Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы методики профессионального обучения




Эрганова Н. Е.

Э747 Методика профессионального обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Е.Эрганова. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2007. — 160 с. ISBN 5-7695-3183-5

В учебном пособии представлена теория методического знания и ме­тодической деятельности педагога, рассматриваются основные проблемы методики профессионального обучения; методического проектирования и конструирования средств обучения, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности методик и технологий профессионального обучения, — что позво­ляет целостно представить современную модель методического знания. Предлагаются конкретные методические разработки и технологии кон­струирования различных средств обучения; предметно-знаковых систем, логических регулятивов обучающей деятельности педагогов и форм орга­низации познавательной и учебно-производственной деятельности уча­щихся.

Для студентов профессионально-педагогических специальностей. Бу­дет также полезно мастерам и педагогам профессиональной школы.

УДК 377(075.8) ББК 74.00я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Эрганова Н.Е., 2007

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2007
ISBN 5-7695-3183-5 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебное пособие написано на основе исследова­ния методической деятельности педагога профессиональной шко­лы, структуры и содержания методического знания в учебных дисциплинах «Методика преподавания технических дисциплин», «Организация и методика производственного обучения» и др. Ос­новой содержания послужил двадцатилетний опыт чтения лек­ций в Российском государственном профессионально-педагоги­ческом университете студентам по образовательной программе «Профессиональное обучение», а также на ФПК преподавателям вузов и аспирантам.

В чем состоит специфика содержания методики профессиональ­ного обучения, представленного в данном пособии? Методика профессионального обучения рассматривается нами как самостоя­тельная ветвь педагогического знания о конструировании, приме­нении и развитии специальных средств регуляции обучающей дея­тельности педагога. В процессе формирования и развития профес­сиональных знаний и умений происходит взаимодействие личнос­ти педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося. Профессионально-личностное взаимодей­ствие преподавателя и учащихся тесно переплетается с содержа-тельно-деятельностной стороной обучения, образуя с помощью специально разработанных средств учебно-воспитательную ситуа­цию, оказывающую действенное влияние на результаты обучения.

Средства обучения, с помощью которых осуществляется регу­ляция обучающей и учебной деятельности, конструируются в про­цессе методической деятельности педагога. Если рассматривать средства обучения не в качестве «посредников» на уроке между педагогом и содержанием обучения или между учащимся и содер­жанием урока, а как цель и результат, готовый «продукт», то можно абстрагироваться от их содержания. Педагог-методист, мастер про­изводственного обучения, создавая средства обучения, работает с учебным материалом. Учебный материал — это текст в материаль­ном плане, завершенный отрезок локальной системы знаний. Кон­струирование методических разработок связано с постоянным обращением к другой системе знаний — методической, к другому тексту, меняющемуся контексту, обусловливающему выявление все новых смыслов системы знаний, изучаемой на уроке.

Сущность методической деятельности заключается в самом акте творчества, в выявлении и порождении смысловых структур но­вых знаний и их оформлении в формы, доступные усвоению уча-


ЩИМИ1 i I'l'Oi процесс духовный, он протекает в высших сферах i о -.и.Пип in 1,110га. Именно во внутренней речи педагога смысло-|ц|' CTpyi ivры содержания фокусируются в точке обращения к i - сбс, но с позиции собеседника — обучаемого.

i li цовные положения данного пособия носят как научно-ме-
..... i ич кий, так и практический характер. Не претендуя на пол­
ип i v и окончательность теоретических и практических положений
inn I роенной системы методических знаний, оно, по мнению ав-
Рора, должно способствовать более четкому и содержательному
представлению методической деятельности педагога и мастера
производственного обучения.

В целом учебное пособие призвано содействовать повыше­нию методической компетентности педагогов профессиональ­ной школы.

В учебном пособии использованы материалы диссертационных исследований С. К. Завражновой и Л. В. Колясниковой, выполнен­ных под научным руководством автора.

Автор выражает особую признательность профессору B.C. Без-руковой за оказанную помощь в разработке концепции курса «Методика профессионального обучения».


Глава 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...