Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни и формы осуществления методической деятельности




Различают два уровня описания любой деятельности: эмпири­ческий и теоретический. Нами выявлено, что не каждый препода­ватель и не сразу включается в методическую работу. Первона­чально молодого педагога захватывают процесс преподавания сво­его предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядно­сти, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность мето­дической деятельности педагога в этот период — неявный харак­тер методического компонента в общей структуре профессиональ­но-педагогической деятельности.

Осознание того, что методическая деятельность имеет каче­ственно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методиче-


ских разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподава­тель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методиче­ской работы. Результатами его методической деятельность пользу­ются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ста­вит задачи обобщения и передачи методического опыта, что пе­реводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональ­ную методическую деятельность, которая создает условия и обес­печивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-пред-метных системах регулятивных средств обучения различного на­значения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подго­товка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой систе­мы производственного обучения — моторно-тренировочной, ко­торая явилась впоследствии прототипом модульной системы про­изводственного обучения. Благодаря профессионально выполнен­ным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

Субъектами методической деятельности рассматриваемого уров­ня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для пе­дагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а явля­ется профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог — это специалист интегрального типа, орга­нически сочетающий в себе функции деятельностного (образова­тельно-воспитательного) и метадеятельностного (организацион­но-методического) характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макро­структуры учебной информации. Это учебные программы, комп­лексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, техноло­гические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы созда­ния, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспро­изводимости и продуктивны в практике обучения.



Учащийся


Социальный заказ

Экономическая ситуация Рынок труда

Образовательные программы

Средства обучения


v-^'-ri\

Педагог-методист

*• Педагог-технолог


Рис. 3. Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методи­ческой деятельности

Продуктами методической деятельности данного уровня явля­ются дидактике-методические комплексы, содержащие:

- системы обучения (в том числе системы профессионального
обучения);

- региональные стандарты; -учебные программы предметов;

- комплексы средств обучения;

- методы обучения;

- методики обучения отдельным предметам; -технологии обучения.

На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимо­связей в методической деятельности разного уровня.

Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образователь­ных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой — обеспечивать практику обучения комплексом специ­ально разработанных преподавателем учебно-программных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...