30. Исторические формы диалектики, ее сущность как философской теории развития и логики исследования действительности. Альтернативы диалектики.
Диалектика - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления, всё существующее находится в постоянном движении изменения. Этимология термина д. - «искусство вести беседу», первоначальное употребление в фил. смысле связывают с Сократом (д. - искусство обнаружения истины столкновением противоположных мнений в диалоге). Структуру д. как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основные 2 принципа: • развития - явления объективного мира находятся в вечном движении и изменении • всеобщей связи - указывает, что все предметы и явления, существующие в мире, связаны и составляют единое целое Основные диалектические законы - раскрывают сущность разв. (з-н тождества противоположностей, з-н взаимного перехода кол. измен. в кач., з-н отриц. отриц. ) неосновные- дополняют картину разв. (отн-я между причин. и следств.; необходим. и случайн.; возможн. и действительн.; содерж. и форм.; частью и целым) Историческое значение формы диалектики: • Диалектика античных философов (Востока и Греции). Д. стала трактоваться как метод правил. мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл д., понимая под ней логику вообще. Способ рацион., логич. мышл-я. • диалектика немецкой трансцендентально-критической философии. Гегель трактует д. как универс. метод мышл-я, базирующ. на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных первоначал всей реальности. • материалистическая диалектика. У Маркса и Энгельса д. выполняет функц. метода познания и всеобщей теор. бытия. Д. - наука «о всеобщих законах движ. и разв. природы, общества и человеч. мышл».
А-ва д.: • метафизика (исслед. первоначал. природы реальности, мира и бытия ), • софистика (преднамер. примен. в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознат. наруш. лог. правил; ввод. в заблужд), • эклектика (направл. и метод в ф-и, построить систему путём сочет. различ., признаваем. истинными, положений, заимствован. из разн. фил. систем. ), • догматизм (восприят. к-л. положений как бездоказат., но абсолют. истины), • релятивизм (интерпретац. уже готов. рез-ов познания)
31. Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона закономерности и их классификация. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала например, воды, огня, воздуха со всем множеством вещей и явлений. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого. Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей. Классификация видов связи строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: прямые — опосредованные, внутренние — внешние; функциональные, генетические. С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь. Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т. е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т. е. такой связи, в которой одно явление причина при определенных условиях с необходимостью порождает другое следствие. Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действительного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенного и т. д. С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств: 1 системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов; 2 определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы; 3 данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами; 4 между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т. д.; 5 в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, которая обеспечивает устойчивость системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|