Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Evaluation of the effectiveness of public procurement in public institutions




EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC PROCUREMENT IN PUBLIC INSTITUTIONS

 

Prokopyeva Yulia Yurievna¹, Cherkasova Tatyana Ivanovna¹

Volga State University of Technology

The article discusses the issues of improving the public procurement control system. The types of control are classified, the functions of each type are considered. The statistics of complaints and checks for actions (inaction) of customers are provided. The article considers the violations identified in the course of the activities of the control bodies and the ways of their solution.

Keywords: public procurement, control, control bodies.

 

УДК 005. 915: 005. 51

 

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЮДЖЕТОВ

Рокина Юлия Андреевна, Черкасова Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный

технологический университет», Россия, Йошкар-Ола

yulyahkin@mail. ru

 

В статье раскрывается понятие и назначение бюджетирования, а также основные виды бюджетов. Отмечается значимость бюджетирования в хозяйственной деятельности. Выявляются основные преимущества и недостатки бюджета.

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, назначение, виды бюджетов.

 

В современном мире любой компании для благополучного ведения бизнеса необходимо ведение не только финансового отношения, но и планирование в дальнейшие периоды доходы и расходы, а также развитие денежных средств компании.

Бюджетирование – это финансовое планирование доходов и расходов, позволяющее рассчитывать финансовые показатели и правильно распоряжаться ресурсами компании.

Проектировать можно любое бюджетирование, продажи, закупки товаров и т. д. Бюджет можно составлять для организации в целом или же для отдельных подразделений. Формирование бюджета позволяет наперед предусмотреть, какие доходы можно получить в следующем месяце, квартале, году, а также сколько необходимо потратить средств.

Успешное планирование бюджетирования зависит от заблаговременной методики составления бюджета в организации.

Бюджет – это план действий организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который реализует функции такие как:

· Бюджет как экономический прогноз. Основные проектные решения при разработке стратегического плана;

· Расчет как основа для контроля. Соответственно реализации заложенных в бюджете планов требует регистрировать фактические результаты организации;

· Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства;

· Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на предстоящий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Основные задачи бюджетирования:

· Планирование – с помощью заранее утвержденных процедур, система бюджетирования позволяет планировать деятельность организации или ее структурных подразделений;

· Координация – система бюджетирования объединяет бюджет организации и координирует эффективную деятельность. Координация – балансирование факторов производства по функциональным отделам для достижения предприятием предназначенных целей;

· Оценка деятельности – средство бюджетирования на основании итогов выполнения бюджета определяет базу для оценки эффективности деятельности руководителей организации;

· Мотивация – система бюджетирования, с помощью вовлечения большего количества сотрудников предприятия, процесс планирования и контроля позволяет повысить их заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности;

· Анализ исполнения контроля – анализ исполнения в рамках системы бюджетирования осуществляется посредством сравнения планируемых и фактических показателей, а также путем нормирования показателей.

Бюджетирование проводится с использованием необходимого программного обеспечения и по средствам компьютерной техники с эксплуатацией современных технологий. Российские специализированные программы бюджетирования позволяют в автоматическом режиме рассчитывать результаты основных экономических предположений.

Назначение бюджетирования:

1. Финансовая оценка движения компании;

2. Рост финансовой дисциплины, направленной на достижение финансовых целей компании;

3. Планирование и принятия управленческих решений;

4. Нормирования использования ресурсов компании.

Бюджетирование считается основой планирования в компании, с помощью бюджетов можно рассчитать финансовую возможность реализации спланированных мероприятий по достижению стратегически важных целей компании. В процессе финансовой оценки реализуемости показателей компании осуществляется определение ограничивающих факторов, существующих в компании.

Виды бюджетов:

1. Важнейший бюджет – общий. Такой бюджет объединяет в себе все типы, характеризует систему финансовых и информационных потоков с целью принятия управленческих решений и контроля за их выполнением в сфере финансов.

2. Основной бюджет – бюджет доходов и расходов, установленный для управления финансами организации, оценки материального состояния бизнеса, для выполнения управленческих задач по оптимизации деятельности организации.

Основной бюджет делится на операционный и финансовый.

3. Операционный бюджет – план доходов и расходов, взаимосвязанный с ведением операционной деятельности в конкретный период.

4. Финансовый бюджет – состоит из плана движения материальных средств, бюджета капитальных вложений и планового баланса.

5. Стратегический бюджет – объединяет элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Такой бюджет практичен в периоды существования неоднозначности.

Преимущества бюджетирования:

· Бюджетирование реализует координирующую роль

Создание вариантов различных бюджетов, а затем сведение их в единый основной бюджет может помочь скоординировать действия сотрудников и подразделений внутри компании. Бюджетирование может обнаружить объединяющее действие, когда все работают как одна команда, чтобы добиться успеха каждого, получая необходимые доходы и не превышая определенных расходов.

