; в левой части круга А мыслятся старшеклассники, не являющиеся спортсмена­ми. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не являются старшеклассниками.

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода: А — родо­вое, подчиняющее понятие («животное»), В — видовое, подчиненное понятие («слон»).

Типы несовместимости:

соподчинение, противоположность, противоречие

Соподчинение (координация) — это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принад­
лежащих некоторому более общему родовому понятию (например, «ель», «береза», «сосна» принадлежат объему понятия «дерево»). Они изо­бражаются отдельными неперекрещивающимися кругами внутри бо­лее обширного круга. Это виды одного и того же рода.

В отношении противоположности (контрарности) находятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключа­ющими (т. е. противоположными признаками). Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Антонимы ши­рок? используются в школьном обучении. Примеры противополож­ных понятий: «храбрость» — «трусость»; «белая краска» — «черная краска». Объемы последних двух понятий разделены объемом неко­торого третьего понятия, куда, например, входит «зеленая краска».

В отношении противоречия (контрадикторное™) находятся та­кие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими при­знаками. Если одно понятие обозначить А (например, «высокий дом»), то другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, сле­дует обозначить не-А (т. е. «невысокий дом»). Круг Эйлера, выража­ющий объем таких понятий, делится на две части (А и не-А), и между ними не существует третьего понятия. Например, бумага может быть либо белой, либо небелой; человек бывает честным или нечестным; животное — млекопитающим или немлекопитающим и т. д. Понятие А является положительным, а понятие не-А — отрицательным.

Понятия А и не-А также являются антонимами.

Примеры: определить отношения между данными понятиями; изобразить эти отношения кругами Эйлера.


1. Дом; 5-этажный дом; каменный дом; строение


 

 



 


§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЙ

Определение понятия (или дефиниция) есть логическая операция, которая, раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.

С помощью определения понятий мы можем раскрывать содер­жание понятия и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов. Так, например, давая определение понятия «тра­пеция», мы отличаем его от других четырехугольников — ромба, квадрата, прямоугольника или параллелограмма: «Трапеция — четы­рехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие — не параллельны» (1). Приведем еще несколько примеров определений понятий, взятых из школьных учебников: «Вещества, растворы ко­торых проводят электрический ток, называются электролитами» (2); «Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории» (3); «Естественный отбор — процесс выжива­ния наиболее приспособленных особей, который ведет к преимущест­венному повышению или понижению численности одних особей в по­пуляции по сравнению с другими» (4); «Алгоритм есть конечная последовательность общепонятных предписаний, формальное (не тре­бующее проявления человеческой изобретательности) исполнение которых позволяет получить за конечное время решение некоторой задачи» (5).

Явные и неявные определения

В явном определении понятие, содержание которого надо рас­крыть, называется определяемым, а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим. Явное определение уста­навливает между ними отношение равенства их объемов, т. е. отноше­ние эквивалентности. В неявном определении место определяющего понятия занимают контекст, набор аксиом или описание способа по­строения определяемого объекта.

Реальные и номинальные

определения

Определение будет реальным, если в нем перечисляются сущест­венные признаки предметов, мыслимых в понятии. Если определяет­ся термин, обозначающий предмет, то определение будет номиналь­ным. Из вышеприведенных определений (1), (4) и (5) — это реальные определения, а (2) и (3) — номинальные.

С помощью номинальных определений вводятся также новые термины, краткие имена взамен более сложных описаний предметов. Например, «Промышленным роботом называется робот, состоящий из манипуляторов, управляемый по программе и выполняющий раз­личные производственные операции и пространственные перемещения объектов» или «Персональной называется ЭВМ индивидуального пользования, исполненная в настольном, портативном или карманном варианте, включающая собранные в едином корпусе микроЭВМ, кла­виатуру и экран для ввода и вывода данных, внешнее запоминающее устройство, а также предусматривающая возможность подсоединения малогабаритного печатающего устройства и подключения его к сети ЭВМ».

Путем номинальных определений вводятся и знаки, заменяющие термины. Например, «Конъюнкция обозначается знаками & или л», «С — скорость света», «Тангенс угла а обозначается как tg ос» и т. д.

Наиболее важным среди реальных определений является опре­деление через ближайший род и видовое отличие. Суть этого определе­ния в том, что сначала устанавливается родовой признак, свойствен­ный мыслимому в понятии предмету, а затем указывается его специфический, видовой признак (или несколько таких признаков), например:

1) «Голография — метод получения объемного изображения объектов, основанный на интерференции волн»;

2) «Кристалл есть твердое тело, обладающее трехмерной перио­дической атомной или молекулярной структурой и при равновесных условиях образования имеющее форму правильного симметричного многогранника»;

3) «Гротеск — один из способов сатирического изображения жиз­ни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического».

