Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. При оценивании результатов деятельности обучающихся по предмету. Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир»




ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

При оценивании результатов деятельности обучающихся по предмету

«Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:

· Закон Донецкой Народной Республики " Об образовании";

§ Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР от 07. 08. 2020 № 119-НП, с изменениями, внесенными приказом МОН ДНР от 23. 06. 2021 № 78-НП).

§ Примерную основную образовательную программу начального общего образования (приказ МОН ДНР от 13. 08. 2021 № 682).

§ Примерную рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир». 1-4-е классы/ сост. Грабовая Г. С., Седова Н. Н., Полищук Е. Н. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021.

Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир»

Специфичность содержания предметной области «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Объектами контроля в процессе обучения предмету «Окружающий мир» являются:

● знания (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи и зависимости между ними;

● умение выполнять различные виды учебно-познавательных действий в отношении объектов природы и информации о них;

● умение применять специальные методы познания объектов природы (наблюдение, опыт, практическую работу и т. п. );

● умение выполнять практические действия с объектами природы;

● умение оценивать объекты природы, а также собственное поведение и поведение других людей среди природы;

● умение применять полученные знания и навыки в своей повседневной жизни;

● умение применять приобретенные знания и способы деятельности в измененных ситуациях;

● опыт осуществления способов деятельности в социальной сфере;

● опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к различным видам деятельности, в частности учебной, гражданской.

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками- заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный устный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п. ), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т. п. )

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ- рассуждение. Рассказ-описание. Обучающийся дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Приоценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее


существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание обучающегося отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития обучающегося, сформированности логического мышления, воображения, связной речи.

При письменной проверке целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.; работы с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблиц, изображение или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т. п. Задания должны быть дифференцированы по степени сложности, что позволит учесть индивидуальный темп развития каждого ребёнка.

Ещё одной формой письменного контроля являются графические работы. Они позволяют проверить осмысленность имеющихся знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений обучающихся работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

В процессе обучения на уроках «Окружающего мира» применяются различные виды контроля: текущий, периодический, промежуточный.

Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения обучающимися содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно использовать на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.

Текущий контроль направлен на определение качества и уровень усвоения учебного содержания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...