· Бюджетирование выполняет организующую роль

Во многих отношениях бюджетирование выполняет организующую роль для работы отдельных сотрудников, подразделений и для предприятия в целом, устанавливая рамки, в пределах которых следует работать, определяя направления деятельности. Оно также помогает установить финансовую ответственность работников, осуществляющих контроль, и/или менеджеров, делая их ответственными за успех или невыполнение заданий их отделами и/или подразделениями. Бюджетирование помогает понять, что конкретно их команды должны достичь, чтобы закрепить направление движения предприятия. Бюджетирование позволяет количественно определить финансовые установки, в направлении которых следует работать.

· Бюджетирование способствует инициативе

Бюджетирование может стимулировать людей выполнять работу лучше. Бюджеты устанавливают требуемые нормы и в результате трансформируются в цели, которых необходимо достичь, чтобы получить трубуемый доход; способствовать положительному состоянию денежных средств; сохранять расходы в согласованных пределах и т. д. Существуют многочисленные способы стимулирования сотрудников, но шанс достичь цели, получить признание и одобрение за достигнутый успех - это серьезный стимул.

· Бюджетирование предоставляет средство контроля

Этот этап дает возможность отдельным сотрудникам, подразделениям и предприятию осуществлять более строгий контроль за своей деятельностью (сравнивая плановые показатели и фактические результаты, определяя отклонения и необходимое для этого корректирующие действие, а затем предпринимая шаги, позволяющие контролировать ситуацией).

Недостатки бюджетирования:

· Рост объема бумажной работы

Бюджетирование неизбежно повлечет за собой массу бумажной работы в период, предшествующий составлению бюджетов, во время их составления и в последующий период, когда осуществляется текущий контроль за исполнением бюджетов, а также вероятны их изменения. Важно видеть в составлении бюджета средство продвижения к заключительному этапу, а не сам заключительный этап.

· Затраты времени

Еще больше времени необходимо на этапе внедрения, когда система создается, проверяется и отлаживается. На кого бы ни была возложена полная ответственность за ее внедрение, для выполнения этой работы требуется существенная часть времени. Такая работа также займет большую часть времени даже менеджеров на уровне подразделений - как в связи с деятельностью, так в отношении времени, необходимого для обдумывания.

· Негибкость бюджета

Вся концепция бюджетирования - доходы, которых планируется достичь, да еще и к определенным срокам, расходы, которые нужно удерживать в определенных пределах и не превышать их, - все это может показаться чрезвычайно негибким и ограничивающим в действиях. Очевидно, что работа с бюджетом, выполняемая впервые, может содержать неточности. Например, подразделения или отделы, занимающиеся исследовательской работой, не вписываются в рамки негибкого бюджета, в то время как у других подразделений или направлений расходы тесно связаны с продажами. Иногда в процессе работы над бюджетом изменяются обстоятельства. Поэтому важно, чтобы бюджет не был совершенно неподвижным, - должна оставаться возможность корректировать его.

· Недовольство сотрудников

Достаточно часто сотрудники встречают бюджеты с недовольством, особенно проявляющиеся на уровне подразделений или отделов. Многие сотрудники с подозрением относятся к внедрению систем бюджетирования, предполагая, что это чуть больше, чем упражнение в сокращении расходов, а возможно, - даже признак приближающегося сокращения рабочих часов, сокращение штата и т. д. Вполне возможно уменьшить или даже устранить любое раздражение путем привлечения каждого сотрудника на начальном этапе к составлению бюджета. Чем глубже будет вовлечение сотрудников, тем больше будет их отдача при проведении организованной деятельности.

· Медленное продвижение

Производство эффективной бюджетной системы требует времени - большинство впервые составленных бюджетов почти наверняка будет часто и существенно изменяться, в результате недостатка опыта. По мере исправления первоначальных ошибок и по мере извлечения из них опыта бюджеты будут становиться намного точнее.

Тем не менее, требуется от одного до двух лет для разработки надежной системы и ее эффективного использования.

Таким образом, продвижение системы бюджетирования позволит преобразовать организационный процесс, систему учета, контроля на всем предприятии. Бюджетирование затрагивает все процессы финансового планирования и учета, поэтому этой системой будут связаны все подразделения организации между собой.

Список литературы

1. Андреев, Р. Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования / Современные тенденции развития науки и технологий. 2018. № 3-11 (24). С. 36-38.

2. Боровяк, С. Н., Хмельницкая, Н. В. Бюджетирование – экономическая основа качества системы управления // Молодой ученый. – 2015. - №19. – С. 362-365.

3. Бочаров, В. В. Коммерческое бюджетирование: учебник. СПб.: Питер, 2013. 368 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...