Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

32.Основные диалектические законы процессуальности развития, их методологическое значение.




• 1 закон единства и борьбы или тождества противоположностей

• 2 закон взаимного перехода количественных изменений в качественные

• 3 закон отрицания отрицания=закон двойного отрицания

Закон – это внутренняя, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и процессов в объективном мире. Законы природы объективны. Различают законы частные, общие и всеобщие.

• Частные – законы части бытия: химические, возбуждения и торможения;

• общие – более широкие: в физике, обществе;

• всеобщие – действуют во всех сферах бытия.

Закон № 1, «Тождество противоположностей » объяснят причины и источники изменения. Суть: развитие именно как саморазвитие, самодвижение. Каждая вещь разделена на противоположности, т. е. такие процессы и стороны, без которых вещь не может существовать и они взаимоисключают друг друга, но они и связаны, они объективны. Например, процесс ассимиляции и диссимиляции, закон наследственности и изменчивости. Противоречие – движущая сила развития, источник движения.

Принципы взаимоотношения противоречий:

-стороны абсолютно равноценны

-они не существуют друг без друга

-в процессе разрешения противоречий гибнут обе стороны противоречий, следствием этого является появление нового предмета, с присущими ему противоречиями; этот процесс бесконечен

Закон № 2. «Взаимный переход от количественных изменений в качественные». Он конкретизирует 1 закВ истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеалистической философии они определялись через соотнесение с духовным началом — абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным сознанием (И. Кант, Дж. Беркли). В новоевропейской материалистической традиции пространство и время рассматривались как независимые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предметов (И. Ньютон).

Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксизма) трактует пространство и время как формы отношений между объектами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют. Пространство понимается как отношение между сосуществующими объектами, их событие, порядок их рядоположенности, а время — как отношение между сменяющими друг друга объектами, порядок их последовательности и длительность существования.

Под влиянием впечатляющих достижений релятивисткой физики в XX веке формируется представление о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Современная наука артикулирует вопрос о специфике пространственно-временных отношений в различных сферах реальности – мега- и микромире – и их внутреннем единстве.

 

он. Он показывает, каким образом происходит переход. Качество – это основное, существенное в предмете, то, что отличает его от других предметов; оно неотделимо от объекта, т. к. если оно меняется, то меняется и сам объект; качество обнаруживается через свойства объекта. Свойства – внешнее проявление качества. Количество – степень выражения качества. Качество одно, а степь выражения разная.

Закон № 3. «Отрицание отрицаний». Куда движется человек, общество, как в целом развивается мир. Существует много концепций, отвечающих на этот вопрос. Пифагор – все идет по кругу=вечное повторение. Просветители (18 век) считали, что все идет только вверх, а не по кругу. А это закон показывает, что мир развивается по спирали: есть прогресс и регресс. Каждая ступень общественного развития берет какие-то моменты с прежних этапов развития. Это закон отвечает на вопрос направленности развития: материя не сохраняется и не уничтожается, она вечно меняется. Сначала отрицали диалектику, получилась антидиалектика, а потом возникла диалектика из-за метафизики.

 33. Категории диалектики как необходимые логические ступени исследования объективных сторон, структурных и закономерных связей сущего. Категории в философии-это, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения познания и общественной практики. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, ди друг от друга в пространстве и времени объектов. Случайность - тип связи, обусловленный несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость -тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...