3. Организация работы. Условия реализации программы. Структура занятия. Диагностический раздел. Практический диагностический материал
3. Организация работы. Методы и формы реализации программы: 1. Индивидуальные занятия. 2. Наглядные и практические. 3. Арт-методы. 4. Игротерапия. Условия реализации программы По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 30 минут (по каждому разделу). Структура занятия. 1. Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой. 2. Введение в деятельность. Активизация познавательной деятельности. 3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания. 4. Итог. Рефлексия. Диагностический раздел При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией. Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов. Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная. Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость. Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи. Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
Практический диагностический материал Для исследования внимания. 1. Бланки «Корректурных проб». 2. Таблицы Шульте. 3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями. Для исследования восприятия. 1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения. 2. Доски Сегена разных вариантов сложности. 3. Кубики Коса. 4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать 5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей. 6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине». Для исследования мышления. 1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам. 2. Таблицы с заданиями на исключение понятия. 3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей. 4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков». 5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии». 6. Таблицы с пословицами и поговорками. 7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности. 9. Таблицы с текстами разной сложности. 10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации. 11. Таблицы с загадками. 12. Бланки со словами для исследования ассоциаций. Для исследования памяти. 1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания. 2. Бланки к методике для запоминания 10 слов. 3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов. 4. Бланки с текстами для воспроизведения. Познавательные процессы. Восприятие. Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь. Исследуются процессы: 1. Зрительно-предметного восприятия: Узнавание предметов и изображений предметов на картинке. Узнавание «зашумленных» предметных картинок. Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв. Узнавание цвета. Узнавание пальцев рук. 2. Акустического восприятия: Оценка ритмов. Воспроизведение ритмов. Узнавание шумов. 3. Кожно-кинестетического восприятия: Узнавание предмета на ощупь. Познавательные процессы. Память. Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухоречевая, двигательная, зрительно-предметная память. Познавательные процессы. Внимание. Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Речь и речевые процессы. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются импрессивная и экспрессивная речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление предложений по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|