Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

34.Диалектика и синергетика о детерминации линейных и нелинейных процессов.




Диалектика(искусство спорить, вести рассуждение) и синергетика(направление исследований, для изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем).

Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

В результате того, что принципы самоорганизации распространились на все виды движения материи, возник методологический подход, названный Хакеном синергетическим. Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.

2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.

3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения. Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.

35. Философские концепции взаимодействия человека — общества — природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации. Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Николай Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется во всех работах, исследующих проблему общество-природа, а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев — вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всём драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества Н. Моисеев. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления её к своим потребностям, должно изменяться и само с учётом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определённые регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует чёткой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, её разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. Альберт Швейцер сформулировал базовый принцип культуры — принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера — это область бытия, основанного на принципах нравственного отношение к природе, ко всему живому на планете. Её носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. Цель стратегии устойчивого развития — обеспечить выживание человечества путём преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Её реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа реагирования и исправления к принципу активной профилактики, что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде человек-общество-природа.

36. Основные программы философской антропологии. Философские аспекты концепций антропогенеза. Проблема антропогенеза (греч. anatropous – человек и genesis – происхождение) обусловливает уникальность человеческого статуса и появления в природе. Научный этап изучения антропогенеза начался фактически только с 18в, до этого преобладал религиозный подход. Различают следующие теории: Первой моделью происхождения мира и человека была креационистская концепция. Креационизм (лат. – творение, создание) рассматривает человека как продукт божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Оппонентом креационизма является эволюционная концепция Дарвина, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. Э сегодня выступает наиболее авторитетной версией антропогенеза как в науке, так и в философии. Теория продолжала развиваться и, стала называться синтетической теорией эволюции: гены мутировались и возникло прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. У чел-ка возникла особая форма адаптации – труд. Он становится источником человеческой социальности и культуры. Еще одна авторитетная концепцией в современной философии является семиотическая модель, рассматривающая культуру как особую знаковая реальность, сердцевина которой -язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром + биологическая концепция - человек произошел от обезьян путем накопления биологических изменений; трудовая концепция - труд, превратил обезьяноподобных в людей; мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций. космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян.

37. Экзистенциально-персоналистические характеристики человека. Проблема смысла жизни. Свобода и отетственность. В человеческом сообществе не было и нет двух абсолютно одинаковых людей. У каждого из нас " свое лицо" не только в прямом, физиологическом, смысле, но и с точки зрения различий в ценностях, привязанностях, интересах, потребностях, идеалах, социальной активности, политических убеждениях, религиозности и т. д. С сущ-ой точки зрения выделяют 3 аспекта: 1. Человек как индивид - отдельный представитель рода человеческого, конкретный носитель всеобщих человеческих свойств и характеристик. 2. Человек как индивидуальность - также отдельный человек, имеющий неповторимые, особенные качества. 3. Человек как личность - сущностные в духовности. Для личности не являются определяющими такие характеристики, как пол, вес, рост, цвет глаз и др. Петр I был двухметровым великаном, а Наполеон - полутораметровым коротышкой. Экзистенция –способ бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеческого “Я”, как конкретная неповторимая личность. Согласно Э-, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, а выбирал себя сам, формировал каждым своим действием и поступком. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного человека. Чтобы осознать себя как Э, надо оказался перед лицом смерти. Тогда он" станет самим собой".

38. Социокультурные основы развития личности. Современные концепции развития личности. Л- отдельный чел-к, неотделим от общества. Ч формируется благодаря общественным отношениям, влияющим на его поведение с точки зрения морали. Итог: развитие личности шло рука об руку с развитием общества. Ч-во проходило становления на протяжении тысячелетий. За этот период ф-их изменений с нашим мозгом не произошло, менялись лишь система ценностей и уровень развития цивилизации. Самой сложной задачей для наших далеких предков было объединение в коллектив. Им пришлось потрудиться, чтобы приспособиться к окружающим, создать систему ценностей. Первый коллектив- семья. В ней закладываются основы развития личности. с— это маленький социум со своими законами, правилами и моральными устоями. Именно в семье ребенок получает первый опыт общежития, учится считаться не столько со своими инстинктами, сколько с требованиями окружающих. Благодаря семье стан-тся понятной роль морально-нравственных принципов как основы развития личности. Соблюдение в семье требований морали и нравственности позволяют маленькому человеку впоследствии быстрее адаптироваться в более крупных социальных объединениях, где его личность продолжит свое развитие. Развитие современной цивилизации зависит именно зрелости отношений между людьми, от их способности и желания согласовывать свои цели и их достижения. Развитие личности-процесс конечный и непроизвольный. Чтобы добиться успеха и достичь желаемого, нужно работать над собой на протяжении всей жизни. Работа эта— не из легких. Особенно в современном мире, где правят деньги. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве определений Л-общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения Основные функции теорий личности - 1. Обеспечение понятийной основы. 2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся. Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.                     

