28. Концепция процессуальности объективного мира о динамической организации бытия.
28. Концепция процессуальности объективного мира о динамической организации бытия. Движение как форма существования материи означает процессуальность бытия, это изменение вообще, это любое взаимодействие. Движению подвержены и материальные и идеальные процессы, оно атрибутивно. Принято знать 5 форм движения материи (по Энгельсу): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (19в). Сегодня и движение на уровне ДНК и планетарное. По структуре движение предполагает самодвижение (внутреннюю спонтанную жизненность), действие, преобразование и отражение. Движение абсолютно, обладает всеми свойствами материи, покой относителен. Развитие – это тоже движение, но движение качественное, с новыми формами бытия, это самообновление, самоорганизация с конкретной направленностью либо на прогресс, либо на регресс, либо на круговорот, либо одноуровнево. Развитие абсолютно. Принципы диалектики: • принцип развития, который можно рассматривать как системный принцип самообновления. • принцип всеобщей связи и самообусловленности. • принцип материального единства мира. • принцип детерминизма (причин).
Динамический аспект организации материального мира обнаруживает важнейшее атрибутивное свойство материи — ее изменяемость. Эта характеристика Универсума может быть репрезентирована посредством таких категорий, как «взаимодействие», «движение», «развитие», обнаруживающих определенную семантическую общность. Все они находятся в отношении субординации к понятию «изменение». Так, взаимодействиеследует понимать как изменение воздействующих друг на друга объектов. В свою очередь движениепредполагает любое изменение материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их существования. Под развитием обычно понимают закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии.
Эволюция материалистической философии внесла существенные коррективы в трактовку движения как свойства материальных объектов. Диалектический материализм отказался от сведения движения к одной из возможных его форм и определил движение как любое изменение (Ф. Энгельс). При этом движение в философии марксизма понималось как важнейшее атрибутивное свойство материи, способ ее существования; утверждалось качественное многообразие форм движения и их неразрывная связь с материальным носителем. Динамическая организация Универсума проявляет себя в различных формах. Вычленение этих форм зависит от учета ряда факторов: материального носителя изменений; проявления общих характеристик изменений, что позволяет установить генетическую связь между различными проявлениями движения; специфических особенностей изменяющихся систем, принадлежащих к определенному уровню структурной организации материального мира. В качестве одной из широко известных версий классификации форм движения материи может быть названа модель, предложенная Ф. Энгельсом. Соответствуя уровню развития науки 2-й половины XIX в., она включала в себя пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.
29. Пространственно-временная организация бытия: основные философские концепции. Пространство и время показывают структурность и упорядоченность бытия, общие формы координации объектов и их состояний. Пространство и время обладают всеми свойствами материи. В философии есть 2 подхода к их изучению.
1 подход архаичный - это субстанциальный подход, согласно которому пространство и время не зависят от материи. Демокрит учил: пространство – это пустота, время – поток событий; «Вселенная -атомы и пустота». 2 подход – реляционный, согласно которому материя, пространство и время взаимосвязаны и невозможны друг без друга. Об этом учил Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеалистической философии они определялись через соотнесение с духовным началом — абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным сознанием (И. Кант, Дж. Беркли). В новоевропейской материалистической традиции пространство и время рассматривались как независимые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предметов (И. Ньютон). Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксизма) трактует пространство и время как формы отношений между объектами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют. Пространство понимается как отношение между сосуществующими объектами, их событие, порядок их рядоположенности, а время — как отношение между сменяющими друг друга объектами, порядок их последовательности и длительность существования. Под влиянием впечатляющих достижений релятивисткой физики в XX веке формируется представление о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Современная наука артикулирует вопрос о специфике пространственно-временных отношений в различных сферах реальности – мега- и микромире – и их внутреннем единстве.
Пространство – философская категория, которая обозначает структурность, размерность, протяженность, порядок, величину, размеры, положение объектов по отношению друг к другу. Свойства: трехмерность (выс., шир., глуб. ), однородность (равноправие всех точек и направлений), изотропность (равноправие всех направлений).
Время – философская категория, которая обозначает взаимодействие и смену состояний, последовательность и длительность, скорость, ритм и темп. Свойства: анизотропность (неравноправие прошлого, настоящего и будущего), необратимость, одномерность. Виды пространства и времени: • реальное имеет отношение к физической реальности и календарному времени. Это всегда метрическое, топологическое (трехмерность), непрерывное пространство и время, часовые географические пояса и жестко фиксированные единицы измерения. • перцептуальное пространство и время – это экзистенциальное пространство и время жизненного мира человека, поэтому оно уникально, синкретично. «Замаскированное» под время пространство наполняет человеческую жизнь (по Хайдеггеру). Человек живет в потоке времени и вечности, возраста, предпочитая либо прошлое, либо настоящее, либо будущее. Современная культура – борьба со временем и пространством. • концептуальное пространство и время – научное, теоретическое, которое дано в геометрии Лобачевского, в псевдогеометрии Римона и имеет отношение к теории относительности. Учебная формула теории относительности Эйнштейна: при приближении скорости движения объекта к скорости света, пространство сокращается, время замедляется. Под действием полей тяготения пространство искривляется и схлопывается, а время замедляется. Мегамира, формула = модель расширяющейся Вселенной Фридмана: вещество во Вселенной находится в сингумерном точечном состоянии в виде сверхплотного шара с бесконечно большим значением кривизны пространства и времени, а разбегание Галактик связаны с большим взрывом. Современная наука изучает 4-х мерный континуум: 3 измерения пространства и 1-го времени в единстве. Она изучает информационное, виртуальное, метафизическое пространство и время, обращает внимание на особенности социального времени в разных культурах, на факты асимметрии всего живого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|