Признак, являющийся общим для класса предметов, из числа ко­торых выделяется их подкласс, мыслимый в определяемом понятии, называется родовым признаком, а сам этот класс — родом. В приве­денных примерах родовыми являются понятия «метод», «твердое тело», «способ сатирического изображения жизни».

Признаки, при помощи которых определяемый подкласс предме­тов выделяется из класса предметов, соответствующих родовому по­нятию, называются видовым отличием. При определении понятия мо­гут быть указаны один или несколько видовых признаков.

Разновидностью определения через род и видовое отличие явля­ется генетическое определение. Оно Macro встречается в школьных


учебниках. Генетическим называется определение, в котором указы­вается способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой (это его видовое отличие). Приведем несколько примеров ге­нетических определений из области математики и химии.

1. Круглый конус может быть получен вращением прямоуголь­ного треугольника вокруг одного из катетов.

2. Шар — это геометрическое тело, образованное вращением полу­круга (или круга) вокруг своего диаметра. 3. Кислотами называются слож­ные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них.

Еще одной разновидностью родовидового определения является операциональное определение, в котором мыслимые в нем предметы выделяются с помощью указания тех или иных операций, выполнение которых дает возможность отличать эти предметы от других. Напри­мер: «Щелочь — это жидкость, окрашивающая лакмус в синий цвет».

Правила явного определения.

Ошибки, возможные в определении

1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определя­ющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.

Это правило часто нарушается, в результате чего возникают ло­гические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок:

а) широкое определение, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Такая ошибка содержится в следу­ющих определениях: « Г равитация — это взаимодействие двух материал fa­il ых тел»; «Лампа — источник света». Понятие «окружность» неправиль­но определяется так: «Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля». С помощью этого опре­деления нельзя отличить понятие «окружность» от понятия «дуга», так как не указано, что окружность — это кривая замкнутая линия;

б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например, «Совесть — это осознание че­ловеком ответственности перед самим собой за свои действия и по­ступки» (а перед обществом? );

в) определение в одном отношении широкое, в другом — узкое. На­пример, «Бочка — сосуд для хранения жидкостей». С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей мо­гут быть и чайник, и ведро и т. д.; с другой стороны, это узкое определе­ние, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей.

3. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие определяются одно через другое.

В определении «Вращение есть движение вокруг своей оси» бу­дет допущен круг, если до этого понятие «ось» было определено через понятие «вращение» («Ось — это прямая, вокруг которой происходит вращение»).

Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие ха­рактеризуется через него же, лишь выраженное иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в ка­честве его части. Такие определения носят название тавтологий.

Не могут считаться определениями из-за их тавтологичности сле­дующие фразы: «Детектор — прибор, осуществляющий детектирова­ние», «Парамагнетик — вещество, обнаруживающее парамагнетизм», «Сверхпроводник — вещество, обнаруживающее явление сверхпрово­димости», «Ферромагнетик — вещество, обнаруживающее ферромаг­нетизм», «Фильтрование — процесс разделения с помощью фильтра».

Логически некорректным является употребление таких, напри­мер, тавтологий, как «масляное масло», «трудоемкий труд», «поручен­ное поручение», «прогрессирующий прогресс», «заданная задача», «изобрету изобретение», «поиграем в игру»,, «памятный сувенир», «подытожим итоги» и др.

4. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означа­ет, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свобод­ными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т. д.

Не будут корректными определениями следующие суждения: «Краткость — сестра таланта» (А. П. Чехов)', «Повторение — мать уче­ния»; «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях не­скольких слов» (А. Блок); «Гармония есть согласие мировых сил, по­рядок мировой жизни» (А. Блок); «Грация — это красота отдельного предмета, а гармония — красота пространства, понятого как мир бес­конечно сложный и замкнутый» (В. Фаворский); «Родительская лю­бовь — любовь самая бескорыстная» (Рюноскэ Акутагава).

Приемы, сходные с определением понятий

Дать определение всем понятиям невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий — приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.


Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может соста­вить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные при­знаки.

Описания широко применяются в различных жанрах худо­жественной литературы (например, описание внешности Анны Каре­ниной, описание внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание пейзажей, деревьев, птиц и т. д. ), в ис­торической литературе (описание Куликовской битвы, описание об­ликов военачальников, царей и других личностей), в технической ли­тературе (описание внешнего вида машин).

