Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика методики профессионального обучения как научной области педагогических знаний




Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профес­сиональной школы. Методические знания обслуживают профес-


сиональную деятельность преподавателя и мастера производствен­ного обучения, тесно связаны с приемами, методами этой дея­тельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его твор­чеством.

Какой педагог становится любимым у своих учеников? Этот вопрос постоянно задается студентам университета и учащимся профессионально-технических училищ. И все они на первое место среди качеств, которыми должен обладать педагог, ставят знание своего предмета. Однако высшее образование не обеспечивает пол­ной системы профессиональных знаний по всем профессиям. Из­вестны случаи, когда студенты на педагогической практике за­трудняются проводить занятия по специальным дисциплинам. Отсюда огромный спрос у молодых педагогов на методические разработки, в которых дается не методическая система обеспече­ния формирования новых знаний, а раскрывается готовое содер­жание учебного материала.

Очевидно, проблема состоит не в том, чтобы педагоги про­фессионального обучения изучили содержание всех технических дисциплин, включенных в учебные планы профессиональных учи­лищ, а в том, чтобы научить работать с учебным материалом, приемам и методам формирования технических знаний и профес­сиональных умений и навыков.

Часто в профессиональное училище приходит специалист вы­сокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор не­скольких изобретений, но означает ли это, что будет обеспечена плодотворная работа учащихся на уроке? Не всегда. Для организа­ции учебного процесса нужно хорошо знать не только учебный предмет, но и закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности учащихся. Соединение знания предмета со знаниями процесса обучения не происходит автоматически. Не­мало хороших инженеров, мастеров производства уходят из про­фессиональных учебных заведений из-за того, что не могут орга­низовать учебный процесс по предмету.

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического ап­парата, методы изучения практики работы пелагогов^Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении. Напри­мер, если речь идет о методике обучения электротехнике в на­чальном профессиональном образовании, то объектом методи­ческого познания является процесс обучения электротехнике, т.е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность


объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем от­личие методики от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и ме­тодической деятельности педагога-методиста. Предметом деятель­ности педагога-предметника является организация процесса обу­чения по предмету (рис. 1). Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную) деятельность учащихся на основе содер­жания и соответствующих методов обучения. Результатами обуча­ющей деятельности являются обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и про­фессиональные способности.

Преподаватель-методист организует взаимодействие деятель­ности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально раз­работанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образу­ющие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.

В центре внимания педагогики находятся диалектическое един­ство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помо­щью каких средств обучения происходит трансформация содер­жания обучения в знания и умения учащихся?

Что же является предметом познания методики профессиональ­ного обучения?Щредмет познания методики профессионального обу­чения — это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществля­ется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности уча­щихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

Содержание *-------------------- -j Преподавание

Учение * --------------------- ■ Методы обучения

Рис. 1. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения


Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся пред­метными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету — прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины. По нашему мнению (мы рассматривали этот вопрос в вводной части), знание предмета — это лишь один из факторов реализации методики обучения. Более точное разъясне­ние кроется в рассмотрении объектов познания технических наук и методики обучения. Объектами познания технических наук яв­ляются технические устройства и системы. Методика профессио­нального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания — обще­ственный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессиональ­ного обучения — закономерности методической деятельности пе­дагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения.

Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология

Немаловажную роль в развитии практики методической рабо­ты педагога и ее теоретического осмысления, обоснования играет система понятий и соотносимых с ними терминов. Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляет­ся человеком как формирование понятий и их связей. Термин — это слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие.

Как и в любой науке, в методике профессионального обуче­ния ее основные понятия служат фундаментом процесса обуче­ния предмету и в то же время являются показателем уровня ее развития. Основанное на опыте развития методики профессио­нального обучения, научное знание формируется в понятиях, в определении этих понятий по законам логики. Построение науч­ного знания всегда начинается с введения строгих и точных опре­делений.

При упорядочении понятийно-терминологического аппара­та методики профессионального обучения может быть предло­жено несколько оснований для классификации. Мы рассмотрим классификацию по источникам формирования, в со­ответствии с которой выделяются три группы понятий и терминов (рис. 2).


^_ Дидактико к........ i г и. кис понятия

(I я груши)

Источники_________ ^ Методико-ТвХКИЧС! кие понятия

формирования (2-я группа)

Методические понятия (3-я группа)

Рис. 2. Классификация методических понятий

К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Понятия и термины, применяемые методикой в преподаваемой науке, т.е. в технических науках, а также смежных с ними — физике, математике, образуют вторую группу — мето-дико-технические понятия. К третьей группе понятий относятся собственно методические понятия и термины.

Дидактико-методические понятия. Дидактико-методические по­нятия используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету, например в ди­дактике — цели обучения, развивающее обучение, в методике — цели обучения электротехнике, развитие технического мышления.

Приведем примеры дидактико-методических понятий: форми­рование технического мировоззрения учащихся; наглядность в обучении технической механики; знания учащихся по специаль­ной технологии; содержание предмета по электротехнике и т.д.

Методико-технические понятия. Вторую группу образуют мето-дико-технические, или технико-методические понятия, опираю­щиеся на техническую и технологическую терминологию. Ее со­ставляют понятия и термины преподаваемой науки — техники. Они определяют названия объектов изучения, т.е. разделов, тем или подтем уроков, либо названия технических и технологичес­ких явлений, процессов, которые входят в круг усвоения учащи­мися, и необходимы для решения научно-методических задач и развития методики профессионального обучения. Например, в дан­ную группу понятие «электрическая цепь переменного тока» вхо­дит не в качестве объекта исследования технической теории, а как методико-техническое понятие — объект познания учащими­ся, часть содержания учебного материала. Содержание этих поня­тий в методическом употреблении существенно отличается от тех­нического употребления. Термины в методическом употреблении нередко упрощаются ради повышения доступности и варьируют­ся в зависимости от уровня подготовки учащихся. При раскрытии содержания методико-технических понятий указывается на необ­ходимость отбора учебного материала и типичные методы изуче­ния данного содержания.


Методические понятия. Данные понятия подразделяются на четыре подгруппы.

1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок производственного обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение кулинарии» (дидактико-методические по­нятия), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение снятию размеров» (методические понятия).

2. Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисципли­нам. В отличие от первой подгруппы эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относят­ся, например, «технический диктант», «описание схемы соеди­нения элементов в электрических цепях», «построение чертежей деталей», «расчет режимов резания» и др.

Одни термины возникли в результате становления методической практики, например «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т.д.

3. Названия различных средств обучения техническим предме­там (сюда входят названия различных демонстрационных устройств и механизмов, печатных изданий, используемых в процессе обу­чения), например: «электромонтажная мастерская», «кабинет спе­циальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимиза­ции» и др.

4. Понятия и термины из истории методики профессионально­го обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое ко­личество понятий, уже не употребляемых в повседневной прак­тике обучения: «русская система производственного обучения», «ручной метод обработки материалов» и др.

В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих им терми­нов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструк-ционньгх картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированное™ профессиональных знаний и умений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...