Методологические основы методики профессионального обучения
Стр 1 из 32Следующая ⇒ Эрганова Н. Е. Э747 Методика профессионального обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Е.Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с. ISBN 5-7695-3183-5 В учебном пособии представлена теория методического знания и методической деятельности педагога, рассматриваются основные проблемы методики профессионального обучения; методического проектирования и конструирования средств обучения, взаимосвязи и взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения, — что позволяет целостно представить современную модель методического знания. Предлагаются конкретные методические разработки и технологии конструирования различных средств обучения; предметно-знаковых систем, логических регулятивов обучающей деятельности педагогов и форм организации познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся. Для студентов профессионально-педагогических специальностей. Будет также полезно мастерам и педагогам профессиональной школы. УДК 377(075.8) ББК 74.00я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Эрганова Н.Е., 2007 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2007
Предлагаемое учебное пособие написано на основе исследования методической деятельности педагога профессиональной школы, структуры и содержания методического знания в учебных дисциплинах «Методика преподавания технических дисциплин», «Организация и методика производственного обучения» и др. Основой содержания послужил двадцатилетний опыт чтения лекций в Российском государственном профессионально-педагогическом университете студентам по образовательной программе «Профессиональное обучение», а также на ФПК преподавателям вузов и аспирантам.
В чем состоит специфика содержания методики профессионального обучения, представленного в данном пособии? Методика профессионального обучения рассматривается нами как самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии специальных средств регуляции обучающей деятельности педагога. В процессе формирования и развития профессиональных знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося. Профессионально-личностное взаимодействие преподавателя и учащихся тесно переплетается с содержа-тельно-деятельностной стороной обучения, образуя с помощью специально разработанных средств учебно-воспитательную ситуацию, оказывающую действенное влияние на результаты обучения. Средства обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей и учебной деятельности, конструируются в процессе методической деятельности педагога. Если рассматривать средства обучения не в качестве «посредников» на уроке между педагогом и содержанием обучения или между учащимся и содержанием урока, а как цель и результат, готовый «продукт», то можно абстрагироваться от их содержания. Педагог-методист, мастер производственного обучения, создавая средства обучения, работает с учебным материалом. Учебный материал — это текст в материальном плане, завершенный отрезок локальной системы знаний. Конструирование методических разработок связано с постоянным обращением к другой системе знаний — методической, к другому тексту, меняющемуся контексту, обусловливающему выявление все новых смыслов системы знаний, изучаемой на уроке.
Сущность методической деятельности заключается в самом акте творчества, в выявлении и порождении смысловых структур новых знаний и их оформлении в формы, доступные усвоению уча- ЩИМИ1 i I'l'Oi процесс духовный, он протекает в высших сферах i о -.и.Пип in 1,110га. Именно во внутренней речи педагога смысло-|ц|' CTpyi ivры содержания фокусируются в точке обращения к i - сбс, но с позиции собеседника — обучаемого. i li цовные положения данного пособия носят как научно-ме- В целом учебное пособие призвано содействовать повышению методической компетентности педагогов профессиональной школы. В учебном пособии использованы материалы диссертационных исследований С. К. Завражновой и Л. В. Колясниковой, выполненных под научным руководством автора. Автор выражает особую признательность профессору B.C. Без-руковой за оказанную помощь в разработке концепции курса «Методика профессионального обучения».
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|