Яркие примеры описаний дают романы замечательного русского писателя М. А. Булгакова. Так, в «Белой гвардии» запоминающийся портрет: «... оказалась над громадными плечами голова поручика Вик­тора Викторовича Мышлаевского. Голова эта была очень красива стран­ной и печальной и привлекательной красотой давней, настоящей поро­ды и вырождения. Красота в разных по цвету смелых глазах, в длинных ресницах. Нос с горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист, без особых при­мет. Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косова­то срезан так, словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, роди­лась дикая фантазия: откусить пласт глины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный женский подбородок».

А вот описание Воланда в «Мастере и Маргарите», причем М. А. Булгаков иронизирует над попытками в ходе запоздалого рассле­дования неких учреждений составить его (весьма противоречивый) словесный портрет: «Ни на какую ногу описываемый не хромал и рос­ту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касает­ся зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с пра­вой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой пес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый — почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».

Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Декабрист Иван Пущин (1798—1859) в своих воспоминаниях об А. С. Пушкине дает блестящую характеристику поэта-лицеиста:

«Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостя­ми сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти... Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось».

Иногда характеристика дается путем указания одного признака: «Аристотель — величайший мыслитель древности»; «Леность — это отвращение человека от усилий».

Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой.

На уроках биологии, географии, истории и других часто приме­няется сочетание описания и характеристики.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда лег­че привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род и видовое отличие.

Иногда вместо термина «разъяснение посредством примера» употребляется термин «указание». Разновидностью этого приема яв­ляются остенсивные определения, которыми пользуются при изуче­нии иностранного языка, когда называют и показывают предмет (или картинку с его изображением). Так же иногда поступают при разъяс­нении непонятных слов родного языка.

Другим приемом, заменяющим определение понятий, являет­ся сравнение. К сравнению прибегают как на уровне научного по­знания, так и на уровне художественного отображения действитель­ности.

В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопо­ставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие срав­нения: «Тело медузы студенистое, похожее на зонтик»; «Почки — не­большие парные органы, имеющие форму бобов»; «Цветок гороха напоминает сидящего мотылька». Во всех приведенных сравнениях об­щим признаком (основанием сравнения) является форма. Американ­ский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги (1888—1955) советует избегать в выступлениях избитых, затертых выражений и приводит 12 сравнений для характеристики слова «хо­лодный». Вот они: «Холодный, как лягушка... как грелка поутру... как шомпол... как гробница... как ледяные вершины Гренландии... как гли­


на... как черепаха... как снежный сугроб... как соль... как земляной червь... как заря... как осенний дождь».

Сравнение на уровне художественного отображения дейст­вительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. Иннокентий Аннен­ский (1, 855—1909) использует такое сравнение: «Как конь попоною, одет рояль, забытый». Игорь Северянин (1887—1941) характеризует цветы маргаритки следующими словами: «Их лепестки трехгранные — как крылья, как белый шелк». И совершенно другую ассоциацию вы­зывает его сравнение. из стихотворения «Ахматова»: «Кровь капает, как розы, изо рта». Блистательны по силе выразительности сравнения в стихах Николая Гумилева (1886—1921): «Дышала трава, точно шку­ра вспотевшего льва». В стихотворении «Каракалла» об императрице он пишет так:

Страстная, как юная тигрица,

Нежная, как лебедь сонных вод.

И здесь же совершенно иное сравнение: «Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны».

Артур Конан Дойль, например, описывая в повести «Знак четы­рех» преследование Холмсом и Уотсоном преступников, пытавшихся ускользнуть на катере по Темзе, прибегает к таким сравнениям: «Те­перь мы шли прямо на них. Огонь в топках гудел, мощная машина сту­чала, как огромное металлическое сердце. Острый, отвесный нос лод­ки, как ножом, рассекал спокойную воду, посылая влево и вправо две круглые, длинные, тугие волны. В такт машине вся лодка вибрировала и вздрагивала, как живое существо... Впереди нас бежало по воде тем­ное пятно — это была «Аврора». Вихрь белой пены за ней свидетель­ствовал о скорости, с какой она шла».

Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др.

Различение есть прием, позволяющий установить отличие данно­го предмета от сходных с ним предметов.

§ 5. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Деление — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия (класс) распределяется на ряд подклассов с по­мощью избранного основания деления. Например, слоги делятся на удар­ные и безударные; органы чувств подразделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Если с помощью определения по-

нятия раскрывается его содержание, то с помощью деления понятия раскрывается его объем.

Признак, по которому производится деление объема понятия, на­зывается основанием деления. Подклассы, на которые распределен объем понятия, называются членами деления. Делимое понятие — это род, а его члены деления — это виды данного рода, несовместимые между собой, т. е. не пересекающиеся по своему объему (не имеющие общих элементов). Приведем примеры деления понятий. В зависимости от источника энерги

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...