39. Сознание как форма отражения действительности человеком: его сущность, системная природа, структура и функции. Стратегии исследования сознания в современной философии. Сознание — традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект-объектной оппозиции понятию Бытия как субъективное — объективному. В рамках материалистической традиции понятие сознание характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Структура внутреннего опыта сознания, 3 уровня: 1. чувственно-эмоциональный: глубинная дорефлексивная основа мышления связана с непосредственным отражением внеш. действительности2. абстактно-дискурсивный: интеллектуальная обработка чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом. Свойства и характеристики действительности фиксируется здесь как результат последующих логических операций. Универсальная всеобщность этого уровня конкретизируется в речи и языке как культурных механизмах хранения и передачи информации. На этом уровне максимальная осознанность и рефлексивность. 3. интуитивно-волевой связь чувств и разума в опыте сознания и как результат — уникальность опыта сознания. Функции сознания: 1. Когнитивная описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности. 2. Аксиологическая конкретизирует иерархию ценностных ориентаций. 3. Регулятивная выявляет стороны сознания, связанные с поведением и деятельностью человека. Эти 3 функции выявляют горизонтальные связи человека с миром. 4. Коммуникативная5. Целенаправленность. Диалектико-материалистическая традиция анализа сознания рассматривала егокак функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает сознание и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку Я не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной чистоте и феноменальной явственности Гуссерль, Сартр. Фиксирование жизни сознания осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры психоанализ, структурализм, герменевтика.

40. Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории — в процессе преобразования действительности. Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика — это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую. Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить площади, объемы, исчислять время и т. д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке например, периодический закон Менделеева делаются непосредственно по заказу практики. 2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала до его конца. Весь познавательный процесс начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями обуславливается — в конечном счете — задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным. 3. практика является опосредственно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве руководства для действия по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни. 4. практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному. Критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это есть такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, вечнее познания, и, как уже было показано ранее, исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

41. Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики. Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Познавательный процесс является одним из психических процессов. Классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание. К видам познавательных процессов относят следующие: ощущение, восприятие, мышление, сознание, речь, внимание, память, воображение, представление. Структура процесса познания. Существует 3 уровня: 1. донаучное познание, 2. научное, 3. философское. Каждому из этих уровней соответствует определенная форма познания. Донаучное познание характеризует представление, это имперический чувственно воспринимаемый мир, где для познания достаточно представления. Научное познание оперирует понятиями. Философское пользуется категориями. Эти уровни возникают т. к. разные предметы исследования. Существует универсальная закономерность бытия. Закономерность субстанции, субстанкциональной сущности, познание которой возможно только посредством наиболее общих понятий или всеобщих универсалий — философских категорий. Вся история человеческого познания показывает, что познание начинается с чувств, потом переходит к абстрактному мышлению, потом проверяется на практике. Чувственное познание донаучное — первая ступень познания. Тут изучаются единичные предметы, их стороны, явления.

 

42. Проблема познаваемости мира, ее позитивно-гносеологическое и агностическое решения, обусловленность ими развития рационализма и иррационализма. Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время И. Кант, Гегель, особенно остро встала эта проблема в нашем столетии Франк, Гартман, Витгенштейн. На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм логоцизм и интуитивизм и др. Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов материальных и духовных непознаваема. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее полностью или частично достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений как проявлений сущности материальных объектов. Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж. -П. Сартра и др. Среди них имеются представители идеализма и материализма, сенсуализма и рационализма и других философских направлений. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие — на общезначимость получаемых результатов, третьи — на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т. п. Данная позиция находится в полном соответствии со здравым смыслом, с точки зрения которого ближайшие сущности причины обыденных явлений познаваемы.

43. Субъект-объектное отношение в теориях познания классической и постклассической философии. Субъект и объект — фундаментальные категории философии. Субъект — носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно объект — то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности. Гносеологизация субъекта осуществляется в философия Нового времени. Декартовское мыслю, следовательно существую в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом объект задан через представление, в контексте которого субъект наделяется безусловными полномочиями ставить перед собой те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Проблему субъекта и объекта по-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса субъекта, детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности. При этом субъект выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие субъекта предполагает прежде всего социально-исторического субъекта практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество субъекта и объекта. Для феноменологической традиции субъект выступает как чистое сознание в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие субъекта познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов например, идеологии, языка, бессознательного и т. п.. Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности субъекта, то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации объекта. Провозглашая смерть субъекта, постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений.

44. Познание как творчество, обеспечивающие его мыслительные процессы и формируемые качественные состояния знания. Сущность и виды творчества. Познание реального мира — это всегда творчество. Стандартные правила, принципы и приемы, какими бы совершенными они ни были, не дают гарантии достоверности нового знания. Самое строгое следование им не предохраняет от ошибок и заблуждений. Всякое открытие требует таланта и творчества. И даже само применение разнообразных приемов, в какой-то мере облегчающих путь к открытию, является творческим процессом.


 

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Вид творчества: 1. Художественное творчество — создание новых эмоций произведения искусства2. Научное творчество — создание новых знаний открытия, теории, публикации3. Техническое творчество — создание новых средств и предметов труда технические усовершенствования, изобретения4. Спортивное творчество — достижение новых результатов рекорды. Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий этапов творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
1 Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. 2 Инкубация — временное отвлечение от задачи. 3 Озарение — появление интуитивного решения. 4 Проверка — испытание иили реализация решения.

45. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Истина — универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой. 1 В классической философии оформляется две принципиально альтернативные парадигмы трактовки истины — одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах и др., другая — на принципе когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы: содержанию Абсолюта Платон, Гегель и др., врожденным когнитивным структурам Августин, Декарт, кембриджские платоники, самоочевидности рационалистической интуиции Теофраст, чувственным ощущениям субъекта Юм, априорным формам мышления Кант, целевым установкам личности прагматизм, интерсубъективным конвенциям Пуанкаре и др. Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии проблема критерия истины, трактовка которого соответствовала принятому определению истины; проблема соотношения истины с заблуждением и абсолютной истины с истиной относительной; а также проблема соотношения фактической и логической истины. 2 В неклассической философии происходит своего рода деонтологизация истины: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности Кьеркегор, как ценность, которая не существует, но значит Риккерт и Баденская школа неокантианства, феномен метаязыка формализованных систем Тарский, спекулятивный идеальный конструкт Н. Гартман и др. В контексте философии жизни и философской герменевтики, дистанцирующих объяснение и понимание как взаимно исключающие когнитивные стратегии, феномен истины оказывается принципиально несовместимым с научным номотетическим методом Гадамер и реализует себя сугубо в контексте языковой реальности, что практически трансформирует проблему истинности в проблему интерпретации. Параллельным вектором неклассической трактовки истины выступает позитивизм, в контексте которого истина также трактуется как феномен сугубо языкового ряда, конституируясь в контексте проблемы верифицируемости. 3 В постнеклассической философии постмодернизма проблема истины является фактически не артикулируемой, поскольку в качестве единственной и предельной предметности в постмодернистской философии выступает текст, рассматриваемый в качестве самодостаточной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью означаемого. В философском пространстве постмодернизма осуществляется теоретический сдвиг, приведший к акцентуации вопроса о формах дискурсивных практик, артикулирующих знание Фуко. В контексте радикального отказа от бинарной оппозиции субъекта и объекта, постмодернизм видит свою программу в отказе от зеркальной теории познания, согласно которой представление понимается как воспроизведение объективности, находящейся вне субъекта.

46. Сущность и исторические формы науки, ее функции в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Возможности науки в культурном пространстве соответствующей исторической эпохи определяются теми функциями, которые она выполняет. К этим функциям обычно относят мировоззренческую, способность науки выступать в качестве производительной и социальной силы и др. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной отчасти потому, что последняя развивалась, возлагая на себя новые и новые функции, отчасти в силу того, что, выступая в роли социокультурного феномена, она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности, а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научно-технического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки, среди которых чаще всего выделяют три основные: 1. культурно-мировоззренческую2. функцию непосредственной производительной силы3. функцию социальной силы. Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. На этап индустриального общество конец XIX- началу XX приходит один из этапов институализауии, когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Рост научной информации, дисциплинарная организация науки ставит задачу специальной подготовки субъекта научной деятельности. Происходит соединение науки и образования, которое начинает строиться как преподавание отдельных научных дисциплин. На этом этапе не только научное сообщество, но и общество в целом отчётливо осознаёт экономическую эффективность науки, а прогресс общества во многом начинает связываться с внедрением научных знаний в производство. Начало третьего этапа в функционировании науки как социального института относится к середине 20 в. Наука всё более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов и т. д. В связи с развитием высоких технологий меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учёными. На этом этапе изменяются нормативно-ценностные ориентации научной деятельности, всё отчётливее обозначается проблема социальной ответственности учёного, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым. Взаимоотношение науки как социального института и общества имеет двухсторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.
Научное знание это результат, продукт научного познания - сложноорганизованной, развивающейся во времени научной деятельности. Научное познание изучает окружающий человека мир, включая самого человека. Но в отличие от других форм познания (обыденного, художественного, религиозного), научное познание подходит к миру и человеку под определенным углом зрения, рассматривая мир и человека как некие сложноорганизованные предметы, подчиняющиеся определенным объективным законам функционирования и развития. Поэтому предметность и объективность - отличительные черты научного знания как продукта научного познания. К числу других особенностей научного познания следует отнести системность, обоснованность, воспроизводимость.
Научное познание как специфическую деятельность отличают наличие определенного инструментария, материального (реактивы, контрольные приборы, экспериментальные установки и т. п. ) и логического (методы, принципы, категориальный аппарат и т. п. ). Научному познанию свойственен специализированный язык, отличающийся строгостью, однозначностью, формализованностью. Наконец, научное познание требует особым образом подготовительного субъекта познания, владеющего материальным и логическим инструментарием, руководствующегося определенными ценностными ориентациями и целевыми установками. Таковы вкратце основные особенности научного познания и его основного продукта - научного знания.
Если говорить о структуре научного знания, то можно выделить два его уровня - эмпирический и теоретический, в которых, в свою очередь, выделяют свои подуровни. На эмпирическом уровне - это подуровни данных наблюдений, эмпирических фактов и эмпирических зависимостей. На теоретическом - это подуровень теорий и метатеоретических оснований науки, к которым относят научную картину мира, идеалы и нормы научного исследования и философские идеи и принципы.

Вненаучное знание – область знаний, включающая в себя все виды донаучного знания (это обыденные знания, которыми обладают все люди без исключения). Вненаучное знание включает в себя:
1. Обыденное знание – то, что формируется в повседневной человеческой жизни, в быту, семье и т. д. Это знание не систематизировано, носит отрывочный, фрагментальный характер. Особенность его – выражен в естественном языке, не всегда в словах, а в чувственных образах – преданиях, предрассудках, верованиях. Функция этого знания – направлено на ориентацию человека в окружающем мире и на организацию человеческой деятельности.
2. Мифологическое знание - это особый вид целостного знания в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира. Дошло до нас в виде поэм Гомера и Гесиода. В целом это знание представляет собой повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы); мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия) и т. д. Мифологическое знание имеет мировоззренческий характер. Источником мифов является неполное знание.
3. Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер. Основная его цель – воспитание. Основной критерий, разграничивающий религию и науку – критерий рациональности (проблема разума и веры).
4. Художественное знание – это знание, опирающиеся на художественный опыт – это наглядное знание. Оно отражено в искусстве, архитектуре, живописи и т. п. Предмет и цель искусства – создание образа. Если наук стремится установить общее, чтобы создать закон, то искусство стремится создать мимолетный, сиюминутный образ.

Также можно отметить околонаучное знание – совокупность специфических форм познания, концентрирующихся вокруг науки, воспроизводящих некоторые из присущих науке особенностей, но не соответствующих науке. Это знание ‘примазывающееся’ к науке. Это паранаука, эзотерика, уфология.

47. Понятие методологии, метода, методики исследования. Система методов научного познания